Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
статья по обж

Уланова Юлия Дмитриевна

В современной теории и практике обучения одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся младших классов. Педагоги не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными. В связи с этим актуальность темы нашей курсовой работы очевидна и своевременна.

Изучением проблемы эмоциональных расстройств в детском возрасте занималось большое количество ученых, таких как Рубинштейн С.Л., Петровский А.В., Захаров А.И., Дубровина И.В., Лаут Г.В., Степанов В.Г., Буянов М.И., Прихожан А.М., Еникеева Д.Д., Лютова Е.К., Шишова Т.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnye_narusheniya_v_mladshem_shkolnom_vozraste.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте

В современной теории и практике обучения одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся младших классов. Педагоги не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными. В связи с этим актуальность темы нашей курсовой работы очевидна и своевременна.

Изучением проблемы эмоциональных расстройств в детском возрасте занималось большое количество ученых, таких как Рубинштейн С.Л., Петровский А.В., Захаров А.И., Дубровина И.В., Лаут Г.В., Степанов В.Г., Буянов М.И., Прихожан А.М., Еникеева Д.Д., Лютова Е.К., Шишова Т.

Общее представление об эмоциях

Человек, как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих действий и поступков, изменяющих его во взаимоотношении с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций.

Дадим определение понятия эмоции.

Эмоции (от лат. – потрясаю, волную) – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минут.

Чувства, в отличие от эмоций, характерны только человеку.

Чувства - устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека.

Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоции, чувства человека – это более или менее сложные образования. Чувства основываются на данных органической аффективной чувствительности (преимущественно интероцептивной, отчасти проприоцептивной), но они не сводятся к ним.

Предварительно эмоции можно охарактеризовать несколькими показательными признаками. Во-первых, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п.

Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимися в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с другой; в результате чего индивид настраивается для соответствующего действия или, наоборот, противодействия.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции, как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Таким образом, источником возникновения эмоций и чувств человека являются его разнообразные потребности.

В психологии существуют различные подходы к классификации эмоций.

1.По удовлетворению (неудовлетворению) потребностей:

 - положительные (радость, ликование, восторг);

 - нейтральные (безразличие, любопытство);

 - отрицательные (скука, горе, отчаянье, тоска, злость).

П. В. Симонов наряду с положительными и отрицательными выделяет еще смешанные эмоции – это когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные и отрицательные оттенки, например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов».

2. По характеру потребности:

- низшие, связанные с удовлетворением (неудовлетворением) органических потребностей;

 - высшие, связанные с удовлетворением (неудовлетворением) духовных потребностей.

3. По действию на организм (немецкий философ И. Кант):

- стенические - повышают активность, энергию, жизнедеятельность (радость, гнев):

- астенические – замедляют активность и жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние).

4.По силе, длительности, глубине:

- настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающие в течение длительного периода времени психические процессы и поведение человека;

- аффект – кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва;

- страсть – длительное, устойчивое, глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

- стресс – эмоциональное состояние, возникающее в необычно трудной ситуации, переживается с большой внутренней напряженностью.

Психологически и физически здоровый человек испытывает огромное разнообразие эмоций и чувств. Здоровую личность характеризует эмоциональное благополучие. А не совсем здоровую – его отсутствие. В чем суть эмоционального благополучия?

Эмоциональное благополучие может быть определено как положительная направленность эмоционального самочувствия.

В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих. В совокупности они представляют собой пять уровней общего эмоционального благополучия человека. Дадим им краткую характеристику:

- эмоция удовольствия — неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

- переживание успеха — неуспеха достижения целей;

- переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта;

- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними;

- переживание оценки другими результатов активности.

Эмоциональное неблагополучие - это отрицательное эмоциональное самочувствие человека, которое может возникнуть в разных случаях: при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, при отвращении к определенной пище, при неудовлетворенности человека отношением к нему окружающих людей.

Эмоционально благополучие и неблагополучие проявляется во внешнем облике человека: в мимике (выразительных движениях мышц лица), в пантомимике (выразительных движениях всего тела) и в «вокальной мимике» (выражении эмоций в интонации, тембре, ритме).

Итак, эмоции – это переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям или самому себе. Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать различные нарушения в нервной и других системах организма. Об эмоциональных нарушениях речь пойдет ниже.

Нарушения в эмоциональной сфере человека

Знаменитый психиатр П. Б. Ганушкин писал, что между здоровьем и болезнью нельзя провести никакой определенной грани, что между нормальными и патологическими явлениями возможны самые разнообразные и многочисленные переходные ступени. Рассмотрим их.

Ситуативные или эпизодические эмоциональные нарушения характерны практически для каждой личности. Причинами их возникновения могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и многое другое.

Ситуативные (эпизодические) эмоциональные нарушения могут перейти в устойчивые эмоциональные нарушения, которые в свою очередь под влиянием постоянно действующих факторов, могут перерасти в невротические, а затем и в патологические эмоциональные нарушения. Последовательность развития эмоциональных нарушений можно представить в виде следующей схемы.

Ситуативные (эпизодические) эмоциональные нарушения         устойчивые эмоциональные нарушения         невротические эмоциональные нарушения        патологические эмоциональные нарушения.

В данном исследовании нас в большей степени будут интересовать ситуативные и устойчивые эмоциональные нарушения, но не болезненные. Иногда их называют пограничными эмоциональными состояниями, так как их не возможно однозначно отнести ни к здоровью, ни к болезни. Их мы и рассмотрим более подробно.

Из нарушений настроения наиболее часто встречается эйфория и дисфория. Эйфория - приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Человека, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого. Дисфория - расстройство настроения, с преобладанием злобно - тоскливого, угрюмо-недовольного при общей раздражительности и агрессивности. Человека в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

К эмоциональным нарушениям относятся: дистресс — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье; страх - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.); тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность; депрессия - это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее), двигательной заторможенностью.

П. Б. Ганушкин выделяет такие пограничные психические состояния, которые принято называть психопатиями.

Психопатия – это расстройство личности, которое характеризуется непринятием социальных норм, повышенной агрессивностью, импульсивностью, неумением формировать свои привязанности. Одной из причин возникновения пограничных психических состояний является переживание. Переживание – это комплекс ярко окрашенных в отрицательный эмоциональный тон представлений, связанных с каким-либо событием в жизни человека.

 Психопатии бывают: психоастеническая, которая характеризуется повышенным уровнем тревожности, боязливостью, неуверенностыо в себе, крайне повышенной чувствительностью к психотравмируюшим обстоятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях; возбудимая характеризуется повышенной раздражительностью, постоянным пребыванием в состоянии психического напряжения, взрывной эмоциональной реактивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости; истическая характеризуется жаждой признания, т.е. стремление проявить свою значимость; паранойяльная характеризуется повышенной склонностью к «сверхценным идеям». Психопатии – это состояния, которые чаще всего начинают появляться уже в подростковом возрасте. Выявляет данные состояния личности психиатр.

Любые эмоциональные нарушения чаще всего не проходят самостоятельно. Если не обращать на них внимания, то они утяжеляются, вследствие чего ухудшается прогноз. Помочь человеку в данной ситуации сможет только специалист (психолог или психиатр).

Эмоциональные нарушения (расстройства) могут встречаться в жизни каждого человека, в том числе и у ребенка. Какие эмоциональные нарушения характерны для ребенка младшего школьного возраста? Каковы причины их возникновения? Ответы на эти вопросы представим в следующей главе нашего курсового исследования

 

Виды эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте

Младший школьник – это ребенок 7-11 лет. Развитие происходит главным образом в учебной деятельности. Качественными приобретениями данного возраста, по мнению  Д. Б. Эльконина, являются: произвольность, внутренний план действий, рефлексия. В учении проявляется самоконтроль. Основными характеристиками эмоционально-волевой сферы являются: высокая эмоциональность, непосредственность, смена настроения, склонность к аффектам; развитие моральных и интеллектуальных чувств; общая недостаточность внимания, настойчивости, сдержанности. Эти негативные эмоциональные состояния появляются у младшего школьника под влиянием нескольких факторов.

Факторами называются те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления.

Ученые выделяют биологический и социальный факторы развития. К биологическим факторам относят наследственность и врожденность. К социальным факторам относятся: окружающая среда, социальная среда, а так же семейное воспитание и обучение в школе. Рассмотрим подробнее значение и действие биологического и социального факторов на эмоциональное развитие ребёнка.

Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей. Естественно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, но их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.

