Психологическая поддержка учителя
статья по теме

Анкудавичус Наталья Михайловна

В статье идет речь о психологическом выгорании. Даются рекомендации, как избежать данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podderzhka_pedagoga.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Анкудавичус Наталья Михайловна

ГОУ Гимназия №32 Василеостровского района

Психологическая поддержка учителей.

Эта тема мне всегда была интересна. Сама непосредственно столкнувшись с проблемой эмоционального выгорания,  я решила получить второе образование – психологическое. За время обучения в ИСПиП им. Р.Волленберга  изучила психологические дисциплины, познакомилась с интересными людьми. Хочу представить выдержки из книги  моего преподавателя Романа Викторовича Демьянчука «Как не «сгореть» у учительского стола». Возможно, учителям эта информация будет полезна.

Причинами эмоциональным выгоранием могут быть следующие: однообразие и монотонность, низкая мотивация и утрата профессиональных интересов, отсутствие эффективной системы стимулирования и оценки, ощущение педагогом себя в роли винтика в механизме.

Известный социальный психолог Кристина Маслач определила эмоциональное выгорание как синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие негативной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению  к клиентам или пациентам. Изначально к группе риска по выгоранию были причислены специалисты, работающие в кризисных центрах и психиатрических клиниках. Позже объединились все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение в системе «человек-человек».

С клинической точки зрения люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Это и хроническая усталость, и когнитивная дисфункция, и нарушение сна, и даже личностные изменения.

«Человек – поразительное сочетание невероятной силы и невероятной слабости. Его надо закалять и воспитывать, но его надо также уважать, признавать и любить». Это утверждение одинаково относится как к ученикам, так и к учителям. И тем и другим свойственны и эмоциональные взлеты, и приступы хандры, нежелания что-либо делать. Ученики многого требуют, но дарят гораздо больше.

Чтобы избежать эмоционального выгорания, необходимо научиться расслабляться. Можно найти много методик, описывающих расслабляющие упражнения. Порой эти упражнения занимают лишь несколько секунд. А лучше всего – научиться работать без напряжения! Не напрягать мыслительный аппарат, а просто думать. Не напрягать свои эмоции – просто чувствовать.

Не менее важно уметь правильно организовывать свою жизнь: расставить приоритеты и обозначить цели деятельности. Хорошо бы еще научиться действительно любить жизнь, любить свою работу и любить себя!

Педагог является частью коллектива, в котором и раскрываются его лучшие стороны. Очень хорошо, если там царит атмосфера, заряжающая позитивными эмоциями, вселяющая веру в то, что все прекрасно и нерешаемых проблем нет! Помогает созданию такой атмосферы организация тренингов личностного роста, уверенности в себе,  делового взаимодействия и т.д.  Хорошие результаты приносит работа с установками. Сила установок велика, они управляют мотивацией, руководят переработкой информации и во многом определяют поведение человека. Вот лишь некоторые из установок, которые способствуют сохранению психологического благополучия педагогов:    

- усилия педагога не пропадают даром,

- педагог – часть коллектива единомышленников и друзей

- педагог имеет перспективы

Немалую роль в создании доброжелательных отношений в педагогическом коллективе играет психолог. Он может быть добрым,  надежным, уверенным партнером; умеющим создавать и поддерживать хорошее настроение; знающим, как ненавязчиво научить расслабиться и выйти из привычной менторской роли; дарующим новые силы для новых свершений на работе и дома.

Для себя определила качества, которыми желательно обладать  педагогу или воспитывать их у себя:                  

  1. Общительность, расположенность к другим людям, доброжелательность.
  2. Профессиональная зоркость, эмпатия и педагогическая интуиция.
  3. Эмоциональная устойчивость. Педагогам не избежать подражания со стороны подопечных, необходимо умение контролировать себя.
  4. Оптимистическое прогнозирование. Для успеха всегда нужно верить: верить в себя, свою семью, учеников, друзей.
  5. Динамизм личности. Внутренняя энергия, способность к убеждению и внушению, гибкость и инициатива во взаимодействии.
  6. Креативность. Не давать спать правому полушарию – новые формы проведения занятий, опытно-экспериментальная деятельность, разнообразный досуг.

Эмоциональное выгорание не страшно педагогу, который  не боится улыбаться, шутить, и открыто обсуждать те или иные проблемы с коллегами. Работает в коллективе партнеров, умеющих принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Использованная литература:

Р.В. Демьянчук "Как не сгореть у учительского стола"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая поддержка первоклассников в период адаптации.

В данной работе речь идет об особенностях периода адаптации первоклассников, пути решения психологических проблем....

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ОУ

Система психолого-педагогического сопровождения сегодня стала необходимым компонентом образования. Возникает необходимость технологизировать процесс психолого-педагогического...

Психологическая поддержка как основа влияния на личность

Психологическая поддержка является основой  свободного развития личности ребенка, благодаря своим потенциальным возможностям взаимодействия со взрослыми. Под психологической  поддержкой пони...

Психологическая поддержка ребенка в период адаптации к школе

Советы родителям как подержать первоклассиников в период адаптации к школе...

«Коррекционная работа с учащимися как важный аспект психологической поддержки ребенка »

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

«Коррекционная работа с учащимися как важный аспект психологической поддержки ребенка »

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Психологическая поддержка семьи

Психологическая поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Поддерживать ребенка — значит верить в него, верить не только когда ему плохо,...