Внеурочная деятельность по спортивно - оздоровительному направлению «Юные пожарные»
рабочая программа по обж (2 класс) на тему

Гончарова Насима Муллануровна

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине  детской шалости. Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в образовательном учреждении, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил. В целях повышения безопасности жизнедеятельности обучающихся начального звена разработана  программа по спортивно – оздоровительному курсу «Юные пожарные» для младших школьников 1-4 классов (7-11 лет) и начато апробирование со 2 класса. Пожар для любого из нас - это страшная беда. И в этот момент самый нужный человек на свете - это пожарный. Без пожарной охраны не может существовать ни одно государство, ни один город, ни один населенный пункт. Не допускать возникновение пожаров, встречать любой пожар во всеоружии - обязанность и долг не только пожарных, но и каждого российского гражданина.  Главным  направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. И тогда в деле защиты населения в опасных ситуациях возрастает роль и  ответственность системы образования за подготовку детей по безопасности жизнедеятельности при пожарах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

2 класс

Юные пожарные

Учитель начальных классов

Гончарова Н.М.

Высшая квалификационная категория

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению

«Юные пожарные»

Тема

Дата

Кол-

во

часов

УУД

1

 Сбор отряда. Знакомство. Это должен знать каждый

 1 час

 Личностные УУД:

Развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения

 Познавательные УУД:

 Понятие «пожар», детализировать смысл этого понятия на примерах и на основе просмотра видеофильма

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, что такое пожар; используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии и у родителей.

Коммуникативные УУД :

Формировать собственное мнение, учитывая разные мнения и стремиться к сотрудничеству. 

Развивать чувства единства, сплоченности.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

2

Распределение обязанностей. Девиз. Эмблемы.

1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения

Познавательные УУД:

 Делать       предварительный       отбор       источников       информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, что такое пожар; используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии и у родителей.

Коммуникативные УУД :

Формировать собственное мнение, учитывая разные мнения и стремиться к сотрудничеству. 

Развивать чувства единства, сплоченности.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

3

Пожарный номер 01

1 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к изучению темы. Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Делать       предварительный       отбор       источников       информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, что такое пожар; используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии и у родителей.

Коммуникативные УУД :

Формировать собственное мнение, учитывая разные мнения и стремиться к сотрудничеству. 

Развивать чувства единства, сплоченности.

Формировать недопущение детских игр с огнём.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цель и задачи

4

Экскурсия в природу

1 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к изучению темы. Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Особенности ландшафта, где находится родной поселок

Коммуникативные УУД :

Уметь договариваться, приходить к общему решению

Регулятивные УУД:

Выбирать средства для своего поведения. Принимать и сохранять цель и задачи Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое поведение

5

Значение огня в жизни человека

1 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к изучению темы. Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии и у

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу

5

Пожар и его последствия

1 час

Личностные УУД:

Формировать недопущение детских игр с огнём.

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу

6

Огонь – как друг человека

1 час

Личностные УУД:

Формировать недопущение детских игр с огнём.

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу

7

Огонь – как враг человека

1 час

Личностные УУД:

Формировать недопущение детских игр с огнём.

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу

8

Противопожарный режим в школе. Пути эвакуации в случае пожара. Практическая работа

1 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

 Осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние

9

Тест «Пожар»

1 час

Личностные УУД:

Сохранение мотивации к теме, способность к самооценке

Познавательные УУД:

 Осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Формулировать собственное мнение и позицию. Приходить к общему решению

Регулятивные УУД:

Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия

10

 Разучивание песен на тему ППБ.

 1 час

Личностные УУД:

Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности.

Познавательные УУД:

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Воспитание толерантных отношений.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять  поставленную учителем задачу.

11-13

Разучивание стихов и песен к празднику «Посвящение Юных пожарных»

2 час

Личностные УУД:

Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности.

Познавательные УУД:

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Воспитание толерантных отношений.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять  поставленную учителем задачу.

14

Праздник «Мы юные пожарные»

1 час

Личностные УУД:

Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности.

Познавательные УУД:

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Воспитание толерантных отношений.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять  поставленную учителем задачу.

15

 Причины пожаров. Выпуск листовок.

