Пожарная безопасность
учебно-методический материал по обж на тему

Федорова Екатерина Борисовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozharnye_znaki.doc35 КБ
Microsoft Office document icon raskraski.doc1.34 МБ
Microsoft Office document icon pamyatki_o_pozharnoy_bezopasnosti.doc1.17 МБ
Microsoft Office document icon igry_pb.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ЗНАКИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

В целях предупреждения пожаров используют знаки пожарной безопасности. Их вывешивают для предупреждения непосредственной или возможной опасности, предписания и разрешения определенных действий, для обеспечения безопасности, а также получения необходимой информации.

В соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности» и ГОСТ Р 12.4.026-2001 установлено четыре сигнальных цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Смысловое значение каждого сигнального цвета следующее:

Красный цвет — запрещение, непосредственная опасность. Он применяется также и для окраски средств пожаротушения.

Желтый цвет — предупреждение («Внимание», «Возможная опасность»).

Синий цвет — предписание.

Зеленый — указание, информация.

Для усиления контрастности сигнальных цветов пояснительные надписи и символические изображения на знаках безопасности делают черным или белым цветом, за исключением некоторых знаков, на которых это выполняют красным цветом.

По своему значению знаки безопасности подразделяются на 4 группы: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные. Геометрическая форма знака также имеет определенное смысловое значение.

Для знаков выбраны наиболее простые геометрические формы: запрещающий знак — круг, предупреждающий — треугольник, предписывающий — круг, указательный — квадрат или прямоугольник.

1. Запрещающие знаки

Эти знаки предназначены для запрещения определенных действий. Запрещающие знаки представляют собой круг белого цвета с красной каймой по контуру и символическим изображением черного цвета на внутреннем поле, перечеркнутом слева сверху направо вниз красной полосой под углом 45 градусов.

Знак Р 01 «Запрещается курить».

Имеет символическое перечеркнутое изображение дымящейся сигареты. Его устанавливают на дверях складов, лабораторий, гаражей, мастерских, а также на входах в помещения, где запрещено курить.

Знак Р 02 «Запрещается пользоваться открытым огнем и курить». Имеет символическое перечеркнутое изображение горящей спички. Его устанавливают на дверях складов, лабораторий, гаражей, мастерских и др.

Знак Р 03 «Проход запрещен».

Имеет символическое изображение движущегося человека. Его размещают у входа в опасные зоны и закрытые для доступа посторонним лицам помещения.

Знак Р 04 «Запрещается тушить водой».

Имеет символическое перечеркнутое изображение пламени и водопроводного крана. Его устанавливают у входов в помещения и места, где хранятся материалы, которые запрещено тушить водой. В школах этот знак устанавливается в химических лабораториях.

2. Предупреждающие знаки

        Эти знаки предназначены для предупреждения о возможной опасности. Предупреждающие знаки представляют собой треугольник желтого цвета с черной каймой по контуру и символическим изображением черного цвета на внутреннем поле.

        Знак W 01 «Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества».

        Имеет символическое изображение пламени. Его устанавливают у входов в помещения, где хранятся или используются легковоспламеняющиеся вещества.

        Знак W 02 «Взрывоопасно»

        Имеет символическое изображение взрывающейся бомбы. Его размещают в дверях помещений, где хранятся или используются взрывчатые вещества.

3. Предписывающие знаки

        Предписывающие знаки предназначены для выдачи команды на обязательное исполнение тех или иных действий. Они представляют собой круг синего цвета с символическим изображением белого цвета на внутреннем поле.

        Знак М 15 «Курить здесь»

        Имеет символическое изображение дымящейся сигареты. Знак размещают на дверях того помещения или у того места, которое, согласно распоряжению администрации, предназначено для курения и оборудовано соответствующим образом (имеются емкость с водой для сбора окурков, скамейки, стулья и т. д.).

4. Указательные знаки

4.1. Указательные знаки для средств противопожарной защиты

        Указательные знаки для средств противопожарной защиты предназначены для обозначения местонахождения пожарных постов, пожарных кранов, гидрантов, огнетушителей, пунктов извещения о пожаре и других средств активной защиты от пожара. Они представляют собой квадрат красного цвета или квадрат белого цвета с красной каймой с символическим изображением белого или красного цвета на внутреннем поле.

