«Осуществление инновационных подходов в развитии «творческой среды» для формирования устойчивых навыков и стереотипов безопасного поведения на дороге»
статья по обж на тему

Описание опыта работы по направлению - профилактика БДД в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon БДД66 КБ

Предварительный просмотр:

«Осуществление инновационных подходов в развитии «творческой среды» для формирования устойчивых навыков и стереотипов безопасного поведения на дороге»

“Дайте мне опору, и я переверну землю!”. Кто-то может сказать, что Архимед не собирался переворачивать Землю, и что его знаменитая фраза иллюстрировала лишь возможности. На самом деле он предложил одно из самых глобальных новшеств в истории человечества. Новшество заключалось в возможности изменить все, даже основы мироздания…

Инновационная деятельность в наше время является как раз тем самым рычагом развития образовательных учреждений. Сейчас возрос массовый характер применения нового и в системе внеклассного воспитания и обучения, а также дополнительного образования. Это новый тип образовательного учреждения (в данном случае на базе СОШ), имеющего свою специфику, цель и задачи в едином образовательном пространстве.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что таким учреждениям принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает их роль в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

Одним из направлений деятельности, по которому целенаправленно должна организовываться работа в образовательных учреждениях, является подготовка детей к безопасному поведению на дорогах.

Мир ребенка... Это особый, ни с чем не сравнимый, удивительный и неповторимый мир. И как же бывает страшно и горько, когда в этот прекрасный мир безжалостно вторгается несчастье. Как бывает обидно, если мы понимаем, что не смогли предотвратить беду, сделать дорогу детства безопасной.

Когда-то Леонардо да Винчи сказал: «Жизнь есть дар, великий дар, и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает». Замечательное высказывание о той ответственности, которую должен нести каждый человек за свою жизнь. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях.

О том, что правила дорожного движения необходимы каждому, знают все. Вот только не все их изучают и, самое главное, выполняют.  Примеров тому множество. По данным ..ого ГИБДД, чаще всего под колеса транспорта попадают школьники от 8 до 11 лет – это 50%. Из них же большее количество случаев со смертельным исходом. Если смотреть распределение по месяцам года, то пик приходится на теплые месяцы, когда заканчивается и начинается учебный год, а также каникулярное время, когда детям мало кто напоминает об осторожности на дорогах. Самый «аварийные» дни недели – среда и четверг, в те дни, когда школьная нагрузка достигает пика – среда, и в тот день, когда она должна быть минимальна. По часам суток наибольшее количество происшествий приходится на период с 7 - 9 и с 14 – 16 часов, когда начинается и заканчивается учеба в школе, и ребята находятся во дворе или на улицах. Велико число несчастий с детьми – велосипедистами, особенно, с девочками.

Все эти статистические выкладки, производимые Поронайским ГИБДД, -  не профессиональная тайна: о них обязаны знать все, кому жизнь детей не безразлична.

В постоянно меняющихся условиях современного учебного воспитательного процесса   от педагога требуется постоянная выработка и воплощение оптимальных нестандартных педагогических решений. Тем самым, каждый для себя, вырабатывает и апробирует на детях свою «творческую среду». Эта среда включает в себя используемые принципы, формы, методы и приемы, которые педагог умело, сочетает и эффективно применяет в разных педагогических условиях обучения и воспитания.

Таким образом, ведущая педагогическая идея накопленного опыта основывалась на личном опыте работы и изучения ряда разработанных методик и программ. А также использовалась и дополнительная литература, которая способствовала расширению содержания предмета, давала возможность применять разнообразные методы и приемы в преподавании предмета.

Педагогическая система работы представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов и действий. В ее основе лежит идея педагогики сотрудничества в «творческой среде» обучения.

Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Очевидная задача — помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Учитывая обозначенную тенденцию, в своей должности учителя, классного руководителя, педагога, мною была организовала следующая система работы.

Что касается принципов, методов и форм преподавания ПДД, они должны развивали навыки самостоятельного, проблемного и творческого обучения, это обусловлено спецификой предмета.

Данная дидактическая система включает следующие основные направления деятельности.

Основными возможностями данной системы в реализации целей обучения, воспитания и развития является:

  • Познавательная активность, где проявляется личность ребенка с его отношением к содержанию, характеру деятельности.
  • Создаются максимально благоприятные условия для личностной реализации каждым учеником своих возможностей. Где меняется позиция школьника: от прилежного исполнителя к активному творцу.
  • Изучение ПДД предполагает интеграцию предмета с другими науками и областями человеческой деятельности, что служит хорошей мотивационной базой учения ребят, способствует формированию познавательного интереса.
  • Интересным моментом интеграции служат и бинарные тематические уроки в начальной школе, т.е. интеграция наоборот, когда курс ПДД проникает в основные учебные предметы. Ведь в начальной школе закладывается тот образовательный базис, на который в течение всей жизни опирается человек в своем умении обеспечить безопасность себе и другим.

Практическая необходимость и жизненная значимость предмета состоит в том, что он является предметом прямого действия, и от того, как он преподается, реально зависят жизнь и здоровье каждого ребенка.

Где существуют приоритетные задачи по изучению ПДД.

А цель реализуется, основываясь на ведущие принципы обучения, через методы и приемы, используя различные учебные средства, формы обучения и организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД). Что и составляет «Творческую среду» обучения.

Совершенно очевидно, что без изучения правил и практического обучения навыкам поведения невозможно добиться основных целей в обучении и воспитании детей БДД.  При этом существуют важные условия подготовки детей, к их безопасному участию в ДД.

Дополнительными условиями достижения целей и задач, развития и воспитания считаю:

  1. расширение использования возможностей современных компьютерных технологий в разных структурных элементах «творческой среды» обучения;
  2. повышение уровня оснащенности кабинета ПДД и автогородка, позволяющих на практике осваивать полученные знания;
  3. расширение сотрудничества между детьми и сотрудниками ГИБДД.

Учитывая цели, я опиралась на принципы приобщении ребёнка к безопасному поведению на дороге, а также на принципы традиционного и развивающего обучения.

Обучая детей ПДД, необходимо использовать все доступные методы работы: методы обучения и развития. Более подробно о некоторых из них.

  1. Это компьютерные игровые программы – как новый вид развивающего обучения. В них «игровая мотивация» естественным образом переходит в учебную.
  2. Для детей, овладевших первичными навыками работы на ПК применение компьютерных тренировочных тестов по ПДД, позволяющих скучные проверки знаний превратить в игру «Сдай экзамены в ГАИ!».
  3. Важную роль в развитии познавательной активности младших школьников играют упражнения в устном и письменном сочинении.  В сочинении ученик излагает свои собственные мысли, появившиеся у него в результате его жизненного опыта, наблюдений, приобретенных знаний, где он выражает свои мысли, чувства, переживания.
  4. Другой вид методов, используемых при изучении ПДД, служит эвристическая беседа. Когда при первом «знакомстве» детей, с каким - либо понятием или явлением, мы опираемся на опыт детей в повседневной жизни, постепенно выстраивая цепочку шагов к тому или иному явлению, которое должно быть, освоено на уроке, занятии.
  5. Деятельность, выбранная самим ребенком, выполняется с большим увлечением и отдачей. Такова главная идея проектной деятельности. Этот метод обучения предполагает использование окружающей среды как лаборатории.

В организации деятельности необходимо использовать целый комплекс оптимальных приемов, которые способствовали бы включению каждого ребенка в активную учебную и воспитательную деятельность на уровне его потенциальных возможностей, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника.

Для достижения поставленных целей на уроках и во внеурочной деятельности используем и различные средства обучения и воспитания. При этом выбор необходимых средств обучения осуществляется с учетом доступности, наглядности, систематичности и последовательности.  

Прежде всего, это традиционные средства, но при этом я ввожу дополнительные , которые способствуют более успешному усвоению необходимого материала, возможности рефлексии детей на то, что мы делаем.

А также используются разработанные компьютерные минипрограммы в виде презентаций.  Их применение на уроках, занятиях способствует развитию познавательных интересов учеников.      

