Родительское собрание "Значение памяти в обучении младших школьников"
презентация по теме

Повышение уровня психологической культуры родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение памяти в обучении младших школьников.

                    (Выступление на родительском собрании)

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого " Я " и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Уже в древнейшие времена делались попытки объяснить механизм запоминания. Древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) предполагал, что при восприятии испускаемые изучаемым объектом материальные частицы проникают в голову и оставляют отпечаток на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Несмотря на длительную историю изучения памяти, вплоть до начала XX в. отсутствовали какие-нибудь строгие объяснения этого явления. Научно обоснованные данные о закономерностях памяти — важнейшей функции головного мозга — получены лишь в последние десятилетия. Существует несколько гипотез механизмов запоминания информации в человеческом мозге. Некоторые из них получили экспериментальное подтверждение. Запоминание—активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся» в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Рассмотрим эти разновидности запоминания подробно, поскольку они имеют большое значение для процесса чтения.

Произвольное запоминание—особый вид психической деятельности, цель которой в самом запоминании, осуществляемом с помощью специальных средств и приемов: установка на запоминание, повторение прочитанного, составление плана, генерация зрительного образа и т.д.

Непроизвольное запоминание — вид деятельности, при котором обеспечиваются активные познавательные и практические действия. Однако само запоминание не является целью. В таких случаях обо всем, что запомнилось, говорят: «Запомнилось само собой».

Как показывают исследования, непроизвольное запоминание имеет две разновидности.

Запоминается непроизвольно, само собой что-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные переживания. Однако для процесса чтения наиболее интересна вторая разновидность непроизвольного запоминания. Как показали эксперименты психологов, запоминаем мы полно, связанно и прочно не только тогда, когда хотим запомнить, но и тогда, когда такого намерения нет, но выполняемая работа носит активный, эмоционально приподнятый, творческий характер. Для чтения это означает, что, если, например, специалист увлечен изучением важной научно-технической проблемы и читает литературу, чтобы найти пути ее решения, ему не надо запоминать найденный материал. Нужное запоминается само собой.

Таким образом, когда непроизвольное запоминание происходит с помощью активных и содержательных способов деятельности, оно оказывается продуктивнее произвольного. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст. В этих случаях оно не только желательно, но и обязательно, так как преждевременное обращение к произвольному запоминанию отрицательно сказывается на понимании и запоминании материала.

Отсюда следует, что при обучении быстрому чтению основное внимание должно быть обращено на создание эмоционально благоприятных условий, при которых непроизвольное запоминание активизируется.

Если память — процесс динамический, то, очевидно, степенью активности психической деятельности человека и определяются ее качественные и количественные показатели. Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти: «Память—это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча». Если говорить еще более кратко, можно сказать: «Память—это процесс». Процесс, который начинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь.

Вместе с тем из этого определения следует, что именно активизация всех потенциальных процессов обеспечивает и высокое качество памяти. В самом деле, если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким костром, освещая все закоулки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком и ничего, что человек видит. чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринтах его мозга. Именно о Таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло. Несмотря на большое количество разработанных упражнений по тренировке памяти, по мнению психологов, все эти упражнения неэффективны, так как до сих пор неясна сама природа процессов запоминания. И все же нам удалось найти упражнение, блестяще решающее задачу тренировки памяти. Вот оно: запомните: вы забудете, что значит забывать, если будете его выполнять: «Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее».

Механизмы памяти

Обучение человека, да и любого другого существа, осуществляется благодаря памяти, которая, по словам «отца русской физиологии» И. М. Сеченова, является «краеугольным камнем психического развития». И. М. Сеченову принадлежит и другое крылатое выражение, имеющее прямое отношение к мнемотехнике, т. е. к технике запоминания: «Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы».

На рис. 35 показана морфологическая структура памяти. Практически все части коры больших полушарий мозга принимают участие в процессах памяти. Обращаем ваше внимание на значительную роль в процессах памяти подсознательной деятельности мозга.

 

                                                                                                            Алгоритм памяти

Как следует из алгоритма, память представляет собой способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.

Получилась, как видим, довольно сложная система. Однако без всех четырех указанных блоков алгоритма памяти как таковой быть не может.

По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная. У разных людей превалируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, а у музыкантов — слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у философов, политиков, дипломатов—словесно-логическая. Общепринятым в психологии и физиологии считается выделение видов памяти на основе длительности хранения информации. В зрительной памяти (а для нас она наиболее важная) различают три типа: кратковременную и долговременную. В целом мы и будем работать с этой сложной системой. По норме продолжительность времени хранения данных в кратковременной памяти всего несколько сотен миллисекунд. Если по истечении этого времени мы не сумели использовать полученную информацию, т. е. не передали ее дальше, то она теряется безвозвратно. Удержание сигналов, поступивших в кратковременную память, осуществляется в более длительном интервале времени—около 15—30 сек. Время здесь определяется типом входной информации. Содержимое этой памяти вне интервала времени хранения также необратимо исчезает, при необходимости распознавания воспринятой информации и запоминания ее на длительный срок уже функционирует долговременная память, данные в которой могут храниться фактически без потерь.

В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация не меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении, какими темпами будет развиваться память. У этого явления есть закономерные причины. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применять какой-либо способ для запоминания информации. Однако непосредственная память и опосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся, плоскостях. В чем это проявляется? Для ребенка 7-8 лет гораздо легче заучить, вызубрить, нежели осмыслить материал. Возникает ситуация, когда применение самого способа запоминания требует больше энергии, нежели запоминание без него. Вследствие этого применение способов обработки материала в целях повышения эффективности запоминания может иметь противоположный результат. Это явление носит временный характер. Как правило, к концу младшего школьного возраста (примерно к 10 годам) продуктивность опосредованной памяти стабильно выше продуктивности непосредственной. При этом есть некоторые различия в запоминании мальчиков и девочек. Девочки охотнее запоминают любой материал, умеют заставлять себя, настраивать на запоминание, поэтому у них результаты произвольной механической памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек. Объем непосредственной памяти младшего школьника колеблется около 5 единиц. Количество информации, запомненной опосредовано, например с помощью ассоциаций, может увеличиваться вдвое.

Потенциальные возможности информационной емкости мозга поистине безграничны. По оценкам ученых, общая информационная емкость мозга составляет 2,8Х 1020 бит информации. Как известно, бит— двоичная единица информации, используемая в вычислительной технике. Ясно, что при таких возможностях повышение скорости чтения в 2—3 раза, т. е. соответствующее повышение оперативной способности принимать и перерабатывать текстовую информацию, не приводит к информационным перегрузкам мозга, поскольку здесь есть резервы.

Большая часть неудачников по жизни стали таковыми из-за своей неразвитой памяти. Те же, кто сумел чего-либо добиться в жизни, умели управлять своей памятью и развивать ее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение памяти в обучении младших школьников.

Слайд 2

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания.

Слайд 3

Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в специальном трактате «О памяти и воспоминании". И были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь "открытые" в качестве основных законов, ассоциаций.

Слайд 4

Запоминание (активный созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся в памяти) Произвольное Непроизвольное

Слайд 5

Произвольное запоминание — особый вид психической деятельности, цель которой в самом запоминании, осуществляемом с помощью специальных средств и приемов: установка на запоминание, повторение прочитанного, составление плана, генерация зрительного образа. Непроизвольное запоминание — вид деятельности, при котором обеспечиваются активные познавательные и практические действия. Однако само запоминание не является целью. В таких случаях обо всем, что запомнилось, говорят: «Запомнилось само собой».

Слайд 6

Известный английский физиолог Грей Уолтер говорил: «Память- это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча».

Слайд 7

Механизмы памяти:

Слайд 8

Алгоритм памяти

Слайд 9

осознаваемая неосознаваемая кратковременная слуховая ПАМЯТЬ зрительная долговременная эмоциональная двигательная

Слайд 10

Память младшего школьника может запоминать произвольно и непроизвольно. Объем непосредственной памяти младшего школьника колеблется около 5 единиц. Количество информации, запомненной опосредовано, например с помощью ассоциаций, может увеличиться вдвое. Информационная емкость мозга = 2,8Х10² º бит информации.

Слайд 11

Большая часть неудачников по жизни стали из-за своей неразвитости памяти. Те же, кто сумел чего-либо добиться в жизни, умели управлять своей памятью и развивать ее.

Слайд 13

Внимательно посмотрите на рисунок

Слайд 14

Внимательно посмотрите на II рисунок

Слайд 15

А сейчас посчитайте сколько правильных ответов у вас получилось:

Слайд 18

Правильный ответ 22 круга Если вы ответили 20-22, то поставьте 10б Если вы ответили 23-25, то поставьте 7б Если вы ответили 15-19, то поставьте 5б Если вы ответили 0-15, то поставьте 3б

Слайд 19

ФИЛИСТР ВИОЛОНЧЕЛЬ ПАПИЛЬОТКА ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ АЛЬМАНАХ ФИЛАНТРОП БАЛЛАТИРОВКА ЛАМБА НАДПОРОЖНИЦА ГЕЛИКОПТЕР

Слайд 21

ФИЛИСТР - ЧЕЛОВЕК С УЗКИМ ОБЫВАТЕЛЬСКИМ, МЕЩАНСКИМ КРУГОЗОРОМ И ХАНЖЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ. ВИОЛОНЧЕЛЬ - СМЫЧКОВЫЙ, ЧЕТЫРЕХСТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. ПАПИЛЬОТКА - ТРЕУГОЛЬНЫЙ ЛОСКУТ БУМАГИ ДЛЯ ЗАВИВКИ ВОЛОС. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ – В РАЗГОВОРЕ ИЛИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ФРАЗЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИМИКОЙ И ЖЕСТАМИ. АЛЬМАНАХ - НЕПЕРИОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ-СОВРЕМЕННИКОВ ФИЛАНТРОП - человек занимающийся благотворительностью. БАЛЛАТИРОВКА – решать подачей голосов какой-либо вопрос. ЛАМБА- глухое озеро НАДПОРОЖНИЦА- верхняя часть речного порога. ГЕЛИКОПТЕР- тоже самое, что и вертолет.

Слайд 22

Теперь считаем количество баллов за каждое задание: 27- 30 баллов; Поздравляем! У Вас отличная память. 22- 26 балла; у Вас хорошая зрительная память. 16- 21 балла; у Вас нормальная зрительная память. Обратите внимание на допущенные ошибки. 0-15 баллов; не огорчайтесь. Тренируйте свою зрительную память Вы обязательно улучшите ее.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"

Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе....

Презентация к родительскому собранию "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ"

Родительское собрание - практику на тему: "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ" поможет обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины....

Конспект родительского собрания "Успешность обучения младших школьников. Помоги ему учится"

Конспект родительского собрания на тему "Успешность обучения младших школьников. Помоги ему учится."...

Родительское собрание"Значение памяти в обучении младших школьников"

В методической разработке предложены этапы, приёмы и методы работы над темой.Показана подготовительная работа учителя и психолога.Даны анкеты, тесты для детей и родителей.В конце собрания проходит реф...

Разработка родительского собрания на тему: "Роль домашнего задания в обучении младших школьников"

Разработка родительского собрания для родителей 2-го класса п о теме:"Роль домашнего задания в обучении младших школьников" с красочной презентацией познакомит с нормами САН ПИ к объему домашней работ...

Родительское собрание - практикум по теме "Успешность обучения младшего школьника"

Данный материал - методическая разработка родительского собрания - практикума по теме "Успешность обучения младшего школьника"...

Родительское собрание "Значение чтения в обучении младшего школьника".

Родительское собрание в 1 классе на тему "Значение чтения в обучении младшего школьника"....