Проектно- исследовательская деятельность как условие развития творческой активности на уроках ОБЖ
проект по обж

Никитина Наталья Ивановна

Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ специально не исследовалась. Развитию творческих способностей учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствуют применение на уроках ОБЖ различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Использование этого метода, помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

учителя

основ безопасности жизнедеятельности

(ОБЖ)

               Никитиной Натальи Ивановне

Тема проекта:  

Проектно- исследовательская деятельность как условие развития творческой активности на уроках ОБЖ

с. Крутоголово

2020 г.

Содержание

1. Актуальность проекта………………..…………………………………….3- 4

2.Проектно-исследовательская деятельность как условие развития творческой активности на уроках ОБЖ………………………………………5-8

3.Результативность использования проектно-исследовательской деятельности ……………………………………………………………….……..9

Заключение……………………………………………………………………….10

Приложение…………………………………………………………………..11-17


1. Актуальность проекта:

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность...» 

Бернард Шоу

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ специально не исследовалась. Развитию творческих способностей учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствуют применение на уроках ОБЖ различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Использование этого метода, помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

В то же время использование определенных форм и методов деятельности в процессе обучения ОБЖ может значительно повысить творческую активность школьника. Применение в образовательной области ОБЖ метода проектов способствует интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся, ее самовыражению в практике проектной деятельности. Кроме этого, работа над проектами позволяет учащимся выработать определенные навыки и приобрести опыт в области ОБЖ, а так же на практике осуществлять актуальные проблемы образования – гуманизм, интеграцию, дифференциацию, индивидуализацию. Таким образом, актуальность темы нашего исследования определяется повышением значимости проектирования в процессе жизнедеятельности человека, необходимостью формирования у школьников обобщенного умения проектировать свою деятельность.

Цель проекта: Определить роль метода проектов в образовательном процессе и проанализировать проектно- исследовательскую деятельность как условие развития творческой активности на уроках ОБЖ.

Задачи:

- Изучить и проанализировать литературу по теме «Образовательное проектирование в практике школы».

- Определить основные направления проектной деятельности школьников в курсе ОБЖ.

- Представить творческий отчет проектных работ.

Реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. На мой взгляд, одной из технологий, обеспечивающей достижение поставленных целей, является проектно-исследовательская деятельность.
Исследовательская работа для ученика – средство самореализации. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем болееличностно значимым будет его цель и результат. Таким образом, актуальность темы нашего исследования определяется повышением значимости проектирования в процессе жизнедеятельности человека, необходимостью формирования у школьников обобщенного умения проектировать свою деятельность
.

Почему метод проектов актуален и значим в современном образовательном процессе?

1. Неспособность старой системы образования в условиях информационного общества давать востребованные знания.

2. Формирование ключевых компетенций современного школьника для выполнения генеральной цели предмета ОБЖ.

3. Одна из главных задач современного учителя становится не передача ученику определённой суммы знаний, а умение научить ученика приобретать эти знания самостоятельно и применять их в жизнедеятельности.

Ради чего осуществляется проектная деятельность?

- Усиление роли в собственном образовании;

- Самореализация творческого потенциала школьников;

- Создание условий для исследовательской деятельности;

- Расширение возможностей для изучения курса ОБЖ.

На что направлена проектная деятельность?

- Обучение навыкам самообразования;

- Расширение круга общения при участии в телекоммуникационных проектах;

- Развитие коммуникативных качеств;

- Качественное освоение содержательных линий курса;

- Развитие творческой и исследовательской инициативы;

- Внедрение сетевых технологий в учебный процесс.

Какими способами, приёмами реализуется проектная деятельность?

- Постановка цели с постоянной корректировкой в процессе деятельности;

- Работа с учебной, научной и популярной литературой;

- Выбор дизайна, стиля, соответствующего основной идее проекта.

В исследованиях многих педагогов, психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. В связи с этим значимое место в своей педагогической практике я уделяю организации проектно-исследовательской деятельности на уроках ОБЖ. Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.


2. Проектно – исследовательская деятельность как условие развития творческой активности на уроках ОБЖ.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.