Очень удобно и интересно использование он-лайн видеоуроков и игр-онлайн по изученным темам Правил дорожного движения в качестве закрепления материала или при изучении нового.

ПК также использовался как средство для оформления результатов проектной деятельности.

Успешность учебного процесса зависит не только от выбранных учителем методов и приемов обучения, но и от формы организации учебно–познавательной деятельности учащихся.

Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность и активность детей, вовлечь их в образовательный процесс в качестве его субъекта.

Особенно увлекательными бывают уроки, занятия с использованием элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Интересные задачи, разрешение противоречивых нестандартных ситуаций делают занятия творческими.

О практической значимости для младших школьников знаний по БДД и позитивном отношении к изучению ПДД говорят следующие результаты, а также результаты рефлексии, в которой ребята отмечают, что овладели практическими знаниями оказания первой медпомощи, применяли полученные знания в опасных ситуациях, что узнают много нового, полезного и интересного на занятиях, экскурсиях, летней профильной смене. Очень привлекают детей встречи с работниками ГИБДД, многие из ребят уже сделали выбор будущей профессии, связанной с дорогой или безопасностью дорожного движения.

Результатами тесного творческого сотрудничества (педагог – ребенок) стали:

  1. Прежде всего, высокие качественные показатели знаний по ПДД.
  2. А данные диаграмм показывают динамику качественных изменений, наблюдающиеся в этих детских коллективах   по результатам проведенных контрольных срезов в начале и конце учебно – воспитательных периодов (учебный год, лагерная смена).
  3. А также показатели уровня познавательной активности ребят, изучавших ПДД.
  4. Проводилась и диагностика изучения мотивационной сферы воспитанников и обучающихся.

Диагностика «Рамочка для фотографии»

Позволила определить предметы, которые стали значимыми для ребенка и, которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.

 Диагностика «Настроение»

Ребенку предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета.

 Диагностика «Ранжирование»

Учащимся предлагается расставить по степени значимости для себя учебные дисциплины, которые изучаются, и объяснить учебный приоритет одним – двумя словами.

 «Анкетирование»

Анкетирование дает возможность выявить степень влияния знания ПДД на личность, позицию ребят по отношению к изучаемому предмету, а также степень его значимости в их жизни.

  1. Смайлотерапия, позволяет определить настрой, отношение к тому, что они делали в течение дня. А показатели говорят сами за себя.
  2. А также наблюдался устойчивый высокий интерес учащихся к ПДД, что выражается их участием в различных мероприятиях по данной тематике.

Предлагаемая структура, педагогическая система работы, направленная на формирование устойчивых навыков и стереотипов безопасного поведения на дороге в «Творческой среде» обучения и воспитания, с ее методами, средствами и приемами обучения ПДД, позволяет наиболее глубоко воздействовать на каждого ребенка, а также обстоятельно рассмотреть изучаемый материал во всем его многообразии. Это стимулирует интерес и любознательность детей, повышает их познавательную активность, что способствует развитию и саморазвитию их личности.
А самый главный результат моей работы –спасенная жизнь хотя бы одного ребенка, его улыбка и радостный смех. А это - самое главное!

Инновации — характерный признак истинно современного образовательного учреждения. Но за любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Поэтому самым важным для продолжения такой деятельности, является создание условий для педагогического творчества и адаптации этих новшеств к уже имеющимся условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».

Выступление на тему: «Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».        Считаю, что обучение правилам дорожного движения следу...

Авторская целевая воспитательная программа «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах»

Основной идеей программы является реализация положений Государственной политики  в области образования направленных на воспитание культуры личной  безопасности. Формирование знаний и н...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности,  необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья....

Методическая разработка родительского собрания на тему «Способы формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге с помощью семьи».

Этот материал поможет родителям лучше понимать своих детей, сделать их поведение на дороге безопаснее.  ...

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей начальных классов с ОВЗ

информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ГПД...

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!». Конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Осторожность, дисциплина, а также соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами являются основой безопасного движения на улице. Опасности на дороге могут возникнуть в любой момент. Опас...