Разработка родительского собрания для родителей учащихся начальных классов "Помоги себе и своему ребенку"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Тема родительского собрания "Помоги себе и своему ребенку" очень актуальна на сегодняшний день, т.к. взаимоотношения в семье между родителями и детьми, между супругами откладывают серьезный отпечаток в психическом развитии ребенка. Добрые, теплые, доверительные взаимоотношения в семье оказывают благоприятное влияние на развитие детей. На сколько родитель способен оградить ребенка от внутрисемейных разборок, неурядиц, на сколько он способен слышать ребенка, умеет ставить сбя на место ребенка, от этого зависит на сколько ребенок будет психически и физически здоров, успешен в школе, активен, любознателен и счастлив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomogi_sebe_i_svoemu_rebenku.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Помоги себе и своему ребенку.

(Занятие с элементами тренинга для родителей младших школьников)

Цели:
Раскрыть причины появления тревожности у детей.
Убедить родителей в том, что "острый недостаток ласки в семье" – причина повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости у детей.
Убедить родителей в том, что внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Условия проведения
В кабинете стулья расставлены в виде эллипса или круга.
В тренинге принимают участие родители, педагог-психолог.

Оборудование
Фломастеры, чистые листы бумаги, разноцветные бумажные лепестки, «волшебная коробочка», бабочки из цветного картона.

Вступление. (слайд№1)
Детские годы - самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, учителей, воспитателей.
(слайд№2)
Главную роль в жизни маленького человека играет семья.
(слайд№3) Задача школы – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста и убедить их в том, что неталантливых детей не бывает.(слайд№4)
Трудно растить детей в сложном современном мире. (слайд№5-14) Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Все искренне любят своих детей, но многие не умеют проявлять свою любовь.(слайд№15-16)  Каждый родитель знает, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). (слайд№17) Нужно любить независимо ни от чего.
Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок  усваивает прежде всего в семье. Если его любят, с ним считаются,  разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров и счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.
Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки, ребенок  болеет, становится нервным и раздражительным. Часто это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и ослабления иммунитета.
(слайд№18)
Чтобы ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разборок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным и избавится от страхов. Он будет уметь сопереживать другим людям.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ(слайд№19)
Занятие начинается с ритуала: все садятся в круг, берутся за руки и проговаривают вслух строчку из песни Юрия Визбора "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".

Упражнение 1. "Знакомство"

Психолог. Представьте, что все мы лепестки цветка. (слайд№20,21,22) Сядьте поближе друг к другу, закройте глаза и представьте себе, какой цветок у вас получится.
Членам группы предлагаются лепестки разного цвета. Участники выбирают тот лепесток, который им больше понравился, больше соответствует их настроению. На лепестке каждый записывает свое имя в той форме, в какой ему хочется. Потом все обращаются друг к другу по имени в течение всего занятия. В центре круга на полу выкладывается цветок с разноцветными лепестками- именами.

Упражнение 2. "Здравствуй, я рад(а) тебя сегодня видеть здесь..."

Психолог предлагает продолжить фразу всем членам группы по очереди. Предлагается по кругу сказать друг другу что-то хорошее, приятное, обязательно от всей души.
В конце психолог выясняет у участников, что они почувствовали, выполняя это упражнение.

3. Упражнение «Меняющаяся комната».

Давайте сейчас мы будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены, пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми, легкими , как пузыри в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, устало… А теперь вся комната наполнена цветами – они повсюду и самые разные: розы, пионы, ромашки и много-много других…

Упражнение 4. "Нарисуй свою тревогу и победи ее"

Психолог. Многие родители обеспокоены появлением тревоги у детей. Надо отметить, что тревога, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и другие), не является однозначно опасным и "вредным" для ребенка. Часто он защищает от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует поведение. Детская тревога – это обычное явление для психического развития ребенка. В некоторых ситуациях со своей  тревогой он в состоянии справиться сам. Ваша задача – не подшучивать над детскими переживаниями, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Приобретение жизненного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволит ребенку справиться со своей тревогой, стать уверенным в себе.
Родителям предлагается нарисовать свои тревожные состояния на листе бумаги.
После этого психолог дает рекомендации родителям по проведению этого упражнения с ребенком.
Перед рисованием тревоги с ребенком желательно поговорить, задавая ему такие вопросы: "Чего ты боишься? Когда тебе бывает беспокойно? Было ли такое, когда ты сильно тревожился, испугался?" и другие. Затем ему предлагается нарисовать свои тревоги. Для этого необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования рекомендуется еще раз с ребенком поговорить о том, от чего же он конкретно больше тревожится. После этого нужно взять ножницы и попросить его разрезать "тревогу" на мелкие кусочки. Когда беспокойство разлетится на крошечные кусочки, покажите, что теперь его собрать невозможно. Положите эти мелкие кусочки в мешок, а мешок сожгите: вместе с ним "сгорает и тревога, больше ее никогда не будет.
Упражнение следует повторить через 1-2 недели. Повторять его нужно до тех пор, пока просьба "нарисуй свою тревогу" не вызовет у ребенка недоумение.

Упражнение 5. "Ругаемся овощами"

Психолог. Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов. Но, с другой стороны, перед нами несчастный ребенок, которого никто не понимает, не ласкает и не жалеет.
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение ребенка чего-то важного.
(слайд№23,24,25)
Психолог предлагает членам группы поругаться, но не плохими словами, а названиями овощей: "Ты – огурец, а ты редиска", "Ты – морковка, а ты – тыква" и так далее.
Прежде чем поругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.

