Коррекционно-развивающая программа для детей не готовых к школьному обучению
рабочая программа по теме

     Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kor.programma.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа для детей не готовых к школьному обучению

Пояснительная записка

      Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве».  

      Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина).
    Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Актуальность программы 

     Коррекционно-развивающая программа для учащихся с низким уровнем готовности к школе является актуальной на современном этапе развития начальной школы, так как она способствует целенаправленному психологическому развитию учащихся.

    Анализ результатов обследования готовности к школьному обучению показал, что у учащихся  не готовых к школьному обучению низкий уровень развития психических функций  (памяти, внимания, мышления, моторики и координации движений, речи) учебной мотивации. Недостаточная развитость произвольности лежит за многими учебными затруднениями, за плохой дисциплиной, неумением самостоятельно работать в классе и дома.  
   
Прежде чем приступать к занятиям необходимо в течение месяца с начала учебного года:

 1. Провести диагностику актуального развития познавательных процессов, мышления, эмоционально-волевой сферы.

 2.  Организовать психолого-педагогическое наблюдение с це лью выявления основных, актуальных проблем  детей, возни кающих в учебной деятельности. На что, прежде всего стоит обратить внимание:  

•  темп деятельности, скорость включения ребенка в работу;  

•  утомляемость, как долго ребенок способен находиться в рабочем ритме;

•  принятие инструкции (письменной и устной);

•  принятие учебной задачи;

• реакции на оценку и отметку, как часто учитель использует дисциплинарные воздействия.

Цель программы: помочь ребенку поверить в собственные силы, способствовать стабильному формированию  и развитию качеств необходимых систематическому школьному обучению.

Задачи:

1. Развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление, речь)

2. Формирование познавательной и учебной мотивации

3. Развитие умений общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

Программа реализуется на основе психодиагностики (Семаго Н., Семаго М. Психолог-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. М., 2005 г.), которая проводится 2 раза. Первый раз при выявлении детей не готовых к систематическому школьному обучению, второй после проведенной коррекционной работы.

                                   

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,        психологического обследования.

 Организация занятий.

Занятия проводятся с группой, состоящей из 8-10 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия от 30 до 40минут в зависимости от желания и работоспособности детей. Программа состоит из 10 занятий

            Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев; столы для работы.

К концу занятий у обучающихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

- основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

- адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;

- адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

- повыситься:    

-  уровень работоспособности;

-  уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

- уровень развития памяти;  внимания,  мышления,

 - уровень  интеллектуального развития;

Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  2. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.
  3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
  5. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  6. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
  7. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
  8. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
  9. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988
  10. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
  11. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
  12. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
  13. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
  14. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
  15. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
  16. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
  17. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей -  М., 2003 г.
  18. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М.,  2002 г.
  20. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
  21. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
  22. Школьный психолог - М., 2003 г

           

Описание программы (10 занятий)

Занятие № 1

Задачи: раскрепощение участников, объединение в группу, установление положительных взаимоотношений между участниками группы, знакомство с правилами поведения во время занятий.

Вводная часть. Психолог, начиная занятие, использует стихотворный приём знакомства с правилами поведения на занятиях:

Чтоб было весело играть, пять правил нужно выполнять:

1. Игру всем вместе начинать;

2. По очереди отвечать, руга не перебивать;

3. Активным быть, всё выполнять;

4. По имени всех называть;

5. Друг над другом не смеяться и чаще улыбаться.

1. «Давайте познакомимся». Каждому ребенку предлагается назвать свое имя; то, как его ласково называют родители дома. Для этого ведущий вразнобой кидает всем участникам мячик. Их задача – поймать мячик, назвать своё имя и вернуть мячик обратно ведущему.

2.  «Поменяйтесь местами те, кто…..» Перед упражнением один стул из круга убирается так, чтобы в кругу осталось стульев на один меньше числа участников. Первым проводит упражнение сам ведущий. (Поменяйтесь местами те, кто любит мороженное, кто родился зимой, летом  и т.д.)

3. Продолжи узор. В тетрадях заранее прописывается какой-либо узор, детям предлагается его продолжить.

4. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлении. Выполнение сначала руками пооче редно, затем совместно. Упражнение повторяется 8-10 раз.

5. «Доброе животное». Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит:»Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, выдох два шага назад. «Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад».

Подведение итогов, прощание. Что больше всего понравилось на занятии? О чём расскажите дома родителям? Чему научились сегодня?

Занятие № 2

Направленность:  ориентация в пространстве,  развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата  и     двигательного анализатора.  

 1. «Сосед справа, сосед слева».  Ребенок, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей и представиться сам. Мяч должен побывать у каждого ребенка.

 2 . «Рисуем по клеточкам». (в тетрадях заранее прорисовывается узор)

 3. «Четыре стихии»

            Ход: Играющие стоят в кругу, ведущий договаривается с  ними,  если  он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз,  если  слово  «вода»  - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» -  вращение  руками  в  локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

 4.  «Дорисуй и проверь».  (Рисунок 1)

Раздать бланки, сложенные по середине так, чтобы видимой оставалась та часть рисунка, на которой изображены неполные фи гуры. Лист переворачивать запрещается.

Инструкция 1: Ребята, посмотрите внимательно на листок. На листе изображены неполные контуры геометрических фигур. Вам не обходимо угадать, какие фигуры хотел изобразить художник и дорисо вать их. Будьте внимательны, не торопитесь! Время выполнения 5 мин. После выполнения задания попросить открыть бланки так, что бы были видны обе части бланка.

Инструкция 2: Ребята, посмотрите на вторую половину лис точка. Там нарисованы те геометрические фигуры, которые должны были получиться у вас при дорисовывании. Возьмите цветной каран даш, сравните ваши фигуры с образцом и отметьте ошибки, если они есть. Будьте внимательны, в образце вы найдете секрет, кто его обна ружит, не говорите, а поднимите руку.

5. Перекрестное марширования.

Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой ру кой до противоположного колена, чередовать с односторонними каса ниями.

Подведение итогов, прощание. Что показалось интересным на занятии?

Занятие № 3

Направленность: развитие произвольности восприятия,  развитие произвольности внимания, ориентация в пространстве.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с уп ражнения на координацию.

1. «Нос-потолок-пол». Ведущий показывает движения, означающие следующие слова:

Нос – ведущий кладёт указательный палец на свой нос;

Потолок – поднимает указательный палец вверх;

Пол – опускает указательный палец вниз.

   Дальше ведущий предупреждает группу, что сейчас он в произвольном порядке будет называть вышеперечисленные  понятие, а задача участников их показывать так, как он только что продемонстрировал. При это ведущий будет путать детей, называть одно, а показывать другое. Кто ошибется, выбывает из игры. Оставшихся 3 детей поблагодарить за внимательность.

 2. «Графическая сказка».

Инструкция: Ребята, сегодня на занятии я расскажу вам сказку. Вы будете историю не просто слушать. Услышав название какого-либо цвета, вы берете карандаш такого же цвета и закрашиваете квадрат в тетрадях. Спросить все ли поняли.

РЕПКА

Пришел дед в огород и стал копать землю чёрную (выделяйте интонационно названия цветов; если ребёнок забыл или не понял, что нужно делать, подскажите ему). Решил посадить репку желтую. Стала репка расти. Ботва у неё зеленая. Созрела репка. Стал деде репку тянуть. Лицо стало красное. Сбросил дед на землю фуфайку серую. Небо над ним голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Солнце над ними оранжевое. Сели дед с бабкой на скамейку коричневую. Позвали внучку. Прибежала внучка в платочке бордовом. Зовут Жучку, у неё язык розовый. Позвали Мурку, у неё шёрстка серая. Стали тянуть репку, тянули-тянули и вытянули. Наступил вечер синий. Достали горшок коричневый и сели есть кашу желтую. Попросить детей воспроизвести сказку с помощью цветовой картины в тетради.

 3. «Движение по 4-м направлениям и диа гоналям».

Упражнение совершается в медленном темпе только глазами, не поворачивая головы,  вправо - влево, вверх - вниз, по диагоналям. Каждое движение от 4 до 7 с, с фиксаци ей в крайних положениях.

