Профилактическая работа по пожарной безопасности
материал по обж (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Актуальность и перспективность. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта. Теоретическая база опыта. Технология опыта. Анализ результативности. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_tokarevoy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

воспитателя ГКУСО РМ «РСПДП «Надежда»

Токаревой Людмилы Николаевны

Профилактическая работа по пожарной безопасности

«Два лика огня»

 (для детей школьного возраста)

Актуальность и перспективность. Значение программы для

совершенствования реабилитационного процесса.

   Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, обеспечение достойных условий их жизнедеятельности является общегосударственной задачей,  требующей комплексного решения. 

  Безопасность социозащитного учреждения, куда попали дети с трудной жизненной ситуацией, требует более тщательной и многоплановой работы. Многие дети, попавшие в них, пережили многочисленные психические травмы, сопряженные со стрессом, деформирующим личность ребенка. Их многие социальные функции утрачены, поэтому с самого   раннего  возраста их необходимо учить  правилам  безопасности жизнедеятельности.

Среди различных видов безопасности для социозащитного учреждения  приоритетным является пожарная безопасность.

Статистика несчастных случаев  показывает, что одной из причин гибели несовершеннолетних детей становятся пожары. Происходят они из-за незнания элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.

Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Нужны усвоенные противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами. Эта работа в учреждениях для несовершеннолетних детей должна осуществляться в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности».

В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей, оказавшихся в социозащитном учреждении, оказывает специально организованная работа  по усвоению основ безопасной жизнедеятельности - фундамента пожарной безопасности детей, проживающих на территории такого социозащитного учреждения, как приют.

С этой целью разработана программа  профилактической работы по пожарной безопасности «Два лика огня».

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения становления опыта.

Главная цель моего педагогического опыта - привитие детям устойчивых навыков по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, формирование культуры безопасного поведения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. 

В социозащитные учреждения попадают несовершеннолетние дети, у которых социальные роли смещены в сторону девиантного поведения вплоть до расстройства психики. Дети порой неправильно ведут себя в социуме, не заботятся о своем здоровье, ведут аморальный образ жизни, нарушают правила поведения в общественных местах и совершенно не адаптированы к условиям чрезвычайных ситуаций, куда зачастую они попадают.  Поэтому одной из задач реабилитации является  сохранение здоровья и формирование культуры безопасности жизнедеятельности. В жизни детей, попавших в социозащитное учреждение, данная проблема приобретает особую значимость, так как имеющийся негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкая нравственная устойчивость снижают уровень культуры безопасной жизнедеятельности в социуме.

Теоретическая база опыта

В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации  «О пожарной безопасности», который был  принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года.

Изучение особенностей социальных взаимосвязей, складывающихся между участниками правовых отношений в сфере безопасности и пожарной безопасности, основано на позициях, изложенных в работах С.Г. Аксенова, О.А. Белькова, С.С. Бородина, Н.Н. Брушлинского, А.И. Васильева, Я.И. Гущина, Н.Д. Казакова, , А.П. Рыжакова, С.В. Степашина, В.Г. Татаряна, , Н.Н. Щаблова и других авторов.

В своей работе частично использовала   программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.В. Стеркиной  «Основы безопасности  детей дошкольного возраста. Дополнительно использовала следующие материалы:

· Иванова Т.В.  «Пожарная безопасность» разработки занятий для всех возрастов;

· Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста», учебное пособие  и другие.

Технология опыта

В этой сложной  и важной работе  использую  адекватные разному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знаний и формирования навыков пожарной безопасности. При таком подходе даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания. Поэтому применяю, прежде всего, игровые методы обучения, такие как ситуационно – ролевые познавательные игры. Они позволяют проводить воспитательную работу по профилактике пожарной безопасности с воспитанниками по интенсивной технологии в нетрадиционной форме, отказавшись от преимущественного объяснительного способа сообщения знаний. В играх использую принцип демократизма, равенства участников, роли распределяются по жребию. Провожу игровые занятия,  которые стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности, что способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. Организуя работу со школьниками, учитываю, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными. Поэтому  занятия провожу в интерактивной форме, где у детей тренируются сообразительность, память, реакция. Это – викторины, игры - соревнования, КВН-ы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д.

Анализ результативности

  Для отслеживания результатов реализации программы веду мониторинг знаний и умений профилактической работы по пожарной безопасности в реабилитации несовершеннолетних.

Критериями знаний умений профилактической работы по пожарной безопасности явились: уважительное отношение к труду пожарных, знание причин возникновения пожара и правил поведения при пожаре, знание правил оказания первой медицинской помощи; умений соблюдать правила пожарной безопасности, пользоваться первичными средствами пожаротушения, умений оказывать первую медицинскую помощь и правильно оценивать чрезвычайные ситуации. 

Диагностику провожу  в форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения пожарно-спасательных турниров и соревнований.

Полученные положительные результаты мониторинга знаний и умений профилактической работы по пожарной безопасности  объясняются тем, что систематическая работа по профилактике безопасного пребывания в социозащитном учреждении  прививает несовершеннолетним детям  культуру безопасности жизни вообще, культуру сохранения здоровья, тем самым, способствуя быстрому и эффективному усвоению способов и навыков действий при чрезвычайных ситуациях.

Анализ  педагогического опыта профилактической работы по пожарной безопасности показал, что у несовершеннолетних детей воспитывается

чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде. Разработанные формы работы способствуют созданию условий для развития индивидуальных творческих способности детей, пробуждается интерес воспитанников к пожарному делу и профессии пожарного. Все это способствует социальной адаптации и успешному процессу реабилитации в социозащитном учреждении для несовершеннолетних детей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В связи с нарушенным развитием большинства несовершеннолетних детей, попавших в приют, очень сложным становится процесс выработки у них способности к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации. Кроме того, формирование ответственного поведения и осознания ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной безопасности, является не актуальным для ребенка, пока он находится в стенах учреждения. В связи с девиантным поведением у воспитанников отсутствует бережное отношение к окружающей природе. Все это создает трудности при проведении профилактической работы по противопожарной безопасности.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Программа дополнительного образования  по профилактике пожарной безопасности «Два лика огня» (для детей школьного возраста)  получила экспертное заключение в ГОУДПО (ПК) «Мордовский республиканский институт образования» и явилась руководством к реабилитационной работе педагогических сотрудников социозащитных учреждений для несовершеннолетних.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"

Урок-презентация  по пожарной безопасности для 1-4 классов...

Урок-презентация по основам пожарной безопасности на тему: «Пожарная безопасность. Служба спасения 01»

Цели:- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;- предупредить баловство детей с огнём.Задачи:- научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодол...

Урок – презентация по основам пожарной безопасности. Познакомить с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии

Роль огня в жизни человека: как положительная, так и отрицательная. Знакомство с профессией пожарного, Составление  памятки, как вести себя при пожаре...

Сценарий внеклассного мероприятия по пожарной безопасности "Чтобы с пожаром бороться умело Знать каждому нужно пожарное дело!

Основная задача данного мероприятия - пополнить знания учащихся о пожарной безопасности, научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при возникновении пожара в школе, дома, привить пр...

Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников

Инновационный  проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной  безопасности  у младших школьников...

Родительское собрание по пожарной безопасности Тема: «Пожарная безопасность»

Родительское собрание по пожарной безопасностиТема: «Пожарная безопасность»Цель: Привлечь внимание родителей к проблемепожарной безопасности.Задачи:1. Расширять кругозор родителей о п...