Исследовательская работа: «Влияние сотового телефона на зрение младшего школьника»
творческая работа учащихся по обж (4 класс) на тему

Невзорова Гульнара Масгутовна

Трудно переоценить роль сотовых телефонов в нашей жизни. Сегодня почти невозможно найти  человека, чья рука, хотя бы раз в день, не тянулась к телефонной трубке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_krasnoyarov.docx46.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

IX Городская конференция школьников им.Д.В.Вилькеева

Секция:

Юный исследователь

Исследовательская работа:

«Влияние сотового телефона на зрение младшего школьника»

Краснояров Александр

МБОУ «СОШ № 91», 4 класс

Ново-Савиновский район

г. Казань

                               

                                                                                              Научный руководитель:

Невзрова Гульнара Масгутовна

Казань-2018

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                               СТР

Введение ……………………………………………..……………………….3-4

Глава 1  Влияние сотового телефона на жизнь современного человека  .. 5- 7  

           1.2. Причины нарушения зрения

           1.3. Влияние сотового телефона на зрение ребёнка

           1.4  Как уменьшить вред от сотовых телефонов

Глава 2. Практическая часть ………………………………………………8-9

           Проведение исследования

            2.1 Условия и место проведения исследования

          2.2.1  Результаты исследования

           2.2.2. Анализы данных медицинского осмотра

           2.2.3 Эксперименты      

Глава 3  Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов ….9-11

Заключение  …………………………………………………………………11

Список используемых источников и литературы ………………………....11

Приложения ………………………………………………………………… 12

Введение

      Трудно переоценить роль сотовых телефонов в нашей жизни. Сегодня почти невозможно найти  человека, чья рука, хотя бы раз в день, не тянулась к телефонной трубке.   Знакомство детей с сотовым телефоном всё чаще происходит в юном возрасте. Я обратил внимание, что на переменах мои одноклассники играют в игры в телефоне, тратят много времени на общение в  социальных сетях даже среди одноклассников в течение дня.

        Многие одноклассники  часто подходят к классному руководителю и просят пересадить их на 1 или 2 парты,  потому что они не видят с последних. Я решил проанализировать, нет ли связи ухудшения  зрения и  близкое общение с сотовым телефоном.  Выбрал  тему «Влияние сотового телефона на зрение младшего школьника».  Я считаю, что выбранная мною тема важна, так как большинство школьников много разговаривают и играют по сотовому телефону. Он является неотъемлемой частью их жизни и не все из них знают, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.

      Цель моего исследования: выяснить положительные и отрицательные стороны влияния сотового телефона в жизни ребёнка.

Я поставил перед собой следующие задачи:

1. Выяснить какую пользу, и какой вред несет для человека сотовый телефон.

2. Провести анкетирование среди учащихся начальной школы.

3. Узнать, как правильно пользоваться сотовым телефоном, какие правила безопасного использования сотового телефона должны соблюдаться.

4. Составить памятку «Безопасное использование сотового телефона», в которой дать советы по использованию мобильного телефона.

Предполагаемый результат - после завершения работы учащиеся смогут:

• оценивать правильное использование мобильного телефона;

• рассказывать о необходимости соблюдения правил безопасного поведения сотового телефона своим близким, знакомым.

Объект исследования: состояние зрения школьников

 Предмет исследования: процесс ухудшения зрения  

Гипотеза: если помочь себе соблюдать правила гигиены зрения, то можно снизить утомление органа зрения, что способствует сохранению его полноценной функции на будущее.

 Методы и приемы:

Эксперимент.

Анкетирование.

Анализ медицинских карт учащихся.

Интервью с окулистом детской поликлиники № 7.

Сравнение показателей зрения с 1 по 4 класс.

Разработка памятки по сохранению зрения.

            Думаю, данная работа будет интересна  моим одноклассникам, родителям и учителям, т.к. в работе мы проведём эксперимент, а также мы пытались показать, какое влияние на зрение детей оказывает сотовый телефон. В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

           Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение даёт людям почти 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Современные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно считать нормальным.

Последние наблюдения показали, что в последнее время появляется всё больше близоруких людей.