Упражнение 6. "Сломанная кукла"

Психолог. Нередко родителей тревожит несобранность детей, их излишняя активность. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить его с методами саморегуляции. (слайд№26)
Выполните следующее упражнение.
Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, ноги. Она вся разболталась. С ней не хотят играть. Потрясите всеми сломанными частями одновременно. А теперь собирайте, укрепляйте веревочки – медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите ее. Теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко. Выпрямите ноги. Все – куклу починили, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!
Предложите дома при необходимости это упражнение своему ребенку. 

7. Психологическое упражнение «Каким я был(а) в детстве?»

Психолог. Очень часто взаимоотношения взрослого с ребенком строится по принципу «красного карандаша». Т.е. взрослый указывает на ошибки, которые совершает ребенок, подчеркивая несостоятельность ребенка. Ребенок мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослые ответили применением силы. «Поставили ребенка на место» - мы сильнее, у нас есть система угроз и санкций. Однако, такой способ реанимирования чаще всего оказывается непродуктивным, сеет в душе ребенка зерна обиды, которые прорастают мстительностью. В ответ мы получаем достаточно серьезные выходки, которые могут последовать через 2 часа, 2 дня, 2 недели, 2 года, но обязательно последуют.

Задание группе: «Вспомните, пожалуйста случай из своего детства, когда вы продемонстрировали именно такое поведение. В каких формах это выразилось?»

Проявления: прямые физические акты насилия, драки; непрямые акты насилия, портят что-то, ломают ваши любимые вещи.

Как реагировать на такого рода нарушения поведения?

Работа в группах. Предполагаемые результаты:

1. Трудно прекратить такое поведение здесь и теперь, но главное – не усугублять агрессией по отношению к ребенку.

2. Необходимо выстроить систему взаимодействия с ребенком таким образом, чтобы ребенок чувствовал принятие, внимание, уважение.

Рефлексия.

8. «Письмо».

Психолог. Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники высказываются). Вы сами. Напишите письмо себе любимому. Любимому, потому что нельзя жить, не любя самого близкого себе человека. (Время на письмо 10-15 минут под тихую музыку).

Обмен впечатлениями: с какими чувствами писали письма?

- Кто хочет пересказать или прочитать свое письмо?

(По ходу можно делать комментарии. Стоит обратить внимание на то, как кто-то делится с собой теплом и нежностью, кто-то с собой на дружеской ноге, кто-то тоскует по себе и т.д.)

- Что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно, отвечают на него. Поэтому сейчас у вас будет 10 минут времени на то, чтобы ответить на письмо. Потом зачитываются ответы.

Рефлексия по кругу – что было легче, что труднее, какие чувства возникали и т.д.

9. Притча «О бабочке»(слайд№27)

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу.(слайд№28)  Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках». 

В моих руках «волшебная коробочка», я подойду к каждому(ой) из вас, и положу в ваши ладони бабочку, а вы согрейте ее теплом своих рук. Представьте, что бабочка в ваших ладонях – это ваш ребенок. И только от вас зависит его жизнь. Если вы захотите, вы сомкнете плотнее ладони – искалечите и сломаете ему жизнь, а если разомкнете ладони, то позволите увидеть ему весь мир.(слайд№29) Поднимите бабочку выше и позвольте ей увидеть красоту голубого неба, дайте ей возможность ощутить ласковое тепло солнца, почувствовать прикосновение прохладного ветра и свежесть дождевых капель. Только мы взрослые можем дать возможность развиваться детям в здоровой семье, в окружении любви, ласки и гармонии.(слайд№30)

 Упражнение 10. "На сегодняшнем занятии я..."

Все участники по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что вы сейчас чувствуете? Что особенно понравилось? Что вы заберете с собой?

Свои высказывания начинают со слов: "На сегодняшнем занятии я..."
Заканчивается занятие ритуалом: все берутся за руки и дарят друг другу самую добрую на свете улыбку
. (слайд№31)

ЛИТЕРАТУРА

  1. "Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы", №1, 1998, с. 22-31.
  2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. "Школьный психолог", №44, 1998, с. 8-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".

 Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах  у...

Разработка родительского собрания для родителей первоклассников "Безопасность детей на дороге"

Родительское собрание разработано для родителей первоклассников. Задача родительского собрания побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья и...

Родительское собрание для родителей учащихся 2-го класса «Как приобщить ребёнка к чтению»

Мини лекторий для родителей младших школьников, используемый учителями начальных классов....

Родительское собрание совместно с учащимися начальных классов на тему «Профессии наших родителей»

Цель: Познакомиться с профессиями родителей .УУД:- расширение знаний детей о мире профессий;- формирование интереса к профессиям,- развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, пони...

Родительское собрание совместно с учащимися начальных классов на тему «Профессии наших родителей»

Цель: Познакомиться с профессиями родителей .УУД:- расширение знаний детей о мире профессий;- формирование интереса к профессиям,- развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, пони...

Методическая разработка родительского собрания «Развитие речи учащихся 1 класса»

Цель: повысить уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей....


 

Комментарии

Ирина Владимировна Никитина

Спасибо за хорошее собрание, буду использовать