Коррекционное занятие по моторике "Путешествие к доктору Айболиту"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Бородулина Наталья Владимировна

Среди детей дошкольного и младшего школьного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности во владении графомоторными умениями, которые лежат воснове процесса рисования и письма. Младший школьный и старший дошкольныйвозраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка. Развивается общая и мелкая моторика. но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные упражнения руками. При наличии таких трудностей ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторные умения, развивают мелкую моторику руки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие на развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Занятие на развитие моторики

Тема занятия: «Путешествие к доктору Айболиту».

Цель: Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели занятия:

  1. Развитие мелкой моторики  ( утончение движений пальцев рук, координация, стимулирующие упражнения: массаж кистей рук, работа с пальцами рук).
  2. Развитие пространственной ориентировки, коррекция внимания.
  3. Развитие визуального и кинестетического восприятия.
  4. Развитие математических понятий (точка, отрезок, вершина), моделирование плоских фигур по точкам, знакомство с построением геометрических фигур и косвенно – развитие мелкой моторики.
  5. Развитие зрительного и слухового восприятия, чувства ритма.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать общую и мелкую моторику
  2. развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления.

Образовательные: 

  1. развивать навык ориентирование на листе бумаги и в пространстве;
  2.  повторить пальчиковую гимнастику;
  3. обучать элементам самомассажа;
  4. закреплять понятия: вправо-влево, вверх-вниз;
  5. повторить свойства предметов ( цвет, форма).

Воспитательные:

  1. воспитывать положительное отношение к занятию;
  2. воспитывать умения осознанно выполнять инструкцию взрослого;
  3. воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого;
  4. воспитывать взаимопонимание и дружелюбие.

Аудитория: учащиеся 1 класса.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Оборудование:

  1. наглядный, раздаточный материал;
  2. плакат «Радуга настроения»;
  3. пипетки, баночки с водой, губки;
  4. палочки, пенопласт, цветные резинки;
  5. рисунки с лабиринтом;
  6. листы для выполнения графического упражнения, карандаши;
  7. магнитная доска;
  8. Крупа (рис, гречка);
  9. компьютер, диск релаксационной музыки «Шум моря».

   

Тема занятия: «Путешествие к доктору Айболиту».

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Здравствуйте  ребята! Я рада всех вас видеть на нашем занятии.

Прежде чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга.

Психологический настрой. Упражнение «Доброе тепло».

Встаньте вкруг. Возьмитесь за руки и передайте свое  тепло соседям. Тихонько пожмите руки рядом стоящим с вами соседом.

Упражнение «Радуга настроения»

А сейчас ребята, я хочу узнать с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. Посмотрите на доску. Мы сравним наше настроение с цветом. Выберите тот цвет, который бы соответствовал вашему настроению. Каждый ребенок на магнитной доске выбирает свой цвет настроения.

На сегодняшнем занятии мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Ак кому мы с вами отправимся , вы должны отгадать. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы должны ее отгадать.

Загадка.      

 Лечит маленьких детей

 Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Кто же это?  (Айболит)

Правильно! Сегодня мы с вами отправимся к доктору Айболиту! Увидим тех зверей, которые придут к нему лечиться. Послушаем, что же скажет им доктор Айболит  и как он будет их лечить? Но самое интересное ребята то, что мы с вами будем учиться сегодня у доктора Айболита его волшебным способам лечения

Разминка.

Но прежде, чем нам отправиться в путешествие к доктору Айболиту нам нужно подготовиться и размяться. Чтобы наши глазки хорошо видели, ушки хорошо слушали, а ноги не устали в пути, сейчас мы с вами выполним такое упражнение. « Я буду говорить слова, а вы будете отвечать намой вопрос – «да» и повторять движения за мной».

Упражнение «Вы готовы».

- Вы готовы глазки? – да! (поглаживание век)

- Вы готовы ушки? – да! (поглаживание ушей)

- Вы готовы ножки? – да! (поглаживание ног)

- Вы готовы ручки? – да! (поглаживание кистей рук)

Пальчиковая гимнастика.

Внимание девочки!

Внимание мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Чтоб готов был пальчик наш, сделаем ему массаж.

Потихоньку разотрем и к другому перейдем.

Чтоб крепка была ладошка, мы побьем ее немножко.

Постучали, а потом мы ладошку разотрем,

Ты потри ее еще, так чтоб стало горячо.

«Пальчики здороваются».

Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит

Будут пальчики дружить

В гости часто приходить.

Основная часть.

Ребята, а как вы думаете, на чем мы поедем к доктору Айболиту? Хотите узнать? Сейчас мы с вами будем рисовать.

Графический диктант «Кораблик».

Посмотрите, у вас на листочках стоит  точка. От этой точки мы будем начинать рисовать. Взяли карандаши и слушаем меня внимательно.

Что у нас получилось? – кораблик.

Мы отправимся в наше путешествие к доктору Айболиту на корабле. Быстро плывет наш кораблик по волнам. Пока мы плывем на корабле,  давайте попробуем пальчиком обвести волну. Музыкальное сопровождение «Звуки моря».

И вот, наконец, мы приплыли в сказочную страну, где живет доктор Айболит.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И зайчиха и лисица

И волчок и паучок

И медведица

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Первой к доктору Айболиту пришла зайчиха и стала жаловаться.

У меня болят глаза,

Ой, попала пыль туда.

А доктор Айболит ей отвечает:

Будешь капать капли в глазки

Походи пока с повязкой.

Упражнение с пипетками.

Ребята, все вы видели когда-нибудь, как закапывают капли в глаза? Авы сами умеете это делать? А хотите научиться? Только вместо лекарства у нас с вами будет вода. А закапывать ее мы будем вот в такие губочки. Посмотрите, на губочке нарисован глазик. У каждого на парте есть пипетка с водой, и тряпочка для того, чтобы вытирать воду, если вы нечаянно ее прольете на парту. Вы должны будете взять пипетку и аккуратно набирать воду из баночки и закапывать в губку, где нарисован глазик.

Хорошо ребята, молодцы! Все справились с заданием. Теперь вы умеете обращаться с пипеткой так, чтобы не пролить воду.

Следующей к доктору Айболиту пришла лисица и сказала:

Простудилась в воскресенье

Кашель, насморк - ем варенье.

Айболит ей отвечает:

Не варенье надо есть,

А укольчик сделать здесь.

Сейчас мы свами ребята тоже будем учиться колоть, но не иголками, а вот такими палочками. А воткнуть их надо в пенопласт, но не просто так, а в виде геометрической  фигуры. Перед вами образец геометрической фигуры. Вы должны посчитать – сколько углов у данной фигуры и взять столько же палочек. Затем воткнуть так, чтобы они соответствовали картинке. А уже потом надо взять резиночку такого же цвета и натянуть ее на палочки. Таким образом, у вас получится геометрическая фигура. Молодцы, у всех получилось!

Снова возвращаемся к доктору Айболиту.

И теперь к нему пришел волчок и сказал:

« У меня радикулит,

У меня спина болит,

Помоги мне Айболит!»

Доктор Айболит ему отвечает.

Чтобы спинка не болела

Потянуться нужно смело.

Давайте покажем волчонку, как надо прогнуться и потянуться.

 Упражнение «Будь внимателен».

Встаньте и внимательно меня слушайте: я буду показывать вам упражнения, а вы должны повторять за мной только те, которые я буду говорить, а не показывать. Сначала давайте вспомним все упражнения, а затем начнем. Молодцы ребята, садитесь. Продолжим наше занятие.

А теперь на прием к доктору Айболиту пришел паучок и сказал:

В паутине запуталась лапка

Помоги Айболит, мне не сладко.

Айболит ему в ответ:

Паутинку снимем осторожно

Снова и ходить и бегать можно.