    Объяснение этому простое: люди стали больше читать и писать, затем засели за телевизор, потом уставились в компьютер, а совсем недавно  и  в сотовый телефон. Все это заставляет смотреть перед собой и приводит к близорукости.    Как видим,  проблемы со зрением   очень актуальны, поэтому мы выбрали эту тему для научно-исследовательской работы.

Глава 1

Влияние сотового телефона на жизнь современного человека

Большинство людей сейчас не представляют свою жизнь без сотового телефона. Современный мобильный телефон - это не просто средство связи. Он приносит множество возможностей. Главное – это экономия времени, удобство. Может существовать возможность общаться с родственниками, друзьями без непосредственного контакта. Мобильный телефон позволяет чувствовать себя намного уверенней и безопасней, ведь он в любой момент может позвонить своим родным, друзьям, знакомым и попросить о помощи, либо о чём-нибудь другом.     Некоторые модели сотовых телефонов поддерживают и функцию слежения за перемещениями абонента – вы всегда сможете увидеть на карте, где находится человек в данный момент. У каждого мобильного оператора есть набор услуг - это картинки, мелодии, последние новости, справка.

С каждым годом моделей мобильных телефонов становится все больше, а их функции постоянно усложняются. Современный мобильный аппарат - это маленький компьютер, который, помимо установления качественной связи, может подключаться к сети Интернет, снимать цифровые фотографии и даже видеоотрывки; экран телефона стал цветным.

С помощью мобильного телефона можно читать , играть, посещать социальные сети: «вКонтакте», «Одноклассники».

1.2. Причины нарушения зрения

         Причиной многих нарушений зрения является умственное, психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц. Глаз – это часть организма. Он подвержен влиянию всех факторов, действующих на организм в целом.

    Врачи обнаружили, что такие болезни, как конъюнктивит, воспаление радужной оболочки глаза и др., следует рассматривать не как болезни, поражающие только глаза, а как симптомы общего дисбаланса организма вследствие чрезмерного потребления сахара, белка… Неправильное питание влияет не только на сами глаза, но и на процессы, посредством которых осуществляется зрение. Как только мышцы и кровеносные сосуды засоряются, должный вывод вредных веществ  становится невозможным, и мышцы, вместо того чтобы быть мягкими и гибкими, становятся жесткими и стянутыми. Все это в итоге препятствует нормальной работе глаз. Конечным результатом является нарушение зрения.

    Возможной причиной нарушения зрения может оказаться любой фактор, способный повлиять на состояние кровеносных сосудов или нервов глаза.

Вывод: итак, зрение может испортиться по следующим причинам:

  • наследственный фактор;   неправильное питание (потребление большого количества сахара и белка);      неправильный режим дня  

   -   недосыпание

    - злоупотребление просмотром телевизора, долгой ежедневной   работой   за ПК и с дисплеем сотового телефона;       чтение лежа;     неправильное освещение при  чтении.

1.3. Влияние сотового телефона на зрение ребёнка.

То, что мобильные телефоны излучают «вредные» электромагнитные волны — логично, естественно и неоспоримо. Иначе стал бы невозможным сам процесс связи — любой физик это подтвердит. Продолжительные разговоры по мобильному телефону могут привести к ухудшению зрения. Такой вывод сделали ученые из Израильского технологического института, проведя исследование, посвященное влиянию излучения сотовых телефонов на глаза. Как известно, сотовые телефоны излучают микроволны. Они частично поглощаются тканями и переводятся в тепло, которое и вызывает изменения в хрусталике глаза.

Стоит отдавать предпочтение мобильникам с большим дисплеем, поскольку маленькие заставляют постоянно напрягать глаза, особенно при наборе СМС-ок или игр, отчего ухудшается зрение. Как показали исследования последних лет, достаточно 2-часовой непрерывной работы с телефоном, чтобы спустя год острота зрения упала на 12-14 процентов. По этой же причине необходимо настраивать мобильные телефоны на среднее  разрешение экрана, так как повышенное заставляет человеческий глаз напрягаться сверх меры, отчего опять страдает зрение. В нашем классе у всех ребят телефоны маленькие, т.к. у родителей нет средств купить телефон с большим экраном.

        Факт того, что мобильная связь очень удобна и полезна в отношениях детей, не отрицается.    Я не предлагаю отказаться от использования мобильных телефонов. Надо  позаботиться о  том, чтобы ребёнок был защищён, и он пользовался правилами использования сотового телефона.

