Рабочая программа по ОБЖ 2 класс автор учебника Анастасова
рабочая программа по обж (2 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса" Школа безопасности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка к предмету | 26.84 КБ |
календарно-тематическое планирование | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ржаницкая средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Согласовано Рассмотрено Директор школы Зам. директора по УВР на заседании МО _______ Л.А. Михеева _________Т.М. Галкина учителей начальных . классов Протокол № __ от о Руководитель МО учителей и нач.классов___ _О.В. Разуваева п
Программа учебного курса
Школа безопасности
на 2015- 2016 учебный год
2 класс
Разработала: учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана программа учебного курса
Программа учебного курса «Школа безопасности» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373 , Примерной программы по обж (Примерные программы по учебным предметам, М.: Просвещение, 2010 г.), Основной образовательной программой НОО МБОУ Ржаницкой СОШ .
Программа составлена на основе Положения о рабочей программе МБОУ Ржаницкой СОШ , в соответствии с учебным планом МБОУ Ржаницкой СОШ на 2015-2016 учебный год.
Сведения об авторской программе
Программа учебного курса «школа безопасности» соответствует авторским рекомендациям «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.
Сведения об используемом учебнике
Данная программа ориентированна на учебник: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова ОБЖ 2 класс. М.: Просвещение 2014г.,
Общая характеристика предмета
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Основной целью курса является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Главными задачами обучения по данной программе являются:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
- развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Принципы и методы образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен, на основе дидактических закономерностей:
от простого к сложному;
от непонимания к пониманию;
от частного к общему;
от конкретного к абстрактному;
от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства:
учебные книжки- тетради с иллюстрированным материалом,
плакаты,
макеты,
специальное оборудование для проведения игровых занятий,
видеофильмы,
компьютерные игры и т. д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Полученные в процессе деятельности знания являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике ОБЖ, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
МЕСТО КУРСА ОБЖ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ Ржаницкой СОШ на 2015-2016 учебный год на изучение предмета выделяется во 2 классе 34 часа (1 час в неделю).
Форма промежуточной аттестации – тестирование.
Содержание программы ОБЖ во 2 классе:
I.Осень
Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины
наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!».
Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности
II. Зима
Болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши
органы: головной мозг, нервы, глаза,уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.
Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.Как вести себя на реке зимой.
III.Весна
Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как
ориентироваться в лесу. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование.
. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и
насекомыми, меры защиты от них.
IV. Лето
Безопасное поведение на воде. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.Правила поведения на пляже. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные:
- сформируется умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности; самостоятельно формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, безопасного поведения.
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными
- результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении
личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению
личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных
источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное
мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные результатами являются:
- В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
- В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
- В коммуникативной сфере:
- • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- · чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
- · правила поведения на пляже.
- Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- · правила безопасного поведения в лесу, в поле;
- · возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование,
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
- · ядовитые растения, грибы, ягоды.
- Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- от чего зависит наше здоровье.
- Как живет наш организм.
- Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.
- Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
- травмы, порезы, ссадины и царапины.
- Отравления. Их причины и признаки;
- какими бывают чрезвычайные ситуации.
- Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
- Наводнения, причины наводнений;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях.
- Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Практическая работа: к концу 2 класса учащиеся должны уметь:
- правильно перейти водоем по льду;
- правильно вести себя на пляже.
- Плавать техникой плавания «кроль на груди»;
- ориентироваться в лесу.
- Уметь вести себя на реке зимой;
- правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
- распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
- оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
- действовать по сигналу «Внимание всем!».
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе на: | ||||
Уроки: | Практические работы: | Проверочные работы: | |||||
1. | Осень. | 12 | 8 | 3 | 1 | ||
2. | Зима. | 13 | 9 | 2 | 2 | ||
3. | Весна. | 5 | 2 | 2 | 1 | ||
4. | Лето. | 4 | 3 | 0 | 1 | ||
Всего: | 34 | 22 | 7 | 5 |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема раздела, урока Количество часов | Характеристика основной деятельности учащихся | |||||||||||
По плану | фактически | |||||||||||||
1. Осень. (12 час.) | ||||||||||||||
1 | 7.09 | Чрезвычайные ситуации. Что это такое? | 1 | учатся предвидеть опасность, находить опасные предметы. Запоминают правила безопасного поведения. | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
2 | 14.09 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения. | 1 | знакомятся с ЧС природного происхождения | Групповая работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
3. | 21.09 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!» | 1 | Понимают основные сигналы: 01, 02, 03, 04. Закрепляют понятия «опасность», «безопасность». учатся правилам безопасного поведения. | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
4. | 28.09 | Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!» Практическая работ№1: «Внимание всем!» | 1 | Отрабатывают действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!», применяют полученные знания при выполнении сам. работы | Практическая работа | Рабочая тетрадь, презентация, план эвакуации | ||||||||
5. | 5.10 | ЧС природного происхождения. Человек – часть природы . | 1 | продолжают знакомство с понятиями опасностей природного происхождения | Индивидуальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
6. | 12.10 | Правила безопасного поведения в лесу. | 1 | знакомятся со съедобными и несъедобными ягодами, ядовитыми растениями | Индивидуальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
7. | 19.10 | Природное окружение и его опасности. | 1 | Устанавливают причины важности чистого воздуха для жизни человека | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
8. | 26.10 | Как не заблудиться в лесу. Практическая работа №4: «Ориентирование в лесу». | 1 | знакомятся с правилами безопасного поведения в природной среде применяют полученные знания при выполнении сам. работы | Практическая работа | Рабочая тетрадь, презентация, компас | ||||||||
9. | 2.11 | В волшебном лесу: за грибами и ягодами. | 1 | знакомятся с простейшими способами ориентирования. Учатся ориентироваться на местности. | Индивидуальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
10. | 16.11 | Ядовитые растения, ягоды, меры безопасности | 1 | знакомятся детей со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
11. | 23.11 | Первая помощь при отравлении грибами. Практическая работа №5: «Первая помощь при пищевых отравлениях». | 1 | применяют полученные знания при выполнении сам. работы | Практическая работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
12. | 30.11 | Встреча с животными. Опасные животные. Правила поведения и меры защиты от них. Тест №3 по теме: «Опасные ситуации» | 1 | применяют полученные знания при выполнении сам. работы | Тестирование | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
2. Зима. (13 часов) | ||||||||||||||
13. | 7.12 | Чем опасны водоёмы зимой. | 1 | знакомятся с опасными животными, с правилами безопасного поведения в лесу, в поле. | Самостоятельная работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
14. | 14.12 | Как вести себя на реке зимой. | 1 | знакомятся с мерами безопасности при пользовании водной переправой. | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
15. | 21.12 | Меры предосторожности при движении по льду водоемов. | 1 | знакомятся с мерами предосторожности при движении на льду, катании на лыжах и коньках. | Групповая работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
16. | 28.12 | От чего зависит наше здоровье? Тест №1 по теме: «ЧС» | 1 | знакомятся с причинами избыточного веса, что такое здоровое питание. применяют полученные знания при выполнении сам. работы | Тестирование | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
17. | 11.01 | Как живет наш организм. Из чего состоит тело человека | 1 | знакомятся со строением человека | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
18. | 18.01 | Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы и т.д. | 1 | знакомятся с органами человека, их значением | Самостоятельная работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
19. | 25.01 | Органы дыхания. | 1 | знакомятся, что такое инфекционные заболевания, их связью с образом жизни. | Групповая работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
20. | 1.02 | Болезни и их возможные причины. | 1 | учатся оказывать первую помощь при занозе, кровотечении, укусе, ушибе | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
21. | 8.02 | Пути передачи инфекционных заболеваний. | 1 | учатся оказывать первую помощь при получении ссадин, порезов, царапин | Самостоятельная работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
22. | 15.02 | Как путешествуют болезни. От чего ещё можно заболеть. | 1 | учатся оказывать первую помощь при получении ожогов и обморожений | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
23. | 22.02 | Как путешествуют болезни. Практическая работа №2: «Как защитить себя от болезни». | 1 | знакомятся с причинами отравлений, оказанием первой помощи при отравлениях, применяют полученные знания при выполнении сам. работы | Практическая работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
24. | 29.02 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Тест №2 по теме: «Основы медицинских знаний» | 1 | учатся оказывать первую помощь при получении травм, применяют полученные знания при выполнении сам. работы | тестирование | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
25. | 7.03 | Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Практическая работа №3: «Первая помощь при царапине, порезе, ушибе» | 1 | Практическая работа | Рабочая тетрадь, презентация, аптечка (бинт, вата) | |||||||||
3. Весна (5 час.) | ||||||||||||||
26. | 14.03 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения и их причины | 1 | продолжают знакомство с понятиями опасностей природного происхождения | Групповая работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
27. | 4.04 | Правила перехода дорог. Элементы дорог. Перекрестки. Практическая работа №7: «Переход улиц и дорог» | 1 | развивают самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях | Практическая работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
28. | 11.04 | Сигналы светофора и регулировщика. Тест №5 по теме: «Безопасное поведение на улицах и дорогах» | 1 | применяют полученные знания и умения на практике | тестирование | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
29. | 18.04 | В волшебном лесу: опасные встречи. Как избежать неожиданной встречи с животными и змеями. | 1 | Систематизируют и расширяют знания детей об опасных животных и насекомых | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
30. | 25.04 | В волшебном лесу: опасные встречи. Практическая работа №6: «Первая помощь при укусах насекомых» | 1 | применяют полученные знания при выполнении сам. работы | Практическая работа | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
31. | 2.05 | Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад. Правила поведения. | 1 | развивают ловкость, быстроту реакции, внимание. | Рабочая тетрадь, презентация | |||||||||
4. Лето (4 час.) | ||||||||||||||
32. | 9.05 | Скоро лето. Учимся плавать. Правила поведения на пляже. | 1 | знакомятся с правилами купания, учатся оказывать помощь терпящим бедствие | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
33. | 16.05 | Правила поведения на воде. Тест №4 по теме: «Как нужно купаться» | 1 | учатся соблюдать правила поведения на пляже, что является надежной гарантией безопасности, применяют полученные знания при выполнении сам. работы . | Тестирование | Рабочая тетрадь, презентация | ||||||||
34. | 23.05 | Повторения | 1 | Вспоминают и закрепляют знания полученные в течение курса |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические и учебные пособия
Книгопечатная продукция
1.Программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовай, П.В.Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 - 4 классы» (2010)
2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 2 кл - М.: Просвещение 2012
Методические пособия
Поурочные разработки «Основы безопасности жизнедеятельности» 2 класс Максимова
Медиаресурсы
Презентации по ОБЖ
Видеофильмы по ОБЖ
Технические средства обучения
Аудиторная доска
Магнитная доска
Компьютер
Мультимедийный проектор
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский
Компас
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению, автор учебника Ю. В. Свиридова
данный материал может быть использован при планировании, составлении рабочей программы учителями, которые работают по системе Занкова...
Рабочая программа ОПК 4 класс (автор учебника А.Кураев)
Рабочая программа составлена к учебному курсу А.Кураева (в соответствии с тербованиями ФГОС НОО)....
Рабочая программа для 2 класса(автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса по учебнику О.В. Афанасьевой (ФГОС)...
Рабочая программа по русскому языку (авторы учебника: Р.Н. Бунеев и др.). Образовательная система «Школа 2100».
Рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрад...
Рабочая программа по русскому языку, автор учебника В.П. Канакина 2 кл
Рабочая программа УМК "Школа России" по русскому языку 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению, автор учебника Л.Ф. Климанова
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс...
рабочая программа для 3 класса по учебнику "Sportlight" Авторы -Быкова Н.И.Дули Д.
Данная рабочая программа предназначена для 3 класса по учебнику "Английский в фокусе".Авторы Быкова Н.И, Дули Д....