Программа дополнительного образования "Азбука пешехода"
рабочая программа по обж (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Парамонова Надежда Константиновна

Данная программа предназначена для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

Рассмотрено    на    заседании                                                            педагогического   совета                                                                        

 Протокол № 1                                                                                                    «30» августа 2016г.

Утверждаю

директор МБОУ Сосновской СОШ № 2                                                ___________ \Л.В. Платицына\

приказ № 279 от «01» сентября 2016г

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа

 «Азбука пешехода»

социально-педагогической направленности

для обучающихся младшего школьного возраста,

срок реализации 4 года

                                                            Составитель:

                                                           Парамонова Надежда Константиновна

                                                          Должность: учитель начальных классов

                                                                         

р.п. Сосновка 2016г.

  ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

2. Полное название программы

«Азбука пешехода»

3. Сведения об авторе:

3.1. Ф.И.О., должность

Парамонова Надежда Константиновна

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

-Федеральный  закон  от  29  декабря  2012  года  №273-ФЗ  «Об  образовании  в  РФ»;

-Конвенция о правах ребенка;

-Концепция  развития дополнительного образования детей до 2020года;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

 от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14  

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

 режима работы образовательных организаций»

-Устав и другие локальные акты ОУ

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Социально-педагогическая

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

Общеразвивающая

4.6. Возраст обучающихся по программе

7-10 лет

4.7. Продолжительность обучения

4 года

5. Рецензенты и авторы отзывов:

Шепелёв  Алексей Сергеевич

Пояснительная записка

                    Актуальность и  практическая значимость:

  Программа дополнительного образования «Азбука пешехода» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ; Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. 

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

     Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

     Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети.  Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

        Программа «Азбука пешехода» является модифицированной программой. За ее основу взята программа учителя начальных классов                                     МОУ СОШ с УИОП пгт Нагорска Пономаревой Татьяны Валерьевны.

      Цель: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Отличительные особенности программы от ранее существующих.

В результате освоения программы дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках дополнительного образования и внеурочной образовательной деятельности.

   

 Задачи:

развивающие:

-привитие умения пользоваться общественным транспортом;

-формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

-развитие культуры безопасного поведения на дорогах

обучающие:

-сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

-обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

-ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

-обучить правилам пользования общественным транспортом

воспитательные:

-воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

-воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения

-привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах

-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации.

Организационные условия реализации программы:

   Рассчитана на 4 года обучения. Количество часов отведенное на реализацию программы «Азбука пешехода», составляет 288 часов, по 72 часа в год, по 2 часа в неделю.

Работа объединения направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Обучающиеся овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Занятия по программе проводятся в учебном кабинете, во внеурочное время, согласно расписанию.

Принципы  программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Формы, методы, технологии реализации программы:

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала. 

Формы и методы контроля:

-организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

-проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

-организация игр-тренингов;

-анализ результатов деятельности.

Технологии:

-уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-моделирующая деятельность;

-поисковая деятельность;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии

Условия реализации программы:

      Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх
  • экскурсии
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • выпуск стенгазет
  • разработка проектов по ПДД
  • встреча с работниками ГИБДД
  • просмотр видеофильмов

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Оценка  планируемых результатов освоения программы:

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях и обязательным созданием циклограммы.

Участие в разноуровневых мероприятиях является важным итоговым этапом занятий

Данные мероприятия могут быть:

  • школьными - проводится непосредственно внутри ОУ;
  • муниципальными  - проводятся на уровне своего района;
  • региональные (областные) – проводятся на уровне региона;
  • всероссийские, международные – проводятся как в очной, так и в заочной форме в виде дистанционного участия обучающихся.                                              

Формы контроля для оценки планируемых результатов освоения  программы:

  1. устный опрос
  2. конкурс рисунков
  3. викторины
  4. загадки
  5. тесты
  6. конкурс знатока дорожных знаков
  7. экскурсии
  8. мини-сочинения
  9. эссе на выбранную тему
  10. акция «письмо водителю»
  11. плакаты
  12. мини-схема дороги

 Циклограмма является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы

Первый год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;   

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Второй год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Третий год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Четвёртый год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

−−  выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

  Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебно-тематический план программы   «Азбука пешехода»

Номер

раздела

Название разделов

Количество часов

всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

67ч.-теор; 221ч.-пр.

теор

прак

теор

прак

теор

прак

теор

прак

I.

Введение: правила техники безопасности

4

1

1

1

1

II.

Ориентировка в окружающем мире.