 1.4  Как уменьшить вред от сотовых телефонов

Возможно, он не так вреден, а может, наоборот, даже более вреден, чем предполагаем. Но даже если вы не верите во вред телефона, вы все равно должны подстраховаться ради своего здоровья. Сейчас я хочу рассказать еще о некоторых простых способах  для того, чтобы сохранить своё зрения в порядке

1. Моргайте чаще. Когда человек смотрит на экран телефона , его глаза моргают в три раза реже, чем обычно. Это вызывает сухость глаз, что может причинить вред вашему зрению. Старайтесь моргать чаще.

2. Правило 20/20/20. Каждый 20 минут отрывайте взгляд от экрана и 20 секунд смотрите вдаль на дистанцию 6 метров (20 футов).

3. Следите за освещением. Не читайте, не смотрите фильмы и не играйте на телефоне  в темном помещении или при недостатке освещения.

4. Не смотрите в телефон, когда с вами разговаривают. Во время общения  не смотрите на экран телефона.

5. Только на компьютере ( у кого есть). Ограничьте свою работу с телефоном. Например, возьмите за правило никогда не ходить в социальные сети с телефона.

6. Увеличьте шрифт. В настройках телефона  установите размер шрифта «Огромный» или, по крайней мере, «Крупный».

7. Держите правильно. Держите телефон на дистанции 40 см от ваших глаз.

Глава II. Практическая часть

2.1 Условия и место проведения исследования

Исследование проводилось  в октябре   2017 года в МБОУ «СОШ № 91».    

Были изучены медицинские карты учащихся 4 Б класса.

Среди учащихся 4-х  классов был проведен социологический опрос.

Проведение экспериментов в классе.

Результаты исследования

2.2.1 Встреча с окулистом детской поликлиники №7

          Статистика показывает, что на протяжении последних трёх лет количество детей, с глазными заболеваниями  увеличивается.

         В последнее время практически у всех школьников, есть дома ПК и телевизоры. И дети проводят за ними большую часть времени.

         Профилактика, по мнению врача-окулиста – это проверка остроты зрения  два раза в год. Прием специализированных витаминов.

Статистика ухудшения  зрения у детей 7-10 лет

Таблица № 1

возраст

2015г.

2016г.

2017г.

7

17

17

24

8

40

49

55

9

94

86

89

10

242

141

294

2.2.2. Анализ данных медицинского осмотра учащихся 4 Б класса

 показали количество учащихся, у которых в период обучения

 в начальной школе  ухудшилось  зрение:

Таблица № 2.

        Количество учащихся, которые носят очки.

Кол-во в кл.

1класс

        2014-2015уч.г.

  1. класс

2015-2016уч.г.

  1. класс

2016-207уч.г.

4класс

2017-2018уч.г.

26 чел

3 чел.- 11%

5 чел.- 19%

7 чел..-27%

12 чел.-  46%

2.2.3.Эксперимент

Я провёл два эксперимента, и мы наглядно убедились, как телефоны влияют на нас.

Цель: показать наглядно влияние телефона на зрение.

1эксперимент:  Учащиеся пользовались телефоном при выключенном  и при включенном свете в классе.

Вывод:  При резком включении света у всех ребят был дискомфорт в глазах, необходимо было несколько минут,  чтобы зрение нормализовалось.  Если хотите сохранить хорошее зрение, старайтесь не использовать устройства в плохо освещённых помещениях, ограничьте сеансы и увеличьте размер шрифта на экране, если хотите что-либо прочесть.

1 эксперимент: Учащиеся всю перемену сидели и играли в телефонах.

Вывод: Телефоны плохо влияют на осанку. Ребятам надо было несколько минут, что бы размяться.

Глава   III

Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов

   Я провел исследование в виде анкетирования учащихся  начальной школы.

Цель исследования – проанализировать информацию об отношении к телефону и использованию детьми. Я опросил 40 учащихся 4 –х классов начальной школы

Анкета «Ты и твое зрение»

Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы анкеты:

  1. Есть ли у Вас сотовый телефон?    А)Да          Б) нет

Вывод: Телефон имеют большинство учащихся.

  1. Считаете ли Вы удобным его наличие?     А) да   Б) нет          

Вывод: Ответ «Да» - 95%

3. Для чего Вы больше используете телефон?