При изучении курса ОБЖ школьники формируют у себя умения ориентироваться в опасных ситуациях, а ориентировка содержательно соотносится с проектированием, так как включает представление о самом действии, способах его выполнения и предполагаемом результате. В то же время, как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Конечно, знать основополагающие принципы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях нужно и важно, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность. Ведь нет, и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой, можно было бы, не задумываясь, выбрать правильный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.Кроме этого, курс содержит необходимую информацию о здоровом образе жизни, важным критерием которого является высокий уровень духовного здоровья. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с самим собой, с родными, друзьями и обществом, умением моделировать и прогнозировать события и составлять программу своих предстоящих действий. Таким образом, умение проектировать предстоящую деятельность является одним из важных средств достижения высокого уровня духовного здоровья.

Рассматривая проектирование как творческую деятельность, можно отметить, что, подготавливая себя к возникновению чрезвычайных ситуаций, школьники разрабатывают свой, индивидуальный стиль поведения, формируют у себя особенный, присущий только одной личности в конкретной ситуации поведенческий акт. Каждый разработанный проект предстоящих действий является результатом творческой деятельности каждого учащегося. Процесс формирования у учащихся умения проектировать предстоящую деятельность осуществляется мною через следующие этапыориентировочный, подготовительный, вербальный, творческий, результативный.

Использование проектного образования позволяет индивидуализировать обучение, актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников, позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе, помогает выполнять работу в собственном ритме и использовать полученные знания в практическом применении.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт вопросы, направляет, поддерживает и координирует работу, но для учащихся он партнер по обучению. Ученики же получают новую роль - «исследователи».

Мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Всегда в беседе с учащимися использую открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание. Улыбка передаёт наши мысли, отношения и чувства к ребёнку. Ведь она идёт только от доброго сердца, служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому, к кому она обращена. Думаю, что ученик в таких условиях будет развиваться как личность. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который является важнейшим качеством личности. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе. А отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, настойчивым, уметь четко объяснять свои мысли. Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
- они умеют самостоятельно работать с источниками знаний;

- ведут экспериментальную практическую работу;

- понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
- активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог.

Передо мной, как перед учителем, на каждом уроке, стоят вопросы:
-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?

-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?

-Как создать для учеников ситуацию успеха и веру в их силы?

Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтоб каждый добился успеха в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным ученикам. На моих уроках воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий. В результате мои ученики создают плакаты, буклеты, презентации, видеоролики, комплекты пособий по безопасности в условиях ЧС.

В работе я использую следующие приемы, включаемые в учебно-воспитательный процесс по ОБЖ как в урочное, так и во внеурочное время:

- выполнение учащимися творческих работ по курсу ОБЖ (написание рассказов и сочинений), в содержании которых присутствует план деятельности;

- выполнение учащимися рисунков, раскрывающих какое-либо событие или ситуацию, а также рисунков, иллюстрирующих конкретную деятельность;

- выпуск стенгазет на основе информации, полученной из газет, телевидения, радио, глобальной сети Интернет;

- использование проблемных ситуаций, при решении которых необходимо разработать план предстоящей деятельности;

- использование готовых алгоритмов, содержащих указания для выполнения конкретной деятельности (поведенческих действий) по выходу из ЧС;

- применение незаконченных проектов деятельности в конкретной ситуации;

- использование творческих заданий «Разработай проект».

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, информационные и практико-ориентированные проекты. 

Долгосрочный групповой проект «Школа выживания»

(Приложение 1)

Данный проект реализуется в МБОУ школе с. Анучино с 2013 года. Положение «О школе выживания» разработано учителем ОБЖ.

Цель проекта: пропаганда и популяризация среди учащихся здорового и безопасного образа жизни, проверка уровня и качества практической подготовки, учащихся по программе курса ОБЖ.

В результате у обучающихся формируются:

сознательное, ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;

- практические умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;

- стремление к здоровому образу жизни;

- закрепляются знания, умения и навыки по предмету.

Групповой социальный проект «Курить не модно»

(Приложение 2)

В МБОУ школе с. Анучино этот проект был реализован в 2017 году в рамках районного конкурса социальных проектов «Я- гражданин России», где занял 3 место.

В рамках данного проекта были проведены мероприятия, направленные на борьбу с курением, с использованием конкурсных программ, соревнований, профилактических бесед, тренингов. Оформлен стенд о здоровом образе жизни и снят видеоролик «Все зависит от вас самих». Проект сохранил свою актуальность до настоящего времени. Видеоролик размещен в сети Интернет, а также используется педагогами школы при проведении профилактической работы среди учащихся.

