РУКА, ОТКРЫТАЯ ДОБРУ Конспект вводного занятия по изучению дактиля (пальцевой азбуки) для учащихся 4В класса ГБОУ средней школы № 365 (слышащие дети)
план-конспект занятия (4 класс)

Белая Яна Анатольевна

Конспект вводного занятия по изучению дактиля (пальцевой азбуки) для учащихся 4В класса ГБОУ средней школы № 365 (слышащие дети)

 

Занятие строится на принципах интеграции учебной и внеучебной деятельности, так как работа учителя и воспитателя в тандеме наиболее плодотворно сказывается на формировании личностных качеств учащихся. Поэтому начало занятия – это индукция, отсыл к ранее проводившимся урокам по теме «Притча. Сочинение-притча по видеосюжету»

 

Цель:

Создание условий для формирования толерантного сознания учащихся путём обучения способам коммуникации со слабослышащими и глухими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruka_otkrytaya_dobru.docx374.14 КБ

Предварительный просмотр:

РУКА, ОТКРЫТАЯ ДОБРУ

Конспект вводного занятия по изучению дактиля (пальцевой азбуки) для учащихся 4В класса ГБОУ средней школы № 365 (слышащие дети)

Занятие строится на принципах интеграции учебной и внеучебной деятельности, так как работа учителя и воспитателя в тандеме наиболее плодотворно сказывается на формировании личностных качеств учащихся. Поэтому начало занятия – это индукция, отсыл к ранее проводившимся урокам по теме «Притча. Сочинение-притча по видеосюжету»

Цель:

Создание условий для формирования толерантного сознания учащихся путём обучения способам коммуникации со слабослышащими и глухими людьми.

Задачи:

- дать возможность осознать необходимость поиска способа включения «особенных» людей в общую коммуникацию

- расширить представление детей о языке как средстве общения, о различных способах вербального и невербального общения

- познакомить с основами пальцевой речи и некоторыми правилами дактилирования

- создать условия для совершенствования социальных и поведенческих навыков

Ход занятия.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

Наше занятие сегодня называется «Рука, открытая добру». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (Слушаем прогнозы детей)  Какие интересные предположения! Но я вам не скажу, правы ли вы. Я хочу, чтобы в конце занятия вы сами объяснили мне это название.

  1. ИНДУКЦИЯ, ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
  1. В начале занятия детям предлагается пересмотреть видеосюжет «Мальчик и мячик» (https://vk.com/doc218993953_443062329), а затем прочитать с экрана текст:

Затем задаются вопросы:

– Какие слова у вас ассоциируются с просмотренным и прочитанным? (слова записываются на доске: доброта, дружба, сочувствие, помощь, одиночество…)

– Чем похожи ситуации видеосюжета и мини-рассказа?  (В обеих ситуациях все вместе стараются сделать человека неодиноким, почувствовать себя равным и нужным и т.п.)

Вывод: ограниченность чьих-то возможностей не должна быть поводом ограничения ОБЩЕНИЯ (упор делается на слово «общение», т.к. это подводит к следующему этапу занятия).

  1. БЕСЕДА:

– А что такое общение? (Читаем словарную статью: Общение – обмен сообщениями, идеями, чувствами и взаимодействие между людьми.)

– А когда люди общаются, они используют какой-то язык. Какие языки общения вы знаете? (русский, финский…)

– Но только ли словами общаются люди? (нет, они ещё показывают знаки, рисунки, выражают чувства при помощи музыки и т.д. – в ходе беседы важно выяснить, что существует множество невербальных систем передачи информации: таблицы, схемы, дорожные знаки, искусство, звуковой сигнал – например, свист – жесты, сигналы флажками, световые сигналы и др.)

Вывод: бывают ситуации, когда невозможно использовать слово для передачи информации.

  1. ЗНАКОМСТВО С ПАЛЬЦЕВОЙ АЗБУКОЙ И ПРАВИЛАМИ ДАКТИЛИРОВАНИЯ
  1. К просмотру предлагается ещё один видеосюжет  – о том, как весь класс выучил язык жестов ради глухого одноклассника (https://www.youtube.com/watch?v=LMEQG5vLGvI)

Обсуждение:

Если в нашем классе появится такой человек, как мы могли бы помочь ему стать «своим»? (Можем выучить жестовый язык)

Но жестовый язык – это более 10 тыс. слов-жестов. Сможешь ли ты сразу овладеть ими? (нет, наверно…)

Сколько жестов можно выучить за одно занятие? (…) А общаться нужно сразу! Что будет делать глухой? Ждать, пока ты выучишь эти свои три жеста? А если то слово, которое нужно прямо сейчас, ты ещё не выучил? (Можно написать на бумаге или на доске)

Да, можно. Если даже на прогулку ты берёшь с собой ручку и тетрадь. Правда, такое общение, письменное, не получится живым. Когда пишешь – не видно глаз, мимики лица, которая так нужна глухому человеку для «разговора»…

  1. Разучивание первых букв.

И тут нам на помощь приходит волшебный ДАКТИЛЬ. Что же это такое?

C:\Users\ovin\Desktop\Без названия.jpg

 Дактилос – по-гречески «палец», и так же называется пальцевая азбука.

В ней каждую букву можно показать особым пальцевым знаком, как показано на таблицах, лежащих у вас на партах. Таким образом можно как бы «писать» слова, но не ручкой на бумаге, а пальцами в воздухе. Давайте попробуем выучить несколько букв (разучиваются буквы А, О, М)

  1. Правила дактилирования.

Вот теперь мы можем «написать» пальчиками целое слово: МАМА. Только для этого нужно усвоить несколько простых правил (текст на экране):

- дактилируем правой рукой (поднимите руку вот так: предплечье вверх, вертикально)

- кисть руки не закрывает лицо

- рука движется от плеча к носу (справа налево)

- глаза обращены на собеседника.

4. Дактилирование слова «мама»

5. Разучивание букв Ш, К, Л

Давайте составим ещё одно слово6 ШКОЛА. Каких букв нам для него не хватает?

Сейчас мы их выучим (учим, дактилируем)

6. Работа в парах (самостоятельное изучение таблицы дактильной речи).

А сейчас нужно каждому при помощи таблицы научиться дактилировать своё имя и имя соседа по парте. Покажите друг другу то, чему смогли научиться.

(учитель оказывает индивидуальную помощь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия кружка "Умелые руки"

Занятие способствует формированию представления детей о работе кружка. Знакомить учащихся с видами ручных работ.Обобщает и расширяет представления детей о рукоделии....

Конспект коррекционного занятия, тема:" Полет на планету «Память»", для учащихся 1 класса

Учащиеся знакомятся с понятием  «память» и ее видами. Занятие способствует развитию слуховой, зрительной, двигательной памяти....

вводное занятие по изучению ПДД

вводное занятие по изучению с детьми правил дорожного движения, основные термини и понятия....

Конспект внеурочного занятия по духовно – нравственному воспитанию «Азбука добра» 3 класс

Конспект внеурочного занятия по духовно – нравственному воспитанию «Азбука добра» 3 классТема -  «Правила поведения в школе, в классе».Цель: воспитание культуры пове...

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Грибы"

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру на тему во 2 классе на тему"Грибы"...

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича статья на тему "Подвижные игры на уроках окружающего мира во 2 классе".

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича статья на тему "Подвижные игры на уроках окружающего мира во 2 классе"....