Внимание! Детская агрессия.
статья (4 класс) по теме

Осипова Любовь Степановна

О детской агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

ВНИМАНИЕ! ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ!

 

Агрессия (в наиболее общем определении) - это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную(словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения).

 

Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Агрессивное поведение в детском возрасте - достаточно обычное явление.

 

Агрессия ребёнка может быть направлена:

 

      на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);

      на близких людей;

      на животных;

      на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);

      на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);

      на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).

 

Мотивы агрессивного поведения у детей

 

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты. "Психологическая защита" - специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты - устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать "виновного" и продумывает способы мести (становится агрессивен).

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7-10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.

 

Как вести себя с агрессивным ребёнком

 

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

 

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию

 

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

      просто "не замечайте" реакцию ребёнка (подростка);

      выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";

      переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);

      позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".

 

КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка и подростка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения.

 

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка

 

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

      "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);

      "Ты злишься?" (констатирующий вопрос);

      "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);

      "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

      "Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).

 

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

 

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции

 

Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

 

Старайтесь:

 

      не повышать голос, не кричать, не устрашать;

      не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";

      не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

      не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;

      не оценивать личность ребёнка или его друзей;

      не использовать физическую силу, не угрожать;

      не читать нотации, проповеди;

      не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

 

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

 

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка

 

Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем.

 

Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию,

используйте следующие варианты поведения с ним:

 

      "Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка);

      позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;

      предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

 

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться "по-своему", инцидент будет исчерпан скорее.

 

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение

 

В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка).

 

Воспользуйтесь следующими приёмами:

 

      выдерживайте паузу (выслушивайте молча);

      тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);

      внушайте спокойствие жестами, мимикой;

      шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера")

 

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие - искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

 

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения  лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

 

      игнорирование;

      переключение внимания;

      "изящный уход".

 

Изящный уход - это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

 

Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра - самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы детского развития: детская агрессия

Рекомендации и правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции  детей. Подборка групповых занятий, подвижных игр, игр для преодоления детской а...

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...

Агрессия у детей. Причины и последствия детской агрессии.

Выявить и понять причины агрессии у детей школьного возраста. Почему возникает агрессия? Как можно с ней справиться?...

Родительское собрание " Детская агрессия и жестокость в детском мире"

Данный материал знакомит с видами и причинами детской аргессии...

Родительское собрание на тему: "Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией"

Приложение №3. к Программе по работе с родителями. Родительское собрание на тему: Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией. (4 класс). Форма проведения: круглый стол....