Правила дорожного движения
учебно-методическое пособие по обж на тему

Федорова Екатерина Борисовна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Вы, наверное, удивитесь, увидев  этот заголовок, и подумаете: «А разве так уж трудно перейти дорогу?» Некоторые пешеходы считают, что надо  просто очень быстро перебежать через дорогу и все будет в порядке.

Другие, наоборот, терпеливо ждут, пока на дороге вообще не  будет ни одной машины. Но это бывает так редко, что можно простоять несколько часов в ожидании момента, когда можно будет перейти дорогу.

Что же делать? Как правильно переходить улицу?

Вы уже знаете, что переходить дорогу можно по надземному или подземному пешеходному переходу, а также по зеленому – разрешающему – сигналу светофора. Но прежде чем вы начнете переходить дорогу, определите, какое на ней движение транспорта – одностороннее или двустороннее. Ведь правила перехода разных дорог отличаются друг от друга.

Но, прежде всего, вы должны очень хорошо знать общие правила:

  • Прежде чем переходить дорогу, остановитесь на краю тротуара.
  • Внимательно посмотрите налево и направо и выясните: какая же это дорога – с односторонним или двусторонним движением.
  • Прежде чем начнете переходить дорогу, убедитесь, что все транспортные средства находятся от вас на безопасном для перехода расстоянии.
  • Пересекайте проезжую часть быстрым шагом, но не бегите.
  • Переходите дорогу под прямым углом к тротуару, а не наискосок.

И самое главное: будьте внимательны все то время, пока вы переходите дорогу!

Вы уже знаете, что при переходе любой дороги необходимо быть очень внимательным и соблюдать общие правила. Но, кроме общих, есть и свои правила при переходе дорог с двусторонним движением.

Как надо вести себя при переходе дороги с двусторонним движением?

  • Прежде чем начать переход, надо остановиться на краю тротуара и убедиться, что перед вами улица с двусторонним движением.
  • Затем необходимо посмотреть налево и убедиться, что поблизости от пешеходного перехода нет транспорта.
  • Теперь надо посмотреть направо – нет ли поблизости машин, которые движутся по противоположной стороне дороги. Если они есть, то вам придется, дойдя до середины проезжей части, остановиться и пропустить эти машины. Но стоять на середине проезжей части опасно. В таких случаях лучше не начинать переходить дорогу.
  • Убедитесь, что на вашей стороне дороги нет машин, которые едут справа. Ведь могут быть машины, которые движутся задним ходом, или машины, убирающие снег или мусор.
  • Начинайте переходить дорогу только тогда, когда убедитесь, что вы находитесь на безопасном расстоянии от движущихся по ней машин.
  • Помните, что идти через дорогу надо быстро, но спокойно. Не надо бежать! Ведь во время бега очень трудно заметить, как изменяется окружающая обстановка.
  • Дойдя до середины проезжей части дороги, обязательно посмотрите направо. Идите дальше только в том случае, если увидите, что поблизости нет транспорта.
  • Если вы дошли до середины проезжей части и увидели, что справа, неподалеку от вас, едут машины – остановитесь! Не старайтесь перебежать дорогу, пропустите все машины.
  • Если вы остановились на середине проезжей части, не отступайте назад ни на шаг! Пока вы шли до середины дороги, к пешеходному переходу могла подъехать слева машина и оказаться близко к вам. Поэтому, находясь на середине проезжей части, не бегите вперед и не отступайте резко назад! Внимательно смотрите налево и направо, чтобы избежать неприятных неожиданностей.
  • Переходите дорогу под прямым углом, а не наискосок. Тогда ты будешь хорошо видеть дорогу и слева, и справа.

Вам может показаться, что правил слишком много и запомнить их трудно или вообще невозможно. Но гораздо лучше потратить время на то, чтобы выучить правила перехода дороги, чем рисковать своим здоровьем и жизнью!

 

        При переходе дороги с односторонним движением надо вести себя немного иначе, чем при переходе дороги с двусторонним движением. Подойдя к дороге с односторонним движением, прежде всего, определите, куда едет по ней транспорт – направо или налево.

Прежде чем вы начнете переходить дорогу с односторонним движением, вспомните, что ее можно переходить только сразу. Здесь невозможно остановиться в середине проезжей части! Ведь по такой дороге машины едут по всей ширине проезжей части. Поэтому еще раз напоминаем: при переходе дороги с односторонним движением вы не сможете остановиться посередине.

Теперь вы поняли, что переходить такие дороги можно только тогда, когда вы абсолютно уверенны в том, что все транспортные средства находятся от вас на расстоянии, достаточном для безопасного перехода. Поэтому, прежде всего, убедитесь, что транспорт находится далеко от  вас, и помните про тормозной путь!

Не забудьте убедиться, что  поблизости от пешеходного перехода нет машин, которые движутся задним ходом. Начинайте переходить дорогу быстро, но не бегом. Идите под прямым углом к тротуару, а не наискосок.

Переходя дорогу с односторонним движением, не забывайте наблюдать за той ее стороной, откуда едет транспорт.

