Учебно-методическое пособие "Интеллектуальное развитие младших школьников"
материал по теме
В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Целью составленного пособия является методико-психологическое обоснование развития психических механизмов, лежащих в основе развития интеллектуальных способностей учащихся. Пособие может использоваться учителями начальных классов и родителями.
В пособии содержатся методические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста.
Так же в пособии содержатся методические рекомендации для учителя.
1.Формирование способностей выделять существенные признаки предметов.
Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.
Школьникам предлагается ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно перед ним. Ребята должны выделить два слова, наиболее существенных для слова перед скобками.
Слова | Ответы |
1.Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) | |
2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода) | |
3. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево) | |
4. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово) | |
5. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания) | |
6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) | |
7. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) | |
8. Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз) | |
9. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты,) | |
10. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные) | |
11. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) | |
12. Война (самолёт, пушки, сражения, солдаты, ружья) | |
13. Спорт (мебель, оркестр, состязание, победа, стадион) |
Ответы: растение, земля; берег, вода; углы, сторона; глаза, печать; игроки, правила; дерево, кустарник; здание, улица; диаметр, округлость; голос, мелодия; помещение, больные; чувство, человек; сражение, солдаты; состязания, стадион.
Эти задания можно использовать и с диагностической целью. Школьники, которые правильно выполняют задания, умеют выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию, выделению главного и могут отвлечься от второстепенного.
2.Упражнения и игры для формирования умения выбирать основание для классификации.
Задание | Ответ |
1.Прочитайте слова каждого столбика. Что послужило основанием для такого разделения слов. Выбери правильный ответ. Кошка Окно Молоток Брошь Яблоко Дом Мышь Крыльцо Нож Доска Ведро Цветок | а) слова сгруппированы по числу букв в слове; б) слова сгруппированы по родам; в) слова сгруппированы по числу слогов в словах. |
2. Слова: ландыш, одуванчик, малина, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика – раздели на группы. Укажи основание для классификации | Основание:_____________________________ Группы:
______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
3. Чем похожи следующие слова: утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан, диван. Выбери правильный ответ. | а) в этих словах одинаковое количество букв; б) эти слова все мужского рода; в) эти слова все мужского рода; г) эти слова все состоят из двух слогов. |
4. Ответь на вопрос, что послужило основанием для такого разделения слов. Ель Ландыш Шиповник Клён Колокольчик Смородина Берёза Гвоздика Орешник | Основание:___________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
3. Формирование умения давать определение понятиям.
Задание, направленное на формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий (ограничений и обобщений понятий)
Даны три понятия, находящиеся в отношении последовательного подчинения, например: растение – кустарник – орешник. Самое узкое понятие, входящее в два других, получает номер 1, самое широкое номер 3.
Например: орешник – 1, кустарник – 2, растение – 3.
*После соответствующего объяснения ученики по образцу должны пронумеровать следующие строчки слов.
№ | Группы слов |
1. | Обувь (..), валенки (..), зимняя обувь (..) |
2. | Растение (..), гладиолус (..), цветок (..) |
3. | Мебель (..), стол (..), письменный стол (..) |
4. | Житель России (..), москвич (..), европеец (..) |
5. | Лисички (..), грибы (..), съедобные грибы (..) |
6. | Подросток (..), отличник (..), ученик (..) |
7. | Посуда (..), чашка (..), кофейная чашка (..) |
8. | Книга (..), учебник математики (..), учебник (..) |
9. | Игрушка (..), матрёшка (..), кукла (..) |
- Задание предлагается в виде таблицы, средний столбец которой заполнен словами. Другие два столбца заполняют дети. В первый столбец помещаются узкие понятия, а в третий – широкие понятия, обобщения тех понятий, которые находятся в среднем столбце.
Узкие понятия | Широкие понятия | |
Прямоугольный треугольник | Треугольник | Геометрическая фигура |
Домашнее животное | ||
Дикое животное | ||
Полевой цветок | ||
Лесная ягода | ||
Шапка | ||
Зимняя одежда | ||
Учебник | ||
Стол | ||
Мяч |
Если дети затрудняются, можно предложить для выполнения этого задания следующие слова: коза, животное, волк, растение, ромашка, черника, ягода, одежда, ушанка, зимнее пальто, головной убор, книга, учебник литературы, письменный стол, мебель, игрушка, баскетбольный мяч.
4.Интеллектуальные игры.
а) «Составление предложений»
Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.
Предлагается три слова, не связанных между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Даётся задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова). Например: «Медведь уронил в озеро карандаш.»
Слова | Составленные предложения |
1) река, ручка, собака | _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ |
2) дерево, тигр, человек | _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ |
3) мост, ученик, дом | _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ |
б) «Что лишнее?»
Детям предлагаются любые три слова. Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово – «лишнее», оно не обладает этим признаком, поэтому его следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова.
Слова | Лишнее слово. Основание исключения. |
1) птицы, лисица, огурцы | |
2) собака, помидор, солнце | |
3)курица, пшеница, подушка | |
4) гусь, лягушка, тина |
в) «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»
Называется какой-либо предмет или явление, например, стрекоза. Задание: необходимо написать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, т.е. предметов, являющихся аналогами данного предмета.
Слово | Аналоги данного предмета |
Стрекоза | |
Поезд | |
Пылесос | |
Душ |
Именно в таких, на первый взгляд казалось бы, простых и искусственных, ситуациях развиваются и тренируются некоторые универсальные и всеобщие механизмы и свойства мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...
"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"
Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...
Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...
Учебно - методическое пособие "Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования" Автор - составитель С. В. Бобинова
Предложенная программа по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, система психолого - педагогических тренингов для учащихся младшего шко...
Учебно-методическое пособие по развитию внимания у младших школьников
Программа из 10 занятий, направлена на развитие внимания у младших школьников....