Программа внеурочной деятельности.
рабочая программа по орксэ (3 класс)

Маркарян Евгения Анатольевна

Программа внеурочной деятельности 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk_3b_kl_markaryan.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

02-01

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Багаевская средняя общеобразовательная школа  №3

 

Рабочая программа  по  внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления  «Основы православной культуры»

(направление и наименование внеурочной деятельности )

Уровень общего образования (класс)

начального общего образования  3 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов:  33часа

Учитель: Маркарян Евгения Анатольевна

Программа разработана на основе

авторской программы И.А. Кузьмина, Л.В. Камкина «Истоки»  (1-4 классы) (Истоковедение. Том 5. – М.: 

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания  при наличии)

Издательский дом «Истоки», 2005).

Пояснительная записка

                    Рабочая программа  внеурочной деятельности для  3  классов  составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми  документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • Письмо Рособрнадзора  03.11.2015. № 02-501
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2012 года № 189 (санПиН 2.4.2.2821-10);
  • Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
  • Учебный план  внеурочной деятельности МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2021 – 2022 учебный год;
  • Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год.
  • Положение МБОУ Багаевской  СОШ № 3   о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Цели: 

  • развитие у обучающихся духовно – нравственных ценностей,
  • накопление социокультурного опыта,
  • развитие навыков общения, управления собственной  деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

Задачи:

  • освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
  • оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
  • личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
  • развитие мотивации к саморазвитию.

Общая характеристика направления внеурочной деятельности:

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

В основе преподавания учебного курса «ОПК» лежит идея активного образования  – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Место направления курса внеурочной деятельности в плане:

Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 по внеурочной деятельности предусматривает организацию внеурочной деятельности на уровне начального общего  в 3 классе –34 ч. (1 ч. в неделю,  34 учебных  недели ). 

Урок,  выпавший на праздничный день ( 23 февраля)  не планирую. Таким образом, рабочая программа  будет пройдена за 33 часа за  счет  уроков повторения, обобщения, закрепления, резервных уроков. Из них: линейных-16ч, нелинейных-17ч.

РАЗДЕЛ № 1

Содержание направления внеурочной деятельности

 Программа курса «ОПК» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.

В третьем классе основной акцент делается на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести первоклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.

Тема «Вера» (5 ч)

ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.

ВЕРНОСТЬ — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.

Тема «Надежда» (3 ч)

 НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.

СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие  и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

ПОСЛУШАНИЕ — доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

Тема «Любовь» (5 ч)

 ЛЮБОВЬ — сердечная привязанность. Любовь — добро. Любовь — единство. Любовь — дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ — милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев — там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

РАСКАЯНИЕ — чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.

Тема «София» (3 ч)

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума — беда. Где ума не хватит — спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение — труд.

ИСТИНА — неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание — плод учения, а истина — любви и правды. Мудрость и мудрецы. София — Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь — родные сестры.

Нелинейные занятия

  1. Районном интеллектуально – познавательном конкурсе     «Покров на Дону» -  2 ч
  2. Областной конкурс творческих работ им. Святителя Димитрия Ростовского в рамках Димитровских чтений - 2 ч
  3. Конкурс детского творчества    «Рождество Христово» - 2 ч
  4. IV епархиальный фестиваль православной культуры и творчества «Свет Рождества» - 2 ч
  5. Районная казачья конференция - 3 ч
  6. Участие в КВД «Казачьи посиделки» - 2 ч
  7. Участие в еженедельных общешкольных линейках - 2 ч
  8. Концерт ко дню Победы со встречей ветеранов ВОВ - 2 ч

Формы организации внеурочной деятельности: 

художественное творчество,

социальное творчество,

экскурсии,

познавательная деятельность.

Основные виды внеурочной деятельности:  

экскурсии,

посещение  музеев.

РАЗДЕЛ № 2

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема внеурочного занятия

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

Вводное занятие.  Вера. Верность – знак веры

1

Верность не знает мелочей.

1

  Правда – путь к истине.  

1

Правда – путь веры.

1

Честь.    Береги честь смолоду

1

Надежда.   Тщетная и твердая надежда.  Согласие ума, сердца, души.    

1

Терпение и умение.  Терпение и спасение.  

1

Рождество Христово – Ангел прилетел

1

Любовь – добро, единство – дружба.   Семейная любовь.  

1

Милосердие.   Где гнев – там и милость.  

1

Доброта.   Доброта истинная  и ложная.  

1

Покаяние.   Покаяние и любовь.  

1

Сад добродетелей

1

Ум да разум.  Истина.   Истинный человек.  

1

Знания – плод учения.  Мудрость.

1

Премудрость. Обобщение.

1

   

План мероприятий нелинейных занятий  внеурочной деятельности

Направление

Название кружка

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1 четверть (4 ч)

Духовно-нравственное

ОПК

Участие в Районном интеллектуально – познавательном конкурсе     «Покров на Дону» -  2 ч

октябрь

Маркарян Е.А.

Областной конкурс творческих работ им. Святителя Димитрия Ростовского в рамках Димитровских чтений - 2 ч

октябрь

Маркарян Е.А.

2 четверть (4 ч)

Духовно-нравственное

ОПК

Конкурс детского творчества    «Рождество Христово» - 2 ч

декабрь

Маркарян Е.А.

IV епархиальный фестиваль православной культуры и творчества «Свет Рождества» - 2 ч

декабрь

Маркарян Е.А.

3 четверть (5 ч)

Духовно-нравственное

ОПК

Районная казачья конференция - 3 ч

февраль

Маркарян Е.А.

Участие в КВД «Казачьи посиделки» - 2 ч

март

Маркарян Е.А.

4 четверть (4 ч)

Духовно-нравственное

ОПК

Участие в еженедельных общешкольных линейках - 2 ч

апрель

Маркарян Е.А.

Концерт ко дню Победы со встречей ветеранов ВОВ - 2 ч

май

Маркарян Е.А.

Итого - 17 ч

РАЗДЕЛ №3

Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:

Личностными результатами  являются:

- развитие коммуникативных умений;

- развитие управленческих способностей;

Метапредметными результатами  являются:

- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;

- создание условий для  успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Предметными результатами  являются:

- овладение  предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;

- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;

- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения  «ОПК» обучающийся должен:

знать  и понимать такие нравственные понятия, как верность, правда, доброта, милосердие, терпение, послушание и любовь к ближним;

уметь различать хорошие и плохие поступки, правду и ложь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...