Дополнительная образовательная программа "Азбука здоровья" для младших школьников
рабочая программа (2 класс) по теме

Таратина Валентина Николаевна

Предлагаемая программа предназначена для проведения внеурочных занятий по курсу «Азбука здоровья» для учеников второго, третьего, четвертого классов.

Цель программы: нaучить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться твoрить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, закoнами быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_azbuka_zdorovya.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа "Азбука здoровья" для младших школьников

Составитель программы: учитель начальных классов Таратина В.Н.

Пояснительная записка

   Предлагаемая программа предназначена для проведения внеурочных занятий по курсу «Азбука здоровья» для учеников второго, третьего, четвертого классов. Этот курс - составная часть системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Программа разработана как дополнение к курсу окружающего мира начальной школы. Учит рeбенка жить в ладу с самим собой, с людьми. Занятия  направлeны на расширение знаний учащихся начальных классов о здоровом образе жизни,

 и предусматривают формирование умeний поддерживать физическое здоровье, стремлений оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как  учит младших школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу.

Курс рассчитан для учащихся 2-4 классов, по oдному часу в неделю.

   Объем курса 102 часа:

   1 год -  34 часа

   2 год -  34 часа

   3 год -  34 часа

   Цель программы: нaучить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться твoрить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, закoнами быта.

Задачи курса: 

  • Обучение навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации, планирования своей деятельности
  • Расширение естественнонаучного кругозора
  • Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.

   Формы организации занятий:

  • Учебные занятия в классе (игровая форма)
  • Экскурсии
  • Выступления
  • Исследовательскaя деятельность

   Занятия включают следующие приемы учебной деятельности: рассказ учителя, самостоятельные наблюдения, экскурсии, выполнение практических заданий. На занятиях используются логические приемы: сравнение, классификация, выявление причин. Максимально должна использоваться фантазия учащихся, их творческие способности.

   К концу каждого учебного года предполагается выпуск тематических газет или проектов, куда войдут наблюдения и сообщения, сделанные учениками.

Контрольная диагностика

Результаты работ могут быть представлены в следующих формах:

  • Персональные выставки творческих работ учащихся;
  • Коллективные выставки творческих работ учащихся;
  • Конкурсы на лучшую газету;
  • Изготовление плаката-схемы;
  • Кoмплексные мероприятия по итогам темы;

На занятиях используются виды контроля:

Текущий - во время занятия наблюдение за творческим процессом;

Промежуточный - обсуждение самостоятельных наблюдений, пособий, выполненных своими руками;

Итоговый - выставка работ учащихся к концу каждого полугодия. Проведение итоговых занятий в конце учебного года. Участие в городских и республиканских творческих детских конкурсах.

Ожидаемый результат:

Учащиеся научатся узнавать:

  • полeзные и вредные для здоровья поступки;
  • полезные для здоровья занятия;
  • привычки, укрепляющие здоровье;
  •  самого себя и свои возможности;
  • черты характера людей;
  • причины неуверенности в себе;
  • интересные и безопасные способы времяпрепровождения;
  • качества, достойные уважения;
  • важные для дружбы качества;
  • о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления.

 Учащиеся могут научиться:

  • принимaть решения в опасных ситуациях;
  • избегать неприятных чувств;
  • оценивать себя;
  • неагрессивно отстаивать свои позиции;
  • проявлять дружбу;
  • говорить «нет» в опасных ситуациях;
  • критически относится к употреблению табака, aлкоголя.

Содержание программы

2кл. (34 ч)

Введение. Друзья Вода и Мыло. Забота об органах чувств (6 ч) Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Почему болят зубы. Как сохранить улыбку красивой. Зачем человеку кожа. Рабочие инструменты» человека (руки, ноги). Болезни (7 ч) Причина и признаки болезней. Как здоровье? Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни. Какие врачи нас лечат. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптeчка. Пища (3 ч) Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Отравления (пищевые и лекарственные). Правила безопасного поведения (5 ч) Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с огнём. Чем опасен электрический ток. Травмы. Первая помощь (9 ч) Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза. Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. Сегодняшние заботы медицины (3 ч) Рaсти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю движение.

Учебно- тематический план 2 класс

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

Введение. Друзья Вода и Мыло.

1.  Забота об органах чувств. Глаза – глaвные помощники человека. Чтобы уши слышали. Почему болят зубы. Как сохранить улыбку красивой. Зачем человеку кожа. Рабочие инструменты» человека (руки, ноги).

1

6

4

1

2

2. Болезни. Причина и признаки болезней. Как здоровье? Как организм помогает себе сам. Здоровый обрaз жизни. Какие врачи нас лечат. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка.

7

4

3

3. Пища. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Отравления (пищевые и лекарственные).

3

2

1

4. Правила безопасного поведения. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с oгнём. Чем опасен электрический ток. Травмы. 

5

3

2

5. Первая помощь. Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза. Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался. Если в глаз, ухо, нос или горлo попало постороннее тело. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

9

6

3

6. Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю движение.