 1 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние. Научиться оформлять листовки

16

17

 Что такое ожог. Оказание первой помощи при ожогах.

Презентация.

2 час

Личностные УУД:

Формировать недопущение детских игр с огнём.

Познавательные УУД:

 Понятие «Ожог». Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу Научиться оказывать первую помощь при ожогах.

18

Электричество и его опасность. Познавательная игра по карточкам «Электричество и его друзья»

1 час

Личностные УУД:

Формировать недопущение детских игр с огнём.

Познавательные УУД:

 Понятие «электричество». Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу Научиться оказывать первую помощь при ожогах.

Развитие чувства ответственности

19

Знакомство с работой пожарной части.

Экскурсия в пожарную часть.

1 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к профессии пожарных.. Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Особенности работы пожарной охраны

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса – какими качествами должны обладать пожарные. формировать свое мнение, слушать мнение одноклассников

Регулятивные УУД:

Выбирать средства для своего поведения. Принимать и сохранять цель и задачи Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое поведение.

20

 «Как избежать опасности». Презентация

1 час                

Личностные УУД:

Формировать недопущение детских игр с огнём.

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса, формировать свое мнение, слушать мнение одноклассников

Регулятивные УУД:

Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу

21

 Из истории пожарного дела. Игра «Опасные ситуации с огнем». Презентация

1 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к профессии пожарных.. Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Познакомить с историей пожарного дела.

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса – какими качествами должны обладать пожарные. формировать свое мнение, слушать мнение одноклассников

Регулятивные УУД:

Выбирать средства для своего поведения. Принимать и сохранять цель и задачи Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое поведение.

22

 «Огонь – друг, огонь – враг» Конкурс рисунков по ППБ

1 час

Личностные УУД:

Выражают эмоционально-эстетическое соответствие огня доброго и злого.

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь учитывать разные мнения, координировать свои действия, задавать вопросы по существу

Регулятивные УУД:

Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу

23 - 24

Виды кроссвордов по ППБ.

2час

Личностные УУД:

Выражают эмоционально-эстетическое соответствие огня доброго и злого.

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь учитывать разные мнения, координировать свои действия, задавать вопросы по существу

Регулятивные УУД:

Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу

25

 Анкетирование: вопросы по ППБ

1 час

Личностные УУД:

Сохранение мотивации к теме, способность к самооценке

Познавательные УУД:

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Формулировать собственное мнение и позицию. Приходить к общему решению

Регулятивные УУД:

Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия

26

 Статистика. Причины, по которым произошли пожары с гибелью детей по Амурской области.

1 час

Познавательные УУД:

 Познакомить со статистикой по Амурской области. Осмысление причин и последствий пожаров

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса – какими качествами должны обладать пожарные. формировать свое мнение, слушать мнение одноклассников

Регулятивные УУД:

Выбирать средства для своего поведения. Принимать и сохранять цель и задачи Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое поведение.

27

 Работа с раскрасками по ППБ  «Раскрась и запомни».

 1 час

Личностные УУД:

Выражают эмоционально-эстетическое соответствие огня.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь учитывать разные мнения, координировать свои действия, задавать вопросы по существу

Регулятивные УУД:

Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу

28

 Меры предосторожности при использовании телевизора. Беседа «Как обращаться с телевизором»

Инсценировка опасных ситуаций.

 1 час

Личностные УУД:

Выражают эмоционально-эстетическое соответствие огня доброго и злого.

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности. Развитие  чувства единства, сплоченности

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

29 - 31

 Подготовка к совместному родительскому собранию «Кто в ответе за детей?»

 3 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к изучению темы, творческое отношение к созданию сценария

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности. Развитие  чувства единства, сплоченности

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

32

Совместное родительское собрание «Кто в ответе за  детей?». Защита своих проектов.

    1 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к изучению темы, творческое отношение к созданию сценария

Познавательные УУД:

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности. Развитие  чувства единства, сплоченности

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

33

Правила использования электронагревательных приборов.

  1 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к изучению темы, творческое отношение к созданию сценария

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности. Развитие  чувства единства, сплоченности

Регулятивные УУД:

Учить детей проявлять творческие способности.