 4. «Скажи наоборот»

Предложить подобрать к предложенным словам противоположные по значению слова: чистый, твердый, зима, мокрый, уронил, утро, больной, найти, холодный

5 . «Свеча». Исходное положение - сидя за партой.

Инструкция: Представьте, что перед вами большая свеча. Сде лайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу...

А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями воздуха...

Подведение итогов занятия.

Занятие № 4

Направленность:

•  Развитие произвольности восприятия.

•  Ориентация в пространстве.

•  Развитие моторики

1. «Узнай по голосу». Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встаёт в центр  круга и старается узнать детей по голосу. Ведущим должен побывать каждый ребенок.

2. «Лягушка».

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. Поочередно менять положения рук.

3. «Контуры».

Раздать бланки (Рисунок 2).

Инструкция: Ребята, посмотрите на ваши рисунки. Художник изобразил контуры различных предметов (животных) и спрятал их. Найдите по контурам то, что спрятал художник, и закрасьте найден ное цветными карандашами. Время выполнения 10 мин. Важно: Обеспечить самостоятельность деятельности.

4. «Кулачки».

Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальца ми. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ос лабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

5. «Аплодисменты» Дети сидят.  Ведущий подходит к одному из них и хлопает в ладони. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему, игра продолжается до тех пор. пока не будут охвачены все дети. 

 Подведение итогов занятия.

Занятие № 5

Направленность:

•  Развитие произвольности внимания.

•  Развитие мышления.

1. «Ветер дует на ….».  Ведущий предлагает игру «Ветер дует на того, кто …  любит читать, хороши рисует и .д.». Если ребенок узнал себя, то он должен встать. Роль ведущего выполняют все дети по очереди.

2. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлении. Выполнение сначала руками пооче редно, затем совместно. Упражнение повторяется 8-10 раз.

3. «Графический диктант». В тетрадях. Упражнение основано на психологической методике «Графиче ский диктант». Необходимо приготовить рисунок по клеточкам (ломаная линия с повторяющимися элементами или замкнутая ломаная линия). По вторить с детьми право - лево.

4. «Летает- не летает»   Ведущий называет различные предметы. Если летает, то детям нужно подпрыгнуть, не летает – хлопнуть: чашка, бабочка, гиря, мяч,  самолёт, стул, сон, ракета, варежка, гусь, снег, лампочка, картошка, пыль.

5. «Зеваки» Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в противоположную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Кто запутался или ошибся выходит из игры и садится на стульчик. Играют до оставшихся 2-3 детей.

6. «Шалтай-болтай» Ведущий медленно читает стихотворение: «Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне». Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» они резко наклоняют корпус тела вниз.

Подведение итогов занятия. Какое задание вам понравилось больше всего? Какое  задание была легко выполнять? Какое трудно?

Занятие № 6

Направленность:

•  Развитие мышления.

•  Ориентация в пространстве.

•  Развитие произвольности запоминания.

•  Развитие произвольности внимания.

1. «Какая рука у соседа». Дети стоят в круге держась за руки. Участник поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, добрая ит.д.)  

2. Функциональное упражнение «Руки— ноги». И.п.— стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями рука ми и ногами. Цикл прыжков повторить несколько раз.

Левая рука вперед, правая рука назад + Правая нога вперед, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука назад + правая нога впе ред, левая нога вперед.              

 3. Составление схем слов под диктовку. В тетрадях. На слове РАК тренировка. Произнесите хором медленно слово РАК, а я под вашу диктовку запишу это слово кружками. Рисовать на доске. УМ, СОК, ЛИСА, СОСНА, ЗВЕЗДА

4.  «Скопируй точки». (Рисунок 3 ) Раздать бланки

Инструкция: Ребята, посмотрите на ваши листочки, они разде лены на две части. В левой части нарисованы точки, расположенные над и под чертой. Посмотрите внимательно. В правой части точек нет. Вам нужно в правой части листа нарисовать точки в таком же ко личестве и на тех же местах, что и в левой части. Повторить инструкцию два раза. Возьмите карандаши, время выполнения 5 минут. Начали.    

