Работа с родителями по формированию безопасной среды
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сергеева Ирина Васильевна

Разработки памяток, бесед,родительских собраний по организации безопасной среды 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx57.46 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С

РОДИТЕЛЯМИ.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил безопасности.

Запомните: в начальной школе ваш ребенок должен хорошо знать и соблюдать следующие правила:

  •  Играть только в стороне от дороги.
  •  Переходить проезжую часть, не спеша и только по пешеходному переходу.
  •  Не пересекать путь приближающемуся транспорту.
  •  Опасаться стоящего транспорта (за ним может быть скрыта движущаяся машина).
  •  Входить и выходить из любого транспорта только при полной его остановке.
  •  Выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару.
  •  При переходе улицы на разрешающий сигнал светофора необходимо уступить дорогу машинам с включенным проблесковым маячком и звуковым сигналом и всем водителям-нарушителям.

При переходе проезжей части дороги обязательно:

  • Вначале найти безопасное место для перехода. (Именно найти, ведь не всегда рядом оказывается переход. Это место должно быть как можно дальше от машин и других помех обзору.)
  • Остановиться на тротуаре возле обочины. (Обязательно остановиться! Всегда нужна остановка. Не следует выходить или выбегать на дорогу с ходу.)
  • Осмотреться и прислушаться - нет ли машин (осмотреться -значит, с поворотом головы и вправо, и влево; прислушаться - значит, выбросить все посторонние мысли из головы и помнить, что машину, может, пока не видно), и если видна приближающаяся машина, -дать ей проехать. Снова посмотреть по сторонам.
  • Если поблизости нет машин - можно переходить дорогу, и только под прямым углом к тротуару.
  • Продолжать внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдешь дорогу.

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Дорогие родители!

Первого сентября ваш ребенок пошел в школу. Кто-то в первый раз в первый класс, кто-то во второй, третий, четвёртый раз пошел по привычному маршруту «дом - школа». Давайте договоримся: этот маршрут должен быть не обязательно самым коротким, не обязательно самым быстрым, но обязательно -самым безопасным для вашего ребенка.

Ваша задача - вместе с ребенком пройти путь от дома до школы, посмотреть на него с точки зрения безопасности и составить на бумаге схему рекомендуемого маршрута и описания к ней.

И сделать его безопасным можете только вы, папы и мамы, бабушки и дедушки.

А вы сами знаете, как подразделяются улицы в соответствии с их протяженностью, шириной, интенсивностью движения? Какие в связи с особенностями улиц непредвиденные ситуации могут возникнуть и как их избежать?

Вы вышли из дома. Ваш подъезд находится внутри двора? Или выходит на проезжую часть дороги? Двор заполнен машинами? Обратите внимание ребенка на это обстоятельство.

Значит, от самого порога необходима повышенная осторожность.

И так шаг за шагом проследуйте по маршруту, объясняя сыну или дочке сложность пути.

И чем младше по возрасту ребенок, тем конкретнее должны быть примеры, ситуации, которые вы обсуждаете вместе с ним. Только активное участие ваших детей в конструировании маршрута заложит в них крепкое знание и принесет максимальную отдачу.

Школа от вашего дома далеко. Приходится несколько остановок проезжать наземным транспортом. Как вести себя при посадке, к примеру, в автобус? Как переходить улицу, выйдя из него? Обговорите со своим школьником эту ситуацию. Нанесите остановку на «семейный» план. Часть его пути пролегает по дворам, между домами? И в этом случае не расслабляйтесь! Беспечность во дворе тоже опасна!

Обсудите это с вашими первоклашками, напомните второклассникам и третьеклассникам, что сейчас во дворах тоже много машин. Из-за стоящей может выехать и набрать скорость другая. Или какой-то автомобиль вдруг въедет во двор с проезжей части дороги, со стороны улицы. Если вы идете между домами-пятиэтажками, машина может выскочить между ними, если проходите мимо многоэтажных домов старой застройки, неожиданностей надо ждать от въездных арок...

Не пропускайте такие особенности маршрута ваших сына или дочки! Наносите их на свой план. И обязательно предварительно обсудите с детьми! Улица полна неожиданностей - как самая большая, широкая, с интенсивным движением, так и самая маленькая, узкая, на которой в день проходит с десяток машин.

Очень важный момент: выбирая с ребенком маршрут следования из дома к месту назначения, обязательно обговаривайте направления, по которым ему идти нельзя ни в коем случае. Подробно разберите, и уж никогда, даже если опаздываете, а «опасный» путь короче, не нарушайте принятого решения. Ребенок должен привыкнуть: это - табу, запрет.

Только запрет нарушите вы, ваша маленькая «обезьянка» сделает то же самое без вас.

Никого не удивляет, что таблицу умножения мы учим наизусть. Она необходима каждому человеку всю его жизнь и каждый день. Точно так же вместе с ребенком нужно выучить и применять каждый день схемы безопасного маршрута «дом - школа - дом», «дом - любое место, которое посещает ребенок, - дом».

