Причины конфликтных ситуаций
статья по теме

Накусов Сергей Муссаевич

Планируется цикл статей по анализу конфликтных ситуаций в современной школе.В первой вступительной статье(которая пока отличается несовершенностью и незавершенностью) предпринята попытка описать причины конфликтов и вызывающих их факторов.Приведен пример конфликта между учителем и ребенком, происшедшем в нашей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликтные ситуации в  школе

Мое желание высказаться , возможно несколько неожиданное даже для себя самого вызвано несколькими причинами, но главная- личная  эмоциональная включенность в конфликтную ситуацию. Не рискну препарировать этот инцидент,  лучше порассуждаю о героизме современных учителей начальной школы (без иронии).

Сегодняшний  учитель начальной школы должен обладать незаурядными способностями:

- терпением и ангельским характером;

-харизмой принцессы Дианы;

-стратегическими способностями А Македонского;

-обаянием звезд телеэкрана;

-добротой и вниманием Матери Терезы;

-мудростью и справедливостью царя Соломона. И мн.др.

но самое важное –на мой взгляд-это умение «ВИДЕТЬ»причины конфликтов, структуру, особенности протекания, одним словом анатомию конфликта. Т.е-обладать компетентностью в разрешении конфликтов.

Самая сложная задача, на мой взгляд, это задача удержания внимания 20-25 маленьких личностей (жаждущих двигательной и других видов активности),  при этом осуществлять личностно-ориентированное обучение, создавая комфортную, бесконфликтную  среду для ребенка, и укладываясь в рамки учебной программы…

Я считаю, что учителей начальной школы необходимо как максимум приравнять   к сонму греческих богинь, а как минимум признавать их неоцененные услуги перед отечеством, в виде педагогического капитала  (есть же материнский капитал!).

В этих экстремальных условиях (двуставочной нагрузки, ненормированном рабочем дне, требований к новой аттестации, и гиперответственности за детей,  очень сложно избежать профессиональных деформаций (авторитарности, демонстративности, профессионального догматизма, консерватизма, профессиональной агрессии, ролевого экспансионизма, сверхконтроля, эмоционального выгорания) и постоянно возникающих конфликтных ситуаций. О последних  предлагаю вкратце поговорить.

Итак, конфликты в школе.

  1. Различия между конфликтами и  к.ситуациями.Конфликт ( выбирал почти из 30 определений)-это столкновение несовместимых противоположно направленных тенденций в сознании человека в межличностных, межгрупповых отношениях, детерминированных объективными и субъективными причинами, связанными с острыми негативными переживаниями и протекающими в двух взаимосвязанных формах: скрытой и открытой.

Конфликтная ситуация -кратковременное взаимодействие учителя с учеником или коллективом класса на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.

Классификация или основания конфликтов в школе

 Есть только одно универсальное психологическое правило для решения конфликтов: универсальных правил для разрешения конфликтов нет. Каждый конфликт индивидуален, и потому нужно в первую очередь разобраться в тех основаниях, на которых он строится.
Можно выделить три основные группы внутришкольных конфликтов:
конфликты на ценностных основаниях, конфликты на личностно-психологических основаниях и конфликты на ресурсно-средовых основаниях. Каждый из них требует совершенно разных стратегий работы.
При этом следует иметь в виду, что если в школе или в классе сложилась конфликтная ситуация, в ней можно различить все три группы оснований.

  1. Фазы  К.С. Условно выделяют три фазы протекания конфликтов в школе:

Первая фаза-острое начало с явным нарушением социальных норм и ценностей одним из участников ситуации.

Вторая фаза- ответная реакция «соперника» от формы и содержания которой зависит исход противоборства и главное, последствия- направление перестройки, сложившихся ранее отношений.вторая фаза –центральное звено ситуации, она как правило носит стрессогенный характер(ставит под угрозу честь личности(дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа ид). Поэтому, в этой фазе учителю важно проявить свою выдержку, находчивость и опыт преодоления данных ситааций.

Третья фаза- относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей(иногда вплоть до разрушения некоторых норм) в двух различных направлениях:улучшения или ухудшения сложившихся отношений. Учитель очень дорого платит (да и ученик) тоже за неблагополучный исход конфликтной ситуации. Они (конфликты) отражают глубинные, психологические процессы в той или иной школе. Однако, если ученик бросил вызов, значит у него есть на это (пока непонятная потребность).Ученик – часто выступает как барометр, и надо оперативно выяснять причину конфликтной ситуации

Виды конфликтов в начальной школе

Наиболее специфичными в начальной школе являются три группы конфликтов:1. КОНФЛИКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(смена деятельности вызывает нарушение потребностей ребенка, например ребенок с выраженной игровой мотивацией, с гедонистическими установками я бы сказал будет являться объектом и субьектом конфликтных ситуаций).В учебной деятельности появляются цели: знания умения, навыки. А игровая деятельность предполагает одну цель- игровую.Т.е. нет учебно-познавательного мотива, а есть игровой мотив. Другие мотивы посещения школы это мотив общения с одноклассниками и наиболее распространенный оценочный мотив-ученик учится, чтобы приносить домой оценки, и это в дальнейшем тоже порождает конфликты. Итак, в конфликтах деятельности предпосылками конфликтной ситуации будет несформированность учебной мотивации) .т.е. его (ребенка)психологический статус не соответствует задачам обучения.

Второй тип конфликтов –это к.поведения- это противоречия между условиями , правилами школы и реальными потребностями ребенка. Конфликты поведения имеют ряд закономерностей:

-ученики выбирают определенное поведение в определенных ситуациях;

( и здесь учитель формирует комфортную ситуацию, берет на себя ответственность. Учитель управляет ситуацией и не допускает подобные конфликты.);Наиболее универсальной профилактической мерой будет являться тщательная подготовка к уроку, недопущения малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

-Еще одна закономерность – потребности ребенка которые подчинены каким то целям: т.е такие как: а)потребность ощущать свою интеллектуальную состоятельность, значимость;

б)потребность в дружбе(коммуникативная состоятельность) с кем либо,в любви , ребенок хочет , чтобы его любили таким, какой он есть);

в)потребность причастия к коллективу(сообществу, законы групповой динамики). И если одна из этих целей ЗАПАДАЕТ, РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННО.

-следующая закономерность потребность в демонстративности (выделиться-ориентация современного общества, гламур, эгоцентризм, один ребенок в семье), выделиться, привлечь к себе внимание.

Мотив власти-конкуренция борьба со сверстниками и учителем не только за внимание, но и с целью дальнейшего манипулирования учителем.(также как и в первом случае ребенок может быть кумиром семьи)

Месть- выражение негативизма по отношению не к учителю как таковому, а как к субъекту, который принадлежит миру взрослых.

Мотив избегания неудачи(ПРИМЕР ТОГО, ЧТО Ученик НЕ ХОЧЕТ К ДОСКЕ, ребенок боится быть неуспешным….

Привожу реально происшедшую конфликтную ситуацию(время и и имена изменены):

Конфликт №1

Учитель физической культуры  т.е. я поставил  «двойку» одной из лучших спортсменок школы  Козыревой Насте, мотивируя свою отметку «хамским поведением» со стороны девочки. На очередной урок физической культуры девочка и еще несколько ребят пришли в  джинсах и туфлях т.е. без спортивной формы за что были «наказаны» мной неудовлетворительными отметками. На следующий  день, вместе с классным руководителем  я   был вызван в кабинет завуча  для объяснения ситуации в 6 б.

Учитель- т.е. я -мужчина 35 лет, работаю в 6 классе 4-й год, до этого работал в cтаршей школе а еще раньше в ВУЗе.  4 года назад пришел в школу. Темперамент холерический,  Придерживался авторитарно-директивного стиля ведения урока. Девизом избрал тактику: без дисциплины никаких действий, упражнений, игр. «Все стоим, пока не будет тишины и порядка». Учащаяся – девочка шестиклассница 13 лет, тип темперамента - сангвинический. Энергетический уровень поведения - высокореактивный. Отличается  жизнерадостным характером, с чувством юмора, иногда саркастического свойства. Занимается водным поло в одной из лучших команд Москвы, является «палочкой-выручалочкой» для  учителей физической культуры, поскольку участвует, весьма успешно, во всех  соревнованиях. Настя отличница не только в спорте, она является неформальным лидером класса.

Конфликтный эпизод разворачивался-если можно так сказать - по классическому сценарию- с прохождением основных  этапов (возникновение и развитие, осознание к.с. хотя бы одним участником, начало открытого взаимодействия и развитие открытого конфликта), и фаз.

Социальным пространством конфликта является школа. Субъектами социального взаимодействия, находящимися в состоянии конфликта являются  ученик-учитель  (впоследствии конфликт можно охарактеризовать как «личность - микрогруппа»). Можно говорить о том, что причиной являются сразу несколько факторов, среди которых: стиль управления, недостаточная компетентность,  индивидуально—психологические особенности (мотивы, характер,  темперамент участников конфликта, социально-психологические (взаимоотношения в классе, лидерство Насти (хоть и неформальное), коллективные настроения друзей Насти и.т.д. Возможно здесь следует говорить и о личных мотивах конфликта, которые в течение определенного времени формировали неприязненное отношение учителя и ученика. Думаю, что это своего рода история конфликтных отношений, которая говорит о комплексе объективно-субъективных причин конфликта. Если же говорить  подробнее об основной психологической причине, то можно предположить, что этой причиной явилась оценка  учителя поведения ученицы как  недопустимого. Т.е. Настя не «вписалась» в определенный мной  диапазон ожидаемого поведения.

Предметом конфликта можно назвать  противоречивые взгляды на ведение урока. Специфика стиля взаимодействия со студентами, конечно-же отличается от взаимодействия с учащимися средней школы. Поэтому этот отрицательный перенос  без учета психофизиологических особенностей подростка, его потребностей к стремлению занять равное положение по отношению к взрослым, вызывали у подростков деструктивный стиль поведения, демонстративное поведение  и способствовали эскалации конфликта.

Если немного отвлечься и продолжить тему в контексте предмета физической культуры, то необходимо драматично отметить революционную ситуацию «когда низы не хотят, а верхи не могут».  Содержание предмета, ветхозаветные методы ведения урока, вызывают неприятие учащимися последнего, сами же учителя не могут перестроиться в таком консервативном общественном институте как школа по ряду причин, о которых в рамках данной работы лучше умолчать. Но все же следует сказать о том, что эти факторы будут являться  предметом и объектом конфликтов, возникающих в рамках  данного предмета…

Полагаю, что вышеописанный конфликт является конфликтом отношений. Особенностью данного конфликта является то, что на стороне Насти выступает часть класса (группа поддержки). Отчасти это может быть связано с тем, что пострадал лидер группы, но основная причина – на мой взгляд - в том,  что в этом возрасте у подростков обостренное чувство справедливости. Такое «дружное» несогласие с учителем, должно подсказать учителю, что он не прав. Осознание своей ошибки будет зависеть от индивидуальных особенностей, темпераментальных особенностей и личности  учителя. Завершая анализ конфликта можно предположить, что он будет разрешен педагогическими средствами: опору на взаимоотношения с классным руководителем, родителями, а также путем оптимизации и конструктивного диалогического общения с самой ученицей.  Воспитание подростка должно сводиться не к фиксированию его проступков и недостатков, а к усилению всех положительных качеств и его устремлений. На этом основан лозунг и педагога и психолога « любить и уважать воспитанника таким как, каков он есть». «Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность»- такова словами Я. Корчака должна быть палитра эмоциональных реакций учителя.

p.s  Прошу прощения за ошибки и сокращения: пытался закончить поскорее.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины дефицита времени

Причины дефицита времени...

Детская агрессия. Её причины и последствия

Материал для проведения родительского собрания во 2-3 классах...

Причины школьной неуспеваемости

Рекомендации для родителей. Презентация....

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Родительское собрание на тему: «Причины и последствия детской агрессии»

Родительское собрание на тему "Причины и последствия детской агрессии" я проводила во 2 классе. Интерес и высокая активность учащихся и их родителей меня порадовали....