РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «по основам безопасного поведения» 2 класс (УМК «Школа России»)
рабочая программа по обж (2 класс) по теме

Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.

Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.

Уровень базовый.

Срок реализации 2013-2014 учебный год.

Учитель: Кавылина Надежда Васильевна

Программа составлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы  Автор программы - Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т.Смирнов, М.В. Маслов     - М.: «Просвещение» 2006г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_bezopasnogo_povedeniya_.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа »

РАССМОТРЕНО                

на заседании ШМО

учителей начальных классов

________________

        ФИО

Протокол

от «__» _______2013 г.

№ _____

СОГЛАСОВАНО

заместитель

директора по УВР

_______________

ФИО

«  »_____2013г.

УТВЕРЖДЕНО

приказ №

от «  » ____ 2013г.

директор

_____________

              ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному курсу

«по основам безопасного поведения»

 2 класс

(УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 2 класс.

Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.

Уровень базовый.

Срок реализации 2013-2014 учебный год.

Учитель: Кавылина Надежда Васильевна

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы  Автор программы - Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т.Смирнов, М.В. Маслов     - М.: «Просвещение» 2006г.

с. Новообинцево


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

1.Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на расширение  интегративных возможностей  базового курса, на использование полученных  знаний в практической деятельности, на развитие способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде.

2.Кому адресована программа.

   Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» адресован учащимся вторых  классов  четырёхлетней начальной школы.

3.Соответствие государственному образовательному стандарту.

Рабочая программа по основам безопасности  жизнедеятельности создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программой «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 классы». Автор программы - Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т.Смирнов, М.В. Маслов     - М.: «Просвещение» 2006г.

Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями:

  • Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1-2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение;             
  • Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.

На изучение учебного предмета «Основы безопасности поведеня» во 2 классе отводится:

  • количество часов в год – 34;
  •  количество часов в неделю – 1;
  • количество часов в 1-й четверти – 9;
  • количество часов во 2-й четверти – 7;
  • количество часов в 3-й четверти – 9;
  • количество часов в 4-й четверти – 8;

   Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

4.Цели программы.

Реализация программы преследует следующие цели:

  • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
  • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

5. Задачи программы.

    Главными задачами обучения по данной программе являются:

  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

6. Общая характеристика учебного предмета.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  • работа с дидактическим  материалом (в  игровой форме);
  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.

7. Методы обучения.

  При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными книжками-тетрадями.

8. Формы организации учебного процесса.

   Формы организации учебного процесса: индивидуальные,  групповые; индивидуально-групповые,  фронтальные,  практикумы.

9. Форма текущего контроля.

Формы контроля ЗУН: беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум, тестирование.

10. Требования к уровню подготовки.

К концу обучения во 2  классе учащиеся должны знать:                                                              

  • Чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
  • Правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
  • Правила безопасного поведения в лесу, в поле;
  • Возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
  • Ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
  • От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни.
  • Избыточный вес;
  • Травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
  • Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
  • Как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

                                                                                     

11.  Содержание программы учебного курса.

  1. класс (34 ч)

I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1.Чрезвычайные ситуации

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»

П. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

  1. Болезни, их причины и связь с образом   жизни.

Отчего зависит наше здоровье. Как живёт наш организм, из чего состоит  тело человека.

Наши органы: головной мозг: нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.

Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.

Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

  1. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

Ш. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

3.1. Безопасное поведение на воде

Чем опасны водоёмы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоёмов.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

Уроки плавания:

  • подготовительные упражнения для освоения в воде;
  • техника спортивного плавания «кроль на груди».

3.2. Безопасное поведение  на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма.  Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.

Опасные ситуации в природе: дождь, снегопад, гроза и др. Ориентирование. Правила поведения.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

3.3. Безопасное поведение на дорогах

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрёстки. Сигналы светофора и регулировщика.

Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

 Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

12. Формы и средства контроля.

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования. 

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: фронтальный, индивидуальный, тестовый, практическая работа.

13. Перечень учебно-методических средств обучения.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Учебно-методические комплекты по основам безопасности жизнедеятельности  для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради).

Печатные пособия

1.Таблицы к основным разделам, содержащимся  в программе по ОБЖ.

2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой определённой в программе.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

Технические средства обучения

  1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  2. Экспозиционный экран.
  3. Персональный компьютер.
  4. Образовательные ресурсы (диски).

Демонстрационные пособия

  1. Объекты, предназначенные для демонстрации.
  2. Наглядные пособия для изучения.

Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

14. Список литературы.

  1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/под ред. А. Т. Смирнова.— М.: Просвещение: Рилионт, 2008.
  2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 2007.
  3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1 — 2 кл. В 2 ч. Ч. 1/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.— М.: Просвещение, 2005.
  4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1 — 2 кл. В 2 ч. Ч. 2/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.— М.: Просвещение, 2005.
  5. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»: 1—4 кл.: (Иллюстративный материал)/под ред. А. Т. Смирнова.— 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя).— М.: Просвещение: Рилионт, 2008.
  6. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя/И. К. Топоров.— М.: Просвещение, 2009.
  7. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»//Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание.— М., 1998—2002.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика основной деятельности  учащихся

Вид контроля. Измерители.

Требования

к уровню подготовки
обучающихся

(результат)

    план

   факт

Защита человека в чрезвычайных ситуациях. (5 часов)

1.1. Чрезвычайные ситуации

1

Какими бывают чрезвычайные ситуации.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

Знать: виды ЧС, основы безопасности, понятия «катастрофы и аварии», «стихийные бедствия»

Уметь: применять в жизни правильные действия в ЧС

2

           

Чрезвычайные ситуации

природного происхождения.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

3

Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

4

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

 Сигнал «Внимание всем!».

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

Знать: о городской службе спасения; иметь понятие об МЧС;

Уметь: преодолевать страх в ЧС

5

Что необходимо сделать по

сигналу «Внимание всем!». Практическая работа:

 Сигнал «Внимание всем!»

1

Комбини

рованный

Индивидуальная Фронтальная

Фронтальная беседа

Текущий

П. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской  помощи  (8 часов)

2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни.

6

От чего зависит наше здоровье.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

Знать: отчего зависит наше здоровье, значение различных медицинских терминов;

Уметь: использовать полученные знания в жизни.

7

Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Групповая

Фронтальная беседа

8

Наши органы: головной мозг,

глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы;

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Групповая

Фронтальная беседа

Текущий

9

Сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Групповая

Фронтальная беседа

10

10н

Органы дыхания.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Групповая

Фронтальная беседа

11

11н

Болезни их возможные причины.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

Знать: причины различных заболеваний, пути передачи, заражения; о факторах влияющих на здоровье,

 Уметь: оказывать первую помощь при травмировании; использовать полученные знания  в жизни.

12

12н

Пути передачи инфекционных заболеваний.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

13

13н

Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

Практическая работа:

Оказание первой помощи при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или

обморожении.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная беседа

Индивидуальный

2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами 2ч

14

14н

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

Знать: признаки и причины отравления;

Уметь: распознавать отравление, оказывать первую помощь;

15

15н

Первая помощь при отравлении грибами.

Практическая работа: Распознавание  отравлений и оказание первой помощи при отравлении грибами.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Парная

Фронтальная беседа

Ш.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 6ч

16

16н

Чем опасны водоемы зимой.

Практическая работа:

Правильный переход водоема по льду.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Парная

Фронтальная беседа

Текущий

Знать: опасности зимнего водоёма, меры предосторожности

Уметь: правильно переходить водоём по льду

17

17н

Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Парная

Фронтальная беседа

18

18н

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

Знать: правила поведения на пляже, меры предосторожности на различных видах пляжей;

Уметь: плавать спортивной техникой «кроль на груди»;

19

19н

Правила поведения на пляже. Практическая работа: 

Правильное поведение на пляже.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

Текущий

20

20н

Уроки плавания:

 Подготовительные упражнения

для освоения в воде.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

21

21н

Техника спортивного плавания «кроль на груди».

Практическая работа: 

Плавание техникой  

плавания «Кроль на груди».

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная беседа

Текущий

3.2. Безопасное поведение на природе.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. 8ч

22

22н

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

Текущий

Знать: правила безопасности в лесу, в поле, у водоема;

Уметь: ориентироваться в лесу, применять в жизни полученные знания;

23

23н

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Парная

Фронтальная беседа

Текущий

24

24н

Как ориентироваться в лесу

Практическая работа:  Ориентирование в лесу.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Парная

Фронтальная беседа

Текущий

25

25н

Как вести себя на реке зимой.

Практическая работа:

 Умение вести себя на реке зимой.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

26

26н

Опасные ситуации в природе:

дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная беседа

27

27н

Ориентирование.

Правила поведения.

Комбини

рованный

Фронтальная

Парная

Фронтальная беседа

Текущий

28

28н

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Парная

Фронтальная беседа

Знать: виды грибов, опасных насекомых и животных;

Уметь: оказывать первую помощь при отравлении грибами, при укусах насекомых или животных

29

29н

Опасные насекомые и животные. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защит от них. Практическая работа.

 Правильное поведение при

встрече с опасными животными и насекомыми, защита от них.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Фронтальная беседа

3.3. Безопасное поведение на дорогах. 5ч

30

30н

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная беседа

Знать: основные правила перехода дорог, её элементы, правила высадки пассажиров, меры предосторожности в игре вблизи проезжей части;

Уметь: использовать полученные знания в целях личной безопасности, реагировать на предупредительные сигналы водителей, регулировщиков.

31

31н

Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная беседа

32

32н

Правила перехода дорог

при высадке из транспортного средства.

1.

Комбини

рованный

Фронтальная

Парная

Фронтальная беседа

Текущий

33

33н

Обязанности пассажира.

Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная беседа

34

34н

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Где можно и где нельзя играть

1

Комбини

рованный

Фронтальная

Парная

Фронтальная беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" на основе фгос. 2 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа по русскому языку включает в себя поянительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД). УМК "Школа России" , Канакина, Горецкий....

Рабочая программа по предмету "Математика" на основе ФГОС. 2 класс. УМК "Школа России".

Рабочая прогамма содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 2 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" на основе ФГОС. 2 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" на основе ФГОС. 2 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....