Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "
статья по обж на тему

Гутшмидт Татьяна Кирилловна

«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников

Татьяна  Кирилловна  Гутшмидт, учитель начальных классов,

МОУ Лицей № 6 «Перспектива», г. Красноярск

«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель

Умело направляемая проектная деятельность положительно влияет на исследовательские умения детей, умения социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные, менеджерские. Но неоценимую пользу приносит содержание социальных проектов в сложном процессе формирования классного коллектива.

Отсутствие сформированных в детстве навыков взаимопомощи, сопереживания, взаимовыручки приводит на этапе взросления к проявлению эгоизма, жестокости, равнодушия. Как показала история, различные «школы выживания» лечат такие «заболевания». Будь то стихия или школа выживания в условиях отсутствия цивилизации. И тогда не врозь, а  плечом к плечу трудности преодолеть легче, при этом помогая тем, кто слабее.

Так, при поддержке команды пожарного поезда социальный проект «Плечом к плечу» был задуман как один из этапов школы социального взросления, искусственно созданной  «школы выживания» перед лицом стихии – огня, когда все равны. Идея состоит в том, чтобы дети с ограниченными возможностями рядом с нами, вместе с нами овладевали навыками поведения в чрезвычайных ситуациях. Чтобы укреплялось убеждение в сердцах детей:  «Я готов прийти на  помощь, потому что в ней нуждаются!»  Проект был необходим  и для  учащихся лицея, и для воспитанников коррекционной школы – интерната для слепых и слабовидящих, так как способствовал развитию толерантности у всех участников проекта.

Результаты проекта таковы: главное - мы обрели новых друзей. «Что нужно предпринимать при возникновении пожара и чего делать нельзя?» - на этот и другие вопросы мы получили ответ в ходе реализации проекта и теперь делимся приобретённым опытом с другими. Например, для открытия летних пришкольных лагерей мы представили материал по Правилам пожарной безопасности (раздел 01-03, 101-89) всем школам Кировского района. Накоплен материал для профилактических лекториев во взрослой аудитории. Авторская разработка интерактивной игры «Плечом к плечу» передана нашим партнёрам по проекту, размещена в методической копилке лицейского сайта и доступна всем желающим. По итогам проекта классный коллектив (учитель, ученики, родители) в 2007 году стал победителем конкурса социальных проектов Грантовой программы Красноярского края «Социальное партнёрство во имя развития».

В 2008 году ученики моего класса успешно реализовали внутрилицейский проект «Зелёный мир». Сначала мы провели исследование, расставив в каждый кабинет лицея коробку с обращением не выбрасывать бумагу в мусор, а складывать в неё. С таким же обращением мы обратились в рядом находящийся банк. В конце недели мы взвесили собранное. Дети, почерпнув информацию из энциклопедии, подсчитали, что за неделю мы вместе с банком «срубаем» 7 деревьев. Это поразило моих учеников. На вырученные деньги приобрели рассаду, саженцы и семена для пришкольного участка. Как говорится, результат был налицо: красивые цветущие клумбы. В 2009 году проект «Плечом к плечу» вышел в финал краевого конкурса проектов классных руководителей.

В течение трёх лет мои ученики показывают по итогам общелицейского контроля учебных достижений стабильный высокий результат. А в рейтинге классных коллективов уже второй год подряд мы удерживаем верхнюю строчку.

Наш классный коллектив не прекращает свой рост: социальные проекты «За безопасную жизнедеятельность», «Забота» в процессе воплощения заложенных в них гуманистических идей. Подытоживая, хочу сказать, что в процессе реализации социальных проектов мы, конечно, отдаём частичку самого себя, но обретаем при этом гораздо больше! Ведь нашему обществу надо прививать чувство надёжного ПЛЕЧА. И сейчас это актуально, как, впрочем, было актуально во все времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

формирование коллектива младших школьников

Коллектив как специально организованное  объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Мой класс создан впервые. Для того, чт...

Организация работы по формированию коллектива младших школьников.

Формы работы педагога по формированию коллектива младших школьников....

Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...

Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...

Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...