Рабочая программа "Азбука пешехода"
рабочая программа по обж (4 класс) на тему

Анисимова Любовь

Рабочая программа "Азбука пешехода" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur_pdd.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»                                    «Согласовано»                                «Утверждено»

Руководитель МО:________           Заместитель директора по ВР:        Директор школы:    

Рабочая программа

                                      Курс внеурочной деятельности

                                      ПДД «Азбука пешехода»

                                      Класс      

                                      Количество часов в неделю   2                                     

                                      Количество часов в год   68

                                     Учитель Анисимова Л.И.

                                     Кв. категория   первая       стаж   36 лет

                                     

2014 – 2015 г.

        Пояснительная записка

  Программа внеурочной деятельности  «Азбука пешехода»   составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. 

Основная идея программы — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

     Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

     Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети.  Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

      Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

    Программа решает следующие задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;
  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Условия реализации программы

      Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх
  • экскурсии
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • выпуск стенгазет
  • разработка проектов по ПДД
  • встреча с работниками ГИБДД
  • просмотр видеофильмов

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала. 

Формы и методы контроля:

  • организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
  • проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
  • организация игр-тренингов;
  • анализ результатов деятельности.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

−− вырабатывать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

  Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Методические рекомендации к организации занятий по программе

 

Целью внеурочной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий, экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в курсе «Азбука пешехода» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.

Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

  1. устный опрос
  2. конкурс рисунков
  3. викторины
  4. загадки
  5. тесты
  6. конкурс знатока дорожных знаков
  7. экскурсии
  8. мини-сочинения
  9. эссе на выбранную тему
  10. акция «письмо водителю»
  11. плакаты
  12. мини-схема дороги

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводное занятие.

1 ч

2

Ориентировка в окружающем мире.

20 ч

3

Ты – пешеход.

34 ч

4

Ты – пассажир.

10 ч

5

Итоговое занятие.

                                                                   Итого:    

68 ч

Содержание программы

4 класс

Вводное занятие. (1 ч.)

Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

Ориентировка в окружающем мире (20 ч.)

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход ( 34 ч.)

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир (10  ч.)

Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров.

Пассажиром быть не просто (автомобиль). Игра «Какой ты пассажир?»

Способы выхода из транспортного средства на проезжую часть.

Занятия на базе Автогородка.

Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

Итоговые занятия. (3ч.)

Викторина «Знаток ПДД».

        

Календарно-тематическое планирование

4 класс (68 часов)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие.

Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

1

3.09

Ориентировка в окружающем мире (20ч)

2-3

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

2

10.09

4-5

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.

2

17.09

6-7

Вид, отличительные и опознавательные знаки транспортных средств.

2

24.09

8-9

Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт.

2

1.10

10-11

Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения.

2

8.10

12-13

Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения.

2

15.10

14-15

Творческая работа «Мой друг велосипед»

2

22.10

16-17

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

2

29.10

18-20

Творческая работа  «Транспорт будущего».

3

12.11

21

КВН «Транспорт и правила поведения в нём».

1

19.11

Ты – пешеход (34 ч)

22-23

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Тупик.

2

26.11

24-25

Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний).

2

3.12

26-27

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн.

2

10.12

28-29

Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

2

17.12

30-31

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний.

2

24.12

32-33

Информационные знаки.

2

31.12

34-35

Информационные знаки. Изготовление знаков из цветной бумаги.

2

14.01

36-37

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

2

21.01

38-39

«Путешествие в страну дорожных знаков».

2

28.01

40-41

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

2

4.02

42-43

Особенности светофоров на железнодорожных переездах. Разыгрывание дорожных ситуаций.

2

11.02

44-45

Меры безопасности на железной дороге.

2

18.02

46-47

Игра «Азбука безопасности».

2

25.02

48-49

Нерегулируемые участки дороги.

Прогулка по микрорайону.

2

4.03

50-51

Дорожные опасности. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях

2

11.03

52-53

Разработка памяток для водителей

«Тише едешь, дальше будешь»

2

18.03

54-55

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

2

1.04

Ты – пассажир (5 ч)

56-57

Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров.

2

8.04

58-59

Пассажиром быть не просто (автомобиль). Игра «Какой ты пассажир?»

2

15.04

60-61

Занятия с инспектором ПДД.

2

22.04

62-63

Викторина «У дорожных правил нет каникул».

2

29.04

64-65

 Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

2

6.05

66

Итоговое занятие.  Викторина «Знаток ПДД».

1

13.05

67-68

Акции на дороге с инспектором дорожной службы

2

20.05

Всего

68 ч

Литература:

1.Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. Ростов – на - Дону «Феникс» 2008г.

2. Кирьянов В.Н. Дорожная безопасность.  Москва «Третий Рим» 2005г.

3. Соловейчик М.В. Правила дорожного движения. Москва «Чистые пруды» 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения "Юный пешеход"

Рабочая программа объединения "Юный пешеход". Срок реализации - 1 год. Возраст детей - 9-10 лет....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе "Я - пешеход и пассажир". Тема. Мы - пешеходы.

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе "Я - пешеход и пассажир". Тема. Мы - пешеходы.Цель. Формировать навыки осознанного поведения на дороге. Закреплять знания ПДД, полученные  на предыд...

Движение пешеходов, обязанности пешеходов.

углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;развивать логику, мышление; творческие способности детей;воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах....