Программа внеурочной деятельности.
рабочая программа по орксэ (3 класс)
Предварительный просмотр:
02-01
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления «Основы православной культуры»
(направление и наименование внеурочной деятельности )
Уровень общего образования (класс)
начального общего образования 3 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 33часа
Учитель: Маркарян Евгения Анатольевна
Программа разработана на основе
авторской программы И.А. Кузьмина, Л.В. Камкина «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Том 5. – М.:
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Издательский дом «Истоки», 2005).
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 классов составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Письмо Рособрнадзора 03.11.2015. № 02-501
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2012 года № 189 (санПиН 2.4.2.2821-10);
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
- Устав школы;
- Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
- Учебный план внеурочной деятельности МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2021 – 2022 учебный год;
- Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год.
- Положение МБОУ Багаевской СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цели:
- развитие у обучающихся духовно – нравственных ценностей,
- накопление социокультурного опыта,
- развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Задачи:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию.
Общая характеристика направления внеурочной деятельности:
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
В основе преподавания учебного курса «ОПК» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Место направления курса внеурочной деятельности в плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 по внеурочной деятельности предусматривает организацию внеурочной деятельности на уровне начального общего в 3 классе –34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебных недели ).
Урок, выпавший на праздничный день ( 23 февраля) не планирую. Таким образом, рабочая программа будет пройдена за 33 часа за счет уроков повторения, обобщения, закрепления, резервных уроков. Из них: линейных-16ч, нелинейных-17ч.
РАЗДЕЛ № 1
Содержание направления внеурочной деятельности
Программа курса «ОПК» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.
В третьем классе основной акцент делается на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести первоклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.
Тема «Вера» (5 ч)
ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.
ВЕРНОСТЬ — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Тема «Надежда» (3 ч)
НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.
СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ — доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Тема «Любовь» (5 ч)
ЛЮБОВЬ — сердечная привязанность. Любовь — добро. Любовь — единство. Любовь — дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ — милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев — там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
РАСКАЯНИЕ — чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
Тема «София» (3 ч)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума — беда. Где ума не хватит — спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение — труд.
ИСТИНА — неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание — плод учения, а истина — любви и правды. Мудрость и мудрецы. София — Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь — родные сестры.
Нелинейные занятия
- Районном интеллектуально – познавательном конкурсе «Покров на Дону» - 2 ч
- Областной конкурс творческих работ им. Святителя Димитрия Ростовского в рамках Димитровских чтений - 2 ч
- Конкурс детского творчества «Рождество Христово» - 2 ч
- IV епархиальный фестиваль православной культуры и творчества «Свет Рождества» - 2 ч
- Районная казачья конференция - 3 ч
- Участие в КВД «Казачьи посиделки» - 2 ч
- Участие в еженедельных общешкольных линейках - 2 ч
- Концерт ко дню Победы со встречей ветеранов ВОВ - 2 ч
Формы организации внеурочной деятельности:
художественное творчество,
социальное творчество,
экскурсии,
познавательная деятельность.
Основные виды внеурочной деятельности:
экскурсии,
посещение музеев.
РАЗДЕЛ № 2
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема внеурочного занятия | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Вводное занятие. Вера. Верность – знак веры | 1 | |||
Верность не знает мелочей. | 1 | |||
Правда – путь к истине. | 1 | |||
Правда – путь веры. | 1 | |||
Честь. Береги честь смолоду | 1 | |||
Надежда. Тщетная и твердая надежда. Согласие ума, сердца, души. | 1 | |||
Терпение и умение. Терпение и спасение. | 1 | |||
Рождество Христово – Ангел прилетел | 1 | |||
Любовь – добро, единство – дружба. Семейная любовь. | 1 | |||
Милосердие. Где гнев – там и милость. | 1 | |||
Доброта. Доброта истинная и ложная. | 1 | |||
Покаяние. Покаяние и любовь. | 1 | |||
Сад добродетелей | 1 | |||
Ум да разум. Истина. Истинный человек. | 1 | |||
Знания – плод учения. Мудрость. | 1 | |||
Премудрость. Обобщение. | 1 | |||
План мероприятий нелинейных занятий внеурочной деятельности
Направление | Название кружка | Название мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
1 четверть (4 ч) | ||||
Духовно-нравственное | ОПК | Участие в Районном интеллектуально – познавательном конкурсе «Покров на Дону» - 2 ч | октябрь | Маркарян Е.А. |
Областной конкурс творческих работ им. Святителя Димитрия Ростовского в рамках Димитровских чтений - 2 ч | октябрь | Маркарян Е.А. | ||
2 четверть (4 ч) | ||||
Духовно-нравственное | ОПК | Конкурс детского творчества «Рождество Христово» - 2 ч | декабрь | Маркарян Е.А. |
IV епархиальный фестиваль православной культуры и творчества «Свет Рождества» - 2 ч | декабрь | Маркарян Е.А. | ||
3 четверть (5 ч) | ||||
Духовно-нравственное | ОПК | Районная казачья конференция - 3 ч | февраль | Маркарян Е.А. |
Участие в КВД «Казачьи посиделки» - 2 ч | март | Маркарян Е.А. | ||
4 четверть (4 ч) | ||||
Духовно-нравственное | ОПК | Участие в еженедельных общешкольных линейках - 2 ч | апрель | Маркарян Е.А. |
Концерт ко дню Победы со встречей ветеранов ВОВ - 2 ч | май | Маркарян Е.А. | ||
Итого - 17 ч | ||||
РАЗДЕЛ №3
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:
Личностными результатами являются:
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
Метапредметными результатами являются:
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Предметными результатами являются:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения «ОПК» обучающийся должен:
знать и понимать такие нравственные понятия, как верность, правда, доброта, милосердие, терпение, послушание и любовь к ближним;
уметь различать хорошие и плохие поступки, правду и ложь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...