А) для разговоров с друзьями и родными

Б) для игр                        В) для прослушивания музыки

Г) для всего вышеперечисленного        

Вывод: учащиеся используют каждую группу.

4.  Могли бы Вы обойтись месяц без телефона?      А) Да                Б) Нет

Вывод : Большинство учащихся не испытывают психологической зависимости от телефона и это меня радует.

5. Как часто Вы пользуетесь   телефоном?

А) меньше часа в день

Б) от 1 часа до 3 часов в день

В) больше 3 часов в день        

Вывод: Большинство ответ «Б»

6)Состоите ли вы на учете у окулиста?      А) да          Б) нет  

7)Чувствуете ли вы усталость глаз в конце дня?       А)   да         Б) нет

8)Пользуетесь ли вы настольной лампой при выполнении домашнего задания?          А)   да                   Б) нет 

9)В какое время суток вы делаете домашнее задание?   А) днём     Б) вечером

10)Есть ли у нас показание к ношению очков или линз?   А)   да     Б) нет 

11. Знаешь ли  ты о вреде, который наносит использование сотового телефона?    А) да, знаю                Б) частично знаю                        В) не знаю

Вывод: Большинство учащихся ответили «Частично знаю» только со слов родителей, т.к. родители часто говорят, чтобы меньше играли в телефон, не углубляясь в причины вреда.

12)Укажите какие витамины, вы принимаете в течение года?    

Вывод:  большинство ребят не принимают витамины.

13)Есть ли в вашем рационе питание, такие продукты(морковь,        болгарский перец, апельсины, черника, свежая зелень (петрушка, укроп)        Вывод:     Ребята предпочитают фрукты, чем сырые овощи.            

       Изучив результаты анкетирования, я увидел, что ребята в основном используют телефон для разговора с родителями, общение в группе «ВАТСАП», сетевые игры. Знают о вреде сотового телефона, но не все могут ответить, какой вред он может нанести здоровью.

         В ходе изучения анкеты выяснилось:

-  что почти все учащиеся имеют сотовые телефоны. Работа учащихся с сотовым телефоном значительно превышает установленные нормы, что, естественно может вызвать нарушения зрения;

- учащиеся  испытывают различного рода недомогания  после «общения» с сотовыми телефонами, такие как усталость, головные боли,  и т.п.

-  учащимся следует соблюдать гигиену зрения при чтении и работе на ПК;

- необходимо вести просветительскую работу среди учащихся и родителей школы по гигиене зрения.

Заключение.

Природа позаботилась о том, чтобы человек видел, чтобы его глаза были надёжно защищены от какого – либо природного нарушения. Но человек во многом сам виноват в том, что теряет зрение. Поэтому он должен знать о том, как можно и нужно сохранить своё зрение с раннего детства. Родители покупают своему ребёнку телефон в первую очередь для связи с ним, в связи с опасностями которые подстерегают ребёнка, но мало задумываясь о здоровье, подключая интернет, так и возникает много соблазнов в телефоне. Работая над темой пришел к выводу, что лучше знать об опасности, применять меры, чем потом лечить ее последствия. Теперь я знаю, что нужно соблюдать правила пользования сотовым телефоном. Об этом я расскажу и другим ребятам.

За время работы над темой, я сам узнал много нового о сотовом телефоне, и это изменило мое отношение к нему. Я стал ограничивать продолжительность разговора, почти не играю в сотовом телефоне. Многие ученики моего класса тоже последовали моему примеру.

Список используемых источников и литературы

Источники:

1.Лунин В. Мобильный телефон: вреден – не вреден?//Mobiset.ru, 6.02 2009 г.

Статьи:

1.Абаев К. Мобильный телефон влияет на здоровье человека.

http://www.mobiset .ru/favicon.ico.

2. Гатаулина Галина. Сотовые (мобильные) телефоны.http://www.inmoment.ru

3.Вред от мобильных телефонов.http://www.colan.ru./favicon.ico.

4.Вред сотовой связи.http://www.amobile.ru/pol/danger_mobile.htm

5.Зайцева В. Дети и мобильник // Здоровье детей.- № 2. – 2008. – с.8-9.

6.Михайлова Н. Мобильный телефон в школе //Справочник классного руководителя. .- № 1. – 2007. – с.40-45.

