Адаптация первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме

Обычно максимальную активность по подготовке ребенка первому классу родители развивают к началу весны: нужно выбрать школу, расспросить соседей и знакомых, записать ребенка, приспособить семейный распорядок к расписанию занятий по подготовке к первому классу. Уже с самых первых дней школа предъявляет к ребенку очень серьезные требования. Эти психологические, интеллектуальные и физические нагрузки могут стать причиной многих трудностей. Специалисты называют их школьной дезадаптацией. Педагог, который готовит ребенка к школе, обычно сосредотачивается на первичных навыках, необходимых для освоения письма, чтения, счета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pervyy_klass.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Обычно максимальную активность по подготовке ребенка первому классу родители развивают к началу весны: нужно выбрать школу, расспросить соседей и знакомых, записать ребенка, приспособить семейный распорядок к расписанию занятий по подготовке к первому классу. Совершив все эти подвиги, родители чаще всего успокаиваются, полагая, что до 1 сентября о школе можно забыть – всему необходимому ребенка научат на подготовительных курсах. И это довольно распространенная ошибка.

Для профилактики возможных школьных проблем семья может сделать гораздо больше самого опытного педагога.

Уже с самых первых дней школа предъявляет к ребенку очень серьезные требования. Эти психологические, интеллектуальные и физические нагрузки могут стать причиной многих трудностей. Специалисты называют их школьной дезадаптацией. Педагог, который готовит ребенка к школе, обычно сосредотачивается на первичных навыках, необходимых для освоения письма, чтения, счета.

Вот и отлично, оставьте эту сферу профессионалу, а сами, по возможности, займитесь другими, не менее важными вещами. Если разумно использовать последние 3 – 5 месяцев перед школой, ребенку гораздо легче будет войти в роль ученика. Это не означает, что вам придется перестраивать весь семейный уклад, нужно лишь немного скорректировать привычное совместное времяпрепровождение. Если вы готовы на чуть большую, чем обычно, затрату времени и сил, можно скооперироваться (например, на даче) с одной-двумя семьями, где тоже есть дети предшкольного возраста.

Особенно это будет полезно для развития коммуникативных навыков и для того, чтобы дети (особенно домашние) привыкали взаимодействовать с посторонними взрослыми, приспосабливались к разной манере и темпу речи. Можно договориться с соседями и знакомыми о том, чтобы по очереди вести занятия в этой самодельной летней школе. Смысл ваших занятий будет заключаться совсем не в том, чтобы имитировать школьные условия, – ручки, тетрадки и парты не понадобятся. Ваши совместные игры и упражнения будут направлены на развитие конструктивного общения, адекватной самооценки, эмоциональной устойчивости, интеллектуальной подвижности.

Став школьником, ребенок теряет свое исключительное положение, перестает быть единственным центром внимания окружающих.

Теперь он один из группы ровесников. Это изменение статуса некоторые дети, особенно единственные в семье, переживают довольно тяжело. Они всеми силами стараются завоевать внимание учительницы, иногда капризничают, не понимая, что в школе нельзя вести себя так же, как, например, в гостях у бабушки. Ребенок, который не получил детсадовского опыта, столкнется с необходимостью договариваться, идти на компромисс, принимать во внимание мнение других детей, корректировать свое поведение в зависимости от ситуации.

Лучше потренировать эти умения заранее в спокойной привычной обстановке. Вы можете использовать традиционные коллективные игры или игровые задания из книжек для родителей, которых сейчас великое множество. Главное, чтобы результат зависел от умения детей договориться. Один из лучших авторов в этой области – немецкий психолог Клаус Фопель. Например, он предлагает для детей от 6 лет игровое задание «Музей скульптур». При его выполнении будущие первоклассники должны будут учиться соотносить свои действия с другими ребятами.

Сначала взрослый объясняет суть задания: трое ребят должны встать на лист картона формата А4 и образовать скульптурную группу. Касаться пола за пределами «пьедестала» нельзя, держаться можно лишь друг за друга. Для размышления и планирования дается около трех минут. После этого дети изображают придуманную ими композицию, застыв на 1 – 2 минуты. Хорошо, если при этом присутствуют зрители, которые рассматривают «скульптуру». Потом группы меняются местами. Если удержаться в задуманной позе не удалось (это и будет главным развивающим моментом в игре), предложите детям обсудить, почему это произошло, внести изменения в свой план и попробовать снова.

В обсуждение постарайтесь не вмешиваться, это оправдано только в том случае, если всю вину сваливают на кого-то одного. Если в вашей летней школе только один или два малыша, в игру придется включиться взрослым. Лист нужно будет взять чуть больше. При обсуждении инициативу максимально отдавайте детям, а сами подчиняйтесь их распоряжениям – побудьте экспериментальным материалом для их организационных проб и ошибок. Еще одна игра, развивающая умение взаимодействовать, – парное рисование. Сначала вы объясняете правила, состоящие в следующем: дети попарно рисуют картину за ограниченное время.

Сложность заключается в том, что дети сидят вплотную друг к другу, и правая рука ребенка, сидящего слева, привязана мягкой тканью на уровне локтя и запястья к левой руке ребенка, сидящего справа. У каждого в руке цветной фломастер или восковой мелок. Для того чтобы один имел возможность рисовать, второй должен расслабить руку и вести ее вслед за движением партнера. Это очень показательная игра. Наблюдатель может легко увидеть, насколько налажены отношения в паре, рисуют ли дети по очереди, или один захватил лидерство и лишил другого этой возможности.

Если в паре возникло напряжение, напомните детям, что они могут разговаривать во время выполнения задания, обсуждать очередность рисования, высказывать свои пожелания друг другу. Условия можно усложнить по желанию играющих: завязать одному из художников глаза и предоставить ему возможность рисовать под руководством «зрячего» партнера. Разновидностью этой игры может быть одновременное выполнение задания, когда двое обнимают за талию друг друга, а свободной рукой (у одного это правая, у другого левая) застегивают пуговицу, придают куску пластилина форму шара, складывают вчетверо лист бумаги… Подобные занятия можно придумывать на ходу, однако ступенькой к успешному обучению в школе они станут в том случае, если вы после каждой игры ненавязчиво поговорите с детьми о том, что вызвало затруднения, как в определенный момент они чувствовали себя, трудно ли было договориться с партнерами, всегда ли сам ребенок выполнял договоренности.

Для начала можно рассказать о своих впечатлениях или спросить не стеснительных, разговорчивых детей. И еще: подобная игра должна повториться многократно! После обсуждения (можно на следующий день) предложите повторить ее в другом составе или с другим заданием. И уже во время повторения напомните каждому ребенку о тех ошибках и пожеланиях самим себе, которые они высказали в прошлый раз. Не забывайте обязательно похвалить ребят за полученный результат. В итоге дети не только должны освоиться в ситуации деятельного общения, но и привыкнуть оценивать свои действия.

Для первоклассника адекватная самооценка чрезвычайно важна. Постарайтесь приучить ребенка реально оценивать результат, не обвиняя себя и не впадая в отчаяние: сейчас не получилось, попробую еще раз, но я уверен, что меня по-прежнему любят, несмотря на неудачу.

Ориентация в пространстве

Для того чтобы облегчить ребенку освоение программы первого класса, и особенно письма, потренируйте пространственную ориентацию, умение действовать по образцу, работать по заданному алгоритму. Все это можно делать в игровой форме.

Например, разрежьте квадратик цветного картона на 3 – 4 части по типу головоломки и спрячьте фрагменты в разных местах. Для поиска взрослый дает четкие инструкции с использованием слов: вправо, влево, вверх, вниз, больше, меньше. Задание может быть примерно таким: встать спиной к столу; сделать пять больших шагов, двигаясь прямо; повернуть направо и сделать два маленьких шага; посмотреть вверх, где нарисованы две стрелки; двигаться туда, куда указывает более длинная, и так далее. Для устройства одного из тайников можно разложить 8 – 10 одинаковых листов бумаги, под одним из которых спрятать фрагмент головоломки.

Инструкции в этом случае выглядят примерно так: то, что ты ищешь, лежит в верхнем ряду под вторым справа листом. Для тренировки можно дать несколько попыток, а потом ввести условие одной (не получилось – штрафное задание). На первых порах сообщайте за один раз не больше одного указания. Потом можно будет увеличивать их количество. Для еще большего усложнения можно выбрать одного ребенка исполнителем, а второй пусть подходит к ведущему, внимательно слушает задание и передает его партнеру. Это хорошая тренировка памяти и внимания, кроме того, дети осознают, как важно соблюдать порядок действий.

Когда все элементы головоломки найдены, дети вместе собирают ее и получают награду. Если погода хорошая, можно разложить на траве мячи или кубики, которые ребенку нужно собрать с завязанными глазами. Указания ему пусть дает второй ребенок: куда повернуться, сколько пройти, когда наклониться за мячом. Сложность будет зависеть от количества предметов и площади, на которой они разложены. Помните только о том, что некоторые дети неуверенно чувствуют себя с закрытыми глазами, не принуждайте к тому, что вызывает дискомфорт.

А если в вашей летней школе оказался левша или скрытый левша, учитывайте, что они с большим трудом различают право и лево. Психологи даже советуют повязывать, например, на правую руку цветную ленточку. Пусть ребенок привыкнет ориентироваться хотя бы на нее. Этот же простой способ можно будет использовать и в первом классе. Возможно, будучи в отпуске, вы решитесь потратить чуть больше времени на подготовку, тогда из подобных заданий можно составить довольно продолжительную игру. По поиску «пиратского клада», например.

Понятия величины и формы можно формировать в самых привычных играх – с конструктором, в песочнице. Предложите построить дом такой же формы, но более высокий. Или такой же длины, но пониже. Только не строгим «учительским» тоном, а доброжелательным: «Давай вместе построим…». Полезным будет для развития пространственного воображения и предварительный расчет: если мы строим дом для мишки, какого он должен быть размера? А гараж для самой большой игрушечной машины? Если на улице дождь или ребенок уже набегался, предложите ему порисовать узоры в тетради в клетку.

Это почти школьное задание: поставь точку в левом углу листа, отступив сверху четыре клетки, на пересечении линий; проведи линию вверх на три клетки; две клетки вправо, одну вниз, одну влево, две вниз, две вправо. После этого цикл повторяется. Для шестилетки это очень трудное задание. Не раздражайтесь, если не будет получаться. Возможно, вы слишком быстро говорите, спросите ребенка, в каком темпе ему удобнее – пусть учится организовывать для себя оптимальные условия. Если ребенок довольно легко справляется с такой работой, поменяйтесь ролями.

Пусть он сам придумает узор и дает инструкции вам.

Игровые занятия лучше проводить в одно и то же время и не затягивать их, чтобы дети не успевали устать, заскучать и пресытиться. Постарайтесь исключить все элементы соревновательности, чтобы никто не чувствовал себя неудачником. А вот результат обсуждайте каждый раз: получилось ли задуманное, если нет, почему. Если один ребенок решил сегодня покапризничать или по какой-то причине отказывается присоединиться к вам, ни в коем случае не заставляйте и не уговаривайте.

Пусть займется, чем хочет, только не мешает другим. Если это робкий ребенок, ему нужно присмотреться к происходящему, а если просто вредничает, то рано или поздно это ему надоест. Всячески поощряйте любую конструктивную инициативу и попытки планирования. Например, можно перед каждым занятием обсуждать выбор игры. Еще лучше, если ребенок, узнавший новую игру, будет объяснять ее правила остальным. Самое же главное – прислушивайтесь к себе. Игра, в которой вы участвуете через силу, только по обязанности, никогда не будет успешной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...