Главные вкладки

    Рабочая программа факультативных занятий "Основы безопасности жизнедеятельности"
    рабочая программа по обж (3 класс) на тему

    Бородина Галина Юрьевна

    Для школы-интерната 8 вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obzh_-_sovmeshchyonnoe.docx73.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска»

    Утверждаю:                                  Рассмотрено                                  Согласовано:

    Директор                                      на заседании МО                           зам. директора по УР

    школы-интерната                        протокол № 1                                  С.В. Хромова

    О.В. Воинкова                             от «____» __________                    «____»___________

    «____»____________                

                                                           Рабочая программа

    факультативных занятий

    «Основы безопасности жизнедеятельности»

    Учитель: Бородина Г. Ю.

    Класс: 3

    Год составления программы: 2017

    Пояснительная записка.

    Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.

    При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

    • учет основных закономерностей развития теории безопасности;

    • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

    • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

    При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

    • непрерывность обучения со 2  по 9 класс;

    • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

    • обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).

    Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

    -  формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

    - выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

    -  формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

    Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

    усвоение знаний:

    — об опасных и чрезвычайных ситуациях,

    — о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

    — о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

    — об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

    — о здоровом образе жизни,

    — об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

    — о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

    — развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    — формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

    — воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

    развитие умений:

    — предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

    — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

    Планируемые результаты по ОБЖ:

    Должны знать:

    Должны уметь:

    • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

    • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

    • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

    • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию.

    • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

    • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

    • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

    • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

      Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

    Количество учебных часов

    1четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    год

    Общее количество  часов

    8

    7

    10

    9

    34

    Количество часов для проведения практических занятий

    -

    -

    1

    5

    6

    Количество часов для проведения экскурсий

    -

    -

    -

    2

    2

    Диагностика

    -

    1

    -

    1

    2

    Чрезвычайные ситуации, что это?

    3

    -

    -

    -

    4

    Предупреждение бытового травматизма.

    4

    -

    -

    -

    4

    Правила поведения учащихся на улице, дороге.

    1

    6

    8

    4

    19

    Календарно-тематическое планирование

    раздела

    Кол-во часов в разделе

    Наименование раздела и темы

    Краткое описание темы.

    Часы учебного времени

    Дата

    1 четверть

    8

    М - 1

    Основы безопасности  личности, общества и государства.

    Р-1

    Основы комплексной безопасности.

    1

    Чрезвычайные ситуации, что это?

    3

    1.1

    Что такое чрезвычайные ситуации? Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление.

    Подбор сюжетных картинок по чрезвычайным ситуациям; их рассматривание и беседа; рассказ педагога о чрезвычайных ситуациях. Раскраска «Чрезвычайные ситуации». Чтение педагогом различных ситуаций,  беседа; обсуждение.

    1

    04.09

    1.2

    Производственные аварии и их последствия, возможные в районе расположения школы и месте проживания обучающихся.

    Вырезки из газет, их чтение, обсуждение ситуаций. Раскраска «Чрезвычайные ситуации».

    1

    11.09

    1.3

    Стихийные бедствия и их последствия.

    Рассматривание сюжетных картинок; беседа по ним, обсуждение.

    1

    18.09

    2

    Предупреждение бытового травматизма.

    4

    2.1

    Виды травм. Травмы при падении с высоты, во время подвижных игр, игр с колющими и режущими предметами, при купании и  их предупреждение.

    Чтение материала педагогом. Рассматривание сюжетных картинок; беседа по ним, обсуждение. Чтение стихов.

    1

    25.09

    2.2

    Травмы головы. Отравления. Травмы на уроках труда и при работе на приусадебных участках. Как помочь себе и товарищу.

    Загадки, игры, рассматривание сюжетных картинок; беседа по ним, обсуждение. Д/И «Запомните дети правила эти!»

    1

    02.10

    2.3

    Меры безопасности при пользовании водными переправами (в посёлке, в турпоходах и других случаях). Правила купания и меры безопасности в оборудованных и не оборудованных местах.

    Правила безопасности на воде. Знакомство с водными переправами и мерами безопасности.Помощь при спасении человека

    Стихотворение «На реке».

    1

    09.10

    2.4

    Знаки безопасности на воде. Простейшие приёмы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения.

    Знакомство со знаками безопасности на воде. Способы самоспасения.  Простейшие приёмы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду.

    1

    16.10

    3

    Правила поведения учащихся на улице, дороге.

    20

    Детский дорожно-транспортный травматизм.

    3.1

    Повторение изученного материала по программе 2 класса.

    Д/И « Вспомни и расскажи». Отгадывание кроссвордов, загадок по правилам дорожного движения. Рассказ детей о ПДД  по собственным рисункам.

    1

    23.10

    2 четверть

    7

    3.2

    Соблюдение правил дорожного движения.

    Чтение У.В. Боровая «Красный. Желтый. Зеленый» Беседа по  прочитанному. Повторение правил дорожного движения. Разыгрывание ситуаций.

    1

    13.11

    3.3

    Безопасность пешеходов.

    Загадки о дорожных знаках. Рассматривание сюжетных картинок, обсуждение ситуаций на дорогах.

    1

    20.11

    3.4

    Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины в городе, микрорайоне.

    Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, обсуждение. Рассматривание детских рисунков.

    1

    27.11

    Движение пешеходов по улицам и дорогам.

    3.5

    Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочины дороги.

    Словарная работа: тротуар, обочина. Отгадывание загадки, обсуждение различных ситуаций. Решение «дорожной задачи».Чтение памятки «Правила поведения на улице».

    1

    04.12

    3.6

    Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

    Игра «Левая – правая», инсценирование различных ситуаций.

    1

    11.12

    3.7

    Происхождение правила правостороннего движения транспортных средств и пешеходов.

    Знакомство с происхождением правила о правостороннем движении. «Дорожные задачи», игры.

    1

    18.12

    3.8

    Диагностика.

    Проверка знаний обучающихся.

    1

    25.12

    3 четверть

    10

    3.9

    Перекрёстки и их виды.

    Словарная работа: перекрёсток. Отгадывание кроссворда. Правила перехода на регулируемом и нерегулируемом перекрёстке. Игра «Перекрёсток». Вопрос – задачка.

    1

    15.01

    3.10

    Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.

    Игра «Поездка за город». Вспомним правила поведения на загородных дорогах. Игра «Вопрос – ответ».

    1

    22.01

    Элементы улиц и дорог.

    3.11

    Рассказ о дороге и её главных составных частях: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.

    Словарная работа: проезжая часть, обочина, кювет. Хитрые загадки. Инсценировка «На улице».

    1

    29.01

    3.12

    Дорожная разметка и дорожные знаки.

    Словарная работа: дорожная разметка. Изучить с учащимися элементы улиц и дорог; объяснить назначение дорожной разметки.

    Практическая работа:

    -Выделить коричневым цветом тротуар

    -Выделить проезжую часть голубым цветом

    -Закрасить ограждение желтым цветом

     Чтение У.В.Боровая «Красный. Желтый. Зеленый»

    1

    05.02

    3.13

    Перекрёстки.

    Словарная работа:

    перекрёсток.

    1

    12.02

    3.14

    Сигналы светофора и регулировщик.

    Загадки про светофор.

    С. Михалков «Шагая осторожно».  Игра «Регулировщики».

    Беседа с сотрудником ГИБДД.

    1

    19.02

    3.15

    Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

    Работа над загадкой. Знакомство с обязанностями водителей. Творческое задание (работа в парах) – «Нарисуй разговор машин».

    1

    26.02

    3.16

    Переход улиц и дорог.

    Словарная работа: улица, дорога. Повторение правил перехода улиц и дорог в ходе игровых заданий.

    1

    05.03

    3.17

    Одностороннее и двустороннее движение.

    Практическое занятие: выход в город, наблюдение за двусторонним и односторонним движением.

    1

    12.03

    Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.

    3.18

    Обязанности пассажиров.

    Повторение дорожных знаков. Игры «Светофор», «Загадка». Чтение памятки для пассажиров.

    1

    19.03

    4 четверть

    8

    3.19

    Правила перехода улиц, дороги при высадке из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая, троллейбуса).

    Изучение правила для пассажира в общественном транспорте. Разыгрывание ситуаций «Я вхожу и выхожу из транспорта».

    1

    02.04

    3.20

    Права и обязанности пешеходов.

    Викторина «Права или обязанности?». Игра «На улице -  не в комнате, о том, ребята, помните!».

    1

    09.04

    4

    Практические занятия.

    4.1

    Игра «Мы – пассажиры».

    Выход в город, поездка в общественном транспорте, соблюдение правил поведения.

    1

    16.04

    4.2

    Игра «Пешеход – будь внимателен».

    Выход в город, повторение правил и обязанностей пешехода. Практические задания при переходе дорог.

    1

    23.04

    4.3

    Отработка учащимися навыков в пользовании простейшими средствами защиты органов дыхания.

    Что такое органы дыхания. Средства защиты и пользование ими. Необходимость ватно-марлевой повязки.

    Практическая работа по изготовлению и использованию ватно-марлевой повязки.

    1

    28.04

    4.4

     Как правильно ориентироваться в лесу.

    Ознакомить детей с простейшими способами ориентирования на местности. Работа с сюжетными картинками.

    1

    07.05

    4.5

    Экскурсия в природу

    Практическая работа «Работа с компасом».

    1

    14.05

    4.6

    Лесная аптека: сбор лекарственных трав и ягод.

    Выход в лес. Знакомство с лекарственными растениями, их сбор, засушивание.

    1

    21.05

    4.7

    Диагностика.

    Проверка знаний учащихся.

    1

    28.05

    Перечень учебно-методических средств обучения:

    Литература:

    1. «Безопасная дорога», Г.Косова; Издательский дом «Проф - Пресс» - 2007г.
    2. «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для образовательных учебных заведений 2-4 классы, Издательский дом «Дрофа», 1998г.
    3. «Поурочные разработки по ОБЖ, 2 класс», Т.Н.Максимова, Москва, «ВАКО», 2010г.

    Наглядность

    1.Фильмы для показа:

     - Порезы, ссадины, ушибы.

     - Землетрясения.

     - Правила поведения на воде.

     - Правила поведения в лодке.

     - Помощь утопающему.

     - Лесной пожар.

     - Ядовитые грибы и ягоды.

     - Правила поведения в лесу.

     - Правила поведения на льду.

     - Велосипед, ролики, и т.д.

     - Домашние и дикие животные.

     - Правила перехода через дорогу.

     - Безопасность в наземном транспорте.

     - Правила обращения с электроприборами.

     - Пожарная безопасность.

     - Опасные места в доме.

            - «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» - рекомендован для показа в учебных заведениях; Видеостудия МЧС России, Видеостудия «Премьер – Уч – Фильм».

    2. Демонстрационный материал

     -«Правила дорожного движения» (11 плакатов), Д.М.Гурьев, И.Ф.Сидреев

     -«Азбука безопасности» - чрезвычайные ситуации в стихах и картинках, ОАО «Радуга» - 2010г.

    Оборудование

    Знаки дорожного движения 

    Светофоры (макеты)

    Спасательные жилеты, спасательные круги

    Засушенные лекарственные травы и растения

    Памятки

    Макеты и рисунки улиц, дорог, перекрёстков.

    Кроссворды

    Диагностические задания по ОБЖ в 3 классе

    (нулевой срез)

    1.Соедини сигналы с их названиями:

    1.                                                               скорая помощь
    2.                                                               газовая служба
    3.                                                               пожарная охрана
    4.                                                               милиция

    2. Подчеркни съедобные грибы зелёным цветом, а несъедобные грибы – красным:

    Мухомор, бледная поганка, ложные опята, маслята, подберёзовик, подосиновик, лисички, рыжики, сыроежки.

    3. Правила поведения на воде. Если разрешено, поставьте рядом (Р), если запрещено, поставьте рядом (З):

    - Приходить к воде без взрослых.

    - Купаться в специально оборудованных местах.

    - Загорать на пляже.

    - Нырять в непроверенных местах.

    - Заплывать за буйки.

    - Купаться под присмотром взрослых.

    - Играть возле обрывов и крутых склонов рек и озёр.

    - Ходить на лыжах, кататься на коньках по тонкому льду.

    - Ходить по льду без взрослых.

    4. Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .

    - Пешеход ходит по дороге……….

    - Машины движутся по проезжей части………..

    - Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….

    - Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….

    - Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………

    - При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом направо……………….

    5. Допиши предложения:

    - Ожидать транспорт необходимо на…………………., не выходя на проезжую часть.

    - Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ……………………… .

    - Если свободных мест мало, то надо уступать места…….., ……….., и пассажирам с …………….. .

    - В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………….. .

    - В транспорте надо держаться за………………………………………… .

    - Не отвлекай водителя ……………………………………………… .

    - Из окна транспорта нельзя ……………………………………. .

    Диагностика по ОБЖ в 3 классе

    Диагностика проводится по 5-ти бальной системе.

    При проведении диагностики используются диагностические задания и наблюдения педагога во время занятий.

    №п/п

    Ф.И.обучающегося

    Нулевой срез

    1 полугодие

    2 полугодие

    Динамика

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Итого:

    Диагностические задания по ОБЖ в 3 классе

    1 полугодие

    1. Подчеркните, что относится к чрезвычайным ситуациям:

    Наводнение, землетрясение, пыльные бури, отравление, ожоги, снежные лавины, ураганы, смерчи.

    1. Поставь рядом + ,  если это относится к бытовому травматизму

    - Ожог                                     - отравление

    - ушиб                                     - цунами

    - ссадина                                 - переломы

         3.Если  согласен, то поставь «+», если не согласен, то поставь «- ».

              - Когда ты купаешься, то рядом должны быть взрослые.

    - Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, надувных матрасах и т.д.)

    - Можно купаться в незнакомых местах.

    - Не подплывай близко к судам.

    - В воде можно баловаться, тянуть друг друга за ноги под воду.

    - Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.

    1. Что такое тротуар?

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

           5.Что означают цвета светофора? Соедини стрелками.

              Красный                                                                  стой

    Жёлтый                                                  иди

    Зелёный                                                                              внимание

         

         6.  Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .

            - Пешеход ходит по дороге……….

            - Машины движутся по проезжей части………..

            - Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….

            - Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….

            - Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………

            - При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом    

              направо……………

    Диагностические задания по ОБЖ в 3 классе

    1. полугодие

     

    1.Что такое перекрёсток? Нарисуй его.

    2.Кто такой регулировщик?

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

     3.Подчеркни нужное:

    - Как называется часть улицы, предназначенная для автомобилей

    а) тротуар                    б) проезжая                         в) улица

    - Как называется место для движения пешеходов

    а) мостовая                   б) тротуар                           в) путь

    - Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть

    а) компасом                   б) биноклем                       в) пешеходным переходом

    4.Соедини дорожные знаки со словами.1562684

    - движение пешеходов запрещено1562684

    - подземный пешеходный переход1562684

    - осторожно, дети1562684

    - пешеходный переход

    1562684

    - главная дорога

    5.Допиши предложения:

    - Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ……………………………………………………………………………………….

    - Если свободных мест мало, то надо уступать места…………………………………………………………………………………

    - В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………………………………………………………………..

    - В транспорте надо держаться за

    ………………………………………………………………………………………

    - Не отвлекай водителя ……………………………………………….……………………………………..

    - Из окна транспорта нельзя ………………………………………………………………………………………


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

    Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

    Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

    Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

    Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы  Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельн...

    Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

    Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс. Цели и задачи, личностные, предметные и метапредметные результаты, календарно-тематическое  планирование, материально-тех...

    Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности.

    Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности   составлена в соответствии с требованиями  Федерального  закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фед...

    рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс

    Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс разработана в соответствии с ФГОС и авторской программой Анастасовой Л.П., Ижевским П.В., Ивановой Н.В....

    Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся 2 класса.

    Подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде....