Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся
статья на тему

Федотова Елена Владимировна

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_soobshchenie_na_pedsovete_yanvar_2014_itog.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность

как условие развития познавательной деятельности учащихся

Ценнейшее в жизни качество - вечно юное любопытство,

не утоленное годами и возрождающееся каждое утро.

Р. Ролан

Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается

инициатива и самодеятельность, стремление к науке:

учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Н. А. Умов

Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно, стоят вопросы:
-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?
-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?
-Как создать для любимых учеников ситуацию успеха и веру в их силы?
Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.

Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Программу  обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся я начинаю ещё в школе дошколёнок  с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

Мы обнаружили, что малыши-дошколята повадились рисовать на партах. И я предложила им такой вид работы «Посмотри на мир чужими глазами».

Мы придумали с четвероклассниками такой рассказ:

«Четвероклассниками очень любят свой класс: светлые  стены, новые парты, красивые жалюзи и волшебную доску. И больше всего, они хотят сохранить для  будущих учеников кабинет красивым, чистым и современным. Но однажды в понедельник сели за парты, а некоторые из них оказались исчерчены карандашами, исписаны пастами.»

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли ученика, сидящего за такой грязной партой; в роли ученика, сидящего за чистой партой; в роли учителя; в роли ученика испортившего парту.

Это развивает  умения видеть проблемы.

Для развития  умений выдвигать гипотезы я даю задание типа «Почему это произошло».  Например: Молоко прокисло. Или  При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?   

Также стараюсь развивать умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?;        Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).        

  На втором этапе  приступали  к формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.

Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;

- игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);

- связи материала с наглядно-образным игровым материалом;

- игр-путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны, пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.  

Исследование как метод обучения можно использовать практически на каждом уроке. Хочется добавить, что «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения».

На уроках русского языка организовываем исследования:
- словарного слова;
- текста;
- фразеологизма;

- однокоренных слов;

- частей речи (на одном из открытых уроков во время групповой работы исследовали глагол).

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний.

На примере нескольких проектов покажу, как я организую деятельность учащихся на каждом этапе.
Небольшой фрагмент урока чтения.

  • На протяжении нескольких уроков мы работали со «Сказкой о царе Салтане…» А.С.Пушкина. •        Что было первоисточником данной сказки? (Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»).
  • Каково ваше мнение по поводу этих сказок? (В этих сказках есть как сходства, так и отличия.)

Работа в группах

  • Я предлагаю разбиться на три группы, чтобы провести подробное исследование этих сказок. Первая группа: Найдите типичные элементы сказки.

Вторая группа: Найдите сходства.

Третья группа: Найдите отличия.

Подводя итог нашей работы, какой вывод можно сделать?

Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс задач.

     УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов с первого по четвертый класс, предлагая для реализации различные темы, учитывающие возрастные особенности,

и все они по предметам впервые представлены в учебном пособии на специальных разворотах после каждого большого раздела.

В 1 классе я  учила выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально.

На основе  первого опыта ученикам было предложено  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Алфавит», «Наши питомцы» и т. д.

По завершению темы «Наша речь» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:

По окружающему миру  по теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях (слайд 8).

     В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Второй класс. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Тема «Растения». Это один из проектов во втором  классе, который предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Мы выращивали фасоль. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц.  Вот темы проектов, предлагаемые во 2 классе: «Сказка из пластилина», «Устное народное творчество», «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать», «Жизнь леса», «Мы живём на планете Земля», «Проектируем парк Винни-Пуха» и т. д.

 В 3 классе продуктами нашей проектной деятельности являются рукописные книги («Красная книга Мордовии», «История Саранска в математических задачах») постановки спектаклей, поделки, выставки творческих работ, публикация детских работ в книгах, газетах.

А в 4 классе  УМК «Планета знаний» предложила нам выполнить следующие проекты: «Определи среднюю длину шага ученика класса», «Свойства площади», «Способы сложения в старых российских учебниках», «Любимые произведения и герои», «Используем средства языка при общении», «Вычислительные машины», схема – модель «Откуда вода в водопроводе», «Как можно очистить воду» и т.д.

От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость  групповой работы над проектами.

    Теперь я  постепенно учу детей  работать по группам. И у нас есть уже большой проект посвящённый Неделе письма (в октябре) состоящий из нескольких маленьких групповых проектов: «Письмо»,  «О ручке и чернилах», «Конверты», «Почта и почтовые ящики», «Почтовые марки».

Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке. Учимся искать нужную информацию в интернете. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей  на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта). Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете  делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Учащиеся заполняют маршрутные листы, которые позволяют провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

Оформленные результаты представляются в виде доклада, презентации, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию.

Еще одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте,  является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Предложила родителям рекомендации – памятки. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась познавательная активность учащихся. Я  смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят результаты за прошедший год,  да и за это полугодие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

Методическая роль игр на уроках английского языка с примерами самых результативных разработок в начальной школе....

Статья "Урок-экскурсия. Наблюдения как условие развития познавательных способностей учащихся" (из опыта работы)

Наблюдение – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний об окружающей природе. Значительный объём наблюдений учащиеся выполняют во время обяз...

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

Исследовательский проект "Портфель школьника как условие развития познавательной активности учащихся младших классов"

Как развить познавательную активность учащихся младших классов? Мы с моей коллегой, Филатовой Еленой Евгеньевной, задумались над этой проблемой. Предлагаю вашему вниманию решение: исследовательский пр...

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Пояснительная записка к  презентации  «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся  на уроках и   внеурочной...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...