Программа "Дошкольник - в безопасной среде"
рабочая программа по обж на тему

Шилкина Татьяна Анатольевна

Программа приобщает к правилам безопасного поведения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolnik_-_v_bezopasnoy_srede.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Дошкольник – в безопасной среде»

                                                                                                     Возраст детей : от 3 до 7 лет

                                                                     Составитель : Шилкина Татьяна Анатольевна,

                                                                           воспитатель ГБУ КО «Мещовский СРЦН»,

                                                                             первая квалификационная категория;

                                                                           

                                                                                         

                                                               

                                                                               

2014 год

2

Пояснительная записка

    Формирование безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

 Усвоение социальной действительности ребенком – процесс , во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими , учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

          В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идёт процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения.

   Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется актуальной, послужила основание для выбора данной темы.

             Программа помогает ребёнку научиться оценивать ситуацию с точки зрения «опасно-неопасно», овладеть способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Цели :

  • Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
  • Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
  • Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи :

  • Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
  • Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
  • Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  • Формировать знания о правилах поведения на улице, дороге, дома.
  •   Развивать основы экологической культуры и становление бережного отношения к природе.
  • Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка-дошкольника.

3

             Условия реализации программы :

                         а) место проведения основных мероприятий : ГБУ КО «Мещовский         СРЦН»;

                          б) кадровое обеспечение : специалисты центра;

                          в) сроки реализации : программа рассчитана на 9 месяцев;

                          г) количество участников группы : группа дошкольников из 10 человек;

                          д) финансовое обеспечение : бюджет учреждения и дополнительно привлеченные средства ( пожертвования, спонсорская помощь). 

Формы работы :

- занятия,

- игры-занятия,

- беседы,

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций по теме,

- наблюдения,

 - экскурсии,

- сюжетно-ролевые игры,

- настольные, дидактические, подвижные игры,

- просмотр мультфильмов,

- трудовая деятельность,

- продуктивная деятельность,

- отгадывание загадок и т.д.

                                   Содержание занятий с воспитанниками

              месяц

                                      тема занятий

Январь

«Огонь друг или враг»

Февраль

«Как мы устроены ?»

Март

«Путешествие в страну Здоровья»

Апрель

«Красивые, но ядовитые»

май

«Мы помощники»

сентябрь

«Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП»

Октябрь

«В мире опасных предметов и приборов»

Ноябрь

«Один на улице и дома»

декабрь

«Знатоки правил безопасности» ( подведение итогов работы по программе)

 

4

ЯНВАРЬ

Огонь друг или враг

Цель : - формировать представление о поведении при угрозе пожара;

            - знакомить детей с огнем и его свойствами;

            - воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;

            - обсудить формы безопасного поведения.

  1. Занятие –путешествие «Юные пожарные спешат на помощь»
  2. Беседы «Чтобы не было беды», «Опасные хлопушки» и др.
  3. «Когда зажигается ёлка» ( ТБ и её строгое соблюдение).
  4. Чтение С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Е.Хоринский «Спичка-невеличка»,И.Демьянова «Колобок – чёрный бок», Е.Пермяк «Как человек с огнем дружил», Л.Толстой «Пожарные собаки», Т.Фетисова «Куда спешат пожарные машины ?», О.Сенатович «Осенний пожар».
  5. Экскурсия по центру. Знакомство с уголком противопожарной безопасности.
  6. Дидактические игры : «Холодные – горячие предметы», «Собери картинку», « Какие из перечисленных действий могут привести к пожару ?»
  7. Викторина «Пожарным можешь ты не быть»
  8. Продуктивная деятельность.
  9. Тематическое раскрашивание.
  10. Целевая прогулка по улице.

ФЕВРАЛЬ

Как мы устроены

Цель : - уточнить и закрепить знания детей о внешнем строении человеческого тела;

           - дать понятие о назначении и важности органов чувств;

           - привитие навыков личной гигиены;

           - формирование умения самостоятельно содержать в чистоте свое тело, одежду, мыть руки перед едой, после прогулки, по мере загрязнения.

  1. Наблюдение – «Рассматривание себя в зеркало».
  2. Беседы «Как работает мой организм», «Чтобы быть здоровым – надо быть чистым» , «Кожа – одежда человека».
  3. День красивой осанки.
  4. Дидактические игры «Видим, слышим, ощущаем», «Узнай движение».
  5. Физкультминутки в быстром темпе.
  6. Гимнастика для глаз.
  7. Релакционная пауза под музыку.