Социальный фактор включает в себя широкую социальную среду и ближайшее окружение ребёнка (семью, обучение в школе). Для младшего школьника важными являются семейная и школьная среда.

Очень важный фактор эмоциональной сферы ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет как «качество» семьи, так и ее воспитательная способность. Семья,  которая неспособна воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Руководящая роль в формировании правильного поведения младших школьников принадлежит взрослым. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных и перенимает нормы их поведения. Поэтому родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

 Важным фактором социальной среды является влияние школы. С одной стороны, с поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на то, что ученик «должен», а не на то, что он «хочет». С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающее воспринимают его как школьника. Естественно, такое положение вызывает амбивалентные переживания: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником. Эти противоречия могут порождать фрустрацию. Фрустрация (от лат. – обман, тщетное ожидание) – психологическое состояние, характеризующиеся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения.

 У эмоциональных нарушений, как и у физических заболеваний, есть свои симптомы. Можно выделить следующие симптомы эмоциональных нарушений у детей.

1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (неуравновешенность, возбудимость, бурные аффективные реакции, негативизм, упрямство, неуступчивость, конфликтность, жестокость, устойчивое негативное отношение к общению, «застревание» на отрицательных эмоциях, эмоциональная холодность, отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах).

 2. Особенности внутреннего мира (острая восприимчивость,  впечатлительность,  болезненная чувствительность,  наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей, тревожность,  мнительность).

Доктор психологических наук И.В. Дубровина условно выделила три наиболее выраженные группы детей, имеющие проблемы в эмоциональной сфере:

- агрессивные дети;

- эмоционально расторможенные дети;

- слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети.

Рассмотрим особенности трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, мы обращаем внимание, прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Теперь рассмотрим подробнее такие эмоциональные нарушения, как агрессия и тревожность.

Дадим определение агрессии, как форме поведения.

Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющие физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности.

Дадим определение агрессии как эмоциональному состоянию.

В биологическом смысле агрессия возникает как страх в ответ на угрожающее обстоятельства существования, при котором препятствие должно быть каким-то образом устранено или уничтожено. 

    Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессивность относится к нарушению социального поведения. Характерным признаком агрессивного поведения является преднамеренное нарушение личных прав других людей с целью нанесения им ущерба.

В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию. Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы («Я тебя догоню, покусаю; посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один», и даже оскорбления и унижения другого.) Традиционными «детскими» формами  вербальной агрессии являются дразнилки («Ябеда-корябеда»).

Физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном и младшем школьном возрасте это могут быть: разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребёнок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги); уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребёнок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слёзы её владельца); непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка). Как уже говорилось выше, что агрессивное поведение может встречаться в жизни каждого ребенка. Но, говоря об агрессии, как об эмоциональном нарушении, стоит обратить внимание на степень ее проявления, длительность и характер последствий.

     

Теперь рассмотрим такое состояние детей, как тревожность.

Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоционально состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Тревожность связана со страхом, но отличается от него. Страх – это реакция на близкую, реальную опасность, а тревожность – это реакция на то, что могло бы произойти.

Тревожность может усиливаться во время стресса или кризиса, так же она может повышаться и при длительном психоэмоциональном напряжении. Состояния тревожности сопровождаются определенными физиологическими симптомами, такими как: учащенное сердцебиение, тошнота, дрожание колен или рук, бледность или покраснение лица, мышечное напряжение, заторможенность, головные боли, диарея, странные мысли, чувство усталости, неконтролируемые вспышки гнева, кошмарные сновидения, и др. У каждого ребёнка могут быть свои, один или несколько признаков из приведенного списка.

Как считают многие исследователи, например, доктор психологических наук А.М. Прихожан, за последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. А. М. Прихожан трижды изучала содержание страхов и тревог у детей: в 1979-1982, в 1989-1992 и в 1996-1997 гг. Из этих исследований выяснилось, что в конце 70-х начале 80-х гг. основные «пики» тревожности и страхов фиксировались на школьных проблемах [14, с.96]. Половые различия проявлялись в основном во времени интенсивного переживания «архаических» страхов. В исследованиях 1989-1992 гг. выявились половые различия. У девочек наибольшую тревогу вызывают проблемы семьи, отрицательные переживания родителей. Мальчиков в большей степени волновало недовольство со стороны родителей и возможность глобальных катастроф. В результатах исследований 1996-1997 гг. отмечено, что увеличилось число доминирующих страхов, увеличилась выраженность «архаических» и «магических» страхов, боязнь физического насилия. Похожие данные были получены в результате массового изучения тревог и страхов детей А. И. Захаровым. Выяснилось, что в младшем школьном возрасте в наибольшей степени оказался выраженным страх, связанный со школой, причем он конкретизировался в боязни опоздать в школу, что характерно для 92% девочек. Кроме того, ярко выраженными оказались магические страхи, боязнь несчастья, беды.

