Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников
проект по обж

Ирина Юрьевна Аманжулова

Инновационный  проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной  безопасности  у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsionnyy_proekt_razgovor_o_pozhvrnoy_bezopasnosti.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный  проект «Разговор о пожарной безопасности».

по формированию правил пожарной  безопасности  у младших школьников

     Данный проект «Разговор о пожарной безопасности» формирует у школьников не только системные знания, но и учит применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тип проекта: практико-ориентированный

В проекте использованы инновационные технологии:

- проектный метод, позволяющий привлечь детей и родителей в образовательный процесс;

- использование ИКТ, позволяющий более красочно показать материал непосредственно образовательной деятельности в иллюстрациях;

- интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности, для более успешного усвоения материала;

- игровая технология, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка

- технологии личностно-ориентированного обучения -  сотрудничество между учеником и педагогом, а также полная свобода выбора ребенка.

В проекте выполняются обязательные условия для развития ребенка - уважение к ребенку, принятие его целей и интересов, совместный поиск решений, проявление самостоятельности.

Актуальность темы опыта

     Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
    Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности  начинают уже закладываться младшем возрасте. Одной из основных задач в работе со школьниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.  

      Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека,  когда они привиты с детства.  Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед  огнем,  навыков  умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

   В ходе обучения детей правилам пожарной безопасности родителями и педагогами необходимо сформировать у ребенка понимание потенциальной опасности, которую несет огонь. Очень важно, чтобы дети осознали необходимость соблюдения правил пожарной безопасности везде, где бы они не находились: в доме, квартире, на улице, в лесу и в любых других помещениях и местах.
     
Дети являются самыми незащищенными от пожаров, так как в основном они не имеют необходимых знаний и навыков в пожарной безопасности. И поэтому как в школе, так и дома они должны изучать правила пожарной безопасности.

Цели и задачи инновационного проекта

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, ознакомление со знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта

Образовательные:

Знакомить с правилами противопожарной безопасности, формировать привычку их соблюдения.

Развивающие:

 Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать,

давать правильную оценку предметам, явлениям,  поступкам.

 Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки

Воспитательные:

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных  ситуациях.

Практические

Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.  Вовлечь родителей в профилактические противопожарные мероприятия.

Для решения намеченных задач исследования использовалось:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы

- мониторинг воспитанников (формирование целостного представления о пожарной безопасности у детей)

- педагогическое наблюдение

- анкетирование      

- методы обработки полученных результатов.

           Основное содержание инновационного проекта

     Пожарная безопасность в школе – это не только правила, которые дети должны заучивать наизусть. Тем более выучить правила это не значит уметь ими пользоваться.    Детей нужно воспитывать и рассказывать о том, какие ситуации бывают в жизни. Школьники должны знать реальные истории, связанные с пожаром. Но главное, о чем важно знать каждому ребенку, это то, как вести себя во время пожара, и чего в этот момент делать нельзя.

             Необходимые условия реализации проекта.

      Для эффективной реализации проекта необходимы следующие условия:

- интерес детей и родителей

- взаимодействие со специалистами

- материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

- информационные ресурсы.

         Принципы реализации проекта

  • Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
  • Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице.
  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Методы работы над проектом

    Обучая детей правилам пожарной безопасности, использовались  все   доступные формы и методы работы.

Метод словесности  (рассказ, беседа, инструктаж, объяснение)

     Беседы – наиболее информативная форма мероприятия по обеспечению знаний пожарной безопасности. Учитель, библиотекарь,  приглашенный специалист пожарной части  проводили  беседы о правилах правильного поведения с огнем, где учащиеся имели возможность сами задавать вопросы, интересующие их.

Метод сравнения 

     Метод сравнения помогал детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требовались  умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствовало осознанному усвоению материала и вызывало  интерес к нему.

Метод моделирования ситуаций

    Моделирование ситуаций давало ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивало мышление, воображение, готовило ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно было ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.

Метод повторения

     Важнейший дидактический принцип без применения, которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На непосредственно образовательной деятельности он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требовалось  умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводило к появлению обобщений, способствовало самостоятельному формулированию выводов, повышало познавательную активность.

Экспериментирование и опыты

     Ценность этого метода в том, что он давал ребенку возможность самостоятельно или с помощью учителя  находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы

     Игровая технология, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивала  интерес к литературе, формулировала  диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизировала словарь, способствовала нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка

Метод активного диалога

    Метод активного диалога - активное речевое взаимодействие детей в процессе обсуждения какой-либо темы, минутки безопасности

Метод сотрудничества и взаимопомощи в основном проявлялся  при решении проблемных ситуаций, игры соревновательного характера, моделировании ситуации

Метод рефлексии – размышления о своем внутреннем состоянии (просмотр видео роликов, чтение и обсуждение художественной литературы, рассматривание иллюстративного и фотоматериалов)

Метод эмпатии – умение сопереживать чужой беде (театрально-игровая деятельность, проживание темы.

Знакомство с правилами пожарной безопасности осуществлялось  на уроках русского языка, литературного чтения,  изобразительного искусства, технологии

На уроках русского языка:

 

• рассматривание картин и иллюстраций

• составление описательных рассказов по картине

• разучивание стихотворений

На уроках литературного чтения

    Чтение современных рассказов и сказок, стихотворений,  в доступной и увлекательной форме, где учащиеся  знакомились   с основами безопасной жизнедеятельности.

На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию

   В уголке изобразительной деятельности школьникам предоставлялась возможность отразить свои впечатления, взятые из жизни,

фиксировать их в альбомах или на отдельных листах.

Экскурсии

    Во время проведения экскурсии педагог совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает особенности профессии пожарного.

Обучающие фильмы

    В фильмотеках города можно найти обучающие фильмы, помогающие детям

дошкольного возраста освоить правила пожарной безопасности. Например,

фильм «Бал пожарных». В фильме рассмотрены все правила пожарной

безопасности, которые необходимо знать детям дошкольного возраста.

Обращено внимание на опасности, связанные с общением с незнакомцами,

шалостями. Все серии фильма объединены участием одного персонажа –

милиционера дяди Степы. Игровой обучающий фильм «Пожар на телебашне».

Конструктивная деятельность

   Для постройки различных зданий, детям предлагался  строительный материал (конструктор). Это позволило им создавать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о правилах пожарной безопасности.

Формы работы с детьми:

Непосредственно-образовательная деятельность

(объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, просмотр тематических фильмов и мультфильмов, дидактические игры, моделирование ситуаций)

Совместная деятельность педагога и детей (экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирование, , тематические досуги, развлечения)

Ожидаемый результат

− Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов,

практических занятий.

− Профилактика панического страха перед огнём.

− Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их

отработка до автоматизма.

− Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

− Изменение отношения родителей к данной проблеме.

План реализации инновационного проекта

1 этап – организационно -  подготовительный

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-

методического обеспечения.

  • Разработка плана работы по проекту «Разговор о пожарной безопасности»
  • Анкетирование учащихся и родителей.  
  • Привлечение  родителей, библиотекаря, учащихся к подборке материала   по пожарной безопасности.  
  • Подборка плакатов по  пожарной          безопасности.
  • Подбор детской художественной литературы для чтения.   
  • Подбор  и изготовление дидактических игр по пожарной безопасности.  
  • Создание презентаций по пожарной безопасности.  
  • Подбор видеоматериала по пожарной безопасности.
  • Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.     
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап – практический (выполнение проекта)

Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности.

План выполнения проекта

Тема

Мероприятия

Деятельность

Ответственные

Сроки

Огонь - друг или враг?

1.Беседа «Огонь- друг или враг»

2.Чтение произведения на противопожарную тематику    С. Г. Поляева   «О силе огня»

3.Инсценировка стихотворения С. Маршака «Пожар»

4.Видеофильм. Пожарная безопасность

5.Знакомство с героями рабочей тетради «Разговор о пожарной безопасности» и выполнение заданий:

-рисуем, как выглядит Огонь;

-работа с предметными картинками: огонь-друг, огонь-враг;

-разгадывание ребусов.

6.Игра – рассуждение «Что делать, если?..

(групповая работа)

7.Групповой  проект «Огонь – друг, огонь – враг»

познавательно-обучающая деятельность

театрализованная

деятельность

познавательно-обучающая деятельность

художественная деятельность

классификация

мыслительная деятельность

дидактическая игра

групповая деятельность

классный библиотекарь, подготовленный учение (5 минутное чтение на уроке чтения)

группа учащихся, подготовившая инсценировку

учитель

учитель, учащиеся

учащиеся

учащиеся

учитель, ответственный ученик в группе

с

30.01 по

03.02

Детские шалости с огнём

1.Просмотр видеофильма

Урок осторожности. «Уроки Тетушки Совы. Огонь»

2.Чтение произведения на противопожарную тематику

 А. Я. Гимадеева «Не надо играть с огнем!»

3.Беседа «Эта спичка-невеличка!»

Экспериментальная работа: демонстрация опытов.

4.Игра  «Это я, это я, это все мои друзья!»

5.Игра «Объяснялки»

познавательно-обучающая деятельность

познавательно-обучающая деятельность

экспериментальная работа

игровая деятельность

учитель

библиотекарь, подготовленный ученик

школьный библиотекарь

учитель, ученики

помощники

помощник учителя

с 06.02 по 10.02

Береги свой дом от пожара

1.Просмотр видеофильма

«Пожарная безопасность в квартире»

2.Викторина по произведениям на пожарную тематику

3.Дидактическая игра «Карточная викторина»

4.Решение ситуационных задач. Работа в группах

5.Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

6.Работа по рабочей тетради «Разговор о пожарной безопасности»:

-работа с предметными картинками

-игра «Да» или «Нет»

познавательно-обучающая деятельность

познавательно-обучающая деятельность

игровая деятельность

практическая и мыслительная деятельность

игровые тренинги с телефоном.

классификация

игровая деятельность

учитель

классный библиотекарь

учитель

подготовленные учащиеся

помощники учителя

учащиеся

с 13.02 по 17.02

Кухня – не место для игр

1.Просмотр видео «Спасик и его друзья»

2.Чтение произведения на противопожарную тематику  Р. И. Салихова «Валины неприятности»

3.Решение ситуационных задач. Работа в группах

4.Игра «Тушим сами»

5.Игра «Думай, смекай, отвечай»

 6.Рассматривание и беседа по плакатам «Пожарная безопасность»

7.Пластилинография

«Огнетушитель» 

познавательно-обучающая деятельность

практическая и мыслительная деятельность

игровая деятельность

познавательно-обучающая деятельность

трудовая деятельность

учитель

подготовленный ученик

помощники учителя

учитель, командир класса

учитель

ученики

с 20.02 по 24.02

Осторожно – электроприборы!

1.Просмотр видеоклипа о правилах пожарной безопасности                       «Как действовать во время пожара в квартире»

 2.Чтение произведения на противопожарную тематику

М. Ф. Янкина   «Случай с телевизором»

3.Инценирование сценки про утюг

4.Беседа по теме «Электрические предметы в доме»

5.Работа с заданиями из рабочей тетради:

- с условными знаками о пожарной безопасности;

-работа с предметными картинками

6.Игра-загадка «Если возник пожар»

7.Придумай и нарисуй свои знаки, которые предупреждают детей от игры с электроприборам

познавательно-обучающая деятельность

театрализованная

деятельность

познавательно-обучающая деятельность

классификация, сравнение

дидактическая игра

мыслительная и художественная деятельность

учитель

классный библиотекарь

группа подготовленных учеников

учитель

учитель и ученики

помощники учителя

ученики

с 27.02 по 03.03

Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт

1.Просмотр видеосюжета «Безопасный Новый год»

2.Чтение произведения на противопожарную тематику  

  М. М. Шереметьева  «Заячья елка»

3.Работа с заданиями из рабочей тетради:

-вырежи из приложения правила пожарной безопасности в новогодние праздники и расположи и приклей их в соответствующих окошках.

4.Игра  «Разрешается» или «Запрещается»   5.Дидактическая игра: «Сложи картинку»

6.Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах безопасного поведения возле

ёлки»

 7.Открытка «Елочка, елочка, заблести огнями»    

познавательно-обучающая деятельность

мыслительная деятельность

игровая деятельность

познавательно-обучающая деятельность

художественная деятельность

учитель

подготовленный ученик

ученики

учитель

учитель

ученики

с 06.03 по 10.03

Пожарный – герой, он с огнём  вступает в бой

1.Просмотр мультфильма и видеоклипа:

«Пожарный и пожарная машина»

2.Чтение произведения на противопожарную безопасность

Б.С. Житков «Дым»

3.Работа с заданиями в рабочей тетради: на выбор предметов, соединить ситуации с ответом.

4. Реши кроссворд «Знай и соблюдай»

5.Рассматривание иллюстраций с изображением экипировке пожарного, беседа.

6. Игра «Установи причину пожара

7. Дидактическая игра  «Раньше и теперь»

8. Встреча с инспектором пожарной службы и беседа по теме «История пожарной части»

познавательно-обучающая деятельность

сравнение, классификация, выбор действий

мыслительная, логическая деятельность

игровая деятельность

познавательно-обучающая деятельность

учитель

классный библиотекарь

учитель

учитель, подготовленный ученик

Карпетова Т.А., инспектор пожарной части

с 13.03 по 17.03

Итоговое занятие. Знай и соблюдай правила пожарной безопасности

1.Игра:  “Что? Где? Когда?”

2.Конкурс рисунков на тему:  «Спички, пожары, огонь и костры, только в рисунках пусть будут они»

3.Экскурсия в пожарную часть

Мини-экзамен «Разрешается, запрещается»

4.Групповая работа  по лепке «Пожарная команда»

5.Анкетирование учащихся

6. Родительское собрание по теме «Пожарная безопасность детей»

игровая деятельность

художественная деятельность

практическая деятельность

групповая и трудовая деятельность

диагностирование

работа с родителями

учитель и библиотекарь

учащиеся

учитель, сотрудники пожарной части

учитель и помощники учителя

учитель

учитель, родители

с 20.03 по 24.03

3 этап – заключительный этап

  1. Результаты проекта
  2. Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта
  3. Оформление проекта
  4. Защита  проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников

Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление  об основных правах и свободах....

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности,  необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья....

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...

Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.

Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения на дорогах является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может  м...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Техника безопасности в кабинете информатики для младших школьников

презентация на тему "Техника безопасности в кабинете информатики для младших школьников"...