Только постоянное, конкретное, систематическое воспитание безопасного поведения на дороге вырабатывает у ребенка культуру этого поведения.

И еще одна существенная рекомендация. По планам, продуманным, нарисованным, созданным в вашей семье, должен пройти классный урок безопасности. Сделать такую схему нужно точно к определенному сроку, чтобы на этом уроке они были у всех детей. Иначе тем ученикам, кто окажется без своего плана, будет очень обидно. Они не смогут принять участие в общем разговоре.

Поверьте, в любом случае ваше участие, ваши совместные с ребенком усилия по составлению схемы самого безопасного маршрута из дома в школу станут лучшим доказательством важности этого дела и вашей любви к вашему ребенку. Еще одним - и немаловажным доказательством.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

При современных скоростях движения автомобилей и городского электротранспорта большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов (взрослых и детей). Эти происшествия сопровождаются травмами, а иногда приводят к тяжким трагическим последствиям.

Регулярно повторяйте детям следующие установки:

  •  перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе: «Будь осторожен»;
  •  никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу;
  •  перед тем как выйти на проезжую часть, убедитесь, что слева, справа и сзади, если это перекресток, нет приближающегося транспорта;
  •  выйдя из автобуса, троллейбуса и трамвая, не обходи его спереди или сзади
  •  подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу, если нет пешеходного перехода. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не может мгновенно остановить автомобиль;
  •  не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде, самокате, санках;
  •  не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Для игр есть двор, детская площадка или стадион;
  •  переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;
  •  никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;
  •  когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны».
  •  Не запугивайте детей опасностями на улицах дорогах. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность. Школьники должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке.
  •  Используйте побудительные мотивы безопасного поведения:
  •  нежелание ребенка огорчать родителей неправильными действиями;
  •  осознание возможных последствий неправильного поведения, которое может приводить к несчастным случаям и авариям.

Сами знайте и выполняйте правила движения, будьте для детей примером дисциплинированности на улице.

Анкета для родителей

(нужное подчеркнуть)

  1.  Имеется ли в семье свой личный транспорт? (Да, нет)
  2.  Есть ли в семье водители-профессионалы? (Да, нет)
  3.  Какого возраста дети в семье?
  4.  Где вы узнаете о дорожных происшествиях с детьми?
  •  На собрании в детском саду, школе.
  •  Из разговоров.
  •  По телевидению, радио, в печати.
  1.  Как ваш ребенок знает правила дорожного движения?
  •  Считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».
  1.  Как часто ваш ребенок гуляет по улице?
  2.  Кто научил ребенка соблюдать правила дорожного движения?
  •  Детский сад.
  •  Школа.
  •  Сами родители.
  •  Бабушка, дедушка.
  1.  Как часто вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила?
  •  Ежедневно.
  •  Иногда.
  •  Очень редко.
  •  Не говорим на эту тему.
  •  Другие ответы.
  1.  Ваш ребенок стал первоклассником. Что вы сделали для того, чтобы ваш первоклассник правильно переходил дорогу?
  •  Показали самый короткий и безопасный путь от дома до школы.
  •  Несколько раз прошли по этому пути с ребенком, показав, как правильно переходить дорогу.
  •  Другие меры (указать).
  1. Соблюдаете ли вы сами правила дорожного движения?
  •  Всегда соблюдаю.
  •  Не всегда.
  •  Не соблюдаю.
  1.  Нарушаете ли вы правила, когда идете вместе с ребенком?
  •  Нет.
  •  Иногда бывает.
  •  Не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.
  1. Как реагирует на ваши нарушения ребенок?
  •  Никак не реагирует.
  •  Говорит, что мы идем неправильно.
  •  Требует, чтобы мы шли правильно.

Анкетирования родителей

«Безопасность вашего ребенка на дороге».

Вопрос 1. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами дорожного движения?

Вопрос 2. С какого возраста Вы стали знакомить его сними?

Вопрос 3. Показывали ли Вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в школу и обратно?

Вопрос 4. Какова роль семьи в воспитании безопасного поведения детей на дороге? Или этим должна заниматься школа?

Вопрос 5. Можете ли Вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил дорожного движения?

Вопрос 6. Бывает иногда так, что ваш ребенок «преподает вам урок безопасного поведения на дороге?

ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА (Вклеивается в дневник)

  1.  Ходите только по тротуару.
  2.  Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет — на перекрестках по линии тротуаров.
  3.  Для того чтобы перейти улицу, вначале посмотрите налево, а дойдя до середины — направо.
  4.  Переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
  5.  Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
  6.  Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы.
  7.  Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается с 14 лет.
  8.  Соблюдайте правила пользования общественным городским транспортом.
  9.  Соблюдайте правила дорожного движения сами и помогайте в этом своим родным и близким.

РОДИТЕЛИ - ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ.

План родительского собрания.

  1.  Провести анкетирование родителей в соответствии с анкетой «Примерный ли вы пешеход?» и прослушать запись беседы педагога с детьми по безопасности дорожного движения.
  2.  Показать видеоряд дорожно-транспортных происшествий или подборку фотоматериалов (слайдов), видеофильм «Безопасность пешеходов».
  1.  Провести беседу о последствиях ДТП с детьми, их причинах, способах предотвращения и ответственности родителей за формирование знаний и навыков безопасного поведения на дороге у собственных детей.
  2.  Демонстрация фотографий с нарушениями пешеходами ПДД и их обсуждение.
  3.  Ознакомить родителей с памяткой по безопасности дорожного движения (возможно их распространение).
  4.  Ознакомить с выставками плакатов, рисунков, поделок, литературы по ПДД.
  5.  Предложить подборку игр, способствующих закреплению знаний, умений и навыков безопасного поведения детей на дороге, а для семей, имеющих компьютер, - электронное учебное пособие «Правила перехода улиц и дорог».

Родительское собрание.

«Родители - за безопасность движения!».

  1.  Анкетирование родителей.
  2.  Послушать запись беседы педагога с детьми по безопасности дорожного движения.
  3.  Выступление работника ГИБДД.

Информация о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей, о причинах ДТП. Показ видеоряда или слайдов о дорожно-транспортных происшествиях. (Психологи отмечают, что просмотр шокирующих кадров заставляет водителей серьезно задуматься о соблюдении ПДД, чем, если бы это была просто беседа).

  1.  Круглый стол «Проблемы и решения».
  1.  Как выбрать безопасный маршрут в школу?
  2.  Как сделать с детьми вкладыш со схемой безопасного маршрута?
  3.  Что и как необходимо рассказать детям, чтобы избежать ДТП?
  1.  Ознакомить родителей с памяткой по безопасности дорожного движения.

Взрослые - наглядный пример и образец поведения на дорогах. Известно, что условие правил безопасности движения ребенком зависит от такого фактора, как личный пример старших. Любой разговор с ребенком о том, на какой сигнал светофора следует переходить улицу, теряет всякий смысл при виде перебегающих «на красный свет» родителей. Авторитет всегда весомее всяких слов. Ваш личный пример поведения станет нормой поведения для ваших детей.

  1.  Консультация для родителей «Добрый закон дороги».

«Улица не двор, всем простор», - говаривали в старину. Да, эта поговорка теперь уже устарела. Тесно стало на улице из-за многочисленных машин. И пешеход чувствует себя во дворе свободнее, чем на улице, где его на каждом шагу ждут всяческие опасности. Ребенку, если он не знаком с Правилами дорожного движения, жизнь улицы покажется шумной и хаотичной. Но очень скоро (с вашей помощью) он научится разбираться во всем, что происходит вокруг. Если понаблюдать за движением внимательно, нетрудно заметить, что автомобили по улице идут в сторону в соответствии с правилами, о которых ребенок пока еще мало знает. Можно найти множество примеров, подтверждающих, что все движение на улице, на перекрестке подчинено строгим правилам.

Вот какой разговор может состояться у вас с ребенком:

  •  Видишь, к перекрестку подъехал грузовик и остановился. Почему он не едет?
  •  Потому что в светофоре горит красный свет.
  •  А в каком направлении поедет этот грузовик дальше?
  •  Не знаю.
  •  Он повернет налево, потому, что стоит ближе к середине дороги и у него включен сигнал поворота налево.

Можно о любой машине заранее сказать, куда она повернет или поедет прямо. Надо только знать Правила дорожного движения.

Пешеходу, чтобы он безопасно мог ходить по улицам, надо хорошо знать «повадки» автомобилей, а также свои обязанности и права, записанные в Правилах дорожного движения.

Какие же это обязанности, и какие права?

Пешеходы должны переходить проезжую часть по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных дорожной разметкой (переход типа «зебра») или дорожными знаками («Пешеходный переход»). Почему нельзя переходить дорогу, где вздумается?

Потому что водитель не всегда ожидает появления пешехода. Ведь ему приходится наблюдать одновременно за соседними машинами, состоянием проезжей части, дорожными знаками и многим другим. Только там, где разрешен переход улицы пешеходам, водитель едет внимательно, снижает скорость. Он готовится заранее к возможной встрече с пешеходом. Почти все несчастные случаи с пешеходами происходят в местах, не предназначенных для перехода улицы. Привычка переходить где угодно проезжую часть приводит к тому, что пешеход действует бездумно, автоматически, забывая о Правилах дорожного движения, о своих конкретных обязанностях участника движения. Такая беззаботность приводит к непоправимым ошибкам.

В Правилах говорится: на участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, переходить дорогу разрешается на перекрестках по линии тротуаров или обочин, а между ними - под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается.

Почему надо переходить на перекрестке - понять нетрудно. Перед перекрестком любой водитель заранее готовится ко всяким неожиданностям, принимает меры предосторожности, снижает скорость.

А вот почему нельзя переходить улицу наискосок?

