Разработки занятий по ПДД 1 класс
методическая разработка по обж (1 класс) на тему

Занина Татьяна Владимировна

Разработки занятий по ПДД 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_pdd.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработки занятий по ПДД

1 класс

1  класс

Урок 1. Это должны знать все.

Цель урока: Ознакомить учащихся для чего служат  Правила   дорожного   движения , почему их нужно соблюдать, научить  движению  по тротуару.

 Учебно-наглядные   пособия : Рабочая тетрадь по ПДД – стр. 3-5, комплект плакатов «Это  правила  для всех», брошюра по ПДД, видеокассета по ПДД.

Рекомендации к проведению урока.

Урок начинается с рассказа о том, что называется ПДД и для чего они нужны детям. Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать  движению  транспорта. Выполнять  правила   дорожного   движения  обязаны все- водители, пассажиры, пешеходы.

Для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам, в узких местах – уступать дорогу взрослым. Транспорт движется по проезжей части улиц (мостовой). Место пересечения улиц называется перекрестком.

Необходимо объяснить учащимся, что нужно соблюдать осторожность, проходя по тротуару мимо ворот, арок, выездов из дворов, потому что может внезапно выехать транспорт. Нужно соблюдать осторожность при  движении  по тротуару мимо стоящего или подъезжающего к краю тротуара транспорта: пассажиры транспорта могут внезапно открыть дверь кузова легкового автомобиля или кабины грузового автомобиля и ударить пешехода.

Необходимо привести цифры статистики детского  дорожного  травматизма, примеры ДТП, связанных с детьми по вашему району, школе (по материалам ГИБДД). Объяснить детям, что такое тротуар, транспортное средство, регулировщик, пешеход, велосипедист. Тротуар – элемент дороги, предназначенный для  движения  пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделанный от нее газоном. Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Регулировщик – сотрудник милиции, имеющий соответствующее удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак). Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не проводящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипеда, везущие санки, тележку, детскую коляску. Велосипедист – человек, управляющий транспортным средством, имеющим два или более колеса, приводимых в  движение  мускульной силой.

Урок  2 . Улица полна неожиданностей.

Цель урока: Научить школьников правильному поведению на улице, где и как организованно переходить проезжую часть, где можно играть кататься на санках и т.д.

 Учебно-методические   пособия : Рабочая тетрадь – стр. 6-7, видеофильм по ДДТТ, набор плакатов «Это  правила  для всех», макет перекрестка, модели транспортных средств.

Рекомендации к проведению занятий.

Преподаватель рассказывает о роли автомобильного транспорта в жизни населения, промышленности, сельского хозяйства. Обращает внимание на рост количества транспорта, и повышения интенсивности его  движения . ( По итогам 1998 года в Республике Башкортостан насчитывается 468 тысяч легковых автомобилей, 113 тысяч грузовых автомашин, 16 тысяч автобусов.) Разъясняет, что одним из важных условий обеспечения безопасности движения пешеходов на улице является строгое соблюдение ими ПДД. Приводит примеры о последствиях нарушений ПДД и о том, какой вред приносят нарушители этих правил. Объясняет, где и как надо ходить, играть, кататься на санках и как правильно ходить группами. Группы детей на улице разрешается водить только по тротуарам и не более чем по два человека в ряд, только в присутствии взрослых и в разрешенных местах перехода улиц. Коляски и санки с детьми можно водить только по тротуарам. Нельзя устраивать игр на проезжей части улиц или на прилегающей к ней территории. Категорически нельзя кататься на санках с горок, которые расположены рядом с проезжей частью улиц и дорог.

Следует показать сюжеты видеофильма, плакаты, относящиеся к данной теме. Поработать с макетом перекрестка и рабочей тетрадью по ПДД.

В конце занятия провести опрос учеников по данному уроку.

Уроки 3-4. Как правильно переходить дорогу и наиболее безопасный путь в школу.

Цель урока: Научить детей правильно переходить улицу и дорогу, помочь каждому школьнику выбрать наиболее безопасный путь в школу.

