Программа внеурочной деятельности по учебному предмету "Азбука безопасности"
рабочая программа по обж (1 класс)

Сергеева Елена Сергеевна

Цель программы: способствовать осуществлению практико - ориентированного  обучения  детей  основам  безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.

Задачи:

  • Формировать умения работы с различными источниками «Юный инспектор дорожного движения» знаний;
  • Использовать современные формы и способы обучения и воспитания  детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения;
  • Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося;
  • Выявить  личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика;
  • Вовлечь  обучающихся в активную  социально значимую деятельность  посредством развития их инициативы и самостоятельности,  творческих  способностей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Азбука безопасности»

    Рабочая программа учебного предмета «Азбука безопасности»  рассчитана на 35  часов  по 1 часу в неделю .

Уровень программы –базовый

Классификация программы – модифицированная.

Цель программы: способствовать осуществлению практико - ориентированного  обучения  детей  основам  безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.

Задачи:

  • Формировать умения работы с различными источниками «Юный инспектор дорожного движения» знаний;
  • Использовать современные формы и способы обучения и воспитания  детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения;
  • Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося;
  • Выявить  личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика;
  • Вовлечь  обучающихся в активную  социально значимую деятельность  посредством развития их инициативы и самостоятельности,  творческих  способностей;

Рабочая программа разработана на основании:

-Федерального компонента образовательного стандарта общего образования  в образовательных учреждениях.

-На основе авторской программы  внеурочной деятельности  Д.В.Григорьева, П.В.Степанова

-Учебного плана общеобразовательного учреждения

- БУП 2009года.

Рабочая программа разработана на основании примерной рабочей программе по неурочной деятельности.

Обоснование выбора программы.

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Азбука безопасности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;        
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы организации образовательного процесса:

Уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города.

   

Виды и формы контроля

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • участие в конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;
  • выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.

Уровни воспитательных результатов

Социальные знания

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

  • правила дорожного движения, значимость их выполнения;
  • сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части;
  • сигналы светофора и регулировщика;
  • правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог;
  • виды транспорта, правила движения на велосипедах;
  • правило безопасного поведения при следовании железнодожным транспортом, обязанности пассажира;
  • дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные);
  • о работниках ГИБДД, их обязанностях;
  • культура поведения граждан на улице, в общественных местах;

режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья.

  • ценить жизнь свою, близких  и окружающих людей;
  • заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких  и окружающих людей через общественные действия и мероприятия;
  • быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни;
  • дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками;
  • бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома;

 

  • правильно переходить дорогу, перекрёсток;
  • выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования;
  • различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними;
  • передвигаться на  велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё;
  • применять полученные знания на практике  по ПДД и ОБЖ;

 

 

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Юные инспектора дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебно-тематический план

№ п/п                                    Раздел и тема

Кол-во часов

ЦОР

Дата

Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности.

8

  1. (1)

Пешеходы, пассажиры и водители – участники дорожного движения.

1

  1. (2)

Правила движения пешеходов.

1

  1. (3)

Безопасный путь в школу.

1

  1. (4)

Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой».

1

  1. (5)

Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.

1

  1. (6)

 Движение пешеходов группами.

1

  1. (7)

Занятие на транспортной площадке.

1

  1. (8)

 Внимание, опасность!

1

презентация

Раздел 2:     Дорога. Правила перехода дороги.

13

  1. (1)

Дороги бывают разные.

1

  1. (2)

Дорога за городом.

1

  1. (3)

Дорожная разметка.

1

  1. (4)

Части дороги.

1

презентация

  1. (5)

Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка.

1

  1. (6)

Перекресток.

1

  1. (7)

Светофоры для водителей и пешеходов.

1

  1. (8)

Светофор регулирует движение.

1

  1. (9)

Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».

1

  1. (10)

Правила перехода дороги.

1

  1. (11)

Викторина «Дорожный калейдоскоп».

1

презентация

  1. (12)

Конкурс рисунков «Я и дорога».

1

  1. (13)

Разбор дорожных ситуаций.

1

Раздел 3:  Дорожные знаки

7

  1. (1)

Наши друзья – дорожные знаки.

1

презентация

  1. (2)

Запрещающие знаки.

1

  1. (3)

Предупреждающие знаки.

1

  1. (4)

Предписывающие знаки и знаки особых предписаний.

1

  1. (5)

Информационные знаки

1

  1. (6)

Изготовление макетов дорожных знаков.

1

  1. (7)

Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки».

1

презентация

Раздел 4:   Маршрутные транспортные средства.

Безопасность пассажиров.

5

  1. (1)

Виды транспортных средств общего пользования.

1

  1. (2)

Правила ожидания транспортного средства.

1

  1. (3)

Правила посадки и высадки из общественного транспорта.

1

  1. (4)

Переход дороги после выхода из общественного транспорта.

1

  1. (5)

Поведение пассажиров в салоне автобуса.

1

  1. (1)

Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено».

1

  1. (1)

Экскурсия: «Виды дорожной разметки».

1

ИТОГО:

35

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

   Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» во втором  классе ученик

научится:

- отличать проезжую часть улицы от тротуара;

- правильно ходить по улицам и дорогам;

- переходить проезжую часть;

- понимать сигналы светофора;

- понимать некоторые дорожные знаки;

- выбирать место для игр.

