Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников
проект по обж
Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inovatsionnyy_proekt_razgovor_o_pozhvrnoy_bezopasnosti.docx | 44.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Разговор о пожарной безопасности».
по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников
Данный проект «Разговор о пожарной безопасности» формирует у школьников не только системные знания, но и учит применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тип проекта: практико-ориентированный
В проекте использованы инновационные технологии:
- проектный метод, позволяющий привлечь детей и родителей в образовательный процесс;
- использование ИКТ, позволяющий более красочно показать материал непосредственно образовательной деятельности в иллюстрациях;
- интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности, для более успешного усвоения материала;
- игровая технология, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка
- технологии личностно-ориентированного обучения - сотрудничество между учеником и педагогом, а также полная свобода выбора ребенка.
В проекте выполняются обязательные условия для развития ребенка - уважение к ребенку, принятие его целей и интересов, совместный поиск решений, проявление самостоятельности.
Актуальность темы опыта
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности начинают уже закладываться младшем возрасте. Одной из основных задач в работе со школьниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
В ходе обучения детей правилам пожарной безопасности родителями и педагогами необходимо сформировать у ребенка понимание потенциальной опасности, которую несет огонь. Очень важно, чтобы дети осознали необходимость соблюдения правил пожарной безопасности везде, где бы они не находились: в доме, квартире, на улице, в лесу и в любых других помещениях и местах.
Дети являются самыми незащищенными от пожаров, так как в основном они не имеют необходимых знаний и навыков в пожарной безопасности. И поэтому как в школе, так и дома они должны изучать правила пожарной безопасности.
Цели и задачи инновационного проекта
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, ознакомление со знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта
Образовательные:
Знакомить с правилами противопожарной безопасности, формировать привычку их соблюдения.
Развивающие:
Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать,
давать правильную оценку предметам, явлениям, поступкам.
Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара. Вовлечь родителей в профилактические противопожарные мероприятия.
Для решения намеченных задач исследования использовалось:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы
- мониторинг воспитанников (формирование целостного представления о пожарной безопасности у детей)
- педагогическое наблюдение
- анкетирование
- методы обработки полученных результатов.
Основное содержание инновационного проекта
Пожарная безопасность в школе – это не только правила, которые дети должны заучивать наизусть. Тем более выучить правила это не значит уметь ими пользоваться. Детей нужно воспитывать и рассказывать о том, какие ситуации бывают в жизни. Школьники должны знать реальные истории, связанные с пожаром. Но главное, о чем важно знать каждому ребенку, это то, как вести себя во время пожара, и чего в этот момент делать нельзя.
Необходимые условия реализации проекта.
Для эффективной реализации проекта необходимы следующие условия:
- интерес детей и родителей
- взаимодействие со специалистами
- материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
- информационные ресурсы.
Принципы реализации проекта
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Методы работы над проектом
Обучая детей правилам пожарной безопасности, использовались все доступные формы и методы работы.
Метод словесности (рассказ, беседа, инструктаж, объяснение)
Беседы – наиболее информативная форма мероприятия по обеспечению знаний пожарной безопасности. Учитель, библиотекарь, приглашенный специалист пожарной части проводили беседы о правилах правильного поведения с огнем, где учащиеся имели возможность сами задавать вопросы, интересующие их.
Метод сравнения
Метод сравнения помогал детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требовались умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствовало осознанному усвоению материала и вызывало интерес к нему.
Метод моделирования ситуаций
Моделирование ситуаций давало ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивало мышление, воображение, готовило ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно было ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
Метод повторения
Важнейший дидактический принцип без применения, которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На непосредственно образовательной деятельности он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требовалось умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводило к появлению обобщений, способствовало самостоятельному формулированию выводов, повышало познавательную активность.
Экспериментирование и опыты
Ценность этого метода в том, что он давал ребенку возможность самостоятельно или с помощью учителя находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровые приемы
Игровая технология, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивала интерес к литературе, формулировала диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизировала словарь, способствовала нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка
Метод активного диалога
Метод активного диалога - активное речевое взаимодействие детей в процессе обсуждения какой-либо темы, минутки безопасности
Метод сотрудничества и взаимопомощи в основном проявлялся при решении проблемных ситуаций, игры соревновательного характера, моделировании ситуации
Метод рефлексии – размышления о своем внутреннем состоянии (просмотр видео роликов, чтение и обсуждение художественной литературы, рассматривание иллюстративного и фотоматериалов)
Метод эмпатии – умение сопереживать чужой беде (театрально-игровая деятельность, проживание темы.
Знакомство с правилами пожарной безопасности осуществлялось на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии
На уроках русского языка:
• рассматривание картин и иллюстраций
• составление описательных рассказов по картине
• разучивание стихотворений
На уроках литературного чтения
Чтение современных рассказов и сказок, стихотворений, в доступной и увлекательной форме, где учащиеся знакомились с основами безопасной жизнедеятельности.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию
В уголке изобразительной деятельности школьникам предоставлялась возможность отразить свои впечатления, взятые из жизни,
фиксировать их в альбомах или на отдельных листах.
Экскурсии
Во время проведения экскурсии педагог совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает особенности профессии пожарного.
Обучающие фильмы
В фильмотеках города можно найти обучающие фильмы, помогающие детям
дошкольного возраста освоить правила пожарной безопасности. Например,
фильм «Бал пожарных». В фильме рассмотрены все правила пожарной
безопасности, которые необходимо знать детям дошкольного возраста.
Обращено внимание на опасности, связанные с общением с незнакомцами,
шалостями. Все серии фильма объединены участием одного персонажа –
милиционера дяди Степы. Игровой обучающий фильм «Пожар на телебашне».
Конструктивная деятельность
Для постройки различных зданий, детям предлагался строительный материал (конструктор). Это позволило им создавать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о правилах пожарной безопасности.
Формы работы с детьми:
• Непосредственно-образовательная деятельность
(объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, просмотр тематических фильмов и мультфильмов, дидактические игры, моделирование ситуаций)
• Совместная деятельность педагога и детей (экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирование, , тематические досуги, развлечения)
Ожидаемый результат
− Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов,
практических занятий.
− Профилактика панического страха перед огнём.
− Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их
отработка до автоматизма.
− Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
− Изменение отношения родителей к данной проблеме.
План реализации инновационного проекта
1 этап – организационно - подготовительный
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-
методического обеспечения.
- Разработка плана работы по проекту «Разговор о пожарной безопасности»
- Анкетирование учащихся и родителей.
- Привлечение родителей, библиотекаря, учащихся к подборке материала по пожарной безопасности.
- Подборка плакатов по пожарной безопасности.
- Подбор детской художественной литературы для чтения.
- Подбор и изготовление дидактических игр по пожарной безопасности.
- Создание презентаций по пожарной безопасности.
- Подбор видеоматериала по пожарной безопасности.
- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап – практический (выполнение проекта)
Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности.
План выполнения проекта
Тема | Мероприятия | Деятельность | Ответственные | Сроки |
Огонь - друг или враг? | 1.Беседа «Огонь- друг или враг» 2.Чтение произведения на противопожарную тематику С. Г. Поляева «О силе огня» 3.Инсценировка стихотворения С. Маршака «Пожар» 4.Видеофильм. Пожарная безопасность 5.Знакомство с героями рабочей тетради «Разговор о пожарной безопасности» и выполнение заданий: -рисуем, как выглядит Огонь; -работа с предметными картинками: огонь-друг, огонь-враг; -разгадывание ребусов. 6.Игра – рассуждение «Что делать, если?.. (групповая работа) 7.Групповой проект «Огонь – друг, огонь – враг» | познавательно-обучающая деятельность театрализованная деятельность познавательно-обучающая деятельность художественная деятельность классификация мыслительная деятельность дидактическая игра групповая деятельность | классный библиотекарь, подготовленный учение (5 минутное чтение на уроке чтения) группа учащихся, подготовившая инсценировку учитель учитель, учащиеся учащиеся учащиеся учитель, ответственный ученик в группе | с 30.01 по 03.02 |
Детские шалости с огнём | 1.Просмотр видеофильма Урок осторожности. «Уроки Тетушки Совы. Огонь» 2.Чтение произведения на противопожарную тематику А. Я. Гимадеева «Не надо играть с огнем!» 3.Беседа «Эта спичка-невеличка!» Экспериментальная работа: демонстрация опытов. 4.Игра «Это я, это я, это все мои друзья!» 5.Игра «Объяснялки» | познавательно-обучающая деятельность познавательно-обучающая деятельность экспериментальная работа игровая деятельность | учитель библиотекарь, подготовленный ученик школьный библиотекарь учитель, ученики помощники помощник учителя | с 06.02 по 10.02 |
Береги свой дом от пожара | 1.Просмотр видеофильма «Пожарная безопасность в квартире» 2.Викторина по произведениям на пожарную тематику 3.Дидактическая игра «Карточная викторина» 4.Решение ситуационных задач. Работа в группах 5.Игра «Вызов по телефону пожарной команды» 6.Работа по рабочей тетради «Разговор о пожарной безопасности»: -работа с предметными картинками -игра «Да» или «Нет» | познавательно-обучающая деятельность познавательно-обучающая деятельность игровая деятельность практическая и мыслительная деятельность игровые тренинги с телефоном. классификация игровая деятельность | учитель классный библиотекарь учитель подготовленные учащиеся помощники учителя учащиеся | с 13.02 по 17.02 |
Кухня – не место для игр | 1.Просмотр видео «Спасик и его друзья» 2.Чтение произведения на противопожарную тематику Р. И. Салихова «Валины неприятности» 3.Решение ситуационных задач. Работа в группах 4.Игра «Тушим сами» 5.Игра «Думай, смекай, отвечай» 6.Рассматривание и беседа по плакатам «Пожарная безопасность» 7.Пластилинография «Огнетушитель» | познавательно-обучающая деятельность практическая и мыслительная деятельность игровая деятельность познавательно-обучающая деятельность трудовая деятельность | учитель подготовленный ученик помощники учителя учитель, командир класса учитель ученики | с 20.02 по 24.02 |
Осторожно – электроприборы! | 1.Просмотр видеоклипа о правилах пожарной безопасности «Как действовать во время пожара в квартире» 2.Чтение произведения на противопожарную тематику М. Ф. Янкина «Случай с телевизором» 3.Инценирование сценки про утюг 4.Беседа по теме «Электрические предметы в доме» 5.Работа с заданиями из рабочей тетради: - с условными знаками о пожарной безопасности; -работа с предметными картинками 6.Игра-загадка «Если возник пожар» 7.Придумай и нарисуй свои знаки, которые предупреждают детей от игры с электроприборам | познавательно-обучающая деятельность театрализованная деятельность познавательно-обучающая деятельность классификация, сравнение дидактическая игра мыслительная и художественная деятельность | учитель классный библиотекарь группа подготовленных учеников учитель учитель и ученики помощники учителя ученики | с 27.02 по 03.03 |
Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт | 1.Просмотр видеосюжета «Безопасный Новый год» 2.Чтение произведения на противопожарную тематику М. М. Шереметьева «Заячья елка» 3.Работа с заданиями из рабочей тетради: -вырежи из приложения правила пожарной безопасности в новогодние праздники и расположи и приклей их в соответствующих окошках. 4.Игра «Разрешается» или «Запрещается» 5.Дидактическая игра: «Сложи картинку» 6.Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах безопасного поведения возле ёлки» 7.Открытка «Елочка, елочка, заблести огнями» | познавательно-обучающая деятельность мыслительная деятельность игровая деятельность познавательно-обучающая деятельность художественная деятельность | учитель подготовленный ученик ученики учитель учитель ученики | с 06.03 по 10.03 |
Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой | 1.Просмотр мультфильма и видеоклипа: «Пожарный и пожарная машина» 2.Чтение произведения на противопожарную безопасность Б.С. Житков «Дым» 3.Работа с заданиями в рабочей тетради: на выбор предметов, соединить ситуации с ответом. 4. Реши кроссворд «Знай и соблюдай» 5.Рассматривание иллюстраций с изображением экипировке пожарного, беседа. 6. Игра «Установи причину пожара 7. Дидактическая игра «Раньше и теперь» 8. Встреча с инспектором пожарной службы и беседа по теме «История пожарной части» | познавательно-обучающая деятельность сравнение, классификация, выбор действий мыслительная, логическая деятельность игровая деятельность познавательно-обучающая деятельность | учитель классный библиотекарь учитель учитель, подготовленный ученик Карпетова Т.А., инспектор пожарной части | с 13.03 по 17.03 |
Итоговое занятие. Знай и соблюдай правила пожарной безопасности | 1.Игра: “Что? Где? Когда?” 2.Конкурс рисунков на тему: «Спички, пожары, огонь и костры, только в рисунках пусть будут они» 3.Экскурсия в пожарную часть Мини-экзамен «Разрешается, запрещается» 4.Групповая работа по лепке «Пожарная команда» 5.Анкетирование учащихся 6. Родительское собрание по теме «Пожарная безопасность детей» | игровая деятельность художественная деятельность практическая деятельность групповая и трудовая деятельность диагностирование работа с родителями | учитель и библиотекарь учащиеся учитель, сотрудники пожарной части учитель и помощники учителя учитель учитель, родители | с 20.03 по 24.03 |
3 этап – заключительный этап
- Результаты проекта
- Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта
- Оформление проекта
- Защита проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников
Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах....
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности, необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья....
Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...
Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.
Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения на дорогах является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может м...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Техника безопасности в кабинете информатики для младших школьников
презентация на тему "Техника безопасности в кабинете информатики для младших школьников"...