34

Пожар в высотном доме. Беседа «Если невозможно самостоятельно эвакуироваться…». Инсценировка опасных ситуаций.

    1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы, самостоятельность и личную ответственность

Познавательные УУД:

 Владеть действиями сравнения, анализа, установления аналогий

Коммуникативные УУД :

Слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

35

 Несчастные случаи в отсутствии родителей. Познавательная игра.

1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы, самостоятельность и личную ответственность

Познавательные УУД:

 Владеть действиями сравнения, анализа, установления аналогий

Коммуникативные УУД :

Слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

36

Пожар в квартире

1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы, самостоятельность и личную ответственность

Познавательные УУД:

 Владеть ориентированием в опасных ситуациях.

Коммуникативные УУД :

Слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

37

Пожар на кухне или на балконе

1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы, самостоятельность и личную ответственность

Познавательные УУД:

 Владеть ориентированием в опасных ситуациях.

Коммуникативные УУД :

Слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

38

Пожар в лифте

1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы, самостоятельность и личную ответственность

Познавательные УУД:

 Владеть ориентированием в опасных ситуациях.

Коммуникативные УУД :

Слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

39

Пожар во дворе

1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы, самостоятельность и личную ответственность

Познавательные УУД:

 Владеть ориентированием в опасных ситуациях.

Коммуникативные УУД :

Слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

40

Дым как один из опасных факторов пожара

1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы, самостоятельность и личную ответственность

Познавательные УУД:

 Владеть ориентированием в опасных ситуациях.

Коммуникативные УУД :

Слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

41

Пожар в гараже

1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы, самостоятельность и личную ответственность

Познавательные УУД:

 Владеть ориентированием в опасных ситуациях.

Коммуникативные УУД :

Слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

42

Если горит автомобиль

1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы, самостоятельность и личную ответственность

Познавательные УУД:

 Владеть ориентированием в опасных ситуациях.

Коммуникативные УУД :

Слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

43

Если горит человек

1 час

Личностные УУД:

Развивать мотивы, самостоятельность и личную ответственность

Познавательные УУД:

 Владеть ориентированием в опасных ситуациях.

Коммуникативные УУД :

Слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачи деятельности

44

 Выпуск листовок по ППБ.

1 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние. Научиться оформлять листовки

45-

46

 Знакомство с машинами в пожарной части.

  2 часа

Личностные УУД:

Проявлять интерес к профессии пожарных и пожарным машинам. Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Особенности работы пожарной машины

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса о пожарных машинах, формулировать свое мнение, слушать мнение одноклассников

Регулятивные УУД:

Выбирать средства для своего поведения. Принимать и сохранять цель и задачи Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое поведение.

47-

48

Изготовление макета пожарной машины

2 часа

Личностные УУД:

Проявлять интерес к профессии пожарных и пожарным машинам. Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Особенности работы пожарной машины

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса о пожарных машинах, формулировать свое мнение, слушать мнение одноклассников

Регулятивные УУД:

Выбирать средства для своего поведения. Принимать и сохранять цель и задачи Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое поведение.

49

Технические вопросы профилактики и предупреждения пожаров.

 1 час

Личностные УУД:

Сохранение мотивации к теме, способность к самооценке

Познавательные УУД:

 Осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Формулировать собственное мнение и позицию. Приходить к общему решению

Регулятивные УУД:

Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия

50

Советы по оказанию первой медицинской помощи. Беседа с медсестрой.

  1 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к оказанию первой помощи пострадавшим при пожаре. Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Особенности оказания первой помощи пострадавшим при пожаре

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса, уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Выбирать средства для своего поведения. Принимать и сохранять цель и задачи

51

Газовая плита. Как избежать опасности. Конкурс рисунков.

 1 час

Личностные УУД:

 Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса, уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цель и задачи

52

Правила поведения в лесу. Костер. Горючее. Презентация

 1 час

Личностные УУД:

 Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса, уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цель и задачи

53

 Рисование на тему «Костер в лесу». Меры предосторожности.

2 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние.

54

 Знаки пожарной безопасности, их классификация и предназначение

 1 час

Личностные УУД:

 Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса, уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цель и задачи

55

Творческая мастерская. Составление памятки для детей.

