"Секреты мотивации".
статья (2 класс) по теме

Николаева Галина Григорьевна

Материал для родителей младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Sekrety_motivacii.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Секреты мотивации

То, что заставляет человека выполнять определенные действия, психологи называют мотивацией. Если задуматься, то все мотивации сводятся к двум основным: страх и любовь. У детей — как, впрочем, и у взрослых — есть любимые занятия, которые они делают с интересом, удовольствием и энтузиазмом. И есть работа, которую заставить выполнить можно только из-под палки.

И секрет как раз заключается в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка в работе, которую он делать не хочет, сделать так, чтобы ему нравился и процесс, и результат. Если ребенок боится, что его накажут или лишат чего-то приятного, то это тоже очень даже вдохновит его на подвиги. Но вряд ли он в таком случае полюбит процесс.

Допустим, вы спите и видите, как ваше чадо поглощает книжки одну за другой, умнея не по дням, а по часам. А на деле его не заставишь читать ни за какие коврижки.

Однако такие «коврижки» все-таки есть. Не действуют увещевания и разговоры на тему «как хорошо уметь читать»? Смените стимул на материальный — билеты в кино, новые коньки, возможность лишний час поиграть в компьютерную игру. Или же просто деньги, которые ребенок потратит самостоятельно.

Деньги — это распространенный способ поощрения. Правда, тут есть свои особенности и подводные камни. Но если их учесть, то опасаться за то, что ребенок и пальцем не шевельнет «за бесплатно», вам не придется.

У дошкольника потребность в личных деньгах еще очень невелика. Пока все покупают родители. Поэтому для него деньги — еще не слишком сильный стимул. Младшему школьнику деньги нужны больше: уже можно купить игрушку или что-то вкусное в школьной столовой. Подростку карманные деньги просто необходимы. Он чувствует себя уже почти взрослым и самостоятельным, деньги нужны для подкрепления этой взрослости, для собственных трат. В каких-то случаях, возможно, потребуется просто дать карманные деньги, в других — предложить заработать.

Важно, чтобы ребенок понимал связь между «хочу», «могу» и «надо». С одной стороны, денег должно хватать на небольшие, но значимые для ребенка покупки (игры, фильмы). С другой — ребенок должен понимать разницу между необходимостью и излишествами.

Об этом лучше договориться «на берегу» — то есть четко обговорить, сколько денег и за что именно вы дадите ему в качестве вознаграждения. Договорившись, не торгуйтесь и не хитрите, а честно выполняйте уговор.

Научите ребенка получать еще и моральное удовлетворение от хорошо сделанной работы. Отдавая ему честно заслуженные деньги, обязательно похвалите его. Например, если вы хотите приучить ребенка чистить обувь с вечера, утром обратите внимание на то, как приятно надевать чистые ботинки, а главное, не нужно тратить на это время с утра, когда его и так мало.

Поинтересуйтесь, на что ребенок собирается потратить деньги. Внимательно его выслушайте и очень деликатно поделитесь своим мнением на этот счет. Но никогда не навязывайте ему своих решений и не диктуйте, как распоряжаться деньгами.

Подводные камни

1. Многих родителей пугает, что если оплачивать помощь ребенка по дому, он в дальнейшем откажется вообще помогать родителям. Такие опасения не лишены оснований. В идеале — с самого раннего детства нужно воспитывать ребенка так, чтобы помощь близким людям была его естественной потребностью. Но нужно понимать, что без материальных стимулов тут все равно не обойтись.

2. В некоторых семьях не всегда есть финансовая возможность давать деньги. И это надо суметь детям объяснять. Но небольшие суммы может выделить даже самая небогатая семья.

3. Ваш подарок-поощрение может не понравиться: даже если такая вещь была предметом мечтаний вчера, сегодня она могла уже разонравиться. А вещи, купленные для себя на свои сбережения, дети ценят гораздо больше. Ведь это их самостоятельный, осознанный выбор.

4. Младшие школьники могут накупить всякой чепухи. Но, во-первых, это не так уж страшно — ребенок учится обращаться с финансами, это его первый опыт; во-вторых, можно тактично и доброжелательно объяснить, что стоит покупать, а что не стоит, оставив при этом право выбора за ребенком. Малыши это мнение учитывают в дальнейшем.

5. Нельзя поощрять ребенка за то, чтобы он что-то не делал: например, обещать ему вознаграждение, если он не будет играть в шумные игры, потому что у вас болит голова. В этом случае ребенок усваивает неверный шаблон поведения и делает вывод, что если он будет шуметь, то его вознаградят. А если посидит тихо — не получит ничего.

Ребенок и деньги — вопрос большой и сложный. Платить или не платить ему за хорошие оценки или помощь по дому — каждый решает сам.

Однако никогда нельзя забывать и о других способах поощрения — доброй улыбке, ласковом прикосновении, совместных играх и творчестве, о доверительных разговорах по душам, ведь все это для ребенка имеет куда большее значение, чем любые деньги.

Resource id #374

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение мотивации к изобразительной деятельности" (с приложением заданий и упражнений повышающих мотивацию)

Выступление на МО по теме "Мотивация, как один из аспектов системно-деятельностного подхода в обучении"...

Мотивация учения. Причины снижения мотивации учащихся.

Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом,...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Мотивация успеха как доминирующая мотивация в начальных классах

рассмотрено понятие "Мотивация успеха" и приёмы формирования мотивации успеха на уроках в начальных классах....

Статья "Секреты мотивации"

Мотивация к получению знаний – это то, чему родителям будущих школьников стоит позаботиться заранее.Книги, развивающие игрушки, посещение музеев и театров – все это возможность узнав...