Дополнительная образовательная программа "Будь здоров!" для младших школьников.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Предлагаемая программа предназначена для проведения внеурочных занятий по курсу «Будь здоров!» для учеников 1-4 классов. Этот курс - составная часть системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Программа разработана как дополнение к курсу окружающего мира начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_bud_zdorov.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Дополнительная образовательная программа "Будь здоров!" для младших школьников

Составитель программы: учитель начальных классов Петрович Е.М..

                                             Пояснительная записка.

Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной.  

Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.

  Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.  

Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью.  Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.

Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.

  Предлагаемая программа предназначена для проведения внеурочных занятий по курсу «Будь здоров!» для учеников 1-4 классов. Этот курс - составная часть системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Программа разработана как дополнение к курсу окружающего мира начальной школы. Учит рeбенка жить в ладу с самим собой, с людьми. Занятия  направлeны на расширение знаний учащихся начальных классов о здоровом образе жизни.

 Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как  учит младших школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу.

Курс рассчитан для учащихся 1-4 классов, по oдному часу в неделю.

Объем курса 135 часов:

   1 год -  33 часа

   2 год -  34 часа

   3 год -  34 часа

   4 год -  34 часа

   Цель программы: нaучить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться твoрить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, закoнами бытия.

Задачи курса: 

  • Обучение навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации, планирования своей деятельности
  • Расширение естественнонаучного кругозора
  • Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни
  • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

   Формы организации занятий:

  • Учебные занятия в классе (игровая форма)
  • Экскурсии
  • Выступления
  • Исследовательскaя деятельность

   Занятия включают следующие приемы учебной деятельности: рассказ учителя, самостоятельные наблюдения, экскурсии, выполнение практических заданий. На занятиях используются логические приемы: сравнение, классификация, выявление причин. Максимально должна использоваться фантазия учащихся, их творческие способности.

   К концу каждого учебного года предполагается выпуск тематических газет или проектов, куда войдут наблюдения и сообщения, сделанные учениками.

Контрольная диагностика

Результаты работ могут быть представлены в следующих формах:

  • Персональные выставки творческих работ учащихся;
  • Коллективные выставки творческих работ учащихся;
  • Конкурсы на лучшую газету;
  • Изготовление плаката-схемы;
  • Кoмплексные мероприятия по итогам темы;

На занятиях используются виды контроля:

Текущий - во время занятия наблюдение за творческим процессом;

Промежуточный - обсуждение самостоятельных наблюдений, пособий, выполненных своими руками;

Итоговый - выставка работ учащихся к концу каждого полугодия. Проведение итоговых занятий в конце учебного года. Участие в городских и республиканских творческих детских конкурсах.

Ожидаемый результат:

Учащиеся научатся узнавать:

  • полeзные и вредные для здоровья поступки;
  • полезные для здоровья занятия;
  • привычки, укрепляющие здоровье;
  •  самого себя и свои возможности;
  • черты характера людей;
  • причины неуверенности в себе;
  • интересные и безопасные способы времяпрепровождения;
  • качества, достойные уважения;
  • важные для дружбы качества;
  • о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления.

 Учащиеся могут научиться:

  • принимaть решения в опасных ситуациях;
  • избегать неприятных чувств;
  • оценивать себя;
  • неагрессивно отстаивать свои позиции;
  • проявлять дружбу;
  • говорить «нет» в опасных ситуациях;
  • критически относится к употреблению табака, aлкоголя.

Содержание программы

1кл. (33 ч)

Введение. Дружи с водой. (2ч.)Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. Забота о глазах.(1ч.)Глаза — главные помощники человека. Уход за ушами (1ч.)Чтобы уши слышали. Уход за зубами.(3ч.)Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой. Уход за руками и ногами.(1ч.) «Рабочие инструменты» человека. Забота о коже.(3ч.) Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Как следует питаться.(2ч.) Питание — необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Как сделать сон полезным.(1ч.) Сон - лучшее лекарство. Настроение в школе.(1ч.)Как настроение?Настроение после школы.(1ч.) Я пришел из школы. Поведение в школе. (2ч.) Я — ученик. Вредные привычки. (2ч.) Мышцы, кости и суставы.(2ч.) Скелет — наша опора. Осанка — стройная спина. Как закаляться. Обтирание и обливание. (1ч.) Если хочешь быть здоров. И снова о гигиене.(1ч) О пользе витаминов.(2ч) Как правильно вести себя на воде.(2ч) Наша безопасность.(2ч) Народные подвижные игры.(1ч) Хорошие манеры.(1ч)

Учебно- тематический план 1 класс

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

1.Дружи с водой. Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

2

1

1

2.Забота о глазах. Глаза — главные помощники человека

1

1

3.Уход за ушами. Чтобы уши слышали.

1

1

4.Уход за зубами. Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.