5. «Любопытная Варвара».      

Ведущий: «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное поло жение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, вы дох— пауза. Любопытная Варвара , Смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед —  Тут немного отдохнет.  Шея не напряжена, а расслаблена».

Ведущий: «Теперь поднимите голову вверх. Посмот рите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряг лась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. А Варвара смотрит вверх!  Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена».

Ведущий: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. А теперь посмотрим вниз  Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно — Расслабление приятно!  Шея не напряжена  И расслаблена

6. «Солнышко, заборчик, камешки» Ведущий командует играющим: «Солнышко! Камешки! Заборчик! Камешки!» И так далее. На команду «Солнышко!» дети поднимают руки и растопыривают пальцы. По команде «Заборчик!» ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Руки сжаты в кулаки – это «Камешки!» Темп команд постепенно увеличивается. Кто отстал или сбился, выбывает из игры. Побеждает оставшийся.    

Подведение итогов занятия. Какое задание вам понравилось больше всего? Какое  задание была легко выполнять? Какое трудно?

Занятие № 7

Направленность:

•  Развитие мышления.

•  Ориентация в пространстве.

•  Развитие произвольности запоминания.

•  Развитие произвольности внимания.

1. «Передай по кругу». Дети передают друг другу воображаемые предметы: горячую картошку, бабочку и т.д. (пантомимикой).

2. «Движение по 4-м направлениям и диа гоналям с дыханием».

На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответст вующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдо хом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях - вправо -влево, вверх - вниз, по диагоналям. Каждое движение от 4 до 7 сек., уп ражнение выполняется со слегка прикушенным языком.  

3. «Графический диктант». В тетрадях. Упражнение основано на психологической методике «Графиче ский диктант». Необходимо приготовить рисунок по клеточкам (ломаная линия с повторяющимися элементами или замкнутая ломаная линия). По вторить с детьми право - лево.

4. «Перекрестное марширование».

Упражнение выполняется возле парт. Ребята медленно шагают на месте, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противо положного колена, чередовать с односторонними касаниями.

5. «Раскрашивание фигур» (Рисунок 4)

Внимательно рассмотрите эти фигуры и найдите среди них одинаковые. Одинаковые фигуры нужно закрасить одним цветом. Проверить правильность выполнения.

6. «Разведчики». В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.

Подведение итогов занятия.

Занятие № 8.  Направленность:

-  развитие образной памяти и логического мышления

  -  развитие мелкой моторики руки,

  - словарного запаса.

1. «Поменяйтесь местами те, кто…..» Перед упражнением один стул из круга убирается так, чтобы в кругу осталось стульев на один меньше числа участников. Первым проводит упражнение сам ведущий. (Поменяйтесь местами те, кто любит гулять, плавать, кататься на велосипеде, кто родился зимой, летом  и т.д.)

2. «Движение по 4-м направлениям с при влечением движения языка и дыханием». На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответст вующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях — вправо — влево, вверх - вниз. Каждое движение от 4 до 7 с, упражнение выпол няется с сонаправленными движениями языком.

3. «Волшебный карандаш». Раздать листы формата А4.

Инструкция: Ребята, сегодня мы с вами на некоторое время превратимся в волшебников. Я нарисую на доске линию или окруж ность или просто бесформенную фигуру, а вы превратите их во что-нибудь красивое, в какой-нибудь рисунок на своих листочках. Эле мент, нарисованный на доске, разрешается повторять много раз, если это необходимо для вашего рисунка. Время выполнения 10 мин.  Важно: Обеспечить самостоятельность деятельности. По окончании выполнения попросить ребят по одному предста вить свои рисунки и повесить их на доску. Затем обсудить и выбрать самые оригинальные рисунки.

4. «Лезгинка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторо ну, кулак развернут пальцами к себе, так, что большой палец указыва ет налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. Нужно одновременно менять поло жение правой и левой рук. Упражнение повторяется 6-8 раз. Доби ваться высокой скорости смен положений.

