Родительское собрание для родителей учащихся 2-го класса «Как приобщить ребёнка к чтению»
материал (2 класс) на тему

Вологина Майя Евгеньевна

Мини лекторий для родителей младших школьников, используемый учителями начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание для родителей учащихся 2-го класса

«Как приобщить ребёнка к чтению»

 Сейчас, когда дети постигли азы чтения, необходимо помочь или научиться бегло читать, грамотно, выразительно, т.к. неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей. Мы все – родители хотим видеть своих детей свободными, с хорошо развитой речью, умеющими мыслить быстро, образно и точно. И кто как не родители могут помочь в этом своим детям.

 Может возникнуть вопрос: а разве надо помогать? Разве начальная школа не справляется с основной своей задачей? Да, надо, да – пока не справляется. Это подтверждают и многочисленные исследования ученых, сообщающие нам о том, что хорошо умеют читать только 0,3% школьников. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет общее развитие ребенка и успешность его занятий в школе. Но как показывает практика курсов быстрого чтения, даже к зрелому возрасту большинство читателей не имеют нужного уровня развития навыков чтения у взрослых колеблется в диапозоне от 130 до 180 слов в минуту (норма 500 - 700 слов) при этом коэффициент понимания ниже 50% (норма 70%).

 Причин такого положения в области чтения много, но одна из наиболее важных такова родители не знают, как заниматься с ребенком чтением до школы и тогда, когда он уже начал учиться. Желание помочь есть, а что делать – не знают! В тоже время - это сделать очень просто. Очень важно – ежедневно читать своему ребенку. Во-первых, усиливается эмоциональное восприятие ребенком текста, т.к. он видит вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос. Во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию. Это особенно важно в тех случаях, когда ребенок умеет читать, но не хочет, т.е. из-за непрерывного обучения испытывает отвращение к чтению. Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они часто заставляют ребенка читать сложный, для его возраста текст, исходя из того, что якобы потом будет легче.

 Иногда ребенок просит читать одну и ту же книгу много раз – это хорошо, значит содержание данной книги соответствует, его переживаниям. Ребенок многократно слушал содержание данной книги, развивает свой духовный мир, развивает навыки антиципации, т.е. предвосхищением предугадывание дальнейшего развития содержания текста. В целях развития этого навыка периодически задавайте ему вопрос: «О чём пойдет дальше речь?» При повторном чтении книги старайтесь читать быстро, на пределе своих возможностей, но чётко произнося слова. Периодически спрашивайте ребенка, успевает ли он понимать. Это очень важно! Ускоренное чтение стимулирует развитие у ребенка способности быстро понимать содержание текста. Вы как бы снимаете с него необходимость читать (это ему еще трудно!) и оставляете ему только одну задачу – понимать! Но понимать быстро.

Развитие навыков быстрого понимания стимулирует у ребенка и развитие навыков чтения. Потом, при самостоятельном чтении, он будет понимать содержание быстрее, чем прочитывать слова. При этом недопустимо останавливать ребенка, если он неточно прочитал окончание слова или вместо слова «школьник» прочитал «ученик». Ведь он же понял!

Замечание (особенно в резкой форме) приводят к тому, что ребенок теряет мысль, перестаёт следить за содержанием, отвлекается на конкретное слово.

Задайте себе вопрос: «Для кого ребенок читает?» Если вы ответите: «Для себя», - то тогда всё станет на место, и вы перестанете «дергать» ребенка. Дело в том, что очень часто о наличии музыкального слуха судят по тому, как ребенок поёт. Но ребенок может правильно слышать и плохо петь, потому что не умеет управлять своим голосовым аппаратом. Так и при чтении, понимая текст, дети неточно произносят окончания слов. Со временем, когда ребенок много начитает, по мере развития навыков управления своим голосовым аппаратом, всё нормализуется. Так же важно и совместное чтение. Если ребенок знает книжку наизусть, просите его «прочитать». Пусть вас это не смущает, что он больше вспоминает, чем смотрит в книгу – это очень полезно. Постепенно его внимание, направленное на необходимость вспоминать, перейдет на текст, на то слово, которое он с легкостью читает, зная уже его содержание. Ему легче, у него получается. Он может Вера в себя окрыляет.

Если ваш ребенок не любит читать, это значит, что ему трудно. Так помогите ему! В зависимости от уровня развития вы читаете ему сначала по 2-3 слова и просите повторно прочитать. Затем читаете строчку, потом предложение, абзац. Постепенно увеличиваете скорость чтения.

Очень часто ребенок, глядя на читающих родителей, тоже берет книги и просматривает их, делая вид, что читает. Чрезвычайно полезное занятие! Организуйте его. Предложите ребенку просмотреть все буквы в словах без произношения вслух, узнавая только глазами, при этом стараясь постоянно увеличивать скорость просмотра букв, а затем слов. Чем больше книг он таким образом просмотрит, тем лучше и быстрее он потом будет читать.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям». Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначение для их возраста. Некоторые родители напрасно гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произношения. Они воспринимают его поверхностно, следует главным образом за развитием сюжета и улавливает лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку, читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристику героев, рассуждение авторов. Следя за чтением детей надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были родной тематикой: сказки, рассказы о животных, растениях, приключения. Подбирая книги надо учитывать интерес детей.

Чтобы развить технику чтения, для этого надо чаще упражнять в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения.

В воспитании любви к книге у детей младш. Школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает интерес к книге. Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку, на на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлеченной событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал. Похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что он всегда будет читать сам. Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора и художника. Дети, как правило не обращают внимания и не стараются заметить эти данные о книге.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от детей, чтобы они запоминали автора и художника. Поэтому полезно перед началом чтения спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже знает, и что он знает о нем, встречались ли ему рисунки художника. Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребенок развивает свою речь. Задавая вопросы к прочитанному, родители могут проконтролировать чтение ребенка, всю ли книгу он прочитал, всё ли понял? В семье должны воспитывать и культуру общение с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки. Необходимо также соблюдать основные правила гигиены чтения.

Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом свете. Лампа должна быть с левой стороны. При чтении следует давать короткий отдых глазам. Если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, то старайтесь относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть. Пусть у вас никогда не опускаются руки, даже если вы останетесь единственным человеком кто продолжает верить в своего ребенка. Помните, что все дети, кто быстрее, кто медленнее при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:

1) Не понимают, что от них хотят.

2) Понимают, но не получается.

3) Кое-что получается.

4) Получается все лучше и лучше.

Отсюда следует самое главное личный пример родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, сделайте так, чтобы он видел читающих родителей.

Я хочу предложить вам завести для ребенка «читательский дневник» - это обыкновенная тетрадь в линейку, где вы записываете какое произведение, прочитал и, например, а проверяете технику чтения и записываете результат в «читательский дневник»

Список литературы:

1) К.И. Чуковский Стихи и сказки.

2) С. Михалков Стихи.

3) Л.Н. Толстой Рассказы для детей.

4) С. Маршак Стихи.

5) А. Барто Стихи.

6) В. Осеева Рассказы.

7) К.Д. Ушинский Рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания для родителей учащихся начальных классов "Помоги себе и своему ребенку"

Тема родительского собрания "Помоги себе и своему ребенку" очень актуальна на сегодняшний день, т.к. взаимоотношения в семье между родителями и детьми, между супругами откладывают серьезный отпечаток ...

Родительское собрание. Возрастные особенности учащихся 2-х классов.

Возрастные особенности учащихся 2-х классов....

Презентация к родительскому собранию "Я-родитель" для 2-3 классов.

Данная презентация  разработана к родительским собраниям....

Темы родительского всеобуча для родителей учащихся 3-их классов

Цель родительского всеобуча - повышение психологического и педагогического потенциала родителей, совершенствование приёмов семейного воспитания путём создания ситуации сотрудничества, формировани...

Родительское собрание "Трудности адаптации учащихся 1-х классов"

Родительское собрание "Трудности адаптации учащихся 1-х классов"...

Родительское собрание "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка"

Цель собрания:Убедить родителей в том, что истинный авторитет необходим для того чтобы помочь ребенку развиваться, стать счастливым, общественно значимым человеком....

Первое родительское собрание.для родителей учащихся 3класса (сентябрь)

Данный материал помогает родителям и детям правильно выстраивать взаимоотношения в семье, правильно находить подход  к решению проблемных ситуаций....