Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования
консультация

Ахметгареева Гузалия Фанировна

Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом пионеров и школьников г. Янаул
Муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования.

           

                                    Подготовила:

                                                                               педагог дополнительного образования

                                           Ахметгареева Г.Ф

Янаул,2023

Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

     На протяжении всего опыта образовательной деятельности педагог ДО должен найти такую методику работы в детском объединении по обучению художественному творчеству, которая позволила бы каждому воспитаннику не только получать знания, умения и навыки, но и творчески, по - новому осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, способствовала бы выработке умения самостоятельно добывать необходимую информацию и умело использовать её в разных коммуникативных ситуациях.

       При организации художественно-творческого, обучения необходимо создать определенную среду, которая должна стимулировать и подпитывать воображение и фантазию детей. Ведь творческая мысль – это миг вдохновения, прозрение, открывающее верное решение. Для творчества необходимы: новизна, ценность того, что получается, страстное желание, внутренняя мотивация. Значит, педагогу необходимо помнить, что никакая технология не может заменить эмоционального общения и творческого взаимодействия с ребенком и с произведениями искусства. Но, в свою очередь, эта технология может помочь педагогическому общению на занятиях по художественному творчеству, сделать его более разнообразным, вариативным, насыщенным по содержанию. При этом нужно ясно понимать, что передача художественной информации возможна лишь при тщательном отборе и нахождении точного места в той или иной технологии.

         

      Образовательные технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

     Педагогические технологии должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, учитывать механизм развития воображения и фантазии, художественного мышления, восприятия искусства, особенности становления изобразительной деятельности детей. Следует анализировать и оценивать эффективность применения той или иной технологии в конкретной образовательной ситуации. Если дети успешно осваивают содержание предмета, проявляют интерес к занятиям есть творческий рост, творческое само- выражение, то выбранная технология способствует стимуляции педагогического общения. Одна и та же технология в руках конкретного педагога может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностных особенностей, наличие творческого подхода к организации и проведению занятий .

 

  Гуманитарные технологии в обучении изобразительного искусства

       Поиск собственного стиля в области педагогики искусства невозможен без овладения способами конструирования и моделирования различных гуманитарных технологий.

Е. Н. Соколова в своем учебном пособии предлагает использовать гуманитарные технологии как способ активизации мышления и деятельности учащихся. Она подробно останавливается на технологии диалога при обучении изобразительному искусству, дает варианты технологии: «конструкция для подсказок», «квинтилианские вопросы», «технология критического мышления», «диагностика», «генерация идей», «формирование понятий», «интерпретация», «применение правил», «проблемная ситуация».

      Для развития творческого мышления, для достижения творческого подъема в учебном процессе Е. Н. Соколова рекомендует использование креативных технологий, технологий генерирования идей. Автор описывает технологии «мозгового штурма», «рисование в круге», «карта идей».

     Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается   при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к  деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий .

     Игровое начало является неотъемлемой частью творческого процесса. Не случайно приобщение ребенка к искусству осуществляется через игру. При анализе игровых технологий выделяются общие показатели: стремление ученика к активному участию в познавательной деятельности, осознание им уникальности, неповторимости своей личности как субъекта деятельности, возможность свободного выбора видов деятельности.

      Таким образом, целью игровых технологий на занятиях по художественному творчеству является решение ряда следующих задач:

    -дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

   - развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

    -воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

    -социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

        Исследовательские технологии дают возможность создать проблемные ситуации и повышают самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение знаниями, навыками, умениями.

         Применение проектных технологий на занятиях позволяет вовлекать обучающегося в активный познавательный и творческий процесс, направлять полученные знания и умения на решение определенной проблемы. Примеры проектов могут быть «Вернисаж» (организации выставок), «Новогодний маскарад» (создание костюмов и масок), «Как нельзя вести себя в музее» (серия плакатов), «Мой мир» (проект оформления стены дома) и т. д.

        Для оценивания достижений обучающихся предлагается использовать технологии оценивания достижений. К этим технологиям относится создание портфолио. Варианты технологии: портфолио документов, портфолио творческих работ, портфолио отзывов.

     

            Личностно-ориентированные образовательные технологии.

     Говоря об гуманитарных технологиях, нельзя не сказать об личностно-ориентированных.

           Ее сущность состоит в том, что в центр всей образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели   Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

     При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ребенка, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе

     На занятиях  надо инициировать субъектный опыт детей, развивать индивидуальные способности каждого ребенка. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность .Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества.

Информационно-коммуникационные технологии на занятиях изобразительного искусства 

         Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия по художественному творчеству открывает новые возможности. В этом случае, педагогам необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

     Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями,  оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства.

     Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем занятий. Они помогают мне разнообразить их.Так, занятия-презентации можно широко использовать:

        во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием;

        при изучении таких тем по изобразительному искусству как “Особенности культуры разных стран”, “Жанры изобразительного искусства”, “Виды изобразительного искусства”, “Музеи мира”, “Русское деревянное зодчество” и др.

                Здоровьесберегающие образовательные технологии

     Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социально и экономического развития любой страны.

     Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания  и работы.

      Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

     Сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственно-патриотического здоровья учащихся.

     Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми.

    Говоря об здоровьесберегающих технологиях, нельзя сказать и об подвижных играх.

       Игровые формы, на занятиях могут быть разнообразными: подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание

      игры-соревнования, игры в сказки).

       Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

       Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях.

      Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

                                               Заключение

       Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что педагогические технологии уже активно используются  педагогами на практике.

        В современном образовательном процессе представлены самые разнообразные педагогические технологии, каждый автор привносит в педагогический процесс собственное индивидуальное решение.

        Целью технологий является личностное развитие, саморазвитие, самореализация, самоопределение детей. Это самое важное, когда мы говорим о творческой самостоятельности, так необходимой на занятиях по художественному творчеству.

Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у обучающихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.

                       

 Список использованной литературы:

 

1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Провсещение, 2006.

3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Просвещение, 1996.

4. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Ин-т практ. психологии, 1999.

5. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для детей / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2006.

6. Соколова Е. Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно-педагогический процесс как искусство, наука, мастерство: учеб. пособие. СПб.: Изд-во ФГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

7. Калинина Т. В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6–7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.

8. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010.

9. Интернет – ресурсы: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html, http://www.twirpx.com/file/26203/

10. Интернет – ресурсы: festival.1september.ru/articles/507720/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых педагогических технологий в дополнительном образовании

Система дополнительного образования имеет все возможности для разносторонней педагогической деятельности. Некоторые особенности этой системы позволяют  учитывать индивидуальные способности, потре...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей  обучающихся посредством  использования  новых  информационных технологий»

p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } Объектом проекта является  процесс обучения и развития творческих способностей,  обучающихся на занятиях по информатике .Предме...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"

СодержаниеВведение …………………………………………………………………………………..2Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3Теоретическая база опыта...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

К проблеме развития творческих способностей младшего школьника средствами дополнительного образования

Одна из основных задач учреждений дополнительного образования - раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности...