Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников
рабочая программа (3 класс) по теме

Белоглазова Виктория Валерьевна

Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление  об основных правах и свободах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_azbuka_prava.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни, требуют адекватных изменений и в сфере образования. Во многих странах мира изучение прав человека на ранних этапах уже давно стало неотъемлемой частью гражданского образования. Необходимость  правового  просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе отражена и в ряде писем министерства образования РФ.

Изучение прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических  проблем. Исходя из этого в программе  отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию  определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление  об основных правах и свободах.

Основание для разработки программы:

  • Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы «Азбука права» Н.Н. Бобковой;
  • Закон «ОБ образовании РФ»;
  • Декларация прав ребенка;
  • ФГОС ООН

Цель, задачи, принципы программы.

Цель: Формировать четкое представление о собственных правах и свободах.

Задачи:  

- ознакомить обучающихся с основными правами человека, дать общее представление о существующих документах по правам человека, научить уважать и соблюдать права других людей;

- развивать умение слушать других, анализировать окружающий мир и делать осознанный выбор в различных сферах жизни.

- воспитывать уверенность в себе, терпимость и сострадание к окружающим.

Принципы:

- Принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности;

- Принцип доступности;

- Принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;

- Принцип сознательности и активности обучаемых;

- Принцип положительной регулируемой социализации личности.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 8-10-летнего возраста.

Срок реализации программы -1 год.

Ожидаемые результаты: - иметь представление об основных понятиях по курсу правоведения;

- уметь оценивать поступки с точки зрения права;

- доказывать свои права;

- корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека»

- иметь представление об основных  документах по правам человека;

- уметь ориентироваться в терминологии.

Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня, после окончания предметов учебного цикла. Распределение часов составляет 1 час в неделю, всего 35 часов.

Формы занятий: беседа, игра, викторина, экскурсия, коллективное творческое дело и др.

Тема занятия

Цель занятия, содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Тео

рия

прак

тика

1

Кто Я? Какие мы?

Подвести детей к выводу: все люди разные (внешне, по характеру, физическим возможностям), но все равны в своих правах

1

2

Это – я

игровые упражнения на развитие понимания индивидуальности

1

3,4

О человеческом счастье…

Из чего складывается счастье? (Право на семью, на достойный уровень жизни и т.д.) Счастье в семье. Забота о детях идетей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения. Соблюдение прав других. Уважение.  

1

1

5

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Раскрытие понятий и обсуждение поступков, соответствующих этим понятиям.

6

Добро и зло.

чтение и обсуждение литературных произведений

1

7

А нужны ли правила?

Что такое правила? Необходимость соблюдения определённых правил в поведении, деятельности (правила дорожного движения, противопожарного безопасности, взаимоотношений между людьми и т.п.) обсуждение правил поведения с точки зрения права.

1

1

8

Царство Закон

Раскрытие понятия «Закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися.

1

9

«Царство Закон»

(Продолжение) коллективное сочинение истории «В царстве Закон»

1

10

Царство Беззаконие

Раскрытие понятия «беззаконие». Подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других. Органы, состоящие на защите прав граждан.

11, 12

Закон для нас. Закон внутри нас.

Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»

2

13

Конкурс «Мои права»

Игровое  занятие.

1

14

Что мы знаем о правах человека?

Итоговое занятие. Викторина. Обобщение полученных знаний. Раскрытие понятия «Культура поведения»

1

15

Я и мы

Определить чем каждый человек отличается от  других людей? Чем похожи? Какими особенностями стоит гордиться? Люди с ограниченными физическими возможностями.

1

16

«Узнаем друг друга»

игра

1

17

Жизнь дается один раз…

Право на жизнь и личную неприкосновенность.

1

18, 19, 20

Жизнь в неволе (рабство)

Развитие общества в историческом разрезе. Взгляд на рабство и бесчеловечное обращение с точки зрения права и морали.

1

2

21

Ценность жизни

игровые упражнения на развитие понимания всеобщего равенства

1

22

Закон – один для всех

Равенство всех перед законом. Ответственность государства за соблюдение прав человека.

1

23

Конфликт прав

Обсуждение ситуаций, разрешение конфликтов

1

24

Мой дом – моя крепость

Право на неприкосновенность жилища. Меры предосторожности и правилабезопасности.

1

25

Честь и репутация

Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета, честь. Инсценирование ситуаций  из реальной жизни

1

26

Свобода выбора: где жить и с кем жить?

Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства. Право на гражданство.

1

27

Собственность

Право на владение имуществом. Понятия: собственность, наследство.

1

28

А я думаю по другому…

Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания. Уважение чужого мнения. Практический разбор конкретных ситуаций

1

29

Вера и неверие

Информационно – познавательная беседа. Знакомство с религиозной литературой.

1

30, 31

Хочу быть образованным и культурным

Право на образование (обсуждение на примере своей школы). Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса.

1

1

32

Наш досуг – наше право

игровая программа

1

33, 34

Я придерживаюсь правил

Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других граждан.

1

1

35

По праву я хочу всё знать

викторина по изученным документам

1

36

Один для всех и все для одного

Воспитание в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, осознание того, что способности каждого должны служить другим людям. Чтение художественных произведений.

1

        Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948г.)
  2. Декларация прав ребенка (1956г.)
  3. Конвенция ООН по правам ребенка (1990г.)
  4. Антонов, В.В. Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека. – М.: Вита-Пресс,1997.
  5. Усачев, А. Приключения маленького человека. – М.: РИО «САМОВАР»,1995.
  6. Шабельник, Е.С. Права ребенка. – М.:Вита-Пресс, 2002.
  7. Шабельник, Е.С., Каширцева, Е.Г. Ваши права: учеб. пособие. – М.: Вита-Пресс, 1995.
  8. Шкробова, М.А. Граждановедение. – Ульяновск, 2000.