1 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние.

56

Действия при пожаре. Игра «Твои действия при пожаре»

1 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

 Осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние.

57

Игра – соревнование «Остров безопасности» по ППБ.

1 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние.

58

 Викторина по ППБ «Легче, чем пожар тушить, нам его предупредить»

1 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние.

59-60

Подготовка  к конкурсу   стихов по ППБ.

 2 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

 Осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние.

61

Конкурс стихов по ППД

1 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние.

62

Первичные средства пожаротушения

1 час

Личностные УУД:

 Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса, уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цель и задачи

63

Подручные средства пожаротушения

1 час

Личностные УУД:

 Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса, уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цель и задачи

64

Цена ложных вызовов о пожаре

1 час

Личностные УУД:

 Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса, уметь распределять обязанности при работе в группе

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цель и задачи

65

Люди огненной профессии

1 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к профессии пожарных.. Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Особенности работы пожарной охраны

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса – какими качествами должны обладать пожарные. формировать свое мнение, слушать мнение одноклассников

Регулятивные УУД:

Выбирать средства для своего поведения. Принимать и сохранять цель и задачи Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое поведение.

66

Пожарный – профессия смелых. Награды за помощь людям

1 час

Личностные УУД:

Проявлять интерес к профессии пожарных.. Прививать культуру пожаробезопасного поведения у детей.  

Познавательные УУД:

 Особенности работы пожарной охраны

Коммуникативные УУД :

Уметь принимать участие в  обсуждение вопроса – какими качествами должны обладать пожарные. формировать свое мнение, слушать мнение одноклассников

Регулятивные УУД:

Выбирать средства для своего поведения. Принимать и сохранять цель и задачи Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое поведение.

67 - 69

Подготовка проектов

3 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

 Осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние.

70

Защита проектов

1 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние.

71

Пожарная безопасность в школе и дома

1 час

Личностные УУД:

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД :

Уметь распределять обязанности при работе в группе Развивать творческие способности

Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности, анализировать эмоциональное состояние.

72

 Подведение итогов работы за учебный  год.

1 час

Личностные УУД:

Сохранение мотивации к теме, способность к самооценке

Познавательные УУД:

 Осуществлять профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Коммуникативные УУД :

Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия



Предварительный просмотр:

КОНКУРС ПРОГРАММ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Восточненская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района

        

                       

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по спортивно - оздоровительному направлению

«Юные пожарные»

2 класс

2013 – 2014 учебный год

                                                                                   

                                                                   Гончарова Н. М.

 учитель начальных классов

МОБУ «Восточненская СОШ»

                               Тындинского района

высшая квалификационная категория

                             к/т: 8-914-605-47-26


  1. Пояснительная записка

  1. Введение

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине  детской шалости. Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в образовательном учреждении, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

     

В целях повышения безопасности жизнедеятельности обучающихся начального звена разработана  программа по спортивно – оздоровительному курсу «Юные пожарные» для младших школьников 1-4 классов (7-11 лет) и начато апробирование со 2 класса.

 

Пожар для любого из нас - это страшная беда. И в этот момент самый нужный человек на свете - это пожарный. Без пожарной охраны не может существовать ни одно государство, ни один город, ни один населенный пункт. Не допускать возникновение пожаров, встречать любой пожар во всеоружии - обязанность и долг не только пожарных, но и каждого российского гражданина.

     

            Главным  направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. И тогда в деле защиты населения в опасных ситуациях возрастает роль и  ответственность системы образования за подготовку детей по безопасности жизнедеятельности при пожарах. 

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юные пожарные» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры поведения обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юные пожарные» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса. Наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

  1. Цели и задачи внеурочной деятельности

по спортивно - оздоровительному направлению

«Юные пожарные»

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юные пожарные» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности соблюдать правила пожарной безопасности, сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положен личностно-ориентированный подход. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования. Она спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юные пожарные» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:

Цель программы:     Сохранение жизни и здоровья детей, повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности и привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди обучающихся.

Цель конкретизирована следующими задачами:

  • Формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие, как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношение собственного здоровья;
  • Обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
  • Формировать потребности безбоязненно обращаться к взрослым людям при  критических ситуациях;
  • Обучать   выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • Обучать правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • Обучать элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юный пожарный» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОБУ «Восточненская СОШ».

1.3 Межпредметные связи внеурочной деятельности

по спортивно - оздоровительному направлению

«Юные пожарные»

Отличительной особенностью программы внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юный пожарный» является коммуникативно-познавательно-спортивная  основа, общая с курсом физическая культура.

Программа курса обеспечивает целостное изучение правил пожарной безопасности за счет реализации  трех принципов: коммуникативного, познавательного, принцип личностной направленности и творческой активности обучающихся.

Содержание программы        внеурочной деятельности по спортивно -
оздоровительному направлению «Юный пожарный» отражает социальную,
психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация
данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует
предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

1.4  Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

по спортивно - оздоровительному направлению

«Юные пожарные»

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры поведения у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

1.  Формирование:

  • Активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности, представлений о: (факторах, оказывающих влияющих на безопасность жизни человека, рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности: причинах возникновения пожара,; основных компонентах культуры здоровья к здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно действовать в критических ситуациях;

2.  Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживай, своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации):
  • упражнениям по безопасности жизни.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юный пожарный» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОБУ «Восточненская СОТП». что подтверждено текстом далее.

Целью реализации основной образовательной программы начальною общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенции, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление     основ     гражданской     идентичности     и     мировоззрения обучающихся;
  •  формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:   принимать,  сохранять  цели   и   следовать   им   в  учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и  оценку,  взаимодействовать  с педагогом  и   сверстниками   в  учебном процессе;
  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные):
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Юный пожарный» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  •  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь па общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметпыми результатами программы внеурочной деятельности по    оздоровительному    направлению    «Юный     пожарный»    -    является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):  

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятие  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  •  Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учитъ работать по предложенному учителем плану
  • Средством     формирования     этих     действий     служит     технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться    совместно    с    учителем   и   другими    учениками    давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие.  
  • Средством     формирования     этих     действий     служит     технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

                  2.  Познавательные УУД:

  •  Делать       предварительный       отбор       источников       информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии и у родителей.
  • Перерабатывать    полученную    информацию:    делать     выводы     в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания дополнительной литературы, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  •  Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной   и   письменной   речи   (на   уровне   одного   предложения   или небольшого текста).
  •  Слушать и понимать речь других.
  •  Средством     формирования     этих     действий     служит     технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  •  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  •  осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях и выполнение правил пожарной безопасности. 

  Дети успешно прошедшие курс обучения, смогут самостоятельно ориентироваться в экстремальных ситуациях, оказывать первую медицинскую помощь, а также связать свою жизнь в будущем с профессией пожарного, медика или спасателя.

Требовании к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности

по спортивно - оздоровительному направлению

«Юные пожарные»

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Юный пожарный» обучающиеся должны знать;

  • Существование явления "пожар", его опасность и последствия.
  • Источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений.
  • Наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними.  
  •  особенности применения специальных средств пожаротушения;
  • Правила пожарной безопасности в школе
  • Пожарную технику.
  • Правила поведения при возгорании одежды.
  •   Правила оказания первой помощи;
  •  Номер телефона вызова «Скорой помощи»
  • Порядок вызова пожарных по телефону 01.
  • Правила безопасного поведения, когда дома находишься один.

уметь:

  • предвидеть и избегать возможности возникновения пожара;
  • находить выход из ситуаций, связанных с пожаром;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении - обрабатывать раны и накладывать повязки.
  •   находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения безопасной жизни
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях:
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
  • Предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия.
  •  Сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания.
  •  Рисовать пожарную машину.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры поведения у обучающихся развиваются; группы
качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к
вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание
данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к
старшим,        доброта, честность, трудолюбие, бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка и правил пожарной безопасности, любознательность, любовь к
прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Обучаясь 4 года по данной программе, уч-ся должны усвоить все темы и приобрести следующие навыки:

  • Уметь выявлять нарушения элементарных противопожарных правил в школах;
  • Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • Знать способы их применения при тушении пожаров;
  • Осуществлять контроль за соблюдением правил ПБ при проведении праздников;
  • Уметь оказывать первую медицинскую помощь;
  • Преодолевать полосу препятствий.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности

по спортивно - оздоровительному направлению

«Юные пожарные»

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юный пожарный» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. 