Учителю и школьному психологу необходимо наблюдать за эмоциональными состояниями младшего школьника, оказывать своевременную помощь.

Как взаимодействовать с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, и чем им можно помочь, мы рассмотрим в следующем пункте.

Работа педагога с детьми, имеющими эмоциональные нарушения

Если в классе имеются дети с эмоциональными нарушениями, то педагогу, работающему с этим классом, предстоит очень тяжелая задача. Ему надо предотвратить дальнейшее развитие нарушения.

Существует множество методик взаимодействия педагога с детьми по преодолению нарушений в эмоциональной сфере младшего школьника. Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

Взаимодействие педагога с агрессивными детьми.

Как мы уже  говорили,  агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.

 Вспомним определение агрессивности. Агрессивность – свойство личности, выражающиеся в готовности к агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Поскольку поведение агрессивных детей связано с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева является одной из самых важных проблем, которая стоит перед педагогами.

Гнев – чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

Представим некоторые способы выражения гнева, которые педагоги и родители могут использовать в своей практике. По мнению Вирджинии Н. Квинн существуют 4 основных способа выражения гнева.

Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Такое выражение гнева получило название переноса. Например, гнев можно выражать с помощью игры или рисунка.

Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.

Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

К позитивным способам выражения гнева относятся следующие способы.

Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

Вежливость в обращении.

Стремление найти конструктивное решение.

Детские психологи рекомендуют педагогам и родителям множество упражнений для обучения ребёнка умению выражать свой гнев. Например, «Шла Саша по шоссе» или игра «Обзывалки».  Методика их проведения представлена в приложении.

В специальной литературе можно найти советы родителям, рекомендованные Метью Мак-Кейем, Питером Роджерсом и Юдисом Мак-Кейем. Назовём их.

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверено.

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко  вывести из равновесия.

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

К некоторым, особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и приготовить ребенка к предстоящим событиям.

Теперь рассмотрим, как работать педагогу с тревожными детьми.

Как нам уже известно, тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойства в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к ним не располагают.

Тревожным детям, так же как и агрессивным, тоже нужна помощь. Работу с таким детьми желательно проводить в трех направлениях:

- повышение самооценки;

- обучение умению снимать мышечное напряжение;

- отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях

Для борьбы с тревожностью, обычно используются различные упражнения и игры. Их можно найти в специальной литературе. Например, упражнение «Царская семья» описано в книге Е.К. Лютовой «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». Методика поведения представлена в приложении.

Как показывает практика, родители тревожных детей часто предъявляют к ним такие требования, которые ребенок не в состоянии выполнить. И это может быть одной из причин возникновения тревожности, о которых следует говорить с родителями в индивидуальных беседах.

Родителям тревожного ребёнка следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях. Нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Очень важно выработать единодушный подход к ребенку воспитателей и родителей. Для снятия напряжения рекомендуется чаще применять тактильный контакт с ребенком: обнимать, поглаживать.

Таким образом, для работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, нужен индивидуальный подход и использование различных методов и методик. В первую очередь, учитель начальных классов должен сотрудничать со школьным психологом и родителями ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста

Статья на тему: "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста...

Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

По предмету: основы невропатологии и психопатологии  На тему: Особенности  эмоциональной сферы детей  младшего школьного возраста...

Сюжетно-ролевая игра и драматизация как средство социализации детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста

В данной презентации представлена информация из опыта работы на тему  "Сюжетно-ролевая игра и драматизация  как средство социализации детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста"...

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....

Научная разработка на тему "Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики (танцевальной аэробики)"

Актуальность темы проявилась в том, что младший школьный возраст это период вторичной социализации, когда меняется весь образ жизни ребенка. Поступление в школу требует от него большого эмоционального...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста

В презентации представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения...