Коррекция мотивационной сферы у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
статья по теме

Статья  содержит практические рекомендации по коррекции и развитию мотивационной сферы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция мотивационной сферы у детей,

 попавших в трудную жизненную ситуацию

  Социальное становление личности молодого человека во все времена являлось одной из важнейших задач для государства. Особое значение оно приобретает на современном этапе общественного развития, когда изменились социально-экономические условия жизни, произошла переоценка ценностей, прежде всего идеологических, повлекшая за собой изменение менталитета общества, оказавшая влияние на процесс формирования социального опыта несовершеннолетних. Снижение интереса к духовным ценностям и повышение интереса к материальным, деньгам, карьере, удовольствиям стали порождать негативные тенденции, присущее обществу «потребления». Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих  позиций, оказались дети, подростки. Система ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. От раскрытия особенностей процесса развития и специфики воздействия ценностных ориентаций, составляющих содержательную часть характеристики личности, зависят мотивы деятельности, в том числе утверждения активной социальной позиции.  

  Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для понимания поведения людей. По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно различные причины, т. е. побудительные источники этих действий, их  мотивация может быть абсолютно разной. Итак, под мотивом понимается внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение),  связанной с удовлетворением определенной потребности. У человека с момента рождения последовательно появляются  и сопровождают взросление следующие потребности:1)физиологические потребности; 2) потребности в безопасности; 3)потребность в принадлежности и любви; 4) потребность в уважении (почитании); 5) познавательные потребности; 6) эстетические потребности; 7) потребность в самоактуализации. Касаясь возрастных особенностей и ценностных ориентаций необходимо отметить, что для каждого возрастного периода характерны свои особенности. Период младшего школьного возраста, характеризуется преобладанием мотивов над мотивационными установками, отношение к учебной деятельности становиться значимым и ценным. Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы. В период среднего школьного возраста происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. В мотивационной сфере подростков, происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степени способны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, которые сами себе предъявляют. Следовательно, происходит переход к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом. Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения. Кроме того, характерным для данного возраста является несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частых неудач в осуществлении задуманного. В старшем школьном возрасте впервые возникает социальная ситуация развития происходят коренные изменения в поведении подростка. Прежде всего, это проявляется в упорядочивании  всей системы потребностей их формирующимся мировоззрением. Под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая система ценностей влияющая на взгляды и убеждения.

  В социально-реабилитационные центры поступают несовершеннолетние  дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации:

- оставшиеся без попечения родителей;

- подвергшиеся различным формам насилия;

- проживающие в асоциальных семьях;

Находясь в такой семье, ребенок бессознательно принимает модель поведения своих родителей, которые злоупотребляют алкоголем, не имеют постоянного места работы, не занимаются воспитанием собственных детей.

  По результатам психологической диагностики у детей попавших в трудную жизненную ситуацию выявляются нарушения в познавательной, личностной сферах. В целом можно свидетельствовать о том, что такие дети и подростки более инфантильны, формирование ценностей идет с большим опозданием или искажается. У большинства детей нарушено самосознание. Для них характерно пристрастие к удовольствиям, они подвержены чужому влиянию (средств массовой информации, суб-культур, референтных групп).

  По результатам исследований мотивационно-ценностных ориентаций несовершеннолетних разных возрастных групп в современной России (ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Росздрава»). Социальный портрет 7-10 лет различается для детей из благополучных и неблагополучных семей. Наименьшими по значимости ценностями оказались здоровый образ жизни, совесть, знание истории своей страны. По результатам тестирования выявлено, что для возраста 11-13 лет почти все показатели ценностей имеют наименьшее значение у детей из семей асоциальных. Анализ показывает, что дети из неблагополучных семей наиболее подвержены чужому влиянию. Они только в половине своей массы готовы отстаивать свои взгляды и ценности. Рок, татуировка и жестокость в кино вызывают одобрение у детей из проблемных семей. Собирательный образ подростка 14-16 лет характеризуется как не обладающий цельностью и последовательностью. Отношение к здоровому образу жизни в целом очень прохладное, хотя о пагубности вредных привычек подростки знают. Ценность семьи в целом значимая, но несколько снижается по сравнению с предыдущим периодом, а понимание ее необходимость падает. Отношение к морали - не высокое. Поп-культура резко возрастает в значимости для старшего подростка.  Снижаются морально-нравственные ценности, отсутствуют практически положительные ориентиры в обществе. Толерантность с возрастом не повышается,  а наоборот падает. Сформированность мотивационно-ценностных устремлений в наибольшей степени зависит от условий воспитания и социализации детей в их семьях.

  Проблема коррекции и формирования мотивационной сферы несовершеннолетних действительно насущная проблема сегодняшнего времени. В своей работе мы используем следующие инновационные возрастные программы:1. «Я и мои ценности»,2. «Я и мое будущее», 3. «Уроки о себе» - программа повышения эмоциональной грамотности – авторы:

Бахадова Елена Викторовна, Цыбульская Инна Сергеевна, Цыбульский Вадим Борисович. Цели возрастных инновационных программ:

- формирование, коррекция и реабилитация мотивационно- ценностных установок несовершеннолетних;

- формирование механизмов саморазвития личности детей и подростков в контексте раскрытия у них потенциала и способности справляться с различными жизненными ситуациями;

-формирование основ психического здоровья, с акцентом на развитие потребности в здоровом образе жизни;

- формирование основ эмоционального интеллекта, обеспечивающего решения жизненных задач;

- выработка механизмов стрессоустойчивого поведения, эмоционально-волевой регуляции; устранение педагогической и социальной запущенности несовершеннолетних.

  Поставленные цели позволяют определить задачи программных действий.

Задачи:

- выявление интересов и потребности детей, трудностей и проблем, отклонений в поведении и в уровне социальной ориентации;

- создание комфортных эмоционально-психологических условий;

- ориентация ребенка на принятие позитивных жизненных принципов и ценностей, развитие мотивации к их достижению;

- укрепление физического и нравственного здоровья детей и подростков, пропаганда здорового образа жизни;

- ознакомление и тренировка навыков эмоционального контроля и управление поведение;

- привитие детям навыков работы в коллективе, мотивации их к учебной и трудовой деятельности;

- патриотическое и гражданское воспитание в контексте правового, демократического, социального государства, уважающего права и свободы личности, обладающей высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;

- профилактика правовых нарушений;

Для выполнения перечисленных задач используем следующие средства: групповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах. Используем приемы арт-терапии, сказко-терапии, песко-терапии. Я работаю с детьми младшего школьного возраста (7-10 лет), поэтому использую в работе программу «Я и мои ценности»  - программа личностного роста. Эта программа включает в себя 13 занятий. Продолжительность занятий 45-60 минут, 1 раз в неделю.  

   Задания выстраиваются с учетом задач возраста.

 1. Звено идентификации и с собственным именем, телом и образом «Я». Это упражнения: «Снежный ком», «Мое имя», «Что в имени моем», «Ласковое имя».

 2.Звено притязаний на признание и уважение. Каждому ребенку должна представиться возможность утвердить себя среди других. Тренировка коммуникативных навыков, понимания ценности общения и ценности принятия и уважения «другого» и себя в числе «других». Это упражнения: «Рисунок имени», «Корабль»,  «Я могу…» и т.д.

3. Звено коммуникативной компетенции. Осознание отношений «я и другой», идентификация со сверстниками, умение вступать во взаимодействия. Э то упражнения « Комплимент», «Дарение подарков», «Пойми меня».

4. Звено половой идентификации. Дискуссия «Кто в доме хозяин?», «Чему ты главный?».

5. Звено осознания ценностей и целей в жизни. Если для младшего возраста достаточно осознаасния своих стремлений, мечтаний и ориентиров.  Это упражнения «Заветное желание», «Зачем люди мечтают?», «Тропинка к мечте», «Закончи предложение».

 На занятия дети шли с желанием. Темы занятий были интересными. Активно работать старались все. Детям нравились разные занятия: они учились противостоять конфликтам, взаимодействовать, узнавали о себе новое, мечтали. Занятия помогли детям лучше узнать друг друга, повысить свою самооценку, задуматься о собственных мечтах и жизненных целях. Сложность вызывали задания, где нужно было рассуждать, выражать свои мысли при всех.

 Опираясь на практический опыт, мы поняли, что увидеть и оценить результат сразу трудно, а порой невозможно, с одной стороны нужно время для интериоризации ценностей, а с другой, если не подкреплять полученный опыт или навыки, то они быстро выветриваются под напором действительности и окружающей социальной среды. Но в то же время мы считаем свою работу важной. Мы не можем сопровождать ребенка всю жизнь, да и не нужно это, но мы указываем ему и помогаем сделать первые шаги в нужном направлении, по дороге добра и общечеловеческих ценностей.

Литвинова Любовь Федоровна - педагог-психолог ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме: "Формирование правового поведения и юридической ответственности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации"

«Правовой турнир»Педагогические задачи:1.Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия – « права и обязанности».2.Способствовать формированию отрицательного отношения к про...

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Рекомендации  по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситации....

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Программа работы детей из социально неблагополучных семей и детей попавших в трудные жизненные ситуации

Цель программы:1. Адаптация учеников из социально неблагополучных семей в социуме.2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здо...

Программа работы с детьми, попавшие в трудные жизненные ситуации

Рабочая программа по работе с детьми, попавшие в трудные жизненные ситуациии. Изменения социально-экономической ситуаци с и в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали ...

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...