Основными видами педагогического контроля являются:

- фиксирование методом наблюдения частоты участия детей в проводимых мероприятиях;

- анкетирование;

- тестирование два раза в год;

- разыгрывание ситуаций;

- деловые игры;

- оценка деятельности учащихся.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов в «портфолио».

 В нём собирается накопительная база: различные жетоны за участие в мероприятиях, грамоты, благодарности, фотографии, анкеты, тесты, творческие работы.  

        Данная программа позволит выработать у детей навыки пожаробезопасного обращения с огнем, учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также  будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности

по спортивно - оздоровительному направлению «Юные пожарные»:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению  «Юные пожарные» предназначена для обучающихся 2 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом.

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юные пожарные» состоит из четырёх частей:  

  • 1 класс «Первые шаги к правилам пожарной безопасности» Первичное ознакомление с понятиями: пожар, безопасность. правила пожарной безопасности, формирование потребности в выполнение этих правил, ознакомление с правилами поведения и оказания первичной помощи.
  • 2 класс «Если хочешь быть здоров».  Программа второго года обучения предусматривает усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся.  Работа на новом этапе должна базироваться на  имеющемся уже опыте, на поиске новых форм вовлечения детей в дело борьбы с пожарами, новых методов воспитательной работы с детьми. Предупреждение пожаров и борьбы с ними немыслимы  без хорошо организованной пропаганды.
  • 3 класс «По дорожкам правил пожарной безопасности»: Программа третьего года обучения усложняется т. к. учащимся предстоит в течение года закрепить уже имеющиеся знания и передать свои знания, умения и навыки учащимся младших классов и детям из ДОУ. ЮП ждёт большая пропагандистская и агитационная оргмассовая работа и продолжается работа с ИКТ. На третьем году обучения появляется работа с ИКТ, дети выполняют рисунки на ноутбуке. Это позволяет привлечь к вопросам ПБ внимание детской аудитории.
  • 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое поведение и здоровье; профилактика вредных привычек; пропагандистская и агитационная работа и работа с ИКТ.

Программы внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юные пожарные» предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Формы проведения занятия

и виды деятельности

формы проведения занятия

и виды деятельности

тематика

игры

«Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим»

«Я б в спасатели пошел»

«Остров здоровья»

 «Быть пожарным нелегко»

«Робот – пожарный»

беседы

Как можно предупредить пожар?

Полезные и вредные привычки

Правила при возникновении пожара

 Петарды – еще не война, но уже –  не игрушка.

Огонь – друг, огонь - враг

Дисциплина – главное

Мой внешний вид – залог здоровья

 Помощники пожарных

тесты и анкетирование

 Чему мы научились за полгода. Тест «Пожар»

Чему мы научились и чего достигли «Что мы знаем о правилах пожарной безопаности»

«Что я зная о пожарном»

«Мои отношения к одноклассникам»  

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

круглые столы

«Правила жизни» Мир моих увлечений

школьные конференции

Береги себя

просмотр тематических видеофильмов и презентаций

«Как сохранить лес от пожара»

 «Человек и природа»

«Клещевой энцефалит»

«Береги себя»

«Транспорт»

экскурсии

 «Мы  -друзья леса»

«Отчего происходят пожары?»

«Природа – источник здоровья»

«Сбережем поселок от пожара»

дни здоровья

 «Хочу остаться здоровым»

. «За здоровый образ жизни»

конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок

В здоровом теле здоровый дух

«Тили - бом»

Выставка рисунков «Какие чувства вызвал пожар в лесу»

 «Мы за здоровый образ жизни»

«Нет курению!»

 Выпуск плакатов «День здоровья»

решение ситуационных задач

Вызов пожарных по телефону.

Что делать в случае пожара в квартире

Что делать в случае пожара в школе

Что делать если загорелась одежда

театрализованные представления, кукольный театр

С Маршак «Ищут пожарные..»

