вводное занятие по изучению ПДД
план-конспект занятия по обж (2 класс)

Кондратьева Наталия Викторовна

вводное занятие по изучению с детьми правил дорожного движения, основные термини и понятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1_po_teme_vvedenie_1.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. педагога

Кондратьева Наталия Викторовна, Виленская Анастасия Владимировна

Название программы

«Маленький пешеход»

Год обучения

первый

База

Дом детского творчества «Союз», Районный опорный Центр безопасности дорожного движения «Перекресток»

Тема занятия

Вводное занятие. Основные термины и понятия.

Цель занятия

Познакомить детей с содержанием программы обучения «Маленький пешеход»

Задачи

Образовательные

Обучение правильному поведению в различных дорожно-транспортных ситуациях

Развивающие

1. Знакомство с правилами поведения участников дорожного движения.

 2.Знакомство со средствами регулирования дорожного движения и основными дорожными знаками.

3. Умение решать ситуативные задачи.

Воспитательные

Формирование культуры поведения на дорогах

Оборудование

Доска магнитная, модели участников дорожного движения, модели дорожных знаков,

электропанель с видами светофоров, действующая модель светофора, плакаты, иллюстрации.

Таблички с темами программы.

Стихотворение.

Табло с группами дорожных знаков

Табличка «Знание и соблюдение указаний дорожных знаков»

Табличка «Знание и соблюдение Правил дорожного движения»

Табличка «Знание и четкое выполнение Правил для велосипедиста»

Круги красного, желтого, зеленого цвета каждому ребенку

Литература для подготовки

Обязательная

Правила дорожного движения

Учебное пособие по правилам дорожного движения для учащихся начальной  школы. Часть 1.

«Учись быть пешеходом». Е.М Сосунова., М.Л.Форштат.

Дополнительная

Бурьян В.М., Извекова Н.А., Орлова Ю.Б./ Под. ред. Романовой  Е.А., Малюшкина А.Б. Классные часы по правилам дорожного движения 5 – 6 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006

Литература для детей

Надеждина В.М. Правила дорожного движения для детей. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2006

Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – Ростов-на –Дону, 2005

Методическое обеспечение и методические материалы

Правила дорожного движения 2008

Стенды по ПДД, плакаты, имитационная модель.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Время

   

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Обозначение темы занятия.
  3. Основные термины и понятия.
  4. Работа по командам:

Команда «Пешеходы» - объяснение сигналов светофора, решение дорожных ситуаций при переходе дороги по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.

Команда «Пассажиры» – поездка на пассажирском транспорте, решение дорожных ситуаций при переходе дороги после поездки на транспорте.

      Команда «Водители» – ознакомление с дорожными знаками.

  1. Закрепление полученных знаний (викторина).
  2. Подведение итогов работы: составление вывода занятия
  3. Оценка занятия детьми.
  1. Приветствие.

Вы пришли на занятия в районный опорный центр безопасности дорожного движения «Перекресток».

Чтение педагогом стихотворения:

На нашем «Перекрестке» зеленый свет горит,

По Правилам движения ребятам путь открыт.

Мы всех вас приглашаем наш Центр посетить

И много важных Правил дорожных изучить.

  1. Обозначение темы занятия.

Тема нашего занятия: «Вводное занятие. Основные термины и понятия».

      Вы все ходите по дорогам города, где постоянно сталкиваетесь с Правилами дорожного движения. Как вы считаете, какими знаниями должен обладать человек, чтобы чувствовать себя на дорогах города уверенно?

(Предполагаемые ответы.) Вместе с ответами вывешиваются на доску таблички с темами занятий программы «Маленький пешеход»:

  • Обязанности пешеходов
  • Регулирование дорожного движения.
  • Дорожные знаки, дорожная разметка.
  • Пешеход-пассажир.
  • Дорога глазами водителя.
  • Дорога в школу. Твой безопасный маршрут.
  • Безопасный отдых. Поездка за город.
  • Практическое занятие.

       Вы абсолютно верно ответили. Это – темы занятий, по которым мы с вашими сверстниками работаем в течение учебного года. Сегодня на нашем занятии мы затронем некоторые темы. Мы будем говорить о Правилах дорожного движения. Вы сами проверите, насколько хорошо вы их знаете, и что необходимо еще узнать.

- Перед вами на столе лежат три круга: красный, желтый и зеленый. Что они вам напоминают? (Сигналы светофора) Я предлагаю вам с их помощью оценить свои знания Правил дорожного движения. Зеленый круг будет означать «Я прекрасно знаю Правила дорожного движения». Желтый – «Я знаю основные Правила дорожного движения». Красный –

 «Я знаю Правила дорожного движения недостаточно хорошо».

- Оцените сами свои знания Правил. Поднимите тот кружок, который соответствует, как вам кажется, уровню ваших знаний.

(Дети поднимают соответствующие своим знаниям кружки).

А знаете ли Вы, когда были созданы первые правила дорожного движения?

Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. 

Современная история правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском.

14 августа 1893 года во Франции приняли первые правила движения для автомобилей.

Но самым важным днем в истории правил дорожного движения стало 8 ноября 1968 года, когда на конференции ООН по дорожному движению в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении», подписанная представителями 68 стран мира, в том числе СССР, и с небольшими изменениями и дополнениями действующая до сих пор.

3. Основные термины и понятия.

И еще очень важно помнить: если дома, во дворе, на даче, в лесу мы с вами просто люди, то, вступая или выезжая на дорогу, мы с вами сразу становимся участниками дорожного движения - пешеходами, пассажирами, водителями.

  А сейчас мы познакомимся с дорогой, её элементами и правилами поведения на ней. Дорога состоит из двух частей проезжей части и пешеходной. Так же дорога включает в себя трамвайные пути,  поребрики, обочины и разделительные полосы.

Основная часть дороги - проезжая часть, она принадлежит транспортным средствам. Она может иметь одну или несколько полос движения. Разделительная полоса является границей полос движения. Загородная дорога состоит из трех главных элементов: проезжей части, обочины и кюветов-канав.

   Место пересечения дорог называется перекрестком.

   Перекрестки по своему геометрическому строению бывают: четырехсторонние, крестообразные (пересечение дорог под прямым углом); четырехсторонние, X-образные (дороги пересекаются под острым углом); трехсторонние, Т-образные (одна дорога примыкает к другой под прямым углом); трехсторонние, У-образные (примыкание под острым углом), многосторонние.

   -У нас в стране для пешеходов принято правостороннее движение.

- По тротуару надо ходить, придерживаясь правой стороны, для того чтобы пешеходы не мешали друг другу.

 -На проезжей части транспорт тоже должен придерживаться правой стороны.

   Улицы, где транспорт едет в двух встречных направлениях, называются улицами с двусторонним движением. Но бывают улицы, где транспорт движется только в одном направлении - налево или направо, занимая всю ширину проезжей части. Это – улицы с односторонним движением.

4. Работа по командам.

Мы с вами каждый день участвуем в дорожном движении.

Когда человек выходит из дома и начинает движение по дороге, он становится участником дорожного движения. Как его называют в соответствии с Правилами дорожного движения? (Пешеходом).

Когда пешеход садится в транспорт и едет по своим делам, как его называют? (Пассажир). А как называют человека, управляющего транспортным средством? (Водитель).

Сегодня вы будете работать в командах.

1-ая команда будет называться «Пешеходы».

2-ая команда – «Пассажиры».

3-я команда – «Водители».

Выберите себе подходящую эмблему из наших дорожных знаков.

Работа с командами.

В течение занятия я оцениваю работу каждой команды, выставляю баллы за работу на занятии. Прошу быть внимательными, т к. в конце занятия будет викторина с вопросами на разные темы для каждой команды.

Команда «Пешеходы».

Вопросы:

- Где разрешается переходить дорогу? (По пешеходным переходам).

- Какие пешеходные переходы вы знаете? (Наземный, подземный, надземный).

- Какое средство регулирования дорожного движения является нашим основным помощником? (Светофор).

Светофор – основной помощник на дороге, он регулирует движение.

Есть светофоры транспортные, есть пешеходные.

- Сколько сигналов светофора вы знаете? (Три сигнала).

На самом деле светофор подает 6 сигналов.

