"О детских страхах и фобиях"
статья по теме

  Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Существуют типичные страхи, свойственные детям в том или ином возрасте. В 2-3 года ребенок боится врачей, темноты, громких звуков. В 3-4 года появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. 

Каковы причины появления страхов?

Чем страхи отличаются от фобий? Разновидность фобий? 

Как справиться со страхами?    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_strahi_i_fobii.docx151.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

«О детских  страхах и фобиях»

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал бы чувство страха. Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Существуют типичные страхи, свойственные детям в том или ином возрасте. В 2-3 года ребенок боится врачей, темноты, громких звуков. В 3-4 года появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких.    

 Страх – основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления.

Страх – эмоционально заостренное (аффективное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия.

Виды страхов:

- реальные (возникают  в опасной, необычной ситуации),

- воображаемые (личностная особенность - тревожная мнительность).  

Причины страхов:

- биологическая предрасположенность – особенности свойств нервной системы ребенка, повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость;

- внутрисемейные причины – высокая тревожность родителей, запугивание, многочисленные запреты со стороны родителей;

- взаимоотношения со сверстниками – детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, ребенок боится быть униженным;

- развитое воображение, детская фантазия – ребенок сам придумывает себе предмет страха,

- конкретный случай, который напугал ребенка (например, укусила собака или долго находился в закрытом лифте).

 Ребенок постепенно, взрослея, наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Страх легко можно победить в начале его возникновения, но он может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем переходя в фобию.  Фобия и страх – принципиально разные вещи. Если естественный страх помогает организму приспособиться к экстремальной ситуации, то фобия, напротив, обезоруживает, делает человека подвластным внезапным приступам страха и даже паники, приводящие к психическому заболеванию. В этом случает нужно обращаться к психологу или психотерапевту за помощью.

Классификация фобий:

- клаустрофобия - боязнь замкнутого помещения (например, часто возникает, когда человека надолго оказывается запертым в кабине застрявшего лифта, после аварии на подводной лодке);

- агорафобия – боязнь открытых пространств (человек будет сидеть дома и предпочитает голодать, нежели идти в магазин);

- акрофобия - страх высоты;

- социофобии, связанные с общественной жизнью;

- эрейтофобия – страх публичных выступлений, страх покраснеть в присутствии людей и т.п.;

- нозофобии – страх заболеть каким-либо заболеванием (обостряется в период массовых эпидемий);

- танатофобия – страх смерти.

Для устранения страхов необходимо знать причины его вызвавшие и особенности личности ребенка. В большинстве случаев страхи с возрастом уходят сами, происходит интеллектуальная переработка волнующих тем и впечатлений, они теряют эмоциональную окраску и забываются.  Для выхода чувств и переживаний страха можно использовать следующие способы:  прорисовать страх или страшную ситуацию смоделировать с помощью игры. Эти способы позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую  и пугающую ситуацию, эмоционально отреагировать на нее, приобрести навыки и умения для повышения уверенности в себе, улучшить эмоциональное и физическое состояние.

Подготовил материал

педагог-психолог Лисюткина И.С.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

Программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии. Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Время. Продолжительность кажд...

Детские страхи.

Детские страхи. Что же это такое и как с ними бороться? Именно об этом и пойдёт речь в этой статье. Здесь собраны самые полезные рекомендации ведущих детских психологов и психиатров, даны ответы...

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Методическое пособие подготовлено для родителей дошкольников, а также родителей детей младшего школьного возраста. В нем затрагиваются вопросы, связанные с причинами возникновения детских страхов и пу...

"Детские страхи".

В статье говорится о видах детских страхов, о причинах и последствиях их возникновения....

Материал для родительского собрания "Детские страхи"

Материал содержит происхождение некоторых детских страхов и пути их преодоления. Подобраны  советы для родителей по преодолению этих страхов....

Детские страхи.

Советы родителям для преодоления детских страхов...

Детские страхи

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у...