Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир", 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Степанюк Светлана Васильевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир", 4 класс

2021/2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_peshehod_i_passazhir.doc948.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования

(для 1-4 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Я-пешеход и пассажир»

для 4 в класса.

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.

                                                   Составитель:

                                     Степанюк Светлана Васильевна,

                                       учитель начальных классов

пгт. Излучинск, 2021

Рабочая программа для 4 класса  разработана на основе:

-основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

-программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ; а также приказа Главного Управления ВД МВД России по Челябинской области от 20 декабря 2012 года № 829/01-3470. -локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

      Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

    Программа решает следующие задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;
  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
  1. Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

-объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

-в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;

-осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности;

-учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе -творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы

Четвёртый год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

−−  выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

  Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения  программы

  1. устный опрос
  2. конкурс рисунков
  3. викторины
  4. загадки
  5. тесты
  6. конкурс знатока дорожных знаков
  7. экскурсии
  8. мини-сочинения
  9. эссе на выбранную тему
  10. акция «письмо водителю»
  11. плакаты
  12. мини-схема дороги
  1. Содержание программы

4 класс

Вводное занятие (1 ч)

Ориентировка в окружающем мире (6 ч.)

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход (17 ч.)

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир (10 ч.)

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Календарно-тематический план

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Вводное занятие.

Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»

1

Ориентировка в окружающем мире – 6 ч

2

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта

1

3

Вид, отличительные и опознавательные знаки транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт.

1

4

Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения.

1

5

Творческая работа «Мой друг велосипед»

1

6

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

1

7

Проект «Транспорт будущего».

1

Ты – пешеход – 17ч

8

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний).

2

9

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн.

1

10

Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

1

11

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний

1

12

Информационные знаки

1

13

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

1

14

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

15

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

1

16

Особенности светофоров на железнодорожных переездах. Меры безопасности на железной дороге

1

17

КВН «Азбука безопасности»

1

18

Нерегулируемые участки дороги.

Целевая прогулка

2

19

Дорожные опасности. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях

2

20

Разработка памяток для водителей

«Тише едешь, дальше будешь»

1

21

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

1

Ты – пассажир – 10 ч

22

Правила поведения при поездке в автобусе, в легковом автомобиле, в маршрутном такси,  на грузовом автомобиле с бортами.

2

23

Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе.

2

24

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

2

25

«Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП»

1

26

Викторина «У дорожных правил каникул нет».

1

27

Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

2

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" . 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, календ...