Давайте посмотрим, как работает светофор, и что означают сигналы светофора. Демонстрация работы светофора с объяснением сигналов.

- На какой сигнал светофора разрешено движение? (На зеленый и зеленый мигающий). 

- Какие правила перехода дороги вы знаете? (Посмотреть налево, направо).

Разминка: Поднимите левую руку, правую…

Разбор перехода дороги по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу с объяснением возникающих опасностей и изменением ситуаций. (Используется магнитная доска с моделями участников дорожного движения).

Вы все сделали правильно и активно работали, ставлю вам 1 балл.

 Команда «Пассажиры».

 Вопросы:

- Какие виды пассажирского транспорта вы знаете? (Автобус, троллейбус, трамвай).

- Где нужно ждать общественный транспорт? (На остановках).  

- Какие правила поведения на остановках пассажирского транспорта вы знаете? (Стоять возле края проезжей части и выходить на проезжую часть запрещается, бегать, играть – запрещается).

- Какие правила нужно соблюдать при поездке на транспорте? (Не отвлекать водителя, уступать место, держаться за поручни).

- Давайте посмотрим, как правильно перейти дорогу после поездки на транспорте.

 Разбор перехода дороги после поездки на автобусе и троллейбусе, на трамвае. (Используется магнитная доска с моделями участников дорожного движения и плакаты).

- Вы все сделали правильно и активно работали, ставлю вам 1 балл.

Разминка – Кто из вас идет вперед, только там, где переход?

Ответ: «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора? (Ответ)

Знает кто, что красный свет означает – «Хода нет»? (Ответ)

Кто из вас об этом знает: для забавы и игры есть площадки и дворы? (Ответ)

Близко транспорт? Не беда, если постараться, можно быстро пробежать и живым остаться? (Ответ)

Вы, бесспорно, знаете, всем, конечно, ясно, что любой вид транспорта догонять опасно? (Ответ)

Кто все правила движенья очень четко знает, взрослым помогает, за порядком наблюдает? (Ответ)

Команда «Водители».

 Вопросы:

      - С какого возраста можно стать водителем автомобиля? (С 18 лет).

      - Какие сигналы подает водитель автомобиля? (Поворот, задний ход, аварийная остановка, стоп-сигнал).

       - Какие виды транспортных средств вы знаете? (Легковой, грузовой, пассажирский, специальный транспорт).

      - Какие сигналы подает специальный транспорт? (Звуковой и световой сигналы).

      - Что нужно делать, если на дороге появился спецтранспорт с включенными сигналами? (Освободить проезжую часть).

 Работа водителей является очень напряженной. Им нужно быть очень внимательными, чтобы заметить вовремя и сигналы светофоров, и дорожные знаки, и дорожную разметку, и переходящих через дорогу пешеходов.

Дорожных знаков очень много. Для того, чтобы их было легче запомнить, дорожные знаки объединили в группы.

Дается краткая характеристика групп знаков с объяснением некоторых конкретных знаков из этой группы.

У вас на столах лежит знак – эмблема вашей команды. Попробуйте назвать эти знаки и группу, к которой он относится.

Молодцы, отлично отвечали, ставлю вам тоже 1 балл.

Разминка: Включаем двигатели, (дети изображают руками), поехали по жилому кварталу - 20 км/час, по городу 60 км/час, за городом – 110 км/час.

Вы отлично поработали на занятии, и теперь у нас осталось немного времени поиграть. Я подготовила для вас  небольшую викторину на знание  Правил дорожного движения. За каждый правильный ответ – 1 балл.

5. Закрепление полученных знаний (Викторина).

1-е задание на знание правил перехода дороги.

Вопрос 1-й команде:

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Там, где знак есть - _________(Переход)

Вопрос 2-й команде:

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Помни, Коля, Галя, Сева,

Что смотреть надо___________(Налево)

Вопрос 3-ей команде:

Как дойдешь до середины,

То отсюда, с половины,

Помни Толя, Оля, Клава,

Что смотреть нужно__________(Направо)

2-е задание - вопросы на знание сигналов светофора.

Вопрос 1-й команде: Что означает зеленый сигнал светофора? (Он разрешает движение)

Вопрос 2-й команде: Можно ли начинать движение на зеленый мигающий сигнал светофора? (Нет, скоро произойдет смена сигнала.)

Вопрос 3-ей команде: Зачем пешеход должен посмотреть налево при разрешающем сигнале светофора, затем, дойдя до середины, направо? (Необходимо убедиться в безопасности)

 

                                       3-е задание вопросы  на знание знаков.

Для 1-й команды: Затихают все моторы,

И внимательны шоферы,

Если знаки говорят:

«Близко школа, детский сад!»

                                      («Дети», предупреждающий знак)

Для 2-й команды: Если ты поставил ногу

На проезжую дорогу

Обрати вниманье, друг:

Знак дорожный – красный круг.

Человек, идущий в черном,

Красной черточкой зачеркнут.

И дорога вроде, но

Здесь ходить запрещено.    

                             («Движение пешеходов запрещено», запрещающий знак)

Для 3-ей команды:

В синем круге пешеход

Не торопится, идет,

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно.          

                            («Пешеходная дорожка», предписывающий знак)

4-е задание на решение дорожных ситуаций на имитационной модели.

Задание 1-й команде: Переведите младшего брата через дорогу по пешеходному переходу. Объясните ему порядок действий при этом.

Задание 2-й команде: Автобус, на котором вы ехали в школу, сломался. Ваш друг предлагает вам перейти дорогу позади автобуса. Ваши действия.

Задание 3-ей команде: Вы собираетесь переходить через дорогу, вдали появляется автомобиль с мигающими фарами желтого цвета. Он движется медленно. Ваши действия.

6. Подведение итогов работы: составление вывода занятия

- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии.

  (Дети перечисляют)

- Какой вывод мы сделали, выполняя задания с командой «Пешеходы»?

- С командой «Пассажиры»?

- С командой «Водители»?

- Какой общий вывод можно сделать?

  (Залог безопасности человека на дороге – знание и четкое соблюдение

  Правил дорожного движения.)

7. Оценка занятия детьми.

Теперь я прошу вас оценить наше занятие с помощью кружков красного, зеленого, желтого цвета.

Зеленый – мне очень понравилось, я хотел бы продолжить занятия по изучению Правил дорожного движения.

Желтый – мне понравилось, я хотел бы иногда заниматься в Центре.

Красный – я и так хорошо знаю Правила дорожного движения.

Вы очень активно сегодня работали и у меня для вас есть небольшой подарок. Отгадайте, что это: «Маленький помощник, хорошо отражает свет, издалека заметен в свете фар?».

Наше занятие закончилось. Спасибо за работу. До свидания.

 

.

1 мин.

10 мин.

8 мин.

15 мин.

9 мин.

1 мин.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "В гостях у Риторика". Вводное занятие.

Кружок "В гостях у Риторика". Вводное занятие....

Разработка уроков по бумагопластике в 1 классе. Тема урока "Вводное занятие"

Урок разработан к УМК "Гармония" по образовательной технологии. Расписаны этапы урока и формирование УУД на каждом из них. Разработка данного урока может применяться на уроках технологии не только в к...

Вводное занятие в образовательную программу вокальной студии "Созвездие"

Занятие разработано в разделе авторской образовательной программы вокальной студии "Созвездие"  для учащихся 2-4 классов. Тема занятия "Путешествие в страну Звукляндию". К занятию прилагаются пам...

Введение в предмет. Методическая разработка вводного занятия к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для детей младшего школьного возраста и их родителей

Методическая разработка «Введение в предмет» представляет собой вводное занятие к учебному курсу ОРКСЭ. Занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста (10 лет) и их родителей, не входит в кал...

Великобритания. Вводное занятие для начинающих изучение языка

Вводный урок-знакомство с использованием ИКТ...

РУКА, ОТКРЫТАЯ ДОБРУ Конспект вводного занятия по изучению дактиля (пальцевой азбуки) для учащихся 4В класса ГБОУ средней школы № 365 (слышащие дети)

Конспект вводного занятия по изучению дактиля (пальцевой азбуки) для учащихся 4В класса ГБОУ средней школы № 365 (слышащие дети) Занятие строится на принципах интеграции учебной и внеучебной деят...

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...