Педагогическая диагностика – как основа работы педагога дополнительного образования по формированию способностей младшего школьника и развитию детского объединения.
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 19.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Планета»
г. о. Тольятти
Методическая разработка
Тема: Педагогическая диагностика – как основа работы педагога дополнительного образования по формированию способностей младшего школьника и развитию детского объединения.
Педагог дополнительного образования
Бастрикова Татьяна Павловна
г.о. Тольятии, 2017г,
Зачем нужна диагностика? Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним относятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивидуальные возможности и способности субъекта) и внешние условия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.
В связи с этим проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности школьника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности.
Не является исключением и проектирование процесса музыкального воспитания и развития младшего школьника. Средством получения необходимой педагогической информации становится диагностика. Именно диагностика дает возможность точного определения целей педагогического процесса.
Что такое педагогическая диагностика? Возникновение педагогической диагностики связано со становлением в педагогике в конце XIX в. экспериментального направления, согласно которому основой изучения ребенка и главным источником педагогических выводов являются эмпирические наблюдения и специально поставленный эксперимент.
Впервые попытку обоснования педагогической диагностики предпринял К. Ингенкамп в 1968 г. Он определил педагогическую диагностику как средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации.
Педагогическая диагностика всегда персональна.
Основные функции педагогической диагностики.
1. Функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом становления, развития личности, контролируя свои действия при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта педагогического решения.
2. Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями.
3. Функция воспитательно-побуждающая, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию о ребенке, но и включаться в его деятельность.
4. Функции коммуникативная и конструктивная, основанные на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера. Реализация этих функций возможна при условии, когда диагностика определяет индивидуально-типологические особенности детей и педагога в процессе их взаимодействия.
5. Функция информирования участников педагогического процесса, т. е. сообщение результатов диагностики (если оно целесообразно) педагогам, участвующим в процессе развития личности конкретного ребенка, и родителям.
6. Функция прогностическая, подразумевающая определение перспективы развития диагностируемого ребенка.
Общие принципы педагогической диагностики:
1. Принцип целенаправленности диагностики, согласно которому необходимо четкое выделение объектов изучения.
2. Принцип единства воспитания и изучения, согласно которому необходим всесторонний учет результатов изучения детей в планировании и организации деятельности каждого педагога, а сам процесс воспитания одновременно организуется и как изучение воспитанников.
3. Принцип изучения коллектива и личности в их единстве.
4. Принцип непрерывности педагогической диагностики, согласно которому изучение коллектива и личности является постоянным процессом, поскольку непрерывным является и сам процесс воспитания и развития детей.
5. Принцип соответствия диагностики уровню развития науки, согласно которому необходимо применение только таких методов изучения детей, которые апробированы в науке и дают наиболее точную картину. Методы должны быть адекватны задачам диагностики. Этот принцип позволяет нам выделить ряд дополнительных принципов, таких, как:
· принцип личностной {субъектной) ориентации диагностики, назначение которой заключается в выявлении индивидуальных особенностей детской личности;
· принцип использования максимально индивидуализированных методов диагностики, к которым относятся методы (наблюдение, беседа, диагностические задания) и методики, ориентированные на изучение индивидуальной логики процесса развития ребенка;
· принцип комплексного характера диагностики, согласно которому необходимо использование системы методов изучения, взаимодополняющих и уточняющих представление о каждом ребенке.
Цель: выявить темп, прочность, глубину освоения содержания программы, уровень сформированности ключевых компетентностей, склонностей, способностей обучающихся, их творческие достижения, устойчивости интереса к занятиям, состояния здоровья обучающихся.
С учетом цели и основных принципов задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей школьного возраста становятся:
1. Изучение субъектных особенностей и возможностей школьников в музыкальной деятельности;
2. Изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в школе и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений школьников;
3. Изучение своеобразия музыкальности школьников определенного возраста;
4. Изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки;
5. Изучение особенностей отношения педагога школьного образования к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности;
6. Изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию школьников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе.
Наличие такой диагностики позволит педагогу дополнительного образования грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития детей.
Таким образом, диагностика позволит педагогу дополнительного образования и родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития школьника в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.
В диагностике музыкального воспитания и развития школьников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.
Каким же образом осуществляется диагностика музыкальных способностей?
Уровень освоения содержания программы
Критерии:
- Овладение основными вокальными навыками;
- Знание основ музыкальной грамоты;
- Умение работать по образцу;
- Робота с фонограммами;
- Сценическая культура;
- Умение анализировать конечный результат.
Уровень устойчивости и развития интереса к занятиям
Критерии:
- Текущая и перспективаная сохранность групп;
- Наполняемость групп;
- Устойчивость интереса детей к певческой деятельности;
- Позиция детей в творческой деятельности;
- Удовлетворенность;
- Активность детей в учебном процессе;
- Положительные мотивы посещения занятий.
Уровень развития способностей обучающихся, их достижения
Критерии:
- Участие в конкурсах и фестивалях;
- Участие в культурно – массовых и досуговых мероприятиях;
- Наличие дипломов, званий;
- Участие (систематичность) в творческих мероприятиях;
- Точность и грамотность исполнения музыкальных произведений.
Уровень общеучебных умений и навыков
Критерии:
- Умение слушать и слышать педагога;
- Умение выступать перед аудиторией ( зрителями);
- Способность самостоятельно подготовить себя и свое рабочее место к деятельности;
- Аккуратность и ответственность в работе;
- Умение пользовать компьютерными источниками информации.
- Умение работать в коллективе.
Уровень личностного развития
Критерии:
- Уровень конфликтности;
- Тип сотрудничества;
- Воля;
- Самостоятельность в работе;
- ровень самооценки;
- Самоконтроль;
- Тип установки.
Социальная функция педагога.
Критерии:
- Адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и
решений в различных ситуациях;
- Состояние здоровья;
- Взаимодействие с семьей.
Результаты диагностики фиксируются в аналитических справках, таблицах, анкетах, журнале учета работы педагога, папке достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"
Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...
Методические рекомендации по заполнению журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении ( секции, кружке, клубе)
Данные методические рекомендации призваны помочь руководителям коллективов в заполнении разделов журнала, а также в составлении плана и отчета объединения.Журнал учёта работы объединения является осно...
Из опыта работы педагога дополнительного образования объединения по изучению иностранного языка
Вот уже около 29 лет я провожу обучение иностранному языку обучающихся начальной школы. Предложение о проведении такого объединения ребят было встречено с большим интересом и детьми, и родителями. Шко...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Мотивационные факторы и регуляторы в работе педагога дополнительного образования: кейсы для практического занятия с наставляемым педагогом.
Работа с педагогами в последнее время видоизменяется. Мало давать готовый методический материал педагогам. Надо настроить их на педагогический поиск решения проблемы. Сами нашли - оценили-поняли...
Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации на занятиях экспериментальной деятельности "ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации на занятиях экспериментальной деятельности "ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"...