7.Трофимова М. В зоне доступа//Здоровье школьника. - № 10. – 2008. – с.16

Приложение №1

Памятка

для учащихся начальных классов

« Безопасное использование сотового телефона»

  1. Старайтесь не играть в телефоне, если дома есть компьютер.
  2. Нельзя играть в телефоне, если мало освещения.
  3. В сетевые игры играть, чем реже, тем лучше.
  4. Старайтесь чаще моргать,  когда играете в телефоне.
  5. Увеличить шрифт на телефоне.
  6. Если нет острой необходимости, старайся лучше не пользоваться сотовым телефоном.
  7. При возникновении такой необходимости предпочтение отдавай SMS

сообщениям.

  1. Не вешайте телефон на шею, положите его в его сумку или рюкзак.
  2. Не подносите телефон к голове сразу же после нажатия кнопки вызов

т.к. в этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время самого разговора.

  1. Во время разговора не стоит сильно прижимать телефон к уху.
  2. Не следует держать трубку постоянно около одного уха (чередуйте).
  3. Ограничьте продолжительность одного разговора до трех минут.
  4. Выключайте сотовый телефон на ночь
  5. Не держите мобильный телефон под подушкой и в руках, когда спите.
  6. Контролируйте уровень заряда аккумулятора, при слабой зарядке –

уровень излучение сотового аппарата возрастает.

Приложение №2

Анкета

Анкета «Ты и твое зрение»

Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы анкеты:

  1. Есть ли у Вас сотовый телефон?        А) Да                Б) Нет
  2. Считаете ли Вы удобным его наличие?           А)Да                Б) Нет

3. Для чего Вы больше используете телефон?

А) для разговоров с друзьями и родными     Б) для игр

В) для прослушивания музыки    Г) для всего вышеперечисленного        

4.  Могли бы Вы обойтись месяц без телефона?        А) Да                Б) Нет

5. Как часто Вы пользуетесь   телефоном?

А) меньше часа в день             Б) от 1 часа до 3 часов в день

В) больше 3 часов в день        

6)Состоите ли вы на учете у окулиста?      А) да           Б) нет  

7)Чувствуете ли вы усталость глаз в конце дня?      А)   да             Б) нет

8)Пользуетесь ли вы настольной лампой при выполнении домашнего задания?         А)   да                   Б) нет 

9)В какое время суток вы делаете домашнее задание?  А) днём     б) вечером

10)Есть ли у нас показание к ношению очков или линз?    А)   да        Б) нет 

11. Знаешь ли  ты о вреде, который наносит использование сотового телефона?  А) да, знаю                Б) частично знаю                В) не знаю

12)Укажите какие витамины, вы принимаете в течение года?    

13)Есть ли в вашем рационе питание, такие продукты(морковь,        болгарский перец, апельсины, черника, свежая зелень (петрушка, укроп).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Влияние веса рюкзака младшего школьника на состояние его здоровья".

Цель исследования: выявление соответствия веса рюкзака младшего школьника гигиеническим требованиям,Задачи:1.  Изучить требования к школьному ранцу.2.  Провести выборочное исследование...

Исследовательская работа "Влияние SMS-общения на грамотность школьников"

В настоящее время человек тесно соприкасается с современными технологиями не только на научном, но и на бытовом уровне.  Телефон, скайп, сотовый телефон, электронная почта  позволяют мгновен...

Исследовательская работа "Влияние подвижных игр на здоровье младших школьников".

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, за...

Исследовательская работа "Влияние телефона на здоровье детей"

Исследовательская работа "Влияние телефона на здоровье детей"...

Научно-исследовательская работа "Влияние школьного портфеля на осанку младших школьников"

Научно-исследовательская работа выполнена в рамках программы по внеурочной деятельности "Я - исследователь". Работа была представлена на районный конкурс научно-исследовательских работ "Я познаю мир",...

Исследовательская работа "ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ И 3D-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ"

Современные школьники очень любят новые мультфильмы и фильмы в 3-D технологии. В данной работе мы рассмотрели положительные и отрицательные стороны влияния данных технологий на детский организм....

Исследовательская работа "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание школьников"

Работа по нравственному воспитанию младших школьников. Выполнил обучающийся 4 класса Данилов Артур...