Упражнение « Лабиринт».

Сейчас ребята мы с вами будем помогать паучку, выбираться из его паутинки. Будем показывать ему дорогу. У каждого из вас на парте лежат листочки с нарисованной на них паутинкой, а в середине паучок. Вы должны взять простой карандаш и нарисовать путь для паучка, от самой середины до самого края. Будьте внимательны, в паутине есть тупики. Если вы туда попадете вы должны будете вернуться из тупика и продолжить свой путь дальше, пока не закончится паутинка.

Молодцы, все справились с заданием!

Пальчиковая гимнастика.

Раз - кружок, два – кружок,

Раз -  шажок, два – шажок.

Наши пальчики шагают, на кружочки наступают.

Раз, два, три, четыре, пять

Ходят пальчики опять.

От мизинца - до большого,

А потом к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

Давайте продолжим наше занятие. А теперь к доктору Айболиту пришла медведица и сказала:

Я варила Мишке кашу

И рассыпала крупу

Перемешалась вся крупа

Разболелась голова

Не понятно, что к чему

Ну никак я не пойму.

А доктор Айболит ей говорит:

Ты медведица устала

Отдохни, и все сначала.

Упражнение с крупой.

Давайте ребята поможем медведице разобраться и перебрать крупу.

Посмотрите у вас на столе стоят подносы с перепутанной крупой. Вам нужно сейчас рассортировать крупу. Гречневую крупу в одну баночку, а рис в другую. Начали!

Мы крупу перебираем,

Медведице помочь хотим.

Мы с закрытыми глазами,

Рис от гречки отличим.

Молодцы ребята! Все справились с заданием.

Но вот наше путешествие подошло к концу. Мы отправляемся обратно на нашем корабле.

Релаксационное упражнение: «Путешествие на корабле».

Закройте глаза и представьте себе. Светит солнышко яркое и теплое. Дует легкий ветерок. Он ласково обдувает вам лицо. Вам тепло и хорошо. А наш кораблик плывет по волнам большого моря. Нам хорошо. Наш кораблик ведет опытный капитан. А теперь откройте глаза и расскажите, что вы себе представляли, когда плыли на корабле.

«Радуга настроения»

Ребята, а давайте узнаем, изменилось ли ваше настроение в конце занятия?

Заключительная часть.

Подведения итогов занятия.

Каждый учащийся высказывает, что ему понравилось, запомнилось, чему он научился.

Наше путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам наше занятие? Давайте же вспомним, у кого в гостях мы сегодня были? И кого же лечил доктор Айболит? Понравилось ли вам учиться у доктора Айболита? Ребята, скажите, а какие упражнения вам больше всего понравились? А какие вызывали затруднения?

Молодцы, теперь вам не страшны никакие болезни, самое главное, мы с вами научились делать очень важные упражнения, которые пригодятся вам в будущем.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа доктора Айболита или будьте здоровы!!!"

Разработка внеклассного занятия "Школа доктора Айболита  или будьте здоровы!!!"...

«Мы за здоровый образ жизни. Встреча с доктором Айболитом».

Развитие интересов и способностей учащихся, удовлетворение их потребностей в познании, общении, практической деятельности, мероприятие способствует восстановлению сил и укреплению здоровья. Развивать ...

Внеклассное мероприятие "Советы доктора Айболита", выступление агитбригады

Дети в своем выступлении рассказывают, как правильно питаться...

Советы доктора Айболита. Питаемся правильно

Урок здоровья по курсу "Педагогика здоровья". Увлекательное театрализованное занятие для учащихся 1-4 классов....

Конспект урока "Уроки Доктора Айболита" 1 класс

В нашей школе регулярно проводятся Недели Здорового Образа Жизни. Мы подбираем материалы о здоровьесбережении, учитывая возрастные особенности детей. К конспекту урока прилагаются иллюстрации - раздат...

«В гостях у доктора Айболита»

Внеурочна деятельность...