получит возможность научиться:        

- составлять безопасный маршрут от дома до школы;

- отличать виды пешеходных переходов;

- отличать виды перекрестков;

- «разговаривать» с улицей при помощи дорожных знаков.

Учебно-методический комплект.

  1. Методические пособия для учителя:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Агаркова Н. В.,

«Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика».

2007.

Волгоград: «Учитель»,

2

С.И.Волкова.,

 «Математика и конструирование»:1 – 4 кл.

2007.

М.: Просвещение,

  1. Пособия для учащихся

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина.

«Математика и конструирование. Пособие для учащихся. 1 класс».

2010.

М.: Просвещение

2

 

1)Литература, использованная при подготовке программы:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Жикалкина Т.К.

 «Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы»

2008

М.: Просвещение

2

Виноградова Н.Ф.

 Сборник программ внеурочной деятельности, 1-4 класс

2011

М.: Винтана-Граф

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
    года, № 196-ФЗ.
  2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
    Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
    Введены в действие с 1.07.2003 года.
  3.  Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
  4.  «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
    травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
  5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
  6.  В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
  7. Н.Е. Щуркова  Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
  8. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
  9. Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
  10. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО»,  2006 – 224 с.
  11. Н.А. Максименко Дарите детям любовь  Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.
  12. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
  13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
  14. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

  1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  3. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  4. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.
  5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  7. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
  8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
  2. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): – М.: Просвещение, 2006.
  3. Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. – М.: Мнемозина, 2007.
  4. Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. – М.: Мнемозина, 2005.
  5. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл.: Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  6. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
  7. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса./Козловская Е.А., С.А. Козловский – М.: Издательский Дом Третий Рим.
  8. Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва, 1997.
  9. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
  10. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк. в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  11. Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  12. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
  13. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
  14. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
  15. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
  16. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Информация о фирмах, предлагающих учебно-методические пособия по ПДД:

  • Производственное объединение «Зарница» www.zarnitza.ru (495) 995-69-24, 724-82-40, 8-917-283-84-86
  • Компания «Профтехнология»  www.profteh.com (495) 746-38-06, 518-20-46, 158-44-41

Видео- материалы

  • Дорога полна неожиданностей  (5 частей)

DVD -  материалы

  • Добрые дороги детства
  • Инспектор  Праводор 
  • Видео уроки: Учим правила дорожного движения Л (ИДДК)

Аудио- материалы

  • ПДД  для детей  (кассета) 
  • Дорожные приключения (сказка) / СИ ДИ Клуб (диск) 

СD  диски

  • ПДД для детей / Новый диск 
  • ПДД для школьников / Новый диск 
  • ПДД. Виртуальная автошкола 
  • ПДД  для малышей / ИДДК 
  • ПДД. Образовательное пространство ДОУ / Учитель, 2011 

Содержание  тем учебного курса.

Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности (8 ч)

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель). Уважение друг к другу – одно из главных условий безопасности на дороге.

Правила движения пешеходов по тротуару. Знакомство с дорожным знаком «Пешеходная дорожка» (4.5).

Безопасный путь в школу.

Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.

Движение пешеходов группами. Правила поведения детей при движении в группе.

Движение по дорогам может быть безопасным и опасным, причины ДТП. Решение практических и учебных задач на изучаемую тему.

Раздел 2:   Дорога. Правила перехода дороги.  (13 ч)

Дороги бывают асфальтовые и грунтовые.

Дорога за городом имеет проезжую часть и обочины.

Части городской дороги: тротуары и проезжая часть с полосами движения. По краю тротуара проложен бордюр.

Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, обозначение остановки транспортного средства общего пользования).

Пешеходная и велосипедные дорожки.

Перекресток

Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Светофоры транспортный  пешеходный, их внешний вид и назначение. Светофор – основная часть регулируемого перекрестка. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями.

Скрытые опасности на дороге.  Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.

Правила перехода дороги в отсутствии пешеходного перехода и на перекрестках. Типичные ошибки пешеходов при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом.

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.

Раздел 3: Дорожные знаки (7 ч.) 

Наши друзья – дорожные знаки.  Назначение дорожных знаков, их классификация. Повторение дорожных знаков, изученных в 1 классе. Выбор знака для обозначения пешеходного перехода. Места установок дорожных знаков.  Группы дорожных знаков, их внешний вид, отличие, назначение.

Предупреждающие:  «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).

Запрещающие:  «Движение на велосипедах запрещено»,  «Движение пешеходов запрещено».

Предписывающие знаки и знаки особых предписаний.

Информационные знаки.

Изготовление макетов дорожных знаков.

Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.

Раздел 4:  Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. (5 ч.)

 Транспортные средства общего пользования. Знакомство с понятием «остановка». Остановка  общественного транспорта — зона  повышенной опасности. Правила ожидания транспортного средства. Обозначение остановок транспортных средств (указатель, дорожные знаки). Знакомство с дорожными знаками: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (5.16); «Место установки трамвая» (5.17). Правила посадки и высадки пассажиров автобуса. Правила безопасного перехода дороги после выхода из транспортных средств общего пользования. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства Поведение пассажиров в салоне автобуса.

Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено». (1ч.)

Экскурсия по городу: «Виды дорожной разметки» (1ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя безопасность"

Рабочая образовательная программа по организации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения «Моя безопасность» для 2 класса....

Программа внеурочной деятельности по пожарной безопасности для младших школьников на 2014 – 2015 учебный год «Огонёк»

В программе представлена работа дружины юных пожарных в начальной школе на учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс...