Родительское собрание "Трудности адаптации учащихся 1-х классов"
материал

Елышева Вера Ивановна

Родительское собрание "Трудности адаптации учащихся 1-х классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_adaptatsii_pervoklassnikov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №1» п. Ханымей

Елышева В.И.

Родительское собрание в 1 классе

«Трудности адаптации первоклассников»

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Трудно все: даже сам режим учебных занятий с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 минут и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за  мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе, да еще так долго.

Но первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их не доработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Так порой не хватает им терпения и снисходительности, спокойствия и доброты…еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками  школьных стрессов. Почему? Скорее всего потому, что находясь за порогом школы, не всегда понимают: приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему.

В первые недели и месяцы привыкания к школе может измениться поведение детей. У одних  заметно чрезмерное возбуждение и даже агрессивность; у других, наоборот, заторможенность и унылость, может возникнуть  чувство страха, нежелание идти в школу.

1.Большинство детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливается в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без  видимого напряжения выполняют требования учителя. Конечно, им еще трудно выполнять все  требования правил поведения, но к концу октября такие дети обычно осваиваются и с новым статусом ученика, и с новыми требования, и с новым распорядком дня.

2.Второй группе детей нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или наоборот, реагируя «как маленькие»- слезами и истерикой). И с усвоением  учебной программы у них дела складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным».

3. И третья группа – дети, у которых  к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. У них проявляется негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители. Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста – они задираются на переменах, кричат, плохо себя ведут на уроке. Поэтому если поведение ребенка очень беспокоит  учителя и родителей, стоит обратиться к психологу или  к врачу-психоневрологу.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько периодов.

Первый – когда на  весь комплекс новый воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго – 2-3 недели. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов и говорить не приходится: тратится все, что есть, а иногда  и в долг берется. Поэтому  родителям важно помнить, какую высокую физиологическую и психологическую цену платит каждый ребенок в этот период… И только затем наступает Вторая  фаза -  неустойчивого приспособления, когда организм ищет  и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным)  варианты реакции на эти воздействия. И наконец Третий этап – это период относительно устойчивого  приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующую меньшего напряжения.

Какую бы работу не выполнял школьник, будь то умственная работа, статическая нагрузка, которую испытывает он при вынужденной сидячей позе, или психологическая  нагрузка общения, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. А мы знаем, что возможности детского организма не безграничны, и  длительное напряжение, связанные с ним  утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья.  

Все это я вам говорю для того, чтобы  вы знали и понимали, почему эти, недавно еще неугомонные дети так быстро устают, почему нельзя заставлять их посидеть за учебной работой «еще часок», почему так важно соблюдать режим дня… Будем помнить: трудности перестройки испытывают все дети, а еще надо делать поправку на слабое здоровье, недавнюю болезнь и еще многое-многое, что может замедлять  приспособление к школьной жизни.

Для сравнения что испытывает детский организм в период адаптации к школе. Реакция организма первоклассников на  уроках по  показателям сердечно-сосудистой системы сравнима с напряжением космонавта в состоянии невесомости! Нужен ли пример убедительнее?

Итак, вывод может быть только один:   не давление (чтобы «скорее привык к учению»), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых – только этим мы можем помочь ребенку.

 

Рекомендации:

  1. Не наказывайте и не ругайте ребенка за плохо выполненное задание.
  2. Всегда выясняйте причину плохого настроения.
  3. Не скупитесь на похвалу!
  4. Интересуйтесь его школьными делами. Спрашивайте о том, что он узнал сегодня нового,  что ему понравилось в школе и т.д. при этом некогда не акцентируйте внимания на оценках.

  1. Не заставляйте ребенка сиюминутно выполнять домашние задания. Для детей данного возраста, несмотря на то, что ведущим типом деятельности является учебная деятельность, игровая деятельность еще не ушла на второй план. И поэтому определите в какое время должен выполнять ребенок уроки, и всегда давать ему время на подготовку к выполнению заданий. Совместно с ребенком выполняйте уроки, но не нужно за него выполнять. Здесь вы должны выступать не в роли критика, а в роли помощника и оказывать поддержку ребенку.   Вообще если ребенок совершает ошибку, то дальше должен думать взрослый как упростить задачи, разбить ее на мини-задачу, решив которую ребенок смог бы увидеть свою ошибку, удивиться ей и исправить ее.

6.Ребенок обязательно должен отдохнуть после уроков 2-3 часа и только затем он может начинать выполнять уроки. В зависимости от сложности задания, между выполнением заданий необходим ребенку отдых. Это способствует и лучшему усвоению и запоминанию информации. А также эффективному выполнению следующих заданий.

7. Организация условий для выполнения уроков. Предоставить возможность ребенку сконцентрироваться на задании, т.е. должны отсутствовать факторы отвлекающие ребенка. Также рекомендуется, что бы у ребенка была учебная зона в комнате.

8. Даже если вы сомневаетесь в правильности позиции учителя, то с ребенком и при ребенке говорить о ваших  сомнениях не стоит. Ведь учительница, даже самая строгая, даже не всегда  справедливая, для первоклассников «самая-самая»; и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его самоопределение  в статусе ученика.  Поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: «А Софья Петровна сказала, что так нельзя». Софья Петровна – высший авторитет, перед  которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: отвечать на это замечание фразой: «Много знает твоя Софья Петровна …» или подобной – запрещенный прием.

9.Семья должна  помочь сыну или дочери успешно войти в школьную обстановку. В этот период ребенок нуждается в любви и поддержке родителей. Он ждет уважения к его новым обязанностям. Он ожидает от близких интереса к его школьным делам – похвалы за достигнутые успехи, помощи при затруднениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация школьника в 5 классе"

Конспект родительского собрания, которое знакомит родителей с особенностями перехода учащихся из начального звена в среднее, рекомендации для родителей....

Родительское собрание "Адаптация детей в 1 классе"

Родительское собрание "Адаптация детей в 1 классе"...

Родительское собрание "Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в основную"

Данный материал содержит в себе доклад,анкету,памятки для родителей, с которыми можно ознакомить родителей(законных представителей) на последнем в начальной школе собрании....

Разработка родительского собрания "Адаптация детей в 1 классе"

Материал для проведения родительского собрания в 1 классе....

Родительское собрание "Адаптация учащихся 1 класса"

Материал к родительскому собранию...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...

Методическая разработка. Психологическое занятие во 2-м классе по теме «Активное и пассивное слушание». Из программы занятий по социально-психологической адаптации учащихся 1-4 классов «Солнышко».

Программа «Солнышко» — это 4-летний курс для детей начальной школы. Занятия данного курса помогают адаптироваться первоклассникам, вновь прибывшим ученикам и детям с повышенной трево...