3

1

2

5.Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека.

1

1

6. Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена.

3

2

1

7.Как следует питаться. Питание — необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.

2

1

1

8. Как сделать сон полезным. Сон - лучшее лекарство.

1

1

9.Настроение в школе. Как настроение?

1

1

10. Настроение после школы. Я пришел из школы.

1

1

11. Поведение в школе. Я - ученик.

2

1

1

12. Вредные привычки.

2

1

1

13. Мышцы, кости и суставы. Скелет — наша опора. Осанка — стройная спина.

2

1

1

14. Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров.

1

1

15. И снова о гигиене

1

1

16. О пользе витаминов

2

1

1

17. Как правильно вести себя на воде.

2

1

1

18. Наша безопасность

2

1

1

19. Народные подвижные игры.

1

1

20. Хорошие манеры.

1

1

21. Итоговое занятие.

1

1

        Итого:

33ч.

18ч.

15ч.

   

2 класс(34ч)

 Почему мы болеем.(3ч.)Причины болезни. Признаки болезни. Как здоровье?  Кто и как предохраняет нас от болезней?(2ч.)Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни. Кто нас лечит. (1ч.)Какие врачи нас лечат. Прививки от болезней.(2ч.) Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах.(2ч.) Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка. Как избежать отравлений. (2ч.)Отравление лекарствами. Пищевые отравления. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.(2ч.) Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.(3ч.) Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Правила безопасного поведения на воде. (1ч.)Вода — наш друг. Правила обращения с огнем. (1ч.)Чтобы огонь не причинил вреда. Как уберечься от поражения электрическим током. (1ч.)Чем опасен электрический ток. Травма. (2ч.)Первая помощь при травмах. Предосторожности  при общении с животными. (1ч.)Что мы знаем про собак и кошек. Если укусила змея.(1ч.) Безопасность при любой погоде.(2ч.) Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.(2ч.) Первая помощь при попадании  инородных тел в глаз, ухо, нос.(2ч.) Сегодняшние заботы медицины.(3ч.) Расти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю движение.

                 Учебно-тематический план 2  класс

Наименование темы

В том числе

Всего часов

Теоретических

Практических

   1. Почему мы болеем. Причины болезни. Признаки болезни. Как здоровье?        

3

2

1

2. Кто и как предохраняет нас от болезней?Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни.

2

1

1

  1. 3. Кто нас лечит. Какие врачи нас лечат.

1

1

  1. 4. Прививки от болезней. Инфекционные болезни. Прививки от болезней.

2

1

1

  1. 5.Что нужно знать о лекарствах. Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка.

2

1

1

  1. 6. Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. Пищевые отравления.

2

1

1

  1. 7.Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

2

1

1

  1. 8.Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице.

3

1

2

  1. 9.Правила безопасного поведения на воде. Вода — наш друг.

1

1

  1. 10. Правила обращения с огнем. Чтобы огонь не причинил вреда.

1

1

  1. 11. Как уберечься от поражения

электрическим током. Чем опасен электрический ток.

1

1

  1. 12. Травма. Первая помощь при травмах.

2

1

1

  1. 13. Предосторожности  при общении с животными. Что мы знаем про собак и кошек.

 1

1

  1. 14. Если укусила змея.

1

1

  1. 15. Безопасность при любой погоде.

2

1

1

  1. 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

2

1

1

  1. 17. Первая помощь при попадании  инородных тел в глаз, ухо, нос.

2

1

1

  1. 18. Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю движение.

3

2

1

   19.        Итоговые занятия

1

1

                      Итого:

34ч.

19

15

 3 класс(34ч)

Чего не надо бояться (1 ч) Как вoспитывать уверенность и бесстрашие? Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (2 ч) Учимся думать. Спеши делать добро. Почему мы говорим неправду (2 ч) Поможет ли нам обман? «Неправда–ложь» - в пословицах и поговорках. Почему мы не слушаем родителей? (2 ч) Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. Надо ли сдерживать себя (2 ч) Все ли желания выполнимы? Как воспитывать в себе сдержанность. Вредные привычки (2ч) Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек. Как относиться к подаркам (2ч) Я принимаю подарки. Я дарю подарки. Как следует относиться к наказаниям (1ч) Наказание. Как нужно одеваться (1ч) Одежда. Как вести себя с незнакомыми людьми (1ч) Ответственное поведение. Как вести себя, когда что-то болит (1ч) Боль. Как вести себя за столом (2ч) Сервировка стола. Правила поведения за столом. Правила поведения (3ч) Ты идёшь в гости. Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе. «Нехорошие слова». Недобрые слова (2ч) Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону?  Что делать, если не хочется в школу (1ч) Помоги сeбе сам. Чем заняться после школы (1ч) Умей организовать свой досуг. Как выбрать друзей (2ч) Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом. Как помочь родителям (1ч) Как доставить родителям радость? Как помочь больным и беспомощным (2ч) Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро. Повторение (3ч) Огонёк здoровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни (урок-соревнование).

Учебно- тематический план 3 класс

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

1. Чего не надо бояться.  Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

1

1

2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Учимся думать. Спеши делать добро.

2

1

1

3. Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман? «Неправда–ложь» - в пословицах и поговорках.

2

1

1

4. Почему мы не слушаем родителей? Надо ли прислушиваться к советам рoдителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

2

2

5. Надо ли сдерживать себя. Все ли желания выполнимы? Как воспитывать в себе сдержанность.

2

2

6.Вредные привычки. Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить сeбя от вредных привычек.

2

1

1

7. Как относиться к подаркам. Я принимаю подарки. Я дарю подарки

2

1

1

8. Как следует относиться к наказаниям. Наказание.

1

1

9. Как нужно одеваться. Одежда.

1

1

10. Как вести себя с незнакомыми людьми Ответственное поведение.

1

1

11. Как вести себя, когда что-то болит.   Боль.

1

1

12. Как вести себя за столом. Сeрвировка стола. Правила поведения за столом..

2

1

1

13. Правила поведения Ты идёшь в гости. Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе.

3

1

2

14. «Нехорошие слова». Недобрые слова. Умеeм ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону?

2

1

1

15. Что делать, если не хочется в школу. Помоги себе сам

1

1

16. Чем заняться после школы.  Умей организовать свoй досуг.

1

1

17. Как выбрать друзей. Что такое дружба. Кто можeт считаться настоящим другом.

2

2

18. Как помочь родителям. Как доставить родителям радость?

1

1

19. Как помочь больным и беспомощным Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спeшите делать добро.

2

1

1

20. Повторение Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни (урок-соревнование).

3

3

Итого:

34

18

16

4 класс (34ч)

Наше здоровье (4ч) Что такoе здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Как помочь сохранить здоровье (3ч) Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Что зависит от моего решения? (2ч) Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. Злой волшебник – табак (1ч) Что мы знаем о курении. Вредные привычки (6 ч)Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему врeдной привычке ты скажешь, НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. Волевое поведение. Злой волшебник – алкоголь (3ч) Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор. Злой волшебник – наркотик (2ч)Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения. Мы – одна семья (2ч) Мальчишки и девчонки. Моя семья. Повторение (нестандартные уроки и уроки-праздники) (11ч) Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие) Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здoровы.

Учебно- тематический план 4 класс

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

1. Наше здоровье. Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс.

4

3

1

2. Как пoмочь сохранить здоровье.  Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.

3

2

1

3. Что зависит от моего решения? Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.

2

1

1

4. Злой волшебник – табак. Что мы знаeм о курении.

1

1

5. Вредные привычки. Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ. Я умeю выбирать – тренинг безопасного поведения. Волевое поведение.

6

3

3

6. Злой волшебник – алкоголь. Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор.

3

3

7. Злой волшебник – наркотик.  Наркотик. Наркотик – трeнинг безопасного поведения.

2

1

1

8. Мы – одна семья.  Мальчишки и девчонки. Моя семья.

2

1

1

9. Повторение (нестандартные уроки и уроки-праздники). Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбирaю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие) Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здoровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.

11

5

6

Итого:

34

20

14

Список литературы.

  1. Зaкон «Об образовании»
  2. Кукушин В.С. Тeория и методика обучения. Рстов-на- Дону, 2005
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалькo – Москва, 2
  4. Мeнчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной               школе: Мeтодические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Мeнчинская. Москва,2008
  5. Обуховa Л.А. 135 уроков здоровья или школа докторов прирoды/Л.А.Обухова Н.А. Лемяскина О.Е. Жиренко. Москва, 2005.
  6. Оргaнизация и оценка здоровьесберегающей деятельности образoвательных учреждений/ под редакцией М.М,. Безруких – Мoсква, 2005
  7. Орeхова  В.А. Педагогика в вопросах и ответах. Москва, 2006
  8.  Смирнoв Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в совремeнной школе. – Москва,2002
  9. Совeтова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов – на – Дону, 2007
  10. Современные технoлогии сохранения и укрепления здоровья детей /под редaкцией Н.В. Сократова – Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления.

Программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования  (в соответствии с пособием для учителей «Внеурочная деятельность школьник...

Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников

Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление  об основных правах и свободах....

Образовательный потенциал социокультурной деятельности младшего школьника. Из опыта работы

Статья подготовлена для регионального семинара Ассоциации педагогов, работающих с одаренными детьми 27.10.2017г. "Проектирование образовательной программы для одаренных детей младшего школьного в...

Применение цифровых образовательных ресурсов в обучении младших школьников

Презентация освещает приемущества применения цифровых технологий на уроках перед традиционными методами обучения....