Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей
презентация к уроку на тему

Сердюк Ольга Викторовна

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей

Слайд 2

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Слайд 3

Учебное занятие – это: модель деятельности педагога и детского коллектива; ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие; - время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Слайд 4

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися. В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий: - собственно обучающие; - общеразвивающие; - воспитательные.

Слайд 5

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Слайд 7

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов : организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Слайд 9

Условия эффективности учебного занятия Для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру: – комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи); – адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива; – соответствие способов работы поставленным целям и содержанию; – наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; – четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность; – наличие благоприятной психологической атмосферы; – активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность); – полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

Слайд 10

Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия: - по передаче знаний; - по осмыслению знаний и их закреплению; - по закреплению знаний; - по формированию умений и применения знаний на практике; - тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков); по обобщению и систематизации знаний. Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

Слайд 11

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и и воспитательные задачи в комплексе.

Слайд 12

Требования к учебному занятию детского объединения Грамотный анализ занятия – условие совершенствования учебной деятельности объединения и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы: • научности; • единства требований; • доступности и оптимальности; • объективности и доброжелательности; • целесообразности. Требования к занятию можно распределить на 5 групп: 1) к организационным условиям; 2) к дидактической деятельности педагога; 3) к воспитывающему характеру деятельности педагога; 4) к профессионально-личностным качествам педагога; 5) к умению педагога учитывать особенности психолого-педагогической характеристики учебной группы при организации деятельности детей на занятии.

Слайд 13

Основные требования к построению современных учебных занятий: - Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; - Целесообразное расходование времени занятия; - Применение разнообразных педагогических средств обучения; - Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками; - Практическая значимость полученных знаний и умений.

Слайд 14

Новые СанПин для учреждений дополнительного образования детей О требованиях к образовательному процессу Занятия начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения. Зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. Продолжительность занятий и их кратность в неделю в объединениях устанавливаются локальным нормативным актом организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в соответствии с рекомендациями СанПиН 2.4.4.3172-1. Рекомендуемая продолжительность занятий в учебные дни — не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни — не более 4 академических часов в день. Например, в объединениях технической направленности рекомендуется проводить 2-3 занятия в неделю продолжительностью 2х45 мин., в объединениях с использованием компьютерной техники 1-3 занятия в неделю для детей в возрасте до 10 лет — 2 по 30 мин., для остальных обучающихся -2 по 45 мин. После 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин. Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не должен превышать 14 часов в неделю, а по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств — 10 часов в неделю. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет — не более 30 минут. Контроль за соблюдением СанПиН 2.4.4.3172-14 осуществляет Роспотребнадзор.

Слайд 15

Литература 1. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001. 2. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. – N 3. – С. 15-18. 3. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32. 4. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002. 5. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Ч. 1 / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 6. Токмакова О.В. Дидактические материалы к курсу «Управление образовательным процессом на учебном занятии». Киров, 2004 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 8. Воробьева Т. Оценка качества в системе дополнительного образования детей //Качество образования в школе, 2011. – N 3. – С. 49-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы занятий в учреждениях дополнительного образования детей.

В данной статье раскрывается вопрос о использовании нетрадиционных методов и форм организации занятий в системе дополнительного образования...

«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»

Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей и молодежи на тему «PowerPoint. Создание презентации»

Конспект занятия и презентация на тему «PowerPoint. Создание презентации» для учреждений дополнительного образования....

Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...

«Анализ и самоанализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей»

laquo;Анализ и самоанализ учебного  занятия в   системе дополнительного образования детей»...

«Повышение качества образовательного процесса через усиление практической направленности занятий в учреждении дополнительного образования»

laquo;Практическая работа по декоративно-прикладному творчеству как средство усиления образовательного процесса". Обучение и творчество имеет св...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУДО ЦДОД ГОРОДА ТАМБОВА)

В статье рассматриваются вопросы повышения мотивации учебной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей. Выявлены эффективные методы, приемы и формы развития положительной мо...