Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
материал

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:

1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.

2.Недостаточная мотивация краеведческого воспитания. Диагностика мотивов экологического воспитания, проводимая в выпускных классах начального звена и позволяют заметить, что дети не видят необходимости в охране природы, считают, что никакого отношения к охране природы не имеют.

3. Незаинтересованность детей в изучении родного края.

Дополнительное образование определяет необходимость обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном образовании, выбор инновационных направлений развития образовательного  учреждения, использования современных образовательных технологий.

         Программа развития нашего учреждения имеет следующее целеполагание: повышение качества дополнительного образования; использование здоровьесберегающих образовательных технологий; гражданское образование; экологическое образование как средство формирования целесообразного поведения в природе; личностное развитие ребенка, способного реализовать себя как часть социума.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества:  краеведение дает возможность глубже узнать и окунуться в красоту  необъятной России,  суровой, но такой многоликой Югры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_ahmatdinovoy.docx255.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

Педагогический опыт

 Ахматдиновой Ильсияр Раисовны,

педагога дополнительного образования

муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

C:\Documents and Settings\Юля\Рабочий стол\img-20201204-wa0028.jpg

п. Пионерский, 2021г.

        Сведения об авторе.  

ФИО: Ахматдинова Ильсияр Раисовна, 21.07.1982г.р.;

Специальность: педагог дополнительного образования;

Педагогический стаж: 16 лет;

Образование, категория: высшее образование, высшая категория;

Место работы: Муниципальное автономное учреждение

«Межшкольный учебный комбинат п.Пионерский».

        Условия формирования опыта. В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:

1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.

2.Недостаточная мотивация краеведческого воспитания. Диагностика мотивов экологического воспитания, проводимая в выпускных классах начального звена и позволяют заметить, что дети не видят необходимости в охране природы, считают, что никакого отношения к охране природы не имеют.

3. Незаинтересованность детей в изучении родного края.

Дополнительное образование определяет необходимость обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном образовании, выбор инновационных направлений развития образовательного  учреждения, использования современных образовательных технологий.

        Программа развития нашего учреждения имеет следующее целеполагание: повышение качества дополнительного образования; использование здоровьесберегающих образовательных технологий; гражданское образование; экологическое образование как средство формирования целесообразного поведения в природе; личностное развитие ребенка, способного реализовать себя как часть социума.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества:  краеведение дает возможность глубже узнать и окунуться в красоту  необъятной России,  суровой, но такой многоликой Югры.

Теоретическая база опыта. Значительный вклад в разработку обозначенной мною проблемы внесли исследования Е.И. Тихеевой, П.Т. Саморуковой, Л.И. Бажович, Г.И. Щукиной.

На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Я представляю Вашему вниманию опыт работы по дополнительной общеразвивающей программе туристско-краеведческой направленности «Юный краевед». Данная программа  скорректирована мной   с учетом содержания Типовых программ и пособий общеобразовательных учреждений, на основе собственного опыта, использования практических советов из популярных печатных изданий и Интернет-ресурсов. 

        Актуальность и перспективность работы. Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Современные дети мало знают о родном поселке, городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по классу, редко сострадают чужому горю. Наблюдается снижение, а порой и полное отсутствие интереса к истории и культуре родного края.

На это влияют многие факторы: сложность школьных программ, параллельное преподавание российской и всеобщей истории в школе, несопоставимый с количеством часов объем информации. Все это приводит к формализму восприятия исторического материала, непониманию сущности исторического процесса и в конечном итоге – к снижению интереса к историческим дисциплинам и низкой профессиональной ориентированности школьников. В то же время возрастает интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, достояниям родной природы. Создание площадок дополнительного изучения исторического материала (в частности, краеведческого), позволит повысить качество подготовки школьников по историческим дисциплинам. В современных условиях актуальным становится реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Применение современных информационных технологий в обучении способствуют обеспечению доступности качественного образования учащихся.

Реализация данной программы позволяет решить задачи духовной, этической, экологической, эстетической грамотности. Дети получают заряд энергии своей малой родины - Югорского края, пополняют свои знания о родном крае, его природе, коренных жителях, принадлежащих к одному «родовому древу», общаются, творят, развиваются.

        Новизна опыта заключается:

  • в комбинации элементов известных методик;
  • в преобразовании образовательного процесса.

А именно:

  1. Выявлены особенности личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми (создание единой эмоционально - чувственной основы процесса взаимодействия; постоянное «обращение к ребенку как к равному» и способности педагога встать на позицию ребенка и действовать в ней);
  2.  Разработана рабочая программа «Краеведение» для детей младшего школьного возраста.
  3.  Через все содержание воспитательно — образовательного процесса красной нитью проходит региональный компонент.

4. Аналогичная работа по краеведению, конечно же, ведется. Учитывая тот факт, что мы живем в поселке, участникам образовательного процесса сложно организовать выездные экскурсии с классами, группами детей,  в связи со многими факторами. Для детей и родителей новизной  программы явились выездные экскурсии по достопримечательностям Советского района и г. Югорска. В связи, с чем с каждым годом возрастает численность детей желающих посещать мои кружки.

        Адресность опыта. Дети младшего школьного возраста.

        Трудоёмкость опыта.

