Учебно-методическое пособие "Интеллектуальное развитие младших школьников"
материал по теме

В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Целью составленного пособия является методико-психологическое обоснование развития психических механизмов, лежащих в основе развития интеллектуальных способностей учащихся. Пособие может использоваться учителями начальных классов и родителями.

 В пособии содержатся методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста.

Так же в пособии содержатся методические рекомендации для учителя.

1.Формирование способностей выделять существенные признаки предметов.

   Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

   Школьникам предлагается ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно перед ним. Ребята должны выделить два слова, наиболее существенных для слова перед скобками.

Слова

Ответы

1.Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

3. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)

4. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)

5. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)

6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)

7. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

8. Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз)

9. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты,)

10. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

11. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)

12. Война (самолёт, пушки, сражения, солдаты, ружья)

13. Спорт (мебель, оркестр, состязание, победа, стадион)

Ответы: растение, земля; берег, вода; углы, сторона; глаза, печать; игроки, правила; дерево, кустарник; здание, улица; диаметр, округлость; голос, мелодия; помещение, больные; чувство, человек; сражение, солдаты; состязания, стадион.

  Эти задания можно использовать и с диагностической целью. Школьники, которые правильно выполняют задания, умеют выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию, выделению главного и могут отвлечься от второстепенного.

2.Упражнения и игры для формирования умения выбирать основание для классификации.

Задание

Ответ

1.Прочитайте слова каждого столбика. Что послужило основанием для такого разделения слов. Выбери правильный ответ.

Кошка              Окно                   Молоток

Брошь               Яблоко              Дом

Мышь              Крыльцо            Нож

Доска                Ведро                 Цветок

а) слова сгруппированы по числу букв в слове;

б) слова сгруппированы по родам;

в) слова сгруппированы по числу слогов в словах.

2. Слова: ландыш, одуванчик, малина, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика – раздели на группы.

Укажи основание для классификации

Основание:_____________________________

Группы:

  1. 2.

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

3. Чем похожи следующие слова: утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан, диван.

Выбери правильный ответ.

а) в этих словах одинаковое количество букв;

б) эти слова все мужского рода;

в) эти слова все мужского рода;

г) эти слова все состоят из двух слогов.

4. Ответь на вопрос, что послужило основанием для такого разделения слов.

Ель          Ландыш         Шиповник

Клён       Колокольчик   Смородина

Берёза     Гвоздика         Орешник

Основание:___________________________

_____________________________________

_____________________________________

3. Формирование умения давать определение понятиям.

Задание, направленное на формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий (ограничений и обобщений понятий)

Даны три понятия, находящиеся в отношении последовательного подчинения, например: растение – кустарник – орешник. Самое узкое понятие, входящее в два других, получает номер 1, самое широкое номер 3.

Например: орешник – 1, кустарник – 2, растение – 3.

*После соответствующего объяснения ученики по образцу должны пронумеровать следующие строчки слов.

Группы слов

1.

Обувь (..), валенки (..), зимняя обувь (..)

2.

Растение (..), гладиолус (..), цветок (..)

3.

Мебель (..), стол (..), письменный стол (..)

4.

Житель России (..), москвич (..), европеец (..)

5.

Лисички (..), грибы (..), съедобные грибы (..)

6.

Подросток (..), отличник (..), ученик (..)

7.

Посуда (..), чашка (..), кофейная чашка (..)

8.

Книга (..), учебник математики (..), учебник (..)

9.

Игрушка (..), матрёшка (..), кукла (..)

  1. Задание предлагается в виде таблицы, средний столбец которой заполнен словами. Другие два столбца заполняют дети. В первый столбец помещаются узкие понятия, а в третий – широкие понятия, обобщения тех понятий, которые находятся в среднем столбце.

Узкие понятия

Широкие понятия

Прямоугольный треугольник

Треугольник

Геометрическая фигура

Домашнее животное

Дикое животное

Полевой цветок

Лесная ягода

Шапка

Зимняя одежда

Учебник

Стол

Мяч

Если дети затрудняются, можно предложить для выполнения этого задания следующие слова: коза, животное, волк, растение, ромашка, черника, ягода, одежда, ушанка, зимнее пальто, головной убор, книга, учебник литературы, письменный стол, мебель, игрушка, баскетбольный мяч.

4.Интеллектуальные игры.

а) «Составление предложений»

Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Предлагается три слова, не связанных между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Даётся задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова). Например: «Медведь уронил в озеро карандаш.»

Слова

Составленные предложения

1) река, ручка, собака

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

2) дерево, тигр, человек

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

3) мост, ученик, дом

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

б) «Что лишнее?»

Детям предлагаются любые три слова. Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово – «лишнее», оно не обладает этим признаком, поэтому его следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова.

Слова

Лишнее слово. Основание исключения.

1) птицы, лисица, огурцы




2) собака, помидор, солнце




3)курица, пшеница, подушка




4) гусь, лягушка, тина




в) «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»

Называется какой-либо предмет или явление, например, стрекоза. Задание: необходимо написать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, т.е. предметов, являющихся аналогами данного предмета.

Слово

Аналоги данного предмета

Стрекоза



Поезд



Пылесос



Душ



Именно в таких, на первый взгляд казалось бы, простых и искусственных, ситуациях развиваются и тренируются некоторые универсальные и всеобщие механизмы и свойства мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...

"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"

Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Учебно - методическое пособие "Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования" Автор - составитель С. В. Бобинова

Предложенная программа по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, система психолого - педагогических тренингов для учащихся младшего шко...

Учебно-методическое пособие по развитию внимания у младших школьников

Программа из 10 занятий, направлена на развитие  внимания у младших школьников....