5

  1. Чтение «Дремота и зевота» С.Маршака, В. Бондаренко «Язык и уши», Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра», « Моё тело» Пиль, «Как мы устроены» Э.Дами, К.Чуковский «Федорино горе».
  2. Продуктивная деятельность.
  3. Тематическое рисование.

МАРТ

Путешествие в страну Здоровья

Цель : - закреплять элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании;

           - учить заботиться о своём здоровье;

           - обсудить последствия невыполнения гигиенических процедур;

           - формировать представления о правилах безопасного поведения, желание соблюдать порядок в доме.

  1. Беседы «Если хочешь быть здоров», «Если, что у вас болит вам поможет Айболит», «Мой режим дня».
  2. Подвижные игры «Третий-лишний», «Где мы были , мы не скажем, а что делами – покажем», «Сбей кеглю», «Попади в цель».
  3. Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Помоги Айболиту собрать медицинский чемоданчик».
  4. Наводим порядок в игровом уголке.
  5. Экскурсия в медицинский кабинет.
  6. Чтение «Уроки Мойдодыра» Зайцев, «Я расту» А.Барто, «Про Мимозу» С.Михалков.
  7. Тематическое раскрашивание.
  8. Продуктивная деятельность.

АПРЕЛЬ

Красивые, но ядовитые

Цель : - учить отличать ядовитые растения от лекарственных,

            - познакомить с некоторыми лекарственными растениями, правилами их сбора и хранения;

            - воспитывать любовь и бережное отношение к природе , её дарам.

6

  1. Беседа «Опасность вокруг нас», «Аптека под ногами», «Что мы знаем о грибах».
  2. Дидактические игры : «Что лишнее ?», «Какого растения не стало ?» и др.
  3. Подвижная игра «Съедобное – несъедобное»
  4. Чтение «Зеленая аптека» П.А.Синявский.
  5. Загадки о лекарственных растениях, грибах.
  6. Продуктивная деятельность.
  7. Тематическое раскрашивание и рисование.

МАЙ

Мы помощники

Цель : - приобщать детей к посильной трудовой деятельности, формировать экологически правильное поведение;

           - воспитывать умение трудиться сообща, помогать товарищам, ответственно выполнять порученное дело;

            - закреплять навыки работы с садово-огородным инвентарём.

  1. Работа в цветнике ( посев семян, высадка рассады, рыхление почвы, полив).
  2. Разучивание пословиц и поговорок о труде.
  3. Игровое упражнение «Петрушка идёт трудиться».
  4. Разучивание песни «Антошка» ( сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского)
  5. Продуктивная деятельность : вырезание из цветной бумаги, аппликация «Клумба».
  6. Ритмическая гимнастика «Мы помощники».
  7. Игровое упражнение «Наша грядка».
  8. Настольно-печатные игры.
  9. Целевая прогулка.
  10.  Тематическое рисование : «Краски на клумбах», «Травка-муравка»
  11. Дидактические игры : «Собери цветок», «Посадим цветы на клумбу», «Расти, цветок, расцветай» и др.
  12.  Загадки о растениях.
  13.  Чтение Ю.Тувим «Овощи», рассказы М.М.Пришвина, Соколова-Микитова.
  14.  Техника безопасности при работе с садово-огородным инвентарём.

СЕНТЯБРЬ

Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП

7

Цели : -  познакомить с основными правилами поведения на улице, разъяснить важность их выполнения;

           - формировать понимание о необходимости быть дисциплинированным и внимательным при переходе через улицу;

            - развитие наблюдательности и внимания.

  1. Беседы : «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».
  2. Дидактические игры : «Светофор», «Можно-нельзя, правильно-неправильно» и др.
  3. Тематическое раскрашивание.
  4. Творческая игра «Движется – не движется».
  5. Чтение С.Михалков «Светофор», «Дядя Стёпа», «Скверная история», С.Маршак «В снег и дождь», А.Северный «Три чудесных цвета».
  6. Продуктивная деятельность : аппликация «Светофор».
  7. Целевая прогулка по улице.
  8. Подвижные игры на прогулке : «Разноцветные автомобили», «Светофор», «Воробушки и автомобили».
  9. Загадки о транспорте, правилах дорожного движения.
  10.  Викторина «Вопросы дядюшки Светофора» ( Воронова Е.А. «Красный, желтый, зелёный» Ростов –на –Дону, 2006, с.76)

ОКТЯБРЬ

В мире опасных предметов и приборов

Цель : - формировать представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть,

           - уточнить представления об острых, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев;

           - расширять представление о правилах безопасного поведения.

  1. Беседа с рассматривание картинок «В мире опасных предметов и приборов», «Если ты один дома»  и др.
  2. Познавательная игра «Электроприборы в нашем доме».
  3. Загадки о кухонных принадлежностях и приборах ( нож, тёрка, чайник, кастрюля, стеклянная посуда).
  4. Дидактические игры : «Раз, два, три, что может быть опасно найди», «Туалетные принадлежности», «Острые предметы» и др.
  5. Тематическое рисование.
  6. Экскурсия на кухню центра.

8

  1. Продуктивная деятельность : «Я иголки не боюсь» ( собираем бусы).
  2. Чтение Е.Казакова «Чик-чик ножницами», стихотворение «Не мешайте мне трудиться» и др.
  3. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

НОЯБРЬ

Один на улице и дома

Цели : - расширять знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

           - научить ребёнка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого человека, чтобы окружающим было понятно, что над ним совершается насилие, что это не детские капризы.

  1. Беседа  : «Родные и близкие, знакомые и незнакомые», «Если чужой приходит в дом», «Служба 02», «Что делать если ты потерялся ?».
  2. Чтение «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Приключения Буратино», «Три поросенка».
  3. Беседа-общение : «Ты остался дома один, а в дверь постучали».
  4.  Игра «Свой, чужой, знакомый»
  5. Подвижные игры : «Гуси-гуси», «Мы медведя испугались», «Волк во рву», «Охотники и зайцы».
  6. Тематическое рисование.
  7. Продуктивная деятельность : «Какого цвета зло ?»

ДЕКАБРЬ

Знатоки правил безопасности

Цели : - закреплять бережное отношение к здоровью,

           - воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

1. Экскурсия «Опасности нашего двора»

2. Общение-размышление «Можно ли гулять по городу одному»

3. Рисование на тему : «Осторожно, опасность !»

4. Дидактическая игра «Так и не так», «Опиши свою(своего) маму(папу)».

9

5. Целевые прогулки.

6. Продуктивная деятельность.

7. Техника безопасности при работе с разными материалами и инструментами.

8. Занятие по теме : «Быть примерным пешеходом».

9. Подвижные игры : «Лиса в курятнике», «Кот и лиса».

10. Чтение С.Михалков «Моя улица», О.Бедарева «Если бы…»

 

Ожидаемые результаты после реализации программы

- развивается личность ребёнка;

- приобщение к правилам безопасного поведения для человека;

- развитие трудовой деятельности и навыков самообслуживания;

- формирование первичных представлений о труде взрослых;

- соблюдение правил поведения со взрослыми и сверстниками;

- умение контролировать своё поведение;

- ребёнок научится бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано;

- целенаправленно организована досуговая деятельность воспитанников.

Организация контроля за выполнением программы :

  администрация ГБУ КО «Мещовский СРЦН»

Литература

  1. «Основа безопасного поведения дошкольников» , Чермашенцева О.В.,Волгоград, 2010
  2. Журнал «Мурзилка».
  3. «Твоя безопасность . Как себя вести дома и на улице», К.Ю. Белая и др. , «Просвещение», 1998
  4. «Современные образовательные технологии», Г.К.Селевко, Народное образование, 1998 г.
  5. «Учите детей трудиться», Г.С.Буре, Г.Н.Година, Просвещение, 1983 г.  и др.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Безопасная среда"

Данный материал может быть использован при создания программы по внеурочной деятельности "Безопасная среда" или "ОБЖ" в начальной школе...

Презентация по в/д "Безопасная среда"

Данный материал может быть использован как на внеурочной деятельности, так на уроках окр. мира....

Безопасная среда

Подборка классных часов, занятий по профилактике ДТП и несчастных случаев...

Работа с родителями по формированию безопасной среды

Разработки памяток, бесед,родительских собраний по организации безопасной среды...

Итоговое занятие блока "Безопасная среда" "Лето красное - лето безопасное"

Цель: создать условия для расширения имеющихся знаний у обучающихся по основам безопасного отдыха в летний период, а также действиям при возникновении или угрозе возникновения экстренных ситуаций...

Учимся создавать безопасную среду: профилактика семейного насилия над детьми

В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем асоциального детства. Между тем эти проблемы являются следствием гораздо более глубинных для на...

Районное комплексное мероприятие «Я и пожарная безопасность» среди учащихся четвёртых классов образовательных учреждений Псковской области

Работа дружины юных пожарныхМОУ «Лычёвской средней школы имени М.К. Кузьмина» Великолукского района, Псковской области по пожарной, электробезопасности и безопасности на водных объектах...