1.   Реализация краеведческой программы требует разнообразной предметно — развивающей среды. (Мини — музеи, лаборатория, уголки быта и т.д.);

2. Большое количество наглядностей и дидактического материала приходится делать самому педагогу;

3. Работа требует включения в воспитательно — образовательный процесс родителей и общественности, так как организуется большое количество экскурсий, прогулок, походов.

         Технология опыта. В своей работе я не разделяю задачи экологического воспитания и задачи по ознакомлению детей с родным краем, они синтезированы и решаются в совокупности.

Задачи:

Обучающие:

  • изучать окружающий мир: природы, истории и культуры своего края;
  • обучать знаниям о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • обучать видеть и понимать красоту живой природы;
  • обучать навыкам экологически грамотного и безопасного поведения;
  • знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
  • обучать исследовательской работе по изучению своей семьи, истории поселка, его знаменитых земляков.

  2. Воспитательные:

  • воспитывать высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремлению к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам.
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

3. Развивающие:

  • развивать потребности общения с природой;
  • развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  • развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса.

Грамотная организация краеведческой работы требует соблюдения следующих принципов, которые я учитываю при организации работы с учащимися: научность, гуманизация,  интеграция, системность, регионализация.

Проблемой краеведения я заинтересовалась давно, однако это были отдельные занятия, экскурсии и только по истечению нескольких лет стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем, его природой. Было разработано: тематическое планирование занятий с учащимися и система краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, школа, улица, поселок; а так же природное окружение. Эта работа стала вестись систематически.

Анализ собственного опыта позволяет считать наиболее эффективными следующие методы интерактивного взаимодействия с детьми.

Одним из эффективных методов развития творческого воображения учащихся считаю метод проектирования. Моя задача создать у детей предпосылки грамотного проектирования, для этого я ребенка учу видеть положительные и отрицательные стороны того или иного объекта, явления, искать противоречия в предложенной задаче и затем, используя различные ресурсы, пытаемся подойти к идеальному результату.

Например, после посещения этнографического  музея г. Югорска детей заинтересовало многообразие национальных костюмов, которые были представлены. Перед детьми была поставлена проблема: оформить выставку кукол в национальных костюмах. Данная проблема создала условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности детей.

Этапы работы над проектом на тему «Национальный костюм».

Этап — подготовительный:

  • накопление материала по данной теме;
  • экскурсия в этнографический музей;
  • рассказ педагога об истории костюма Ханты, Манси и костюмов разных народов;
  • рассматривание различных вариантов народных костюмов, подбор материалов для украшений народных костюмов;
  • чтение национальных сказок.

Этап — практический:

  • беседа-игра «Что носили женщины и мужчины на Руси»;
  • художественно-творческая деятельность (аппликация «Украсим сарафан»),
  • создание альбома-каталога «Национальный костюм»;

Этап — заключительный:

  • презентация кукол в национальных костюмах.

Данная работа позволяет реализовывать основные задачи обобщающего мероприятия с использованием накопленных детьми знаний и умений. Кроме того, с детьми были реализованы такие проекты краеведческой направленности: «История нашего округа», «Природа родного края», «Традиции и обычаи на Руси».

Таким образом, эффективность использования проектной деятельности по краеведению подтверждается тем, что у детей появляется интерес к поисковой деятельности, дети учатся рассуждать, ставить цели, подбирать средства для их достижения, оценивать результаты. Следовательно, применение технологии метода проекта в краеведческой деятельности, выводит ребенка на более высокий уровень развития его творческих способностей и познавательной активности.

        Результативность опыта. Результатом моей работы по краеведению является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного поселка, края. Итоговая деятельность, проведенная с детьми показывает, что уровень знаний детей о родном поселке и крае повысился. В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, уважать людей, живущих рядом.

        Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к поселку, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного поселка, края. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению детей с малой Родиной  обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

        Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших  детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается.

        Таким образом, поставленные задачи были выполнены, у учащихся сформирован достаточно полный объём знаний о родном поселке, крае, стране, широкие знания о природе родного края, дети знакомы с традициями и бытом народов Севера, проживающих на территории Ханты - Мансийского автономного округа-Югры. Ребята, посещающие мои занятия, показывают хорошие результаты при решении ВПР по окончанию начальной школы, и являются дипломантами муниципальных и окружных конкурсов.

Перспективы

  • Пополнить картотеку конспектов; пополнить материал к дидактическим играм по ознакомлению с родным поселком, районом, краем;
  • Привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок, организации музея.
  • Постоянно пополнять уголок по краеведению наглядным материалом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей и молодежи на тему «PowerPoint. Создание презентации»

Конспект занятия и презентация на тему «PowerPoint. Создание презентации» для учреждений дополнительного образования....

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей...

Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.

В свете обновления образования деятельность педагога дополнительного образования должна способствовать определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребёнка.Разберём тему "деятель...

Взаимодействие детского сада и учреждения дополнительного образования в рамках реализации сетевых программ (из опыта работы по дополнительной программе "Знайка")

В статье расматриваются вопросы  организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Представлены формы мероприятий, п...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУДО ЦДОД ГОРОДА ТАМБОВА)

В статье рассматриваются вопросы повышения мотивации учебной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей. Выявлены эффективные методы, приемы и формы развития положительной мо...

Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования...