Психологическая поддержка как основа влияния на личность
статья на тему

Сухорукова Наталья Владимировна

Психологическая поддержка является основой  свободного развития личности ребенка, благодаря своим потенциальным возможностям взаимодействия со взрослыми. Под психологической  поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучая вопросы взаимодействия людей, можно особо выделить взаимоотношения взрослого и ребенка, так как основа построения их берет начало в детстве. Исследователи делают важный вывод о том, что развитие личности ребенка складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми, вполне адекватно и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности, которые исходят от окружающих и адресованы ребенку. Как следствие у ребенка формируется эмоционально-положительное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих (Т.В. Гуськова, М.И. Лисина и др.) Исследователи, Л.Н.Абрамова, А.Г.Рузская отмечают максимальную потребность ребенка в психологической поддержке взрослого, которая проявляется в формах обращений, просьб и жалоб с целью получения конкретно-эмоционального, практически действенного и познавательно-этического контакта в общении со взрослыми.

В педагогической и психологической науке проблема психологической поддержки  ранее рассматривалась в контексте реформ отечественного образования и идей гуманизма, а также в рамках индивидуального подхода к ребенку у психологов А.Б. Добрович, М.С. Каган.

Современная гуманистическая парадигма предлагает обратиться к субъектности человека, что позволяет характеризовать психологическую поддержку как содействие ребенку в развитии его личности и вычленить механизмы поддержки в общении взрослого и ребенка: понимание, приятие, признание, репрезентация себя другим, продолжения себя в других (В.А. Петровский).

В психологическом словаре, психологическая поддержка определяется как, область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

К анализу понятия «педагогическая поддержка» и к характеристике его содержания специалисты подходят по-разному.

Так, психолог А.Д. Андреева рассматривает психологическую поддержку как процесс. Она поясняет, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Под психологической  поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

О.С. Газман, теоретически обосновывая идею психологической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

Г.М. Коджаспирова дает такое определение, психологическая поддержка

- это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

Цель психологической поддержки  - душевное, или психологическое здоровье людей. Здоровье понимается как такое динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, при котором человек способен полноценно выполнять свои социальные функции. Психическое здоровье  рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие. Поэтому  психически здоровый человек должен быть в целом адаптирован к успешному функционированию в социуме.

Психическое здоровье органически включено в личность и составляет одну из ее важнейших характеристик. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, включающее гармоничные взаимоотношения между человеком и средой, а также между различными аспектами человеческого «Я» - рациональным и эмоциональным, разумом и интуицией и т. п. Исходя из этих рассуждений, психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих: гармонию между различными аспектами внутреннего мира человека, а также между человеком и обществом; возможность, как полноценного функционирования человека, так и его развития в процессе жизнедеятельности.

Основываясь на взглядах психологов гуманистического направления, можно заключить, что обобщенная психологическая модель здоровья должна включать аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он отражает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию, как с живыми, так и с неживыми объектами, единство с миром во всей своей полноте. Из этого следует наличие позитивного образа «Я», т. е. абсолютное принятие человеком, как самого себя, так и других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей; глубокого убеждения ценности человеческой жизни как своей, так и чужой. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог.

Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т. е. в самоизменении, личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором своей биографии». Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Поэтому необходима деятельность педагогов по  оказанию этой помощи подросткам в решении их проблем, связанных с успешностью в учебной деятельности, с общением, с самоопределением.

Психологическая поддержка представляет собой процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Данное направление в психологии и педагогике названо автором этой концепции О.С. Газманом, как психология свободы, цель которой разработать средства для формирования свободоспособной личности. В рамках этой концепции формирование личности выступает как индивидуальное саморазвитие,  а педагогический процесс - как субъект - субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

Достойная личности цель, которая достигается, благодаря психологической поддержки – это развитие ребенка как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.

Таким образом, психологическая поддержка является основой  свободного развития личности ребенка, благодаря своим потенциальным возможностям взаимодействия со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая поддержка первоклассников в период адаптации.

В данной работе речь идет об особенностях периода адаптации первоклассников, пути решения психологических проблем....

Психологическая поддержка учителя

В статье идет речь о психологическом выгорании. Даются рекомендации, как избежать данной проблемы....

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ОУ

Система психолого-педагогического сопровождения сегодня стала необходимым компонентом образования. Возникает необходимость технологизировать процесс психолого-педагогического...

педагогическая поддержка в основе саморазвития и самореализации личности

      Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью, на достижение которой должны быть нап...

Психологическая поддержка ребенка в период адаптации к школе

Советы родителям как подержать первоклассиников в период адаптации к школе...

«Коррекционная работа с учащимися как важный аспект психологической поддержки ребенка »

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...