Рабочая программа по внеурочной деятельности Я - пешеход и пассажир 3 класс
рабочая программа по обж (3 класс) на тему

Красноруцкая Тамара Васильевна

«Я — пешеход и пассажир»

        Рабочая программа к факультативу «Я — пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я — пешеход и пассажир» Виноградова Н.Ф. с использованием пособия Виноградовой Н.В.  « Сборник программ внеурочной деятельности» - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_3v.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

      Приложение

                                                                                                                                                                                                 к основной образовательной программе

 начального общего образования (для 1-4 кл)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                                УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете                                             Директор МБОУ  

Протокол  № 1                                                           «Излучинская ОСШУИОП №1»

от 30 августа  2014 г                                                   __________ Н.А. Зеленская

Методист______ Т.Ф.Пушкарева                             Приказ №269 от 01.09.2014

Рассмотрено на МО

учителей  начальных классов

Протокол №1 от 29 августа 2014 г.

Руководитель МО_____________ И.А. Муленкова

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Я пешеход и пассажир»  

на 2014 -2015  учебный год

Класс:

Руководитель кружка:  Красноруцкая Тамара Васильевна

Излучинск

2014

1. Введение.

«Я — пешеход и пассажир»

        Рабочая программа к факультативу «Я — пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я — пешеход и пассажир» Виноградова Н.Ф. с использованием пособия Виноградовой Н.В.  « Сборник программ внеурочной деятельности» - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011г.

 Актуальность программы.

Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.

  Цели факультатива:

Главной целью является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

 Предполагает решения ряда задач:

— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;

— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности. С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объем знаний— перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях— номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.В результате освоения про-

граммы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

2. Основное содержание факультатива.

Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в следующих вариантах:

— в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1–3 классов.

— в рамках обязательного курса «Окружающий мир» как дополнение к программе по данному учебному предмету;

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Распределение учебного материала и время его изучения для 3 класса: Количество часов в год -34
Количество часов в неделю – 1

Название разделов

Количество часов

1

Ориентировка в окружающем мире

8

2

Ты — пешеход.

25

3

Ты – пассажир.

1

Итого:

34

3.Место факультатива в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 1-3 классов. Программа рассчитана на 4 года. В первом классе – 32 часа в год, во втором и третьем классе 33 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.

4.Ожидаемые результаты освоения программы.                                                   Знать:— форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

- цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

- пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

- свой путь от дома до школы;

- свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

- многообразия объектов транспортного средства;

- знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

- цвет и форму запрещающих знаков;

- сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

-сигналы  светофора и их значение.                                                                      

Уметь:

-  сравнивать предметы по их положению в пространстве;

 -  определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

-  самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

- различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

-  определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

- группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

5. Календарно-тематическое планирование курса

3 класс.

«Я – пешеход и пассажир»

3 класс (1 час в неделю/34 часа в год)

Тема

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Всего

план

факт

1

Повторение изученного материала по программе 2  класса.

1

1

 2

Движение пешеходов по тротуарам  и обочине(летний период).

1

+

 1

3

Причины несчастных случаев и аварий на дорогах.

1

1

4

Движение пешеходов по тротуарам  и обочине(зимний период).

1

         +

1

 5

Первая доврачебная помощь при вывихах и растяжениях пострадавшим при несчастных случаях на дороге. Медработник

1

+

1

6-7

Перекрестки и их виды.

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.

1

1

Экскурсия

2

8-9

Новое о светофоре, дорогах и дорожных знаках. Разметка дорог.

1

1

Экскурсия  

2

10-13

Правила безопасного перехода проезжей части дороги.

2

1

3

14

Особенности движения пешеходов по загородной дороге.

1

1

15-17

Дорога и её составные части.

1

2

3

18-21

Азбука дорог – дорожные знаки

(запрещающие, разрешающие, предписывающие)

3

1

КВН

(викторина)

4

22

Сигналы регулировщика для пешеходов.

1

1

23-24

Переход улиц и дорог.

1

1

Экскурсия –

практика

2

25

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1

1

26-27

Правила езды на велосипеде.

1

1

2

28-30

Мы – пассажиры.

Правила пассажиров в  транспорте.

1

2

Экскурсия

Практика

2

31-32

Я – пешеход.

1

1

2

33-34

Здравствуй лето! Правила безопасности на улице в летнее время.

1

1

2

Всего:   34 ч.                                                                              

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

1.Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ) авторы С. В. Барканова, О.А. Никоновой. – М.,2001 год.

2. Аксонов.И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. И. Я. Аксонов. – М.: Наука, 1985.

3.Ковалько. В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – (Мастерская учителя).

4.Правила дорожного движения.

5.Знаки дорожного движения.

6.Карта местности.

7.Демонстративный материал: карточки с направлением движения, плакат светофор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" - 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой и предназначена для учащихся начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -пешеход и пассажир" для 4 класса

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Я -пешеход и пассажир" для 4 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» для 1-4 классов

Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быт...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир", 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир", 4 класс2021/2022 учебный год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир", 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир", 4 класс2021/2022 учебный год...