В этом случае пешеход поворачивается спиной к машинам и может их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится значительно длиннее. Важно

выбрать хорошо просматриваемый в обе стороны участок. Обзор улицы могут ограничивать стоящие с краю проезжей части автомобили, деревья, кустарники, заборы и другие препятствия, а также изгиб дороги либо пригорок, на который дорога взбирается. В этих случаях пешеход не видит приближающуюся машину, а водитель - пешехода. Ситуация становится крайне опасной.

О значении сигналов светофора и регулировщика должен знать каждый. Остается лишь добавить, чем именно опасно пренебрежительное отношение к сигналам светофора и регулировщика.

Водитель, управляя транспортным средством, на регулируемом перекрестке все внимание переносит на светофор и регулировщика. Его задача - не мешкая ни секунды, проехать перекресток, пока ему дана «зеленая улица».

А регулировщик на перекрестке?

Открывая дорогу одному из транспортных потоков, он торопит водителей жезлом: проезжайте быстрей. Это нужно, чтобы повысить пропускную способность перекрестка. Надо ли говорить, в каком положении рискует оказаться на регулируемом перекрестке недисциплинированный пешеход? Даже когда нет машин, надо ждать зеленого сигнала или разрешающего жеста регулировщика. Ведь приближающуюся машину можно и не заметить. Следующее требование Правил формулируется так:

В местах, где движение не регулируется, пешеходы могут переходить проезжую часть только после, того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, а также их скорость и убедятся в безопасности перехода, пешеходы не должны задерживаться, или останавливаться без необходимости на проезжей части. Не успевшие закончить переход должны находиться в ожидании дальнейшего движения на «островке безопасности» на осевой линии или на середине проезжей части. На улице, где много машин, лучше рассчитывать переход так, чтобы не оказаться на середине между двумя потоками транспорта. Но если вы уж оказались в самой гуще движения, придется проявить выдержку и самообладание. Во-первых, не стремиться, во что бы то ни стало закончить переход, когда это опасно. Во-вторых, следует помнить, что за спиной также движутся машины, которых пешеход не видит. Испугавшись приближающегося транспорта, пешеход может инстинктивно сделать шаг назад - прямо под колеса проезжающей за спиной машины.

Надо быть предельно осторожным.

Объясняя ребенку эти требования Правил движения, вы можете задать ему конкретные и понятные вопросы.

Например:

  1.  Почему нельзя оглядываться при переходе улицы?
  2.  Что сделать, если при переходе слетела с ноги сандалия и т.д.?

И наконец, очень важное требование Правил дорожного движения:

При приближении транспортного средства, подающего специальные звуковые и (или) проблесковые световые сигналы красного и (или) синего цвета, пешеходы должны немедленно освободить проезжую часть, а находящиеся на тротуарах - воздержаться от перехода. Эти автомобили и мотоциклы часто движутся на очень высокой скорости, поэтому ребенок должен знать о своей обязанности уступать им дорогу.

  1. Ваш вопрос психологу.

Вопрос: В современной школе сегодня уделяют большое внимание профилактике детского травматизма на дорогах. Дома родители не устают объяснять своим детям, как переходить дорогу. Но, к сожалению, статистика О ДТП с участием детей становится все тревожнее. Почему ж, несмотря на все принятые взрослыми меры, наши дети все чаще или становятся инвалидами, или гибнут под колесами машин?

Отвечает педагог-психолог.

В реальной жизни детей и подростков на каждом шагу подстерегают испытания, которых не знали наши прадеды. Увеличивающееся с каждым годом производство автомобилей, большое движение на дорогах - все это является для современных детей огромным фактором риска. И проблема не столько в том, что плохо проводят профилактику дорожно-транспортных происшествий, сколько в том, что взрослые не часто обращают внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать возрастные особенности детей и подростков.

Несколько иначе, чем взрослые, ребенок воспринимает окружающий его мир. Размер мчащегося автомобиля, его скорость для ребенка представляются немного искаженными. Расстояние до транспортного средства дети также не могут оценить правильно.

Кроме того, собственная скорость передвижения кажется ребенку гораздо больше, чем есть на самом деле. Исследования пешеходного движения показывают, что в зависимости от возраста и пола изменяется и скорость движения пешеходов:

Возраст и пол

Скорость движения

Дети 6-10 лет

1,11 м/с

Подростки 11-16 лет

1,59 м/с

Мужчины до 55 лет

1,62 м/с

Мужчины свыше 55 лет

1,5 м/с

Женщины до 55 лет

1,35 м/с

Женщины свыше 55 лет

1,29 м/с

Как видим, скорость детей в возрасте до 10 лет мала. Для того чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве, ребенку нужно осмотреться вокруг. При этом для того, чтобы повернуть голову, ему понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну четвертую секунды.

Таким образом, бывает так, что, искаженно оценив дорожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.

Следует также учитывать, что дети с искажением воспринимают звуки на дороге, но, кроме того, часто подростки ходят по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая музыка. Это также очень существенно мешает восприятию окружающей действительности.

Помимо этого, у ребенка искажено восприятие размеров транспортных средств, а до 13-14 лет подростки видят только прямо. У них хорошо развитое «тоннельное зрение», а боковое зрение слабо фиксирует происходящее.

Есть и следующий фактор, который необходимо учитывать. Люди делятся на «левшей» и «правшей» по принципу ведущей руки. Активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следовательно, разный тип восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются «мыслителями», а «левши», те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, - «художниками». Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети-«левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Еще одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врожденное, а приобретенное человеком. Чувство тревоги передается от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь. У ребенка должно быть реальное чувство опасности, которое может предотвратить трагедию на дороге.

Таким образом, чтобы предупредить трагедию необходимо ориентироваться и на возрастные особенности ребенка, учитывать их при проведении занятий по изучению Правил дорожного движения.

  1. Ваш вопрос врачу.

Вопрос: В последние несколько лет прослеживается тенденция роста отдельных показателей аварийности с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. В результате автоаварий многие дети остались инвалидами. Как, по вашему мнению, бороться с травматизмом на улицах наших городов и поселков?

Отвечает медицинский работник школы.

В нашей стране на современном этапе проблема дорожно-транспортного травматизма по масштабу и тяжести травмы имеет все признаки национальной катастрофы. Статистические данные ужасающие! Как медик могу сказать, что у нашего населения порой имеются весьма смутные представления о доврачебной помощи. А ведь в первые минуты после аварии, когда нет поблизости врача, а «Скорая помощь» приедет через какое- то время, минуты могут решать все. По данным судебно-медицинской экспертизы, у 20-30 % погибших на догоспитальном этапе не было повреждений, которые должны были привести к смертельному исходу на месте ДТП. Основное число детей погибло от удушья в результате рвоты в бессознательном состоянии. А ведь надо было только правильно уложить ребенка и повернуть его голову набок!

Поэтому считаю чрезвычайно важным, чтобы все люди: и водители, и пешеходы, и милиционеры, и даже дети - знали приемы оказания первой помощи. Для этого желательно проводить не только лекции, но и практические занятия, на которых возможно было бы потренироваться оказывать доврачебную помощь.

Еще одной причиной увеличения числа детского дорожно-транспортного травматизма является и негативный пример родителей.

В городе можно наблюдать такую картину: родители переводят ребенка в неположенном месте или на красный сигнал светофора. И хотя в данный момент поблизости нет машин, и жизни ничего не угрожает, родители должны помнить важное: ребенок может знать Правила дорожного

движения, но поступать он будет так, как делают его мама и папа. Ведь в психике ребенка заложено, что он во многом копирует поведение близких ему людей. Так что зачастую сами родители являются косвенно виноваты в том, что с детьми происходят несчастные случаи, которые можно было предупредить. Даже если поблизости нет машин, покажите личным примером, что следует дождаться нужного сигнала светофора, осмотреться по сторонам и только потом переходить проезжую часть.

  1. Консультация для родителей «Первая помощь при травмах».

Может случиться так, что вы окажетесь перед необходимостью оказать первую медицинскую помощь ребенку, пострадавшему в аварии.

Сумеете ли вы это сделать?

По характеру повреждений транспортные травмы отличаются исключительной тяжестью и несравнимы с другими видами травм. Бывают множественные переломы костей, часто встречались переломы позвоночника, костей таза, бедра, а также повреждение внутренних органов. Наиболее большое количество повреждений приходится на возраст от 4 до 12 лет. Дети, которые начали посещать школу и только недавно освободились от постоянной опеки родителей, наиболее неосторожны и не предусмотрительны. Такое положение требует интенсивной профилактической работы среди детей, которые должны пойти в первый класс.

Основное количество травм (38 %) регистрируется летом. Меньше всего

(16 %) зимой. В летние месяцы, особенно в хорошую погоду, отмечены и самые тяжелые повреждения. Это объясняется многими причинами, главное, что летом скорость автомашин заметно больше. Дети одеты легко и чаще всего пытаются перебежать проезжую часть.

Все эти и многие другие факторы необходимо учитывать, чтобы успешно бороться с детским транспортным травматизмом.

Если дорожное ЧП все же случилось, как оказать первую помощь пострадавшему ребенку, не потерять тех считанных минут, от которых порой зависит жизнь маленького человека.

Первые действия при дорожном происшествии:

Осторожно перенесите пострадавшего, учитывая характер его повреждений, в безопасную зону, подальше от проезжей части дороги. Организуйте немедленное оказание первой помощи пострадавшему и сообщите о случившемся по телефону 03 работникам «Скорой помощи» и в органы милиции по телефону 02.

Помогите доставить пострадавшего санитарным транспортом или попутной легковой машиной (в случае отсутствия возможности вызвать «Скорую помощь») в медицинское учреждение. Сообщите номер автомашины или мотоцикла, потерпевшего аварию, органам ГИБДД.

Если вы видите рану, руками ее не трогайте, инородные тела и костные осколки не извлекайте.

Кожу по краям рапы в направлении от нее нужно вытереть стерильным или чистым материалом. В том же направлении следует смазать кожу вокруг раны йодом или бриллиантовой зеленью (рану йодом не заливать). Берегите рану от загрязнения я от попадания в нее инородных тел.

Рану после обработки краев закрыть стерильным бинтом, бактерицидным пластырем или чистым материалом. При вскрытии индивидуального перевязочного пакета бинт, подушечку надо брать осторожно, предварительно надев напальчники из пакета.

Временную остановку артериального кровотечения производят прижатием сосуда пальцами к кости, либо чрезмерным сгибанием в суставах через плотный валик, либо давящей повязкой, как при закрытии ран, используя индивидуальный перевязочный пакет.

Наиболее надежно останавливается артериальное кровотечение наложением резинового жгута или жгута-закрутки из ремня, полоски материала и т.п.

Помните, что жгут лучше накладывать в области плеча или бедра на марлевую прокладку или одежду. Обязательно укажите время наложения жгута - жгут должен лежать не более одного-полутора часов. При правильном наложении жгута кровотечение из раны прекращается, пульс на периферии прекращается, конечность бледнеет.

Венозное или капиллярное кровотечение из поверхностных ран наиболее надежно останавливается давящей повязкой.

Признаки ушиба и растяжений - отек, кровоподтек и болезненность.

Первая помощь довольно проста - необходимо создать покой поврежденному органу, наложить повязку и холод.

Как поступать при переломах костей?

Главное - создать полную неподвижность поврежденной конечности или части тела. Запомните! Переломы и вывихи на месте происшествия не вправлять, а при открытых переломах - костные осколки руками не трогать! Йодной настойкой не смазывать!

Кожу вокруг раны обрабатывать йодом, зеленкой или спиртом, а затем наложить стерильную повязку и шину. Не забудьте обложить шину ватой или другим смягчающим материалом.

При переломах ключицы или лопатки, а также верхних отделов плечевой кости руку подвесьте на косынке из марли или другого тонкого материала размером Iх 1 метр или в завернутую кверху полу пиджака, рубашки, пальто. При переломах костей таза и позвоночника уложить на твердую и ровную поверхность (разложенные сиденья легкового автомобиля, лист фанеры, доску). Ноги пострадавшего в коленных суставах слегка согнуть и развести в сторону, положив под них валик. Лучше таких больных перевозить на специальных носилках. При болях в шейном отделе позвоночника и повреждениях головы фиксируйте шею и голову шинами Крамера. Перекладывать таких пострадавших только в присутствии медицинского работника.

При подозрении на перелом или вывих следует поступать так же, как и при явном переломе.

Переломы челюстей сопровождаются кровотечением изо рта и носа, западанием языка и остановкой дыхания. Поэтому пострадавшего следует уложить на правый бок или живот, подложить ему под голову валик. Извлечь и зафиксировать язык. Эти переломы фиксируются плащевидной повязкой, изготовленной из полоски широкого бинта длиной 0,8 метра.

При переломе черепа, сотрясении и ушибе мозга пострадавшего нужно транспортировать в положении лежа на спине или на боку. При западении языка и частой рвоте язык извлечь и зафиксировать. Для предупреждения удушья следует следить, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути.

При нарушении дыхания, когда оно затруднено, неритмично, клокочущее или хрипящее, а лицо пострадавшего становится, синим, затем бледнеет, его голову необходимо повернуть набок, извлечь язык, выдвинуть вперед нижнюю челюсть, очистить полость рта от рвотных масс пальцем, завернутым в марлевую салфетку, или грушей-отсосом. При этих манипуляциях язык в глотку не проталкивать, рвотные массы и марлевые салфетки во рту не оставлять.

При полной остановке дыхания, убедившись в свободной проходимости дыхательных путей, приступайте к искусственному дыханию через воздуховод или рот в рот, наложив предварительно марлевую салфетку. Можно использовать также аппарат «АМБА», при этом следует нос пострадавшего плотно прикрыть пальцами или маской от аппарата, накладываемой на рот. Частота искусственного дыхания 14-18 раз в минуту. При остановке сердца немедленно произвести прямой массаж сердца. Пострадавшего уложить на твердую основу, оказывающему помощь стать на колени слева от него. Левую ладонь наложить на нижний край грудины, правую руку наложить на левую, ритмично и сильно, в строго вертикальном направлении, сдавливать грудную клетку к позвоночнику. Частота надавливаний 60 раз в минуту. После каждых 4-5 надавливаний производите пострадавшему один вдох. При правильном массаже сердца и своевременном проведении искусственного дыхания вы спасете человеку жизнь.

Шок является грозным осложнением автомобильно-дорожной травмы, сопровождающимся тяжелыми повреждениями и обильным кровотечением. Предупредить его можно:

а) своевременной остановкой кровотечения;

б) бережным отношением к пострадавшему во время извлечения из-под автомашины и во время транспортировки;

в) своевременной дачей пострадавшему обезболивающих и сердечных средств (анальгин, пенталгин, новокаин, кордиамин, корвалол, настойка валерианы), также горячих напитков -чай, кофе и согреванием пострадавшего в холодное время года.

Правильное наложение шины на поврежденные конечности, снятие болевых раздражений и своевременная остановка кровотечения - хорошая профилактика грозных осложнений и шока. Для правильного и быстрого оказания доврачебной помощи вы обязаны четко знать рекомендуемые правила первой помощи.

Правильно и своевременно оказанная первая помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях - залог успешного лечения, своевременного выздоровления и возвращения к жизни пострадавших детей.

                                 Памятка «В помощь родителям»

(усиление мер личной безопасности обучающихся)

 

Если ты во дворе, на улице, дома и в общественных местах

1. Прежде чем выйти из квартиры (дома), посмотрите в глазок и убедитесь, что на площадке около двери нет посторонних, в противном случае переждите.

2. Никогда не заходите в лифт с посторонними (незнакомыми), также в подъезд или на лестничную площадку, если там стоят подозрительные люди.

3. Если на вас все же напали в лифте, постарайтесь нажать кнопку «Вызов диспетчера», сопротивляйтесь, используйте простейшие приемы самообороны.

4. Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые старше вас, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, играют в азартные игры и т.д.

5. Никогда не садитесь в машину, мотоцикл и т. п. с незнакомыми людьми.

6. Не носите с собой ценности, деньги (без особой на то необходимости).

7. Не залазьте в подвалы, чердаки, на крышу.

8. Гуляя на улице, старайтесь держаться поближе к своему дому и находиться в знакомой компании. Последнее условие очень важно, если вы уходите далеко от дома, особенно в чужой район на танцы (дискотеку), рынок, в магазин, на концерт и т. п. При этом обязательно, чтобы взрослые знали, где вы находитесь.

9. Призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необходимое средство самозащиты, иногда - спасение.

10. Если вы подверглись грабежу и нападающих больше и они явно сильнее, а поблизости нет никого, кто мог бы прийти на помощь, то лучше отдайте деньги или вещь, которую они требуют. Помните, что ваша жизнь и здоровье дороже всего.

11. Если вас начинают преследовать, идите (бегите) туда, где много людей, больше света (ночью) и т. д.

12. Никогда не играйте в азартные игры, особенно на деньги со старшими ребятами или взрослыми, вообще с незнакомыми людьми.

13. В целях личной безопасности (профилактики похищения) необходимо:

- стараться не оставаться в одиночестве, особенно на улице, пути в школу и обратно, с места досуга;

- чаще менять маршруты своего движения в школу, магазин, к друзьям и т. д.;

- никогда не заговаривать с незнакомыми, а тем более в чем-то подозрительными людьми;

- не садиться в чужие машины, не ездить с незнакомыми людьми;

- всегда ставить в известность родственников о том, куда и когда вы направляетесь, у кого, сколько и где собираетесь быть, когда и каким путем собираетесь возвращаться (если есть возможность, сообщите номер телефона, иные координаты, по которым вас можно найти).

14. Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

15. Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.

16. Если ты где-то задержался, особенно в темное время суток, позвони родителям и попроси родителей встретить тебя у остановки.

17. Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

18. Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

19. Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

20. Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.

21. Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожают насилием, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты!

22. Помни! Несовершеннолетним гражданам строго запрещено и опасно для жизни и здоровья употребление спиртных напитков, табачных изделий, токсических веществ.

23. Помни! Нахождение на улице и в общественных местах несовершеннолетним гражданам после 22.00 часов строго запрещено по законодательству ЯНАО.

24. Помни! За совершенный противоправный поступок (участие в драке, совершение краж и т.д.) предусмотрена ответственность в соответствии с российским законодательством, в т.ч. ответственность распространяется на родителей (законных представителей).

25. Будь бдителен! Внимательно следи за личной безопасностью и сохранностью своих вещей (ключи, сотовый телефон, карманные деньги, сумка и т.д.) и документов, где бы ты ни находился.

 

По возвращении домой не теряй бдительности!

1. Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди, пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.

2. Не входи в лифт с незнакомым человеком.

3. Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой.

 

Если ты дома один

1. Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.

2. Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).

3. На ответ «Я» дверь не открывай, попроси человека назваться.

4. Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет, дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз, и позвони родителям.

5. Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни, что он неправильно записал нужный ему адрес, и позвони родителям.

6. Если незнакомец представился работником ЖКХ, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.

7. Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (полиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.

8. Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова полиции или «скорой помощи», не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.

9. Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови полицию.

10. Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.

11. В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел. Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.

 

Умей сказать «НЕТ»

1. Когда тебе предлагают совершить недостойный поступок.

2. Когда тебе предлагают попробовать что-либо запретное.

3. Если тебе предлагают поехать куда-либо, предупреждая, чтобы ты об этом никому не говорил.