В  давние времена не было ни личных автомобилей, ни общественного транспорта. Даже конных экипажей еще не было, и люди ходили пешком из одного поселения в другое. Но им надо было знать, куда ведет та ли иная дорога. А еще им важно было знать, какое расстояние осталось пройти до нужного места. Чтобы передать эту информацию, наши предки ставили на дорогах камни, особым образом надламывали ветки, делали зарубки на стволах деревьев.

А в древнем Риме, еще во времена императора Августа, появились первые знаки, которые либо требовали - «Уступи дорогу», либо предупреждали – «Это опасное место». Кроме того, римляне стали ставить вдоль самых важных дорог каменные столбы. На них высекали расстояние от данного столба до  главной площади в Риме – Римского Форума. Можно сказать, что это были первые дорожные знаки.

В России в XVI веке, при царе Федоре Иоанновиче, на дороге, которая вела из Москвы в царское имение Коломенское, поставили верстовые столбы высотой 4 метра. Отсюда и пошло выражение «верста коломенская».  

При Петре I система верстовых столбов появилась на всех дорогах Российской империи. Столбы стали раскрашивать в черные и белые полосы. Так их было лучше видно в любое время суток. На них указывали расстояние от одного поселения до другого и название местности.

Но серьезная необходимость в дорожных знаках возникла с появлением автомобилей.

В 1900 году на конгрессе Международного туристического союза договорились, что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а символы – понятные и иностранным гражданам, и неграмотным людям.

В 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки. А еще через 6 лет на Международной конференции в Париже договорились установить дорожные знаки с правой стороны, по ходу движения, за 250 метров до начала опасного участка. Тогда же были установлены первые четыре дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Эти знаки имеют названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

В 1909 году первые дорожные знаки официально появились и в России.

Впоследствии были определены количество знаков, их форма и цвета.

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена были очень узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, еще при Юлии Цезаре.

Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли и до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено одностороннее движение.

В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать в каторгу». А в указе императрицы Екатерины  II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» - автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарем и предупреждать встреченные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 км/час; кроме того водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила, не свести, не дыши и ползи как черепаха.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось все больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению,  которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.

 

 

        

А знаете ли вы, когда появился привычный для нас первый  светофор?

Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально им приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зеленые и красные стекла, а желтые еще не придумали.

Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливенде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала – красный и зеленый – и управлялся вручную. Желтый сигнал сменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года       Нью-Йорке появились трехцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.

Интересно, что в первых светофорах зеленый сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху – красный, посередине – желтый, внизу – зеленый.

У нас в стране первый  светофор появился в 1929 году в Москва. Он был похож на круглые часы с тремя секторами – красным, желтым, зеленым. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая ее на нужный цвет.

Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт-Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице) появился первый пешеходный светофор.


        



Предварительный просмотр:

Подвижные игры

Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, привить им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ.

В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.

Игра «Автобусы»

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок - «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

Игра «Автоинспектор и водители»

В игре участвуют 5-6 человек.

На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны прав шофера (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор - водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

Игра «Будь внимательней!»

Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу; сигналу; «Автомобиль!» - держим в руках руль.        

Игра «Веселый трамвайчик»

Мы веселые трамвайчики,

Мы не прыгаем как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!

Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свой место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

Игра-аттракцион «Внимание - пешеход!»

Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Регулировщик – ребенок - показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого - стоят, при виде зеленого - два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует - лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п.

Игра «Гараж»

Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов - стоянки для машин - гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков - машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.

Игра «Грузовики»

Содержание: Играющие держат в руках автомобильные рули - это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз - этот мешочек?

Игра «Да и  Нет»

Педагог или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, пример: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово « Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово « Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить - светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Игра «Дорожное - недорожное»

Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное» слово - игрок должен поймать мяч, «недорожное» - пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

Игра «Заяц»

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

кто я: заяц или нет?»

                                                                                                    (А.Шибаев )

«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья - сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше,
чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без
билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает.

Игра «Запомни сигналы регулировщика»

                 Здесь на посту в любое время
Стоит знакомый постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

Подготовка. Дети делится на команды, в каждой из них выбирают капитана. Команды располагаются за стартовыми линиями - одна напротив другой. Расстояние между командами 20-30 м.

Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2-3 м, в шахматном порядке раскладывают флажки. Содержание игры. По сигналу регулировщика дорожного движения (красный свет - руки вытянуты в стороны или опущены - стой; желтый свет - правая рука с жезлом перед грудью - приготовиться; зеленый свет -регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены - иди) игроки быстро подбегают к флажкам и стараются собрать их как можно больше. Через установленное время по команде регулировщика дорожного движения дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков. Правила игры:

1.  Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле.

2.  Запрещается отнимать флажки друг у друга.

3. За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя.

4.  Капитаны команд играют на равных правах со всеми.

Игра «Знающий пешеход»

Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из правил движенья –

Знать, как таблицу должны умноженья:

На мостовой - не играть, не кататься,

Если хотите здоровым остаться!

Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом соревнования. Дети строятся по командам. Они должны пройти путь, например, от школы к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пешеходной дорожке, дети должны остановиться и выполнить практическую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и действующим светофором, потом спросить: «Улица, улица, можно нам перейти дорогу?»

На что улица (ребенок) отвечает: «Можно, если вы мне ответите на один вопрос». Задаёт один вопрос по правилам дорожного движения. И так у каждого перекрестка.

Отряд, который правильно ответит на все вопросы, придет раньше в назначенный пункт, где ей будет вручен вымпел «Пешеходам-отличникам».

Игра «Иду по дорожке»

Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.

Игра «Кого назвали – тот и ловит»»

Играющие располагаются по кругу. В центре - регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.

Игра «Лови - не лови»

Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, бросает его любому игроку, при этом произносит слова, например: «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует).

Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.

Игра «Назови шестое»

Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо, кому бросает в руки мяч: «Назови шестое» - и перечисляет, например, пять видов транспорта (или дорожных знаков и т. п.). Тот, кого попросили продолжить перечень, должен словить мяч и быстро добавить еще одно название, не повторяя перечисленного прежде. Если слова последуют тот-час, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет - водящий остается прежний.

Игра «Найти жезл»

Руководитель до начала игры прячет жезл для регулирования дорожного движения на виду. Играющие стоят в шеренге или колонне по одному.

По сигналу руководителя играющие двигаются в колонне по одному вокруг зала, и каждый старается первым заметить спрятанный предмет. Играющий, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный предмет. Руководитель, чтобы убедиться в том, что игрок действительно нашел предмет, может к нему подойти и тихонько спросить. Игра заканчивается, когда все или большая часть играющих нашли предмет.

Играющий, заметив спрятанный предмет, не должен останавливаться, замедлять движение, касаться или каким-либо другим способом указывать другим игрокам место нахождения спрятанного предмета.

Игра «Найди пару»

Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг.

Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожных знак.

Игра «Необычный дорожный знак»

В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак.

Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?» Дети отвечают: «Может!».

Игра «Огни светофора»

На светофоре - красный свет! Опасен путь - прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди - свободен путь - переходи.

В игре все дети - «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете - все замирают на месте. Ошибившийся - выбывает из игры.

Когда переходишь улицу - следи за сигналами светофора.

Игра «Паутинка»

Дети сидят в кругу. У водящего - регулировщика дорожного движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна», Саша держит нитку, а клубок бросает дальше: «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше:   «Оля! Игры детей на проезжей части очень опасны».

Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев па дорогах.

Игра «Поездка в Москву»

Для игры нужны стулья - одним меньше числа играющих. Стулья ставятся плотно по кругу, один возле другого, сиденьями наружу. Каждый из играющих занимает свободное место. Водящий стула не имеет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Москву, приглашаю желающих». Все ребята один за другим присоединяются к нему. Водящий говорит: «В Москву мы едем автобусом (поездом, самолетом)», - и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость»,- продолжает водящий и переходит на бег. «Москва уже совсем близко»,- объявляет он (бег замедляется). «Внимание, остановка!» - неожиданно раздается команда водящего. По этой команде все бегут к стульям. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без стула, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести учеников в сторону от стульев, повести их через зал и т.п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте.

Игра «Перекресток»

Ведущий встает в центре перекрестка - это светофор. Дети делятся на две группы - пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.

Для победителей организуется автопробег на трехколесных велосипедах и самокатах.

Игра «Поиски жезла»

Два стула ставят на расстоянии 8-10 м один от другого и на каждый кладут по жезлу. Возле стульев становятся играющие, повернувшись лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу руководителя каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего товарища и, вернувшись обратно, найти свой жезл и постучать им о стул. Выигрывает тот, кто выполнит это раньше.

Игра «Разные машины»

Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» - и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или кто-то отмечает) число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди - интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко...»

Игра «Регулировщик»

Во время ходьбы в колонне по одному, учитель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного - руки на пояс. Это движение - запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.

Физкультминутка

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи!

(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Игра « Собери светофор»

 Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды   должен   участвовать   в   сборке   светофора   из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый и зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленый, серый, серый, серый.

Игра «Светофор»

Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков), наподобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные - «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водящим.

Игра «Сигналы  светофора»

Две команды по 12—15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор -два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая).

Руководитель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установленных местах, где надпись «переход», сначала оглядываться налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться ... (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь... (открыт).

Желтый свет - предупрежденье –

Жди сигнала для ... (движенья).

Затем руководитель объясняет правила игры:

- Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда желтый - хлопают в ладоши, а когда красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад. Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

Игра «Сдаем на права шофера»

В игре участвуют 5-7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые учащимся), поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера I класса, другим соответственно шофера II и III класса.

Игрок, занявший первое место, становится автоинспектором. Игра повторяется.

Игра «Собери картинку»

От каждой команды («Светофор», «Автомобиль», «Пешеход» или др.) при помощи считалки выбирается игрок для участия в игре. Необходимо собрать разбросанные на дороге части картинки, чтобы получилась картинка с тем же изображением, что и название команды.

Игра «Такси»

Группа детей делится на пары. Каждая пара («Такси») стоит внутри одного обруча («Такси»). Каждый ребенок держит свою половинку круга (обычно па уровне талии или плеч).

Дети бегают, стоя внутри обручей, пока играет музыка. Двое детей должны двигаться с одинаковой скоростью и в одном направлении. Каждый раз, когда музыка останавливается, дети из двух разных обручей объединяются вместе. Игра продолжается до тех пор, пока максимальное количество детей не поместится внутри обручей (до 6-8 человек).

Игра «Тише едешь…»

Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь - дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается, игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться возвращается к стартовой черте. Победитель, первым достигший территории водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности), но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него водящий может обернуться.

Игра «Эстафета автомобилей»

Дети делятся на 2-4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия автомобилей: «Москвич», «Запорожец», «Жигули» и др. Перед впередистоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 м ставится стойка (булава). На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Регулировщик дорожного движения громко вызывает любой автомобиль. Игроки, носящие карточку с названием этого автомобиля, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Регулировщик дорожного движения   вызывает автомобили вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.

В группе с дошкольниками полезно проводить игры -тренировки :

1. «Что можно и что нельзя?». Класс поделен на две команды. Сначала учитель показывает ребятам дорожные знаки и объясняет подписи к ним. Через некоторое время учитель показывает какой-нибудь знак, но уже без подписи. За правильный ответ очки не выставляют. За неправильные - дают штрафные очки, Побеждает та команда, у которой окажется меньше штрафных очков.

2.  «К какой группе принадлежит знак?». Класс делится на две команды. Учитель показывает ребятам различные группы знаков - предписывающие, запрещающие и т. д. - и разъясняет их значение, принадлежность к той или иной группе. Затем он молча показывает два или три знака одной группы. Ребята должны правильно ответить, к какой группе принадлежит знак. Игру можно усложнить, если учитель будет показывать знаки из разных групп. За ошибки начисляются штрафные баллы.

3. «Где ошибка?». На доске учитель чертит заведомо неверную схему движения транспорта (например, обход автобуса спереди, двойной обгон и т, д.). Класс поделен на две команды. Поочередно представителям команд предлагается указать ошибку (или несколько ошибок) на данной схеме. За верный ответ начисляются очки. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Ведущий читает стихи, дети или отвечают «Это я, это я, это все мои | друзья», или молчат.

Ведущий:         Кто из вас идет вперед

                           Только там, где переход?

Дети:                Это я, это я,

                           Это все мои друзья.

Ведущий:         Кто летит вперед так скоро,

                           Что не видит светофора?

(Дети молчат)

                           Кто из вас, идя домой,

                           Держит путь по мостовой.

(Дети молчат.)

                           Знает кто, что красный свет –

                           Это значит - хода нет?

Дети:               Это я, это я.

                          Это все мои друзья.

Сценарий внеклассного мероприятия

«.Знай правила движенья, как йиюлицц илшоженья!»

Зал украшен рисунками учащихся, плакатами: «На улице — не в ком-пате, о том, ребята, помните!».



Предварительный просмотр:

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вторая младшая группа

В соответствии с требованиями программы дети четвёртого года жизни должны уметь ориентироваться в помещении своей группы (знать расположение всех комнат, их названия, назначение), на участке детского сада, знать размещение участков всех возрастных групп, находящиеся на участке детского учреждения площадку для игр, цветочные клумбы. Деревья, дорожки и т.д. Они должны знать улицу, на которой находится детский сад, её название, учреждения, располагающиеся на этой улице, правила поведения на участке, на улице (нельзя выходить за пределы своей площадки).

Необходимо ознакомить детей с характерными для данной местности средствами передвижения (автомобильный, железнодорожный, гужевой транспорт), видами машин (легковая, грузовая, трактор), их назначением.

Научить понимать и использовать слова, обозначающие временные и пространственные понятия (утро, день, вечер; сегодня, завтра; здесь, там; далеко, близко; наверху, внизу), различать й называть основные цвета (красный, зелёный, жёлтый).

На четвёртом году жизни познавательные и психические процессы, ощущения и восприятия развиваются в процессе предметной деятельности, ребёнок воспринимает цвет, форму, размер и другие качества предметов, непосредственно оперируя ими. При помощи воспитателей он может подвергать простейшему анализу окружающие его предметы, выделять части, наиболее характерные признаки.

Мышление, включенное в практическую деятельность, является наглядно-действенным. В процессе тех или иных действий ребёнок мыслит, он лучше понимает воспитателя тогда, когда объяснения сопровождаются показом, наглядным примером.

Воспитатель организует и направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают элементарные начальные знания о правилах дорожного движения.

Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить своё место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняясь правилам игры.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления: вперёд, назад, налево, направо, слева, справа.

Представления о транспорте, улице, полученные детьми на занятиях, прогулках, систематически закрепляются и расширяются воспитателем, родителями при каждом удобном случае.

В группе сохраняют соответствующую обстановку: оборудуют игровые уголки для закрепления и уточнения пространственных ориентировок. Здесь есть уголок безопасности движения, машины различных видов (грузовые, легковые, трактор, автобус, троллейбус, трамвай, паровоз). Количество игрушек должно быть достаточным для всех детей.

Необходимо подобрать книги о транспорте, альбомы с иллюстрациями для индивидуального и группового пользования с изображением улиц. Переходов, различных видов транспорта.

С целью активизации восприятия ребенка воспитатель может предложить небольшой группе детей рассмотреть рисунки, картинки о транспорте, улице и т.д.

На одном занятии по развитию речи следует дать новый материал для ознакомления детей с правилами дорожного движения, на других видах занятий - закрепить новый материал.

Подвижные игры на эту тему нужно проводить 1 -2 раза в неделю, шире использовать на занятиях игровой приём, наглядность.

Следует продолжить подготовку детей к обучению их правилам дорожного движения, знакомить их с простейшими правилами согласно возрастным и программным требованиям. Эту работу надо проводить систематически, где только можно, при всех режимных моментах: на занятиях - как часть занятий (знакомить с новым материалом и закреплять пройденный), в беседах, во время чтения книг, при рассматривании иллюстраций различных видов транспорта, прослушивании грамзаписей, просмотре диафильмов, кинофильмов и т.д.

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: СЕНТЯБРЬ

  • Занятие: рассматривание грузового автомобиля. Программное содержание: ознакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, колёса, руль). Уточнить знания детей о работе шофёра -он управляет автомобилем, перевозит грузы. (Как часть занятия).

  • На занятиях по физкультуре учить ходить и бегать по одному, небольшими группами, а также всей группой в одном направлении (как часть занятия).\

  • Рисование дорожки. Закрепить навыки техники рисования прямой линии и дать понятие о том, что дорога - прямая линия.

  • Конструирование дороги из стройматериалов. Знакомить детей с расположением кирпичиков в одну линию, ровно укладывая торцом один кирпичик к другому. Дать понятие о том. что дорога длинная.

  • На музыкальных занятиях учить двигаться одновременно с началом звучания (позднее ребёнок научится выполнять движения в соответствии с сигналами светофора).

  • На занятиях по развитию начальных математических понятий учить определять направления (налево, слева, направо, вправо).

  • Подвижная игра «Беги ко мне». Упражняться в беге.

  • Игра-развлечение: кукольный театр. Петрушка на грузовой машине привозит детям подарки (игрушки, машины). Закрепить названия машин.

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: ОКТЯБРЬ

  • Занятие: рассматривание картины «Транспорт, движущийся по дороге». Программное содержание: закрепить знания детей о дороге, различных видах транспорта. (Как часть занятия).

  • На занятиях по физкультуре учить ходить небольшими группами и всей группой в колонне по краям площадки.

  • Рисование маленьких колёс для машины красного цвета. Закрепить навыки рисования округлых форм (колеса) и цвета (красный).

  • Конструирование рельсов из стройматериалов. Закрепить умение располагать 2 линии (рельсы) на одинаковом расстоянии друг от друга.

  • На музыкальных занятиях учить детей согласовывать движения с темпом музыки: начинать двигаться одновременно с началом звучания, заканчивать движение сразу же по окончании музыки (как часть занятия).

  • На занятиях по формированию начальных математических понятий учить детей различать пространственные направления от наблюдателя (себя) вперёд (спереди, назад, сзади). (Как часть занятия).

  • Подвижная игра «Птички и птенчики». Упражнять в ходьбе и беге.

  • Игра-развлечение: кукольный театр «Буратино в гостях у детей». Закрепление названия машин и их назначения. Буратино предлагает определить цвет, вид, предназначение машины.

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: НОЯБРЬ

  • Занятие: рассматривание картины «Улица». Программное содержание: уточнить представление детей об улице, дороге, транспорте, легковых автомобилях. (Как часть занятия).

  • На занятиях по физкультуре учить детей по сигналу (слово, удар в бубен, окончание музыки) изменять движение или останавливаться (как часть занятия).

  • Рисовать большие колёса зелёного цвета. Закрепить умение рисовать округлые формы колеса и зелёный цвет.

  • На музыкальных занятиях закреплять знания о согласованности движения с началом музыки: начинать движение одновременно с началом музыки,   заканчивать   движение   сразу   же   по   окончании   музыки   (часть занятия).

  • Занятие  по развитию речи  «Наша улица».  Ознакомить детей  с улицей, на которой расположен детский сад, её названием, учреждениями, размещёнными на ней (часть занятия).

  • На прогулке осмотреть улицу, на которой расположен детсад (дома, учреждения, деревья, проезжую часть, тротуары).

  • На занятиях по формированию навыков математических понятий продолжить ту же работу, что и в предыдущем месяце.

  • Подвижная игра «Птичка и автомобиль».

  • Настольный театр: «Прогулка по улице». Закрепление понятий о частях дороги.

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: ДЕКАБРЬ

  • Занятие (часть). Рассматривание игрушек: транспорт грузовой и легковой. Программное содержание: закрепить у детей знания о грузовых и легковых автомобилях, частях машин, цвет, что в них возят.

  • Целевая прогулка: знакомство с одной из соседних улиц. Программное содержание: уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, движущемся транспорте. Дать элементарные знания о поведении на улице.

  • На занятиях по физкультуре учить детей ходить парами друг за другом (часть занятия).

  • Рисование колец разного цвета («шарики на нитках для ёлки»), закрепить умение рисовать округлые формы.

  • Конструирование рельсов для трамвайной линии. Закрепить знание детей о выборе нужных деталей из общей массы стройматериалов.

  • На музыкальных занятиях проводить ту же работу, что и в предыдущем месяце.

  • На прогулке, не выходя за пределы участка, рассмотреть улицу, на которой расположен детсад и окружающие учреждения (школа, аптека, клуб, техникум, магазин).

  • На занятиях по формированию навыков математических представлений закрепить умение различать пространственные направления от себя.

  • Подвижная игра «Трамвай» (ходьба, бег). Игра с использованием макета «Улица». Закрепить названия машин и частей дороги.

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: ЯНВАРЬ

  • Занятие   (часть).   Рассматривание   модели   светофора   в   групповой комнате. Программное содержание: ознакомить детей с работой светофора.

  • На занятиях по физкультуре (как часть занятия) совершенствовать навык хождения друг за другом небольшими группами, парами.

  • Рисование снеговика. Закрепить умение рисовать округлые формы.

  • На музыкальных занятиях совершенствовать умение согласовывать движения с темпом музыки: начинать движения одновременно с началом звучания, заканчивать сразу же по окончании музыки. (Часть занятия)

  • На прогулке рассмотреть улицу, на которой расположен детсад. Обратить внимание, как взрослые и дети выполняют правила поведения на улице (машины ездят по проезжей части, пешеходы ходят по тротуару).

  • На    занятиях    по    формированию     навыков     математических представлений учить различать    пространственные направления от себя, различать правую и левую руки. (Часть занятия)

  • Подвижная игра «Где звонили?» на ориентацию в пространстве.

  • Теневой театр: «Какая машина едет по дороге и что она перевозит?» Рассказать стихотворения о машинах.

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: ФЕВРАЛЬ

  • Занятие (часть). Конструирование дороги из стройматериала. Программное содержание: совершенствовать навык укладывания кирпичиков, знание о том, что дорога прямая и длинная.

  • На занятиях по физкультуре учить детей ходить и бегать всей группой.

  • Рисование: «Весёлый колобок катится по дороге», Закрепить знание детей о том, что основное движение осуществляется по дороге. Познакомить с техникой рисования округлых форм и дороги (прямые линии).

  • На музыкальных занятиях учить детей двигаться в соответствии со спокойным, маршевым и танцевальным характером музыки в умеренном и быстром темпе. Воспитывать внимательность, реакцию на сигнал (музыку), позднее - реакцию на сигнал светофора.

  • На прогулке наблюдать за игрой старших детей «Перекрёсток». Закреплять правила для пешехода (ходить можно только по тротуару).

  • На занятиях по формированию навыков математических пониманий продолжать   работу   по   обучению   детей   определять   пространственные направлений от себя (различать правую и левую руку).

  • Подвижная игра «Найди флажок» на ориентировку в пространстве.

  • Игра-развлечение: фланелеграф. Дорога, машины, тротуар. Закрепление пройденного материала.

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: МАРТ

  • Занятие (часть). Наблюдение за светофором на участке детского сада во время игры старших детей «На перекрёстке». Программное содержание: закрепить знание детей о работе светофора.

  • На занятиях по физкультуре учить детей ходить друг за другом, не держась за руку (как часть занятия).

  • Рисование разноцветных флажков и кружков. Закрепление понятия о цвете.

  • На музыкальных занятиях упражнять детей в приобретении навыков реагировать на сигнал (музыку).

  • На прогулке рассмотреть перекрёсток на участке детского сада. Обратить внимание на проезжую часть дороги и тротуар.

  • На занятиях по формированию навыков математических понятий учить детей различать пространственные направления от себя (справа, слева).

  • Подвижная игра «Бегите ко мне».

  • Игра-развлечение: кукольный театр Петрушки. Закрепить знание детей о работе светофора (значение красного, зелёного цвета).

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: АПРЕЛЬ

  • Занятие по развитию речи (часть). Рассматривание альбома с изображением различных видов транспорта. Программное содержание: закрепить знание детей о легковых и грузовых машинах (какой груз перевозят; какого цвета бывают машины; какие машины перевозят людей).

  • На занятиях по физкультуре совершенствовать навыки ходьбы детей друг за другом, не держась за руку.

  • Рисование тележки. Закрепить знание детей о частях машин через знание частей тележки (колеса).

  • На музыкальных занятиях совершенствовать навыки реакции на сигнал (музыку и др.).

  • На прогулке наблюдать за работой светофора на участке детского сада. Воспитывать наблюдательность, тренировать память.

  • На занятиях по формированию навыков математических понятий упражнять детей в навыке  пространственных направлений от себя (справа, слева).

  • Подвижная игра «Птички и автомобиль» (бег, ходьба).

  • Игра-развлечение: настольный театр. Закрепить знание детей об автобусе, троллейбусе, трамвае.

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: МАЙ

  • Занятие (часть). Рассматривание рисунка с изображением видов транспорта, на котором дети приезжают в детский сад или «Транспорт нашего города». Программное содержание: закрепить знание детей о транспорте своего города.

  • На занятиях по физкультуре продолжать упражнять детей в ходьбе друг за другом, не держась за руки.

  • Рисование красных, жёлтых цветов в зелёной траве. Закрепление понятия о цвете.

  • На музыкальных занятиях (часть занятия) совершенствовать навыки реакции на музыку, удар, звучание струны, треугольника и т.д..

  • На  прогулках,  наблюдая  за  окружающими,  упражнять  детей  в определении     направлений    вперёд,     назад,     сзади,     налево,     направо. Воспитывать наблюдательность, память, внимание.

  • На занятиях по формированию навыков математических понятий упражнять детей в умении различать пространственные направления от себя (справа, слева).

  • Подвижная    игра   «Отгадай,    кто    кричит»    на    ориентировку    в пространстве.

  • Игра-развлечение: на макете (машины, дороги, светофора) закрепить знания о транспорте и правилах движения.

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: ИЮНЬ

  • Занятие (часть). Конструирование улицы из природного материала (песка). Программное содержание: учить детей самостоятельно выкладывать кирпичики на большую плоскость по прямой, ровно прикладывать один кирпичик торцом к другому (дорожка для автомашин). Дома расставить на одном расстоянии от дороги, деревья - между домами. Чётко выделить проезжую часть дороги и тротуар.

  • На занятиях по физкультуре учить детей ходить в колонне парами вдоль стен комнаты.

  • Рисование   кружков   жёлтого,   красного   и   зелёного   цвета   для светофора. Закрепление понятий о цвете.

  • На прогулках упражнять детей в определении направления: вперёд, назад,      сзади,      налево      (слева),      направо      (справа).      Воспитывать наблюдательность, тренировать память.

  • На    занятиях    по    формированию    начальных    математических представлений   учить   детей   различать   пространственные   направления, пользоваться обозначениями вперёд, назад.

  • Подвижная игра «Найди флажок» на ориентировку в пространстве.

  • Игра-развлечение: кукольный театр Петрушки. «Знаешь ли ты, о чём говорит светофор».

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: ИЮЛЬ

  • Занятие       (часть).       Рассматривание      светофора,       разучивание стихотворения С. Михалкова Если свет зажёгся красный, Значит, двигаться опасно, Свет зелёный говорит: «Проходите, путь открыт!» Программное содержание: закрепить у детей знание о работе светофора.

  • На занятиях по физкультуре учить детей ходить в колонне парами по краям площадки с остановками.

  • Рисование кружков, нанизанных на ниточку, жёлтого, красного и зелёного цвета. Закрепление понятий о цвете.

  • На прогулке   закреплять знания детей о направлении. Воспитывать наблюдательность, внимание.

  • На    занятиях    по    формированию    начальных    математических представлений   упражнять   детей   в   умении   различать   пространственные направления от себя (вперёд, назад) и времени (утро, день, вечер, ночь).

  • Подвижная    игра    «Найди    свой   домик»    на   ориентировку    в пространстве.

  • Игра на макете с представителем ГАИ. Закрепить знания о правилах движения.

Вторая младшая группа

МЕСЯЦ: АВГУСТ

  • Занятие (часть). Наблюдение за игрой старших детей на автодроме (перекрёстке) с участием работника ГАИ. Программное содержание: закрепить знание детей о работе светофора.

  • На занятиях по физкультуре учить детей ходить в колонне парами по краям площадки с остановкой и со сменой направления.

  • Рисование   разноцветных   флажков   для   украшения   площадки (жёлтый, красный и зелёный). Закрепить знание цвета.

  • На   прогулках      упражнять   детей   в   определении   направлений. Воспитывать наблюдательность, внимание, память.

  • На    занятиях    по    формированию    начальных    математических представлений     упражнять    детей     в    определении     пространственных направлений от себя (справа, слева), пользоваться в жизни обозначениями пространственных направлений (вперёд, назад). Ориентировка во времени. Понимать слова, определяющие продолжительность и соотношение времени: долго - недолго, сейчас, позже, раньше.

  • Подвижная игра «Найди свой цвет» на ориентировку в пространстве.

  • Настольный театр «Наша улица» с участием школьника.



Предварительный просмотр:

Шли из школы мы домой,

Видим, знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет!

                                            («Велосипедная дорожка»)

Синий круг, велосипед,

Ничего другого нет.

Что за знак?

Найди ответ.

                                           («Велосипедная дорожка»)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Только на велосипеде.

                                                («Велосипедная дорожка»)

В синем круге пешеход

Не торопится, идет.

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно.

                                         («Пешеходная дорожка»)

А здесь, ребята, не до смеха,

Ни на чем нельзя здесь ехать,

Можно только своим ходом,

Можно только,…(пешеходам).

                                        («Пешеходная дорожка»)

        

Человечек в сине круге –

Это ясно всей округе:

Здесь машины не пройдут,

Пешеходы – в добрый путь.

                                    («Пешеходная дорожка»)

Ходят смело млад и стар,

Даже кошки и собаки…

Толь здесь на тротуар-

Дело все в дорожном знаке.

           («Пешеходная дорожка»)

Вот кружек с каемкой красной,

А внутри рисунка нет,

Может, девушке прекрасной

Должен быть внутри портрет?

Круг пустой зимой и летом,

Как же знак зовется этот?

                                             («Движение запрещено»)

Человек, идущий в черном,

Красной черточкой зачеркнут.

И дорога, вроде, но

Здесь ходить запрещено!

                                           («Движение пешеходов запрещено»)

        

Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно стали в круг,

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу?

Что такое, в самом деле,

Словно мы на карусели!

Мы на площади с тобой,

Здесь дороги нет прямой.

                                            («Круговое движение»)

Появился перед вами

Умный знак. Судите сами:

«Нет» для въезда, выезд – «Да»

Запрещается туда.                 («Въезд запрещен»)

Увидишь знак такой

И знай: будь осторожен не зевай,

А скажет этот знак одно

                                                  («Движение пешеходов запрещено»)

Машины мчат во весь опор,

И вдруг на встречу знак:

Изображен на нем забор.

Я тру глаза, смотрю в упор,

Шоссе закрыто на запор.

А что это за знак?

                                        («Ж/д переезд со шлагбаумом»)

Вот так знак! Глазам не верю,

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье?

Может быть, зимой вьюжной

Здесь шоферам греться нужно.

                                         («Ж/д переезд со шлагбаумом»)

В треугольнике, ребята,

Человек стоит с лопатой,

Что-то роит, строит что-то

Здесь ….                  («Дорожные работы»)

Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма,

И ходить опасно прямо,

Там, где строится район,

Школа, дом иль стадион.

                                  («Дорожные работы»)

                                 

Замечательный знак-

Восклицательный знак.

Значит, можно здесь кричать,

Петь, гулять, озорничать?

Если бегать – босиком,

Если ехать - с ветерком!

Отвечает знак им строго

Здесь опасная…(дорога).

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так.

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.    

                                              («Осторожно дети!»)

В треугольнике – два братца

Все куда-то мчатся, мчатся.

Самый важный знак на свете-

Это просто рядом…..

                                        (дети)

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро не возможно,

Знают люди все на свете:

В этом месте ходят… (дети).

Двое: школьница и школьник

Забежали в треугольник

И шофер, и все на свете

Понимают:

Близко…                     (дети).

На нем нарисованы вы,  но это не портрет.

Он весит всегда на столбе и нас охраняет, но это не светофор.

Он говорит всем взрослым, что мы рядом, но это не учитель.

Он треугольный и с красной полоской по краям.

                                                                                   («Дети»)

Что мне делать?

Как мне быть?

Нужно срочно позвонить.

Должен знать и ты, и он,

В этом месте … (телефон).

Не шумите, музыканты,

Даже если вы таланты.

Здесь сигналить не годится:

Рядом школа иль …(больница)

Я не мыл в дороге рук,

Ел я фрукты, овощи,

Заболел и вижу пункт

Медицинской …(помощи).

                               

Заболел живот у Ромы,

Не дойти ему до дома.

В ситуации такой

Нужно знак найти. Какой?

                                          («Пункт первой медицинской помощи»)

Место, где можно

Поспать, отдохнуть

И с новыми силами

Двинуться в путь.

                                  («Гостиница»)

Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил,

На стоянке у ограды-

Отдыхать ей тоже надо.

                                         («Место стоянки транспорта»)

Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет

Пешеходный …(переход).

Что за знак такой висит?

Стоп – машинам он велит…

Пешеход! Идите смело

По дорожкам черно- белым.

                                                  ( «Пешеходный переход»)

        

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный-

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Желтый свет - погоди,

А зеленый – проходи.

                                         (Светофор)

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трех глазное

На одной ноге,

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

                                      (Светофор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие по правилам дорожного движения для ГПД 1 класса "Правила дорожного движения - часть Таблицы Уважения"

Занятие по ПДД проходит в игровой форме. Герои инсценировки Светофор и  Автоинспектор вместе с ребятами учат  Торопыжку правилам дорожного движения (сигналы светофора, дорожные знаки)....

«Учите правила дорожного движения» (мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Цель:   расширить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;повторить правила дорожного движения, правила безопасности на улицах и дорогах;закрепить представление детей о с...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

«Учите правила дорожного движения» (досуговое мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Досуговое мероприятие по правилам дорожного движения «Учите правила дорожного движения» рекомендовано для работы с детьми 6-9 лет с целью расширить знания детей о правилах поведения в обще...

Социальный проект по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения знай и выполняй!»

Системаизучения правил дорожного движения, представленная в проекте,отражает творческий подход и целенаправленную работу по  формированию культуры поведения на улице, в транспорте, профилактике д...

«Правила дорожного движения» Игровое занятие по правилам дорожного движения для группы продлённого дня 1 классов

Цель: формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге через игровую деятельность. Задачи: выявить знания учащихся по правилам дорожного движения ...