122

11

23

10

38

4

16

4

18

III.

Ты – пешеход.

109

3

19

3

9

11

31

6

28

IV.

Ты – пассажир.

53

4

11

3

8

2

7

3

12

итого

288

72

72

72

72

Тематический план занятий по программе «Азбука пешехода»

1 год обучения.     (2 часa в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I.

Введение: правила техники безопасности – 1 час

1

1

II.

Ориентировка в окружающем мире – 34 часа

1.

Форма предметов окружающего мира.

2

2

2.

Цвет предметов окружающего мира.

2

2

3.

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира.

3

2

1

4.

Форма и цвет знаков дорожного движения.

5

1

4

5.

Цвет и форма запрещающих знаков.

5

1

4

6.

«Мы идем по улице» экскурсия.

2

2

7.

Адрес местожительства. Дорога от дома до школы.

4

1

3

8.

«Моя безопасная дорога от дома до школы» практикум.

2

2

9.

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

4

1

3

10.

Транспортное средство. Участники дорожного движения.

4

1

3

11.

Игра «Дорожный калейдоскоп».

1

1

III.

Ты – пешеход – 22 часа

1.

Дорога. Тротуар. Виды движения. Составление памятки.

6

1

5

2.

 «Места, предназначенные для  движения пешеходов» прогулка.

2

2

3.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги

4

1

3

4.

Проектная работа «День дорожного знака»

3

3

5.

Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода

2

2

6.

Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

2

1

1

7.

Творческая работа. Изготовление макета светофора

2

2

8.

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

1

1

IV.

Ты – пассажир – 15 часов

1.

Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров.

5

2

3

2.

Игра «Какой ты пассажир?»

2

1

1

3.

Экскурсия по поселку.

3

3

4.

Тест «Знаешь ли ты правила ДД»

1

1

5.

Обобщающее занятие

2

2

6.

Викторина «Знаток ПДД».

2

1

1

ИТОГО: 72 часа

Тематический план занятий по программе «Азбука пешехода»

2 год обучения.     (2 часa в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I.

Введение: правила техники безопасности – 1 час

1

1

II.

Ориентировка в окружающем мире –  48 часов

1.

Повторение правил ДД по материалам 1 класса

1

1

2.

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений.

6

1

5

3.

Скорость движения объекта. Особенности пространственного положения предмета при разной скорости движения.

6

1

5

4.

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

3

1

2

5.

Транспорт личный и общественный Механические транспортные средства. Гужевой транспорт.

6

2

4

6.

Сочинение «Автомобиль – друг или враг?»

2

2

7.

Населенный пункт. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

4

2

2

8.

Творческая работа «Улицы моего поселка»

3

3

9.

Дорога. Состояние дороги. Время перехода дороги

4

1

3

10.

Причины возникновения опасностей на дороге. Пешеходы и водители

6

1

5

11.

Целевая прогулка «Правила юного пешехода»

2

2

12.

Безопасные маршруты движения

Интенсивное движение. Блиц-опрос

4

4

13.

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

1

1

III.

Ты – пешеход – 12 часов

1.

Знаки дорожного движения для пешеходов

3

1

2

2.

Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам.

Рисуем дорожные знаки.

5

1

4

3.

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

1

1

4.

Автобусные, трамвайные, троллейбусные остановки. Правила поведения на остановке транспортного средства.

2

1

1

5.

Целевая прогулка «Остановки транспортного средства».

1

1

IV.

Ты – пассажир – 11 часов

1.

Пассажиром быть не просто (автомобиль)

5

2

3

2.

Проектная работа «Безопасность на дорогах»

2

1

1

3.

Тест «Какой ты пассажир?»

3

3

4.

Игра «Веселый перекресток»

1

1

ИТОГО: 72 часа

Тематический план занятий по программе «Азбука пешехода»

3 год обучения.     (2 часa в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I.

Введение: правила техники безопасности – 1 час

1

1

II.

Ориентировка в окружающем мире –  20 часов

1.

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа

5

1

4

2.

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость

5

1

4

3.

Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит

4

1

3

4.

Сигналы транспортного средства. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.

4

1

3

5.

Встреча с инспектором ГИБДД

1

1

6.

Игра «Аукцион знаний»

1

1

III.

Ты – пешеход – 42 часа

1.

Особенности дорог в городе и в сельской местности

4

2

2

2.

Части дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги

5

1

4

3.

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.

3

2

1

4.

Перекресток и его виды

3

1

2

5.

Целевая прогулка «Регулируемые  перекрёстки»

1

1

6.

Проектная работа «Виды перекрёстков»

3

3

7.

Регулируемый перекресток.

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.

4

1

3

8.

Викторина «В гостях у Светофорчика»

1

1

9.

Регулировщик, значение сигналов регулировщика. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика.

5

1

4

10.

Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».

4

4

11.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги

2

1

1

12.

Правила движения в темное время суток

2

1

1

13.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения

2

2

14.

Запрещающие и предписывающие знаки

2

1

1

15.

Праздник «Дорожный переполох»

1

1

IV.

Ты – пассажир – 9 часов

1.

Способы выхода из транспортного средства на проезжую часть.

4

2

2

2.

Экскурсия в ГИБДД

2

2

3.

Тест «Дорожная азбука»

1

1

4.

Обобщающее занятие

2

2

ИТОГО: 72 часа

Тематический план занятий по программе «Азбука пешехода»

4 год обучения.     (2 часa в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I.

Введение: правила техники безопасности – 1 час

1

1

II.

Ориентировка в окружающем мире –  22 часа

1.

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта

4

2

2

2.

Вид, отличительные и опознавательные знаки транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт.

5

1

4

3.

Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения.

4

1

3

4.

Творческая работа «Мой друг велосипед»

2

2

5.

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

3

3

6.

Проект «Транспорт будущего».

4

4

III.

Ты – пешеход – 34 часа

1.

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний).

4

1

3

2.

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн.

3

1

2

3.

Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

3

3

4.

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний

3

3

5.

Информационные знаки

3

3

6.

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

2

2

7.

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

1

8.

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

2

1

1

9.

Особенности светофоров на железнодорожных переездах. Меры безопасности на железной дороге

4

1

3

10.

КВН «Азбука безопасности»

1

1

11.

Нерегулируемые участки дороги.

Целевая прогулка.

2

1

1

12.

Дорожные опасности. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях

3

1

2

13.

Разработка памяток для водителей

«Тише едешь, дальше будешь»

2

2

14.

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

1

1

IV.

Ты – пассажир – 15 часов

1.

Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле с бортами.

2

1

1

2.

Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в поселке.

3

1

2

3.

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

2

2

4.

«Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП»

4

1

3

5.

Викторина «У дорожных правил каникул нет».

1

1

6.

Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

3

3

ИТОГО: 72 часа

Содержание программы

1 год обучения

Введение . Инструктаж по ТБ (1 ч.)

Ориентировка в окружающем мире (34 ч.)

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход (22 ч.)

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир (15 ч.)

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

2 год обучения.

Введение. Инструктаж по ТБ. (1 ч.)

Ориентировка в окружающем мире (48 ч.)

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,

объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,

поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход (12 ч.)

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир (11 ч.)

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

3 год обучения.

Ориентировка в окружающем мире (20 ч.)

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход (42 ч.)

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир (9 ч.)

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

4 год обучения.

Введение. Инструктаж по ТБ. (1 ч.)

Ориентировка в окружающем мире (22 ч.)

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход (34 ч.)

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир (15 ч.)

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Материально – техническое обеспечение программы.

Оборудование:

- учебные столы;

-доска (с возможностью магнитного крепления);

Технические средства обучения:

- компьютер;

-экран;    

-мультимедийный проектор;

-раздаточный и наглядный материал        

Список литературы для педагога.

1.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)

2.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.

3.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.

4.Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.

5.«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.

6.«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

7.Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.

8.Дорожная азбука.- М., 1974.

9.Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.

10.Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.

11.Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.

12.«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.

13.Энциклопедия «Все обо всем».

14Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

15.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

16.Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.

17.Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

18.Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».

19.Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».

20.Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».

21.Газета «Начальная школа» 2005г. №23. Ребусы.

22. autokorolev.lact.rue…pravil-dorozhnogo-dvizhen

23. festival.1september.ruУтренник-викторина ПДД

24. prodlenka.org…znai-pravila…dvizheniia…nachalnoi…

Список литературы для обучающихся.

1.        Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов.Москва. “Просвещение”,2009 г.

2.        Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.

3.        Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.

4.        Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.

5.        Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.

6.        Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.

7.        Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.

8.        “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа объединения "Юный пешеход"

Рабочая программа объединения "Юный пешеход". Срок реализации - 1 год. Возраст детей - 9-10 лет....

Рабочая программа кружка «Я-пешеход и пассажир» (Социальное направление)

Рабочая программа кружка «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с учащимися 3-4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования вт...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...