        Знак F 04 «Огнетушитель».

        Имеет символическое изображение огнетушителя, применяется вместе с указательной стрелкой и устанавливается в школах, в производственных помещениях, на территориях и т.д. для указания местонахождения огнетушителя.

        Знак F 05 «Телефон».

        Имеет символическое изображение телефонной трубки. Его вывешивают на дверях помещений, где есть телефон. Для обозначения местонахождения помещения с телефоном знак располагают на территории объекта, снабдив стрелкой, указывающей направление к этому помещению.

4.2. Указательные знаки для целей эвакуации

        Указательные знаки для целей эвакуации применяются для обозначения направления путей эвакуации и эвакуационных выходов. Они представляют собой квадрат или прямоугольник зеленого цвета с символическим изображением или надписью белого цвета на внутреннем поле.

        Знак Е 01-02 «Выход здесь».

        Имеет символическое изображение бегущего через открытую дверь человека. Его вывешивают на дверях эвакуационных выходов, а на пути эвакуации этот знак дополняют изображением стрелки, указывающей направление движения к эвакуационному выходу.

        Эффективность применения знаков безопасности для предупреждения пожаров, аварий, несчастных случаев зависит от того, насколько правильно они размешены, четко выполнены и освещены. В зависимости от расстояния до наблюдателя знаки и дополнительные таблички могут быть различного размера. На эвакуационных или запасных выходах, помимо указательных знаков, устанавливают светящуюся надпись: «Выход», выполненную белым цветом на темном фоне.

        Размещение знаков безопасности на воротах и входных дверях помещений свидетельствует о том, что зона их действия охватывает всю территорию или данное помещение.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«УЧЕБНАЯ ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА»

        Учебная пожарная тревога должна проводиться в школе не реже одного раза в год. За 10 минут до перемены по согласованию с руководством школы проводится учебная эвакуация одновременно во всех классах. Руководит эвакуацией преподаватель ОБЖ. Помогают ему учителя, с которыми заблаговременно проводится инструктаж.

        Во время эвакуации должны использоваться как основные, так и запасные выходы. При этом необходимо разъяснить учащимся, что окна не являются запасными эвакуационными выходами. Ими пользуются только пожарные в случаях экстренного спасания людей или самоспасания.

        Все действия по эвакуации должны сопровождаться разъяснениями основных правил поведения:

        1) Не паниковать.

        2) Не прятаться.

        3) Держаться всем вместе, но не толпиться и не толкаться.

        4) За собой закрывать все двери и не открывать окна, чтобы не создавать воздушных потоков, способствующих быстрому распространению огня по коридорам, холлам и другим помещениям.

        При эвакуации старшие ученики должны оказывать помощь первоклассникам. Это поможет им лучше закрепить полученные навыки и развить чувство ответственности.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДСКВ №23

        

                                                                                                                  01

                                        

                                                                                                               

                            Подготовила: Кирилюк Е.В.

ИГРА

«ТОПАЕМ, ХЛОПАЕМ»

Условие: если дети поступают правильно- хлопают.

Если неправильно -топают.

ВЕДУЩИЙ:

Знаю я теперь, друзья,        

Что с огнем шутить нельзя! (хлопают)

Спички весело горят.

Буду с ними я играть.(Топают)

Коля убежал за дом.

Там играет он с костром.(Топают) 

Он опасен, Лена знает.

Утюг больше не включает. (Хлопают)

Таня с Ниною играют.

На печи газ зажигаю.(Топают) 

Клим увидел:  дом горит.

Мальчик «01» звонит! (Хлопают)

ИГРА

«ДА  и НЕТ»

Игра называется «Да» и «Нет».

Их я хочу услышать в ответ.

Все внимательно играйте.

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ.

И скажите мне «Да» или «Нет»

Всем ребятам нужно знать.

Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают? (Да).

А согнем они играют? (Нет)

Для ребят пожары – шутка? (Нет)

Все ли дети тут послушны?(Да)

На печи кипит варенье.

Можно ли без разрешенья

Детям к печки подбегать,

Чтоб варенье помешать?(Нет)

Палит листья мальчик Тихон.

У костра он скачет лихо.

Дети, дайте мне ответ.

Хорошо ли это? (Нет)

Под столом играет Света.

Зажигает она свечи.

Дети, дайте мне ответ.

Хорошо ли это7 (Нет)

Вова спичками играет,

Мама это запрещает.

Дети, дайте мне ответ,

Прав наш Вова или нет? (Нет)

Непослушный мальчик Вова

Спичками играет снова.

Пусть мне дети отвечают.

Маму Вова огорчает? (Да)

Вот свеча, горит огонь.

Ты огонь попробуй тронь!

Дайте, дети мне ответ.

Будет больно   или нет? (Да)

Нам пожары не беда? (Нет)

Друга выручим всегда?(Да)

Врать не будем никогда?(Да)

Маму слушаем всегда?(Да)

Можно спичками играть?(Нет)

Детям свечи зажигать?(Нет)

Причиняет огонь зло?(Да)

А дает огонь добро?(Да)

Ты труслив когда беда?(Нет)

Силы жалко для труда?(Нет)

С огнем всегда ты осторожен?(Да)

Что ж завершить игру мне можно?(Да).

                                           ИГРА - РИФМЫ

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой... (пожар).

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в... (квартире).

Дым столбом поднялся вдруг.

 Кто не выключил... (утюг).

***

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками... (играл).

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над... (газом).

***

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег... (траву)?

Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые... (предметы).

Дым увидел - не зевай.

И пожарных... (вызывай).

***

Ростом спичка - невеличка,

Не смотрите, что... (мала).

Эта маленькая спичка

Может сделать много... (зла).

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шалить... (нельзя).

***

Знают взрослые и дети,

В самых дальних концах Земли,

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь... (берегли)!

Сохраняли его, как умели,

Всемогущий горячий огонь,

И хоть тысячу лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он!

Мы знаем, что пожар - беда,

Но все ж случается порою.

Пожарные спешат тогда,

Чтоб быстро справиться с... (бедою).

***

В боевках прочных, шлемах крепких

В морозы, зной и под дождем.

По всей стране когорта смелых,

Стоит в дозоре... (боевом).

        

используются как самостоятельная деятельность                                                   или как часть занятия

Жил человек рассеянный

Задание. Человек рассеянный с улицы Бассейной спешил на вокзал. Уходя из дома, он забыл выключить электроприборы. Найди, что забыл выключить хозяин квартиры.

Рисунок. На рисунке изображена жилая комната, в которой находятся электроприборы: телевизор, музыкальный центр, магнитофон, утюг, чайник, компьютер, настольная лампа. Шнуры, идущие от приборов, переплетаются. Вилка одного из приборов находится в розетке, остальные «отключены».

Опасные соседи

Задание. Соедините стрелочками огонь и предметы, которые способны при неправильном обращении вызвать пожар.

Рисунок. В центре рисунка — костер. Вокруг хаотично расположены: спички, свеча, цветок, ковер, зажигалка, кастрюля, газовая плита, ведро, электроприборы, чашка, бенгальские огни. Количество предметов можно увеличить.

Найди отличия

Задание. Внимательно рассмотри рисунки и найди отличия. Что произошло с мальчиком? Ответь на вопрос: что мальчик сделал неверно? (Рисунок с изображением неправильных действий ребенка.)

Горит, не горит

Задание. Внимательно посмотри на рисунок и назови все предметы, которые уцелеют в комнате, если вдруг случится пожар. (Рисунок с изображением различных горючих и негорючих предметов.)

Лежебока

Задание. Рассмотри рисунок и скажи, что сделал Лежебока неправильно.

Рисунок. Панорама жилой комнаты. На диване спит Лежебока. На столе осталась гореть свеча, рядом с ней — стопка книг, одна раскрыта. Рядом с диваном стоит обогреватель, на него свешивается плед, которым накрыт

Лежебока.

Помоги пожарному

Задание. Выбери из предметов спецодежды (пожарного, врача, милиционера) боевую одежду пожарного (БОП). Раскрась.

Рисунок. Предметы спецодежды (контурное изображение) врача, милиционера, пожарного.

Кому что нужно для работы

Задание. Соедини стрелочками человека с предметами, необходимыми ему в работе.

Рисунок. В центре листа нарисованы люди (3-4) в спецодежде. Один из них обязательно пожарный (профессия четко определяется по одежде), вокруг хаотично расположены предметы профессионального назначения.

Разрезные картинки

Задание. Составь картинку и расскажи, что на ней изображено.

Рисунок. Возможно использование плакатов на противопожарную тематику: разрезанные на фрагменты тематические картинки.

Лабиринты

Спешим на пожар

Задание. Помоги пожарной машине проехать к месту пожара.

Рисунок. Дорога, петляющая между домами. На одной стороне лабиринта - пожарная машина. На другой - горящий дом или горящий лес.

Какой электроприбор забыли выключить?

Задание. Найди по шнуру, какой электроприбор забыли выключить из розетки.

Рисунок. Электроприборы расположены на листе в свободном порядке. Шнуры перепутаны, один из них подключен к сети.

Куда звонит Чебурашка?

Задание. Посмотри внимательно, по какому телефону звонит Чебурашка? Назови номер.

Рисунок. На столе стоят телефоны, на них - номера. Один из номеров 01, остальные произвольные. Трубки сняты, провода перепутаны. Одну из трубок держит Чебурашка.

        

Тест

1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире?

A.  Попытаться самому потушить огонь.

Б. Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.

B.  Позвать на помощь соседей.

                                                       Верный ответ Б.

2.  Как поступить, если младшие сестра или брат от страха перед огнем и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?

A.  Вытащить их оттуда и вывести из квартиры.

Б. Позвать на помощь взрослых и вывести малышей.

B.  Поскорей убежать из квартиры.

                                                       Верный ответ А или Б.

3.  Что делать, если в квартире появился дым?

А. Обмотать лицо мокрой тканью и побыстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись.

Б. Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился.

                                                      Верный ответ А.

4.  Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар?

A.  Соблюдать правила пожарной безопасности.

Б. Не пользоваться электроприборами.

B.  Во всех комнатах расставить бочки с водой.

                                                       Верный ответ А.

        

Знаете ли вы правила

пожарной безопасности?

Дорогие дети! Сегодня мы проверим ваши знания о правилах пожарной безопасности.

Вопросы и задания

1.   Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?

2.  Можно ли тушить горящий бензин водой? Почему?

3.   Почему возникают лесные пожары?

4.  Почему говорят: «От копеечной свечи Москва сгорела»?

5.   Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор?

6.   Почему во время пожара нужно стараться передвигаться нагнувшись?

7.   Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань?

8.  По какому номеру нужно звонить при пожаре?

9.   Каких качеств требует работа пожарного?

10.   Где следует хранить горючие жидкости?

11.   Где нужно хранить спички и зажигалки?

12.   Почему новогоднюю елку нельзя ставить у дверей?

13.  Почему елку нельзя ставить на толстом ковре?

14.   Почему нельзя украшать елку восковыми свечами и зажигать их?

15.   Почему во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери?

16.   Как поступить, если дым попадает в квартиру с лестничной клетки?

17.   Почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры?

18.   Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожаров?

19.   Какие признаки говорят о неисправной электропроводке? Сломанных электроприборов?

20.  Составьте короткий рассказ со словами:   утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.

21.   Можно ли во время пожара пользоваться лифтом? Обоснуйте свой ответ.

22.   Чем можно погасить бензин или керосин?

23.   Что делать, если в сковороде загорелось масло?

24.   Почему нельзя завешивать заднюю стенку телевизора?

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"

Урок-презентация  по пожарной безопасности для 1-4 классов...

Урок-презентация по основам пожарной безопасности на тему: «Пожарная безопасность. Служба спасения 01»

Цели:- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;- предупредить баловство детей с огнём.Задачи:- научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодол...

Урок – презентация по основам пожарной безопасности. Познакомить с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии

Роль огня в жизни человека: как положительная, так и отрицательная. Знакомство с профессией пожарного, Составление  памятки, как вести себя при пожаре...

Сценарий внеклассного мероприятия по пожарной безопасности "Чтобы с пожаром бороться умело Знать каждому нужно пожарное дело!

Основная задача данного мероприятия - пополнить знания учащихся о пожарной безопасности, научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при возникновении пожара в школе, дома, привить пр...

Выступление отряда по пожарной безопасности "Пожарный дозор"

Выступление отряда "Пожарный дозор" проходит на фестивале по пропаганде пожарной безопасности с участием детей Новониколаевской основной общеобразовательной школы....

Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников

Инновационный  проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной  безопасности  у младших школьников...