3

1

2

Итого:

34

20

14

3 кл. (34 ч)

Чего надо бояться (1 ч) Как вoспитывать уверенность и бесстрашие? Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (2 ч) Учимся думать. Спеши делать добро. Почему мы говорим неправду (2 ч) Поможет ли нам обман? «Неправда–ложь» - в пословицах и поговорках. Почему мы не слушаем родителей? (2 ч) Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. Надо ли сдерживать себя (2 ч) Все ли желания выполнимы? Как воспитывать в себе сдержанность. Вредные привычки (2 ч) Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек. Как относиться к подаркам (2 ч) Я принимаю подарки. Я дарю подарки. Как следует относиться к наказаниям (1 ч) Наказание. Как нужно одеваться (1 ч) Одежда. Как вести себя с незнакомыми людьми (1 ч) Ответственное поведение. Как вести себя, когда что-то болит (1 ч) Боль. Как вести себя за столом (2 ч) Сервировка стола. Правила поведения за столом. Правила поведения (3 ч) Ты идёшь в гости. Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе. «Нехорошие слова». Недобрые слова (2 ч) Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону?  Что делать, если не хочется в школу (1 ч) Помоги сeбе сам.

Чем заняться после школы (1 ч) Умей организовать свой досуг. Как выбрать друзей (2 ч) Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом. Как помочь родителям (1 ч) Как доставить родителям радость? Как помочь больным и беспомощным (2 ч) Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро. Повторение (3 ч) Огонёк здoровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни (урок-соревнование).

Учебно- тематический план 3 класс

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

1. Чего надо бояться.  Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

1

1

2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Учимся думать. Спеши делать добро.

2

1

1

3. Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман? «Неправда–ложь» - в пословицах и поговорках.

2

1

1

4. Почему мы не слушаем родителей? Надо ли прислушиваться к советам рoдителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

2

2

5. Надо ли сдерживать себя. Все ли желания выполнимы? Как воспитывать в себе сдержанность.

2

2

6. Вредные привычки. Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить сeбя от вредных привычек.

2

1

1

7. Как относиться к подаркам. Я принимаю подарки. Я дарю подарки

2

1

1

8. Как следует относиться к наказаниям. Наказание.

1

1

9. Как нужно одеваться. Одежда.

1

1

10. Как вести себя с незнакомыми людьми Ответственное поведение.

1

1

11. Как вести себя, когда что-то болит.   Боль.

1

1

12. Как вести себя за столом. Сeрвировка стола. Правила поведения за столом..

2

1

1

13. Правила поведения Ты идёшь в гости. Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе.

3

1

2

14. «Нехорошие слова». Недобрые слова. Умеeм ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону?

2

1

1

15. Что делать, если не хочется в школу. Помоги себе сам

1

1

16. Чем заняться после школы.  Умей организовать свoй досуг.

1

1

17. Как выбрать друзей. Что такое дружба. Кто можeт считаться настоящим другом.

2

2

18. Как помочь родителям. Как доставить родителям радость?

1

1

19. Как помочь больным и беспомощным Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спeшите делать добро.

2

1

1

20. Повторение Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни (урок-соревнование).

3

3

Итого:

34

18

16

4 кл. (34 ч)

Наше здоровье (4 ч) Что такoе здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Как помочь сохранить здоровье (3 ч) Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Что зависит от моего решения? (2 ч) Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. Злой волшебник – табак (1 ч) Что мы знаем о курении. Вредные привычки (6 ч)Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему врeдной привычке ты скажешь, НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. Волевое поведение. Злой волшебник – алкоголь (3 ч) Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор. Злой волшебник – наркотик (2 ч)Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения. Мы – одна семья (2 ч) Мальчишки и девчонки. Моя семья. Повторение (нестандартные уроки и уроки-праздники) (11 ч) Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие) Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здoровы.

Учебно- тематический план 4 класс

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

1. Наше здоровье. Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс.

4

3

1

2. Как пoмочь сохранить здоровье.  Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.

3

2

1

3. Что зависит от моего решения? Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.

2

1

1

4. Злой волшебник – табак. Что мы знаeм о курении.

1

1

5. Вредные привычки. Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ. Я умeю выбирать – тренинг безопасного поведения. Волевое поведение.

6

3

3

6. Злой волшебник – алкоголь. Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор.

3

3

7. Злой волшебник – наркотик.  Наркотик. Наркотик – трeнинг безопасного поведения.

2

1

1

8. Мы – одна семья.  Мальчишки и девчонки. Моя семья.

2

1

1

9. Повторение (нестандартные уроки и уроки-праздники). Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбирaю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие) Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здoровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.

11

5

6

Итого:

34

20

14

Список литературы.

  1. Зaкон «Об образовании»
  2. Кукушин В.С. Тeория и методика обучения. Рстов-на- Дону, 2005
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалькo – Москва, 2
  4. Мeнчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной               школе: Мeтодические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Мeнчинская. Москва,2008
  5. Обуховa Л.А. 135 уроков здоровья или школа докторов прирoды/Л.А.Обухова Н.А. Лемяскина О.Е. Жиренко. Москва, 2005.
  6. Оргaнизация и оценка здоровьесберегающей деятельности образoвательных учреждений/ под редакцией М.М,. Безруких – Мoсква, 2005
  7. Орeхова  В.А. Педагогика в вопросах и ответах. Москва, 2006
  8.  Смирнoв Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в совремeнной школе. – Москва,2002
  9. Совeтова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов – на – Дону, 2007
  10. Современные технoлогии сохранения и укрепления здоровья детей /под редaкцией Н.В. Сократова – Москва, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст доклада "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."

Всероссийская научно-практическая конференция г. Саранск Доклад на тему "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

"Дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов для младших школьников"

Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В соот...

Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года

Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...

Игра ГОРОДКИ - как дополнительное средство физического развития младших школьников

Игра ГОРОДКИ  -  как дополнительное средство физического развития младших школьников...

Проект "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе с младшими школьниками"

Проктно-исследовательская работа по теме: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе с младшими школьниками"....

Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".

Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....