4. Когда незнакомые или малознакомые люди приглашают тебя к себе в гости, на дискотеку, в клуб.

5. Когда тебе предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей.

6. Если незнакомые люди предлагают подвезти тебя на машине или показать им дорогу, сидя в машине.

7. Когда тебе предлагают на улице купить какой-либо товар по дешевой цене, сыграть в азартную игру, обещая большой выигрыш.

Помни, что во многих случаях умение сказать «нет» - это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства.

 

Если пожар

1.Не звони из помещения, где уже занялся пожар, выберись в безопасное место вместе с другими родственниками (помоги им выйти, если это необходимо) и позвони в службу «101».

2.Не стой в горящем помещении, прижмись ближе к полу, где воздух чище, и пробирайся к выходу.

3.Не трать времени на поиски документов и денег, не рискуй, уходи из опасного помещения.

4.Никогда не возвращайся в горящее помещение, какие бы причины тебя не побуждали к этому.

5.Уходя из горящих комнат, закрывай за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара.

6.Если нет путей эвакуации, по возможности заткни дверные щели подручными средствами (любыми тряпками, скотчем и т. п.).

7.Находись около окна, чтобы тебя можно было увидеть с улицы.

8.Старайся не открывать другие двери в помещении, чтобы не создать дополнительную тягу.

9.Будь терпелив, не паникуй.

10.При пожаре в здании не пользуйся лифтом, он может отключиться в любую минуту.

11.При возникновении пожара твой главный враг - время. Каждая секунда может стоить тебе жизни!

 

Твое поведение на дорогах и в транспорте

1. При выходе на улицу посмотри сначала налево, потом направо, чтобы не помешать прохожим.

2. Маршрут в школу выбирай самый безопасный, тот, где надо реже переходить улицу или дорогу.

3. Когда идешь по улицам города, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.

4. Меньше переходов - меньше опасностей.

5. Иди не спеша по правой стороне тротуара.

6. По обочине иди подальше от края дороги.

7. Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.

8. Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать автомобиль.

9. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.

10. Переходи улицу только по пешеходным переходам.

11. Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, - иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта началось, подожди на «остановке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.

12. Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить одного угла тротуара к другому: так безопасней.

13. Если на улице большое движение, попроси взрослого или сотрудника полиции помочь ее перейти.

14. Ожидай транспорт на посадочной площадке или тротуаре у указателя остановки.

15. При посадке в автобус соблюдай порядок. Не мешай другим пассажирам.

16. В автобус входи через задние двери.

17. Выходи только через передние двери. Заранее готовься к выходу, пройдя вперед.

18. Входя и выходя из транспорта, не спеши и не толкайся.

19.Автобус обходи сзади. Выйдя из автобуса нужно по тротуару дойти до пешеходного перехода и только по нему переходить на другую сторону.

20. Когда переходишь улицу, следи за сигналом светофора: Красный - СТОП - все должны остановиться; зеленый - ИДИТЕ - можно переходить улицу.

21. Находясь в транспорте, не ходи по салону, держись за поручень, не выглядывай из окон, не высовывай руки, не нажимай без надобности на аварийные кнопки.

22. Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т. п. на проезжей части дороги.

23. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.

24. Не цепляйся за проходящий мимо транспорт.

 

Если ты обнаружил подозрительный (взрывоопасный) предмет

Признаками взрывоопасных предметов могут быть:

– бесхозная сумка, портфель, коробка, сверток, деталь, какой-либо предмет, обнаруженный в школе, в подъезде, у дверей квартиры, под лестницей, в машине и общественном транспорте;

– натянутая проволока или шнур;

– провода или изолирующая лента, свисающие из-под машины.

Запомни, что в качестве прикрытия, маскировки для взрывных устройств используют обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. п.

Во всех перечисленных случаях необходимо:

– не трогать, не вскрывать, не перекладывать находку;

– отойти на безопасное расстояние;

– сообщить о находке учителю, родителям, сотруднику полиции.

Заходя в подъезд дома, всегда обращай внимание на бесхозные предметы. Не трогай их! Сообщи о них в полицию!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по формированию у детей навыков здорового образа жизни

Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни велика. Данная лекция предлагается для использовании на родительском собрании. Она  в полной мере раскрывает роль родителей в формир...

ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».

Духовно-нравственное  воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....

Формы работы с родителями по теме безопасности детей

Формы работы с родителями о безопасности детей...

"Психолого- педагогические аспекты работы с родителями при формировании самооценки"

Методы начальной диагностики при планировании воспитательной работы в классе....

Работа с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Доклад к семинару классных руководителей на  тему «Работа с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».Докладчик: Чичикина И.В., учитель начальных классов, I квалифи...

Формы работы с родителями по формированию у учащихся здорового образа жизни

   Забота о здоровье детей невозможна без постоянной связи с семьёй. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребёнка, прежде всего зависит от родителей....

Формы работы с родителями по формированию экологической грамотности детей

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, ч...