Праздник «Мы юные пожарные» (посвящение)

Праздник «Огонь – друг или враг?»

Спектакль «Спеши делать добро»

Разучивание песен «Пожарные», «Огненный зверь»

участие в неделе Здоровья

«Разговор о правилах безопасности»

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Юные пожарные» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию правил пожарной безопасности жизни обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Учебно-тематический план.

(1-й год обучения)

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

 ЮП: цели, задачи, знакомство с положением. Планирование работы.

4

2

2

2

Что такое огонь? Тайны огня. Огонь- друг, огонь - враг.

2

2

3

С огнем не шути.

2

1

1

4

 Отчего происходят пожары?

2

1

1

5

Единая служба спасения 01

4

4

6

 Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

4

2

2

7

Пропаганда и массово–разъяснительная работа перед Новогодними праздниками.

 

       6

2

4

8

Творчество на противопожарную тематику.

4

4

9

Пожарная техника.

4

2

2

10

Пожарные старты.

4

4

11

 Один дома.

2

2

12

 Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.

2

2

13

Дым над лесом.

14

4

10

14

 Главное - самообладание.

16

8

8

15

Декадник обучения мерам пожарной безопасности.

2

2

                                         Итого:

72

26

46

Содержание курса

Тема 1. ЮП: цели, задачи, знакомство с положением. Планирование работы.

Вводное занятие. Общие положения о ЮП, основные направления работы, структура и организация тех. обеспечения ЮП.

Практические занятия: Планирование работы отряда на учебный год. Знакомство с оборудованием кабинета, просмотр видеофильмов о работе ЮП

Тема 2. Что такое огонь? Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг.

 Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности.

Опустошительная сила атомного огня.  

 Практические занятия:  Конкурс рисунков «Огонь- друг и враг человека».

Тема 3. С огнем не шути.

Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.

Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая плита.

Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования огнетушителей.

Тема 4. Отчего происходят пожары.

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Основные причины пожаров. Данные по пожарам за последние три года. Рассказы о некоторых характерных пожарах.

 Практические занятия:  оформление стенда «Причины пожара».

Тема 5. Единая служба спасения 01

Бедствия от огненных стихий. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных.

Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Телефон 01.

Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества.

Экскурсии в пожарную часть.

 Практические занятия:  Экскурсия в пожарную часть.

Тема 6. Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

 Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначения путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

 Практические занятия:  Проверка состояния средств пожаротушения в  образовательном учреждении. Посещение мероприятия в культурно-зрелищном учреждении.

Тема 7. Пропаганда и массово-разъяснительная работа перед Новогодними праздниками.

Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками.

 Практические занятия:   Подготовка и проведение пятиминуток  на противопожарную тематику «Каникулы без пожара», выпуск стенгазеты «Безопасная ёлка»

 Тема 8. Творчество на противопожарную тематику.

  Практические занятия:   Выполнение творческой работы (в произвольной форме: декоративно-прикладное, изобразительное)  на противопожарную тему для закрепления приобретённых  знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия учащимися материала. Работа по выпуску боевых листков, стенгазет, подбор материала к уголку юного пожарного.

Тема 9. Пожарная техника.

Пожарные автомобили. Их классификация. Виды и назначение основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей. Порядок использования автомобилей на пожаре. Воздушный транспорт – помощник пожарных.

Практические занятия: Техническое моделирование пожарных машин из различных материалов.

Тема 10. Пожарные старты.

 Практические занятия:  

Проведение  «пожарных» стартов в ЮП и в других классах.

Тема 11. Один дома.

 Правила  безопасного поведения детей дома.

Тема 12. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.

Общая характеристика ожогов. Понятия «ожоговый шок». Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.

Тема 13. Дым над лесом.

Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу.

Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.

Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.

Лесные пожары в Амурской области и п.Восточном 2011. 2012. 2013 гг.

Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.

Тема 14. Главное - самообладание.

Практические занятия по эвакуации.

Пожарный – профессия смелых.

Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. План эвакуации людей в случае возникновения пожара.

Знакомство со знаками пожарной безопасности.

Тема 15. Декадник обучения мерам пожарной безопасности

Подготовка и защита проектов

Учебно-методическое и материальное обеспечение.

  1. Кабинет для проведения занятий с ЮП.
  2. Положение о ЮП.
  3. Стенды по правилам пожарной безопасности.
  4. Методические материалы по правилам пожарной безопасности (статьи, информационные письма, листовки и т.д.)
  5. ТСО: телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, проектор,  компьютер.
  6. Сценарии проведения воспитательных мероприятий.
  7. Наглядные пособия:

- комплект плакатов по пожарной безопасности;

- учебные видеофильмы.

     8.Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие._М: Айрис- пресс, 2006

    10. Рабочая тетрадь ОБЖ. Москва. «Вентана-Граф».2000

    11.Сборник сценариев театрализованных представлений и агитбригад юных пожарных «Сумеем огонь обезвредить». Екатеринбург, 2007

Учебные пособия:

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): солнце, вода, аптечка, и др.;
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Первая помощь при пожаре», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Безопасность жизни», «Лесные пожары»; схемы:, памятки для родителей, памятки для детей и др.;
  • измерительные приборы: весы, часы и их модели.
  1. Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

Литература:

  1. Комова М., Прытков Г. В целях профилактики пожаров. Материал для проведения занятий. Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2003. -  № 11
  2. Пиль А. Пожарные. – М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001 (Все обо всем)
  3. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности, для дошкольников. / И.В. Кононова. – М.: Айрис-пресс, 2006.М.
  4. Дубровская Е.Н. Огонь – он и друг, он и враг. Сборник игр и сценариев по профилактике пожарной безопасности. – Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодёжи», 2004.
  5. Сборник сценариев театрализованных представлений и агитбригад юных пожарных «Сумеем огонь обезвредить!», Под редакцией Кудрявцева А.Н. Екатеринбург 2007.
  6. Казаков В.И. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях. Екатеринбург 2006.
  7. Правила. Инструкции. Нормы пожарной безопасности РФ: сб. нормат. док., действующих в обл. пожарной безопасности (с изм. От 13 мая 2007 года). – 9-е изд. -  Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,  2007.
  8. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В Павлова., Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. -  Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М: 2008.
  10. Фёдорова Т. Чтоб не ссориться с огнём. Калан 2007.
  11. Кривицкая А. М. У кого на кухне газ. – Издательство: «Калан» 2006.
  12. Сибирев В.П. 01 – пароль отважных. - Издательство: ООО « Калан-Форт»,  2005.
  13. Противопожарная защита объектов с массовым пребыванием людей. Екатеринбург 2004.
  14. Ковалёва Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалёва – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
  15. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  16. Методические материалы по обучению детей правилам пожарной безопасности / сост. Е.П. Малышева, Т.А. Клепинина, И.Н. Громовая, Н.П. Зайцева. – Санкт-Петербург, 2000.
  17. Сборник методических разработок для проведения профилактической работы по противопожарной безопасности с учащимися младшего школьного возраста. – Каменск-Уральский, 2003.

Список сайтов, рекомендуемых для посещения:

Сайт по пожарной безопасности

http://www.vniipo.ru/

“Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны"

http://www.sec4all.net/stat-all.html

сайт по безопасности

http://www.0-1.ru/

справочник пожарного

http://www.mchsrb.ru/fire/common.shtml

сайт МЧС

http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml

сайт «Пожарный»

http://www.fireman.ru/myzei/istor1/istor.htm 

история пожарной охраны

http://www.fireman.ru/myzei/memor/s-p/memo.htm

книга памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга в мирное время

http://www.fireman.ru/myzei/myz-tex.htm

музей пожарной техники и средств пожаротушения

http://www.mchsrb.ru/fire/recomend.shtml

рекомендации по пожарной безопасности

http://www.fireman.ru/bd/ppb/1p10.htm

действия при пожаре

http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml

пример пожарной статистики

http://antenna.com.ua/stat/arh_2000/34_9.htm

пример происшествия в школе…  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружок «Здоровейка»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»

Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению спортивный час "Юный спортсмен" для учащихся 1-4 классов (учитель физической культуры Соловьева Елена Владимировна).

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному  направлению (спортивный час «Юный спортсмен»)  для учащихся 1-4  классов разработана  на основе Комплексной...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Юный шахматист»

Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно...