Развитие творческих способностей младших школьников.
статья на тему
Творчество - это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Для формирования творческих способностей школьника необходима система.
Что составляет систему творческой деятельности в начальных классах? Каковы предпосылки творческой деятельности обучающихся?
Главным стимулом творчества является огромная радость, которую даёт творчество и ученику и учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt1.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей обучающихся младших школьников.
Ребёнок – существо само по себе действенное. Ему нужно всё пощупать, потрогать, познать всё, что ему говорят, успеть задать тысячу вопросов.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.
Для формирования творческой деятельности школьника необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе?
- Это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.
Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие внеурочные мероприятия как различные олимпиады, конкурсы, разнообразные тематические викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках, классные часы, посвящённые определённым нормам поведения в школе и за её пределами и многие другие мероприятия.
- Это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. При иллюстрировании: школьник рисует сюжетную картинку, отражающую
момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знание жизни вносит что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение.
Самовыражение – это сочинение, даже самое, казалось бы, простое. В сочинении всегда выражается личность пишущего, хочет того автор или нет. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений; из личных жизненных наблюдений, по картинкам. И в сочинениях, и в детских рисунках, в их лепке обычно бывают элементы самовыражения личности, индивидуальности. Собственный рисунок с натуры или по воображению, собственное стихотворение, рисование по прочитанному – все эти виды работы, доступные младшим школьникам, дают возможность творческого самовыражения.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать (Тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн). Творчество всегда самодеятельно. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.
Поэтому следующими принципами для развития творческих способностей являются:
- Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.
- Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика; категорическое отсутствие критики и оценок.
Мы, учителя, предпочитаем видеть в своём классе учеников, отличающихся высокоразвитым интеллектом, а не творческими способностями, объясняя, что от последних «всегда неизвестно, чего можно ожидать» и что они - «очень неспокойный, своенравный народ» или «отъявленные индивидуалисты». Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя, а родителям своих детей.
- Представление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятие самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности.
Натали Роджерс говорила: «…когда мы были детьми, нас учили делать правильно, как того хочет учитель. Всегда нам сопутствовал строгий критик, говоривший, «ты делаешь неправильно». Когда накладываются ограничения на нашу творческость, мы заболеваем, становимся напряжёнными, тупеем..».
- Повышение и укрепление самооценки. При оценке творческих достижений младших школьников учителю важно учитывать индивидуальные результаты каждого, а не ориентироваться на общепринятые стандарты. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия.
- Создание творчески обогащённой образовательной среды. Это такие условия, как проблемность, диалогичность и индивидуализация обучения.
- Творческая позиция педагога. Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью – постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны поведения, формализм, стремиться к открытию и применению новых методов обучения и воспитания.
Список литературы
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. Начальная школа. 1998г. №4
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М,1981г.
Ильичев Л.Ф. Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М,1983г.
Начальная школа.2007г № 3
Ожигов С.И. Толковый словарь. М,2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников
В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....
Развитие творческих способностей младших школьников
Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...
Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"
Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....
Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В
Условия развития творческих способностей младших школьников...
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....