 Учебно-методические   пособия : макет микрорайона школы, модели транспортных средств, фигуры пешеходов, схемы перекрестка, рабочая тетрадь по ПДД – стр. 8-11, видеофильм по ДДТТ.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель объясняет, как надо переходить проезжую часть улицы.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии, на перекрестках, по линии тротуаров или обочине.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходит дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где  движение  регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулирования или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигналом светофора (регулировщика).

При переходе улицы или дороги идти надо только шагом. Прежде чем переходить улицу, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы – направо. Убедившись, что транспорта нет, можно закончить переход улицы.

Используя макет местности микрорайона или его схему, необходимо помочь каждому ученику выбрать кратчайший и наиболее безопасный путь в школу и обратно.

В обязательном порядке нужно проделать с учащимися правильные повороты головы и повторить в это время хором: «Я смотрю налево, я не вижу автомобиль, я иду к середине улицы, я смотрю направо, не вижу автомобиль, заканчиваю переход улицы».

В ходе второго урока необходимо посмотреть видеофильм по ДДТТ и провести занятие по рабочей тетради.

Занятие закончить опросом учащихся по данной теме.

Урок 5. Мы знакомимся с  дорожными  знаками.

Цель урока: Познакомить учащихся с  дорожными  знаками и указателями, часто встречающиеся в микрорайоне школы и по месту жительства, а также с другими знаками необходимыми пешеходу.

 Учебно-методические   пособия : Рабочая тетрадь по ПДД – стр. 14-16, комплект  дорожных  знаков,  Правила   дорожного   движения .

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель рассказывает и показывает  дорожные  знаки, которые помогают организовать безопасное  движение  транспорта и пешеходов. Обратить особое внимание на знаки:

1.21. «Дети» – данный знак предупреждает водителей о возможности внезапного появления на проезжей части детей. Устанавливается вблизи  учебных  заведений, оздоровительных лагерей, детских площадок. 1.20. «Пешеходный переход». Устанавливается вне населенных пунктов перед всеми пешеходными переходами, обозначенными знаками: 5.16.1, 5.16. 2  «Пешеходный переход» или  дорожной  разметкой «зебра». 1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума» – предупреждает водителя о приближении к неохраняемому железнодорожному переезду. 1.22. «Пересечение с велосипедной дорожкой» – устанавливается, когда велосипедная дорожка пересекает проезжую часть дороги вне перекрестков. 3.10. « Движение  пешеходов запрещено» – запрещает  движение  пешеходов вдоль проезжей части, обочины дорог и в других местах, где опасно передвижение людей (мосты, эстакады) 4.6. «Пешеходная дорожка» – применяется для обозначения дорожек, предназначенных только для пешеходов. 5.12, 5.13, 5.14 «Место остановки автобуса и троллейбуса»., «Место остановки трамвая», «Место остановки легковых такси» – применяются для обозначения места остановки соответствующих видов транспортных средств. 5.17.1 и 5.17. 2  «Подземный пешеходный переход», 5.17.3, 5.17.4 «Надземный пешеходный переход» – применяются для обозначения подземных и надземных пешеходных переходов. 5.38 «Жилая зона» – территория, на которой действуют требования правил, устанавливающие порядок  движения  в жилой зоне. 6.1 «Пункт первой медицинской помощи», 6.2 «Больница», 6.3 «Автозаправочная станция» – обозначают, что рядом находятся те или иные учреждения или сервис. 5.16.1 – 5.16. 2  «Пешеходный переход» – применяется для обозначения мест, выделенных для организованного перехода пешеходов через дорогу.

Все знаки делятся на 7 групп:

  1. Запрещающие – имеют круглую форму, красную кайму, (за исключением отдельных) и фон белого цвета, а на знаках 3.27 – 3.30 – голубого цвета.
  2. Знаки приоритета – устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей, а также узких участков дорог.
  1. Предупреждающие знаки – информируют водителей о приближении к опасному участку дороги,  движение  по которому требует принятие мер, соответствующих обстановке.
  2. Предписывающие знаки – устанавливаются перед участками дорог, на которых вводится соответствующий режим движения, они как правило круглой формы с голубым фоном и белыми символами.
  3. Информационно-указательные знаки – вводят или отменяют определенные режимы движения, а также информируют о расположении населенных пунктов и других объектов.
  4. Знаки сервиса – имеют прямоугольную форму, широкую голубую кайму. Символ изображается на белом фоне.
  5. Знаки дополнительной информации (таблички) – они уточняют или ограничивают действия знаков других групп, с которыми они применены.
  6. Самостоятельно они не применяются и имеют прямоугольную форму и белый фон. Располагают их под знаками.

В заключении учащиеся работают со своими рабочими тетрадями и отвечают по ним на поставленные вопросы.

Урок 6. Мы пассажиры.

Цель урока: познакомить учащихся с  правилами  пользования общественным транспортом, показать, как нужно обходить общественный транспорт.

 Учебно-методические   пособия : рабочая тетрадь по ПДД – стр. 17-19,

видеофильм по ПДД.

Рекомендации к проведению занятия:

Преподаватель начинает урок с рассказа об обязанностях пассажиров, и что им запрещается.

Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованным ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом шлеме;
  • проводить посадку и высадку со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;

пассажирам запрещается:

  • отвлекать водителя от управление транспортным средством во время его движения;
  • открывать двери транспортного средства во время его движения;
  • при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или грузе выше бортов.

Далее, надо заострить внимание детей на том, что общественный транспорт надо ожидать на тротуаре или посадочных посадках. Посадка в общественный транспорт производится только при полной его остановке и вперед надо пропускать лиц пожилого возраста и людей с маленькими детьми. Входить в салон автобусов, троллейбусов, трамваев надо через заднюю дверь, а выходить через переднюю. Войдя в салон надо пройти вперед. Запрещается проезжать в общественном транспорте в грязной одежде и с не положенным по габаритам грузом. При выходе из трамвая надо посмотреть направо, и убедившись в полной безопасности, идти к тротуару. Стоящий трамвай обходят спереди, а автобус и троллейбус сзади. При выходе из легкового автомобиля необходимо осторожно открывать двери, чтобы не задеть пешеходов.

Преподаватель должен объяснить, как надо вести себя в общественном транспорте, кому уступать место и кто должен сидеть в транспорте на передних местах.

Посмотрев видеофильм по ДДТТ, преподаватель ставит задачу учащимся ответить на вопросы рабочей тетради по ПДД – стр. 17-19, и проверяет правильность выполнения упражнения.

Урок 7. Наши верные друзья.

Цель урока: Объяснить учащимся назначение светофоров, рассказать о значении сигналов светофора и регулировщика.

Научить детей переходить улицу на зеленый сигнал светофора.

 Учебно-методические   пособия : Светофор (детский), жезл регулировщика, видеофильм по ДДТТ, набор плакатов по ПДД, рабочая тетрадь по ПДД- стр. 12-13.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель объясняет значение каждого сигнала светофора для водителя и пешехода, демонстрируя трехсекционный светофор с включенными сигналами.

К светофорному регулированию прибегают на перекрестке, к которому за один час с разных направлений подходит более 600 транспортных средств.

По назначению светофоры делятся на транспортные и пешеходные.  Дорожные  светофоры служат для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

  • зеленый сигнал – разрешает движение;
  • зеленый мигающий сигнал – разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал;
  • желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  • красный сигнал, в том числе мигающий запрещает движение;
  • сочетание красного и желтого сигналов светофора запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

На некоторых перекрестках с интенсивным движением пешеходов дополнительно к тротуарным светофорам устанавливают пешеходные светофоры со световыми сигналами. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов. Точно так же, как сигналы светофора отменяют знаки приоритета на перекрестке, сигналы регулировщика могут отменить и сигналы светофоров. Регулировщик главнее всех на перекрестке. У него имеется бело-черный жезл, и он является сотрудником Госинспекции безопасности  дорожного   движения .

Долее, преподаватель переходит на объяснения сигналов регулировщика.

Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

  • руки вытянуты в стороны или опущены: пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
  • со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;
  • правая рука вытянута вперед: пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Регулировщик может подавать сигналами рук и другие сигналы, понятные пешеходам и водителям.

Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения. Регулировщик поднимает руку, и автомобили, находящиеся перед ним, останавливается -(этот жест соответствует желтому сигналу светофора). Во время этого жеста, пешеходам нельзя переходить улицу. Регулировщик поворачивается к ним и автомобилям боком, вытягивает руку и опускает ее (этот жест соответствует зеленому сигналу светофора). Автомобили движутся через перекресток. Переходят улицу и пешеходы. Но вот регулировщик поворачивается к ним спиной или грудью (соответствует красному сигналу светофора) пешеходы и транспортные средства останавливаются. Автомобили, стоящие на поперечной улице, трогаются и проезжают перед ним и сзади него. Через поперечную улицу проходят и пешеходы. Учащиеся после объяснения выполняют упражнения на стр. 12 рабочей тетради и отвечают на вопросы стр. 13.

В заключении занятия просматривается видеофильм по ДДТТ.

Урок 8 . Мы учимся соблюдать  правила   дорожного   движения .

Цель урока: Проведение комплексного занятия по всем пройденным темам ПДД.

 Учебно-методические   пособия : видеофильм по ДДТТ, рабочая тетрадь по ПДД.

Рекомендации по проведению занятия.

В начале занятия следует посмотреть видеофильм по ДДТТ, после чего по стр. 22-23 рабочей тетради по ПДД поставить задачи учащимся и постараться, чтобы каждый из них нашел отличие на картинках.

Далее, провести конкурс, кто быстрее и правильно решит два кроссворда на стр. 24 рабочей тетради.

Закончить занятие следует напоминанием основных причин, по которым дети попадают в ДТП:

  • внезапный выход на проезжую часть;
  • игра на проезжей части или рядом с ней;
  • переход перед близко идущим транспортом;
  • переход проезжей части в неположенном месте;
  • переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора.

Урок 9. Повторяем ПДД. Экскурсия по селу.

Цель урока: Закрепить полученные учащимися знания по ПДД.

Ход экскурсии: По плану экскурсии осмотреть пешеходные переходы, «островки безопасности», посадочные площадки, улицы с двусторонним и односторонним движением. Обратить внимание на то, соблюдается порядок и регулируется движение в этих районах. Провести наблюдение за перекрестком, за работой светофора и маневрированием транспорта перед перекрестком и поворотами на перекрестке. В сопровождении преподавателя и родителей небольшими группами пройти на регулируемом перекрестке по пешеходным дорожкам. Напомнить учащимся об осторожности при переходе улиц, о правилах перехода через регулируемые перекрестки. Показать детям и напомнить  дорожные  знаки.

Урок 10. Мы  с правилами дорожного движения на ты. Цель урока: Повторить знания по ПДД, полученные в течении  учебного  года и напомнить детям во время приближающихся летних каникул о строгом соблюдении ПДД.

Контрольные вопросы:

  1. Кого называют пешеходом?
  2. Что такое транспорт?
  3. Для чего предназначен тротуар?
  4. Что такое перекресток?
  5. Для чего служат ПДД?
  6. Для чего служит проезжая часть?
  7. Где надо переходить улицу?
  8. Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
  9. Где можно играть?
  10. Как нужно вести себя на улице?
  11. Кому дает команды пешеходный светофор?
  12. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
  13. Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
  1. Зачем нужны  дорожные  знаки?
  2. В каких местах устанавливается знак «Дети»?
  3. Где можно кататься на велосипеде?
  4. Почему опасно цепляться за автомобили?
  5. Почему на санках нельзя кататься на улице?
  6. Где нужно ожидать общественный транспорт?
  7. Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
  8. Как нужно себя вести в общественном транспорте?

Опрос можно провести как в устной , так и в письменной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в 1 классе по теме:"Животные"

В данной методической разработке представлен урок для 1 класса по теме:"Животные", на котором учащиеся весело и с увлечением путешествуют по зоопарку....

Разработка занятия в 3 классе «Соблюдай правила пожарной безопасности».

Разработка содержит познавательный и игровой материал по соблюдению правил пожарной безопасности....

Личностные УУД. Методическая разработка занятия в 1 классе по здоровому питанию - 2017.

Материал содержит пояснительную записку, конспект занятия по теме "Здоровое питание"...

"Учусь создавать проект"( разработки занятий в 1 классе, отчет-презентация)

Разработки занятий, отчет-презентация по проектной деятельности в 1 классе...