5. «Рисуем по клеточкам». (в тетрадях заранее прорисовывается узор)

6. «Свеча». См.занятие № 3

Подведение итогов занятия.

Занятие № 9

Направленность:

•  Развитие произвольности восприятия.

•  Ориентация в пространстве.

1. «Дружба начинается с улыбки». Перед упражнением ведущий настраивает группу на необходимый для дальнейшей работы лад следующими словами:»Конечно же, все смотрели мультфильм про Крошку Енота, который благодаря улыбке подружился со своим отражением в реке». Дети сидящие в круге берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят молча, по очереди самую добрую свою улыбку. После выполнения упражнения рекомендуется поблагодарить и похвалить всех участников.

2. «Восьмерка».

Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами горизонтальную вось мерку. Следовать закрытыми глазами за движениями пальцев. Про должать «рисовать», увеличивая размеры восьмерки. Отдохнуть, от крыть глаза. Сделать 6-8 повторений.

3.  «Нарисуй по описанию» В тетрадях. Стоял зеленый дом. Крыша у него треугольная, красная. Большое окно коричневое., а маленькое желтое. Дверь  синяя. Проверить правильность выполнения и  похвалить.

4. «Слова-антонимы» скажи наоборот: Холодный, чистый, мокрый, враг, день, зима, темно, легкий, редко, сел, уронил, высокий, твердый, старший, верх, утро, рано, больной, толстый, тонкий, нашел, близко.

5. «Графический диктант». В тетрадях. Упражнение основано на психологической методике «Графиче ский диктант».

6.  «Футбол».  Группу разделить на две части. Инструкция:  « Ребята! Сейчас мы разделим класс на 2 половины -правую и левую. Если я подниму левую руку, то хлопает в ладоши левая половина класса, если я поднимаю правую руку - хлопает в ла доши правая половина класса. Будьте внимательны! Если вы хлопаете не дружно, или ошибаетесь, значит, вам забили гол и очко присужда ется противоположной команде. Начали!»

Подведение итогов занятия. Какое задание вам понравилось больше всего? Какое  задание была легко выполнять? Какое трудно?

Занятие № 10

Направленность:

•  Ориентация в пространстве.

•  Развитие моторики.

•  Развитие произвольности восприятия.    

1. «Ласковое имя» Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

2. «Движение по 4-м направлениям с при влечением движения языка и дыханием». На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответст вующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях — вправо — влево, вверх - вниз. Каждое движение от 4 до 7 с, упражнение выпол няется с сонаправленными движениями языком.

3. «Запомни и запиши».

Инструкция: Ребята, сейчас я буду показывать вам карточки с буквами. Вы должны внимательно посмотреть на карточки, запом нить буквы и записать их в тетради. Внимание! Показывать буду один раз! Время предъявления 5-10 с, буквы должны быть печатными.

4. «Послушай и ответь».

Инструкция: Ребята, сейчас я прочитаю вам предложения, вы послушайте его внимательно и постарайтесь запомнить. После вам нужно будет ответить на вопросы к этому предложению. Будьте вни мательны, читаю только один раз.

Предложение начинать читать только если все готовы слу шать, темп чтения — невысокий. Ответы на вопросы можно попро сить записать в тетради, в этом случае задавать вопросы, не тре бующие распространенных ответов

На улице играли пятеро детей: Петя, Ира, Олег, Миша, Оля. Сколько было девочек? Вскоре пришли Дима и Вера. Сколько детей стало? Сколько среди них было мальчиков?    

5. «Графический диктант». В тетрадях. Упражнение основано на психологической методике «Графиче ский диктант».

6. «Чего и тебе желаю» В произвольном порядке по кругу, от участника к участнику перекидывается мяч со словами: «У меня лучше всего получается….(считать, петь, дружить и т.д.)чего и тебе желаю»

Подведение итогов занятия. Какое задание вам понравилось больше всего? Какое  задание была легко выполнять? Какое трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"

Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения...

Статья "Роль коррекционно-развивающих игр в воспитании детей с ограниченными возможностями".

laquo;Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок»....

Статья "Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения (в возрасте 7-11 лет)"

Пояснительная запискаДети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных услови...