Исследовательский групповой проект «Заслуженные работники и ветераны пожарной охраны. Пожарный — профессия героическая»

(Приложение 3)

В 2016 году данный проект принял участие во Всероссийской детско-юношеской научно-практической конференции в области пожарной безопасности «Мир в наших руках». Организатор конференции - Приморское краевое отделение «Всероссийское добровольное пожарное общество» отметил высокий уровень подготовки учащихся, деятельность педагога, направленную на профессиональное ориентирование молодежи, популяризацию профессии пожарного и спасателя. Проект признан лучшей работой в регионе (Приморский край) и занял 2 место на Всероссийском уровне.

Индивидуальный экологический проект«Вторая жизнь бумаги»

(Приложение 4)

Данный проект был представлен на районной научно-практической конференции школьников «Шаг в науку взгляд из будущего» в 2016 году, занял 2 место в регионе, во 2 Всероссийском конкурсе проектно - исследовательских работ «Грани науки-2017» 1 место. Продолжая экологическую тему, учащиеся провели исследовательскую работу «В чем причина ухудшения здоровья населения Приморского края». Цель исследовательской работы оценить состояние экологии Приморского края и определить степень её влияния на здоровье населения. Работа учащихся была представлена на Всероссийском конкурсе «Исследовательские и научные работы, проекты», диплом 1 место.

Творческий проект по представлению профессии пожарный был реализован в рамках кружка «Юный друг пожарных» В 2016 году принял участие в 10 краевом конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина».

(Приложение 5)

Творческие проекты, пожалуй, самые интересные для детей. Поскольку здесь они могут продемонстрировать весь свой креатив и  фантазиюРаботы учащихся заняли 1,2 место.

Практико-ориентированные проекты часто используется мною на уроках ОБЖ. В ходе выполнения проектов роль учителя состоит в организации самостоятельной, познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

В рамках изучения раздела «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения» выполняется практико–ориентированный проект «Моя безопасность в условиях ЧС мирного и военного времени».

Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной теме». Они ставят цель - создать конкретный продукт. Продукты проекта: тестовый материал, кроссворд, ситуационные задачи, инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени, фильмотека. Все это учащиеся используют для проведения 4 октября ежегодного Всероссийского открытого урока по основам безопасности жизнедеятельности, «ГО и ЧС мирного и военного времени» (Приложение 6).

Информационные проекты чаще всего используются учителем на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным, для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта.

Эффективным представляется технология разработки мини-проектов (один урок). Примером служит выполнение мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации», «Враги твоего здоровья», «Первая медицинская помощь», «Экология Приморского края». Группы формируются по 5-6 человек. Главная цель — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить".

Задача учителя — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела. В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания, навыки и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.



3. Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.

В результате проектно-исследовательской деятельности формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением – на уроках царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок. Необходимо помогать детям, понимать смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтобы дети не боялись совершить ошибку, поддерживать их в любой ситуации, не подавлять желание и творческий порыв учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным и доступным для детского восприятия.

Исследовательская работа – желание самих учащихся получить новые знания, достичь поставленной цели. Следовательно, никто другой, кроме них самих, не сможет почувствовать и оценить свой труд. Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает. Они не боятся принимать самостоятельные аргументированные решения. Ну и, главное умеют работать в команде, выполняя разные социальные роли, когда ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. Коммуникативный прием формирует умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывает толерантное отношение к окружающим.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.


Заключение.

Я познакомила вас с проектно-исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или алгоритм действия в ЧС. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.

Организуя исследовательскую деятельность школьников, в ходе индивидуальной, групповой работы, массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению предмета ОБЖ, создаём для них условия, способствующие развитию навыков исследовательской работы.

Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт их самостоятельность в проведении исследований, в поиске проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у них учебных умений и навыков. Им предоставляется возможность творить.

Таким образом, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание учащихся, что является актуальным в современной школе и жизни. Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что для сотрудничества с детьми, учителю необходимо быть незаурядной личностью, всесторонне подготовленной, умеющей определить, на что способен его ученик. А это, в свою очередь, поможет избежать ошибок в оценке личностных качеств школьников.

Нужно помнить слова К.Ушинского: «Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития обучающихся. Чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, необходимо включить проектно-исследовательскую деятельность в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Выступление на второй региональной научно-практической конференции "Инновационная образовательная деятельность:региональный аспект" - 11 декабря 2013 год...

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников. Текст к презентации.

Данный материал является сопроводительным текстом к презентации на тему: "Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников". Раскрываются основные цели и задачи мето...

"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Пояснительная записка к  презентации  «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся  на уроках и   внеурочной...