Главные вкладки

    Программа развития универсальных учебных действий
    статья по теме

    Оболенская Наталья Анатольевна

     

    Программа развития универсальных учебных действий – один из базовых документов, призванных конкретизировать требования к результатам предшкольного и начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ.

    Программа  необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе и обеспечения  преемственности образования. Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

    Разработка Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного образования позволит планировать результаты образовательного процесса, задать критерии и  показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения.

    Программа должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе предшкольного и  начального образования.

    Социальная структура взаимодействий в учебной ситуации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vvedenie.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Введение

    Программа развития универсальных учебных действий – один из базовых документов, призванных конкретизировать требования к результатам предшкольного и начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ.

    Программа  необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе и обеспечения  преемственности образования. Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

    Разработка Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного образования позволит планировать результаты образовательного процесса, задать критерии и  показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения.

    Программа должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе предшкольного и  начального образования.

    Социальная структура взаимодействий в учебной ситуации.

    II. Основная часть

    1. Сущность познавательных универсальных учебных действий.

    К середине прошлого века в стране была создана одна из лучших в мире систем школьного образования. Мы обоснованно гордились ее достижениями. Но ничто, даже самое лучшее, не может существовать не развиваясь. В противном случае начинается застой. Это положение в полной мере относится и к системе образования.

    Неудовлетворенность значительной части общества качеством общего образования, понимание того, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников, выразились, в конечном счете, в стремлении общества и государства сформировать новую, опережающую модель развития российской школы.

    Что показал опыт работы по совершенствованию школьного образования в начале нынешнего века? Прежде всего то, что решать задачи развития школы необходимо комплексно и системно. Разрабатывать требования к реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений без создания соответствующей нормативной базы – бессмысленно. 

    Для решения поставленных задач был создан Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в ее истории.

    Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для достижения стратегической цели развития российского образования – повышения его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих
    конкурентоспособность отечественной школы, ее готовность к новым социальным задачам: консолидации общества, формированию российской идентичности. Данный документ будет определять не только содержание образования, он будет нормировать практически все важнейшие стороны работы школы, во многом определять весь уклад школьной жизни - это конституция школьной жизни, определяющая место и статус школы.

    Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

    В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. 

    Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

    - необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

    - необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

    - возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.

    2. Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования являются:

    -наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организовывать свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
    - появление самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной творческой деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

    - становление ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности доброты свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося, готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

    -осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт.
    -сформированность эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру отечественной мировой художественной культуры, cстремления к творческой самореализации;

    -появление ответственного отношения к сохранению окружающей cреды, к себе и своему здоровью.

    Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса. 

    Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающие переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Процесс глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.

    Образовательный процесс осуществляется на основе учебников, в которых связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена.

    Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, ее народ и историю осуществляется в процессе приобщения детей к отечественной культуре - выдающемуся явлению в мировом  искусстве.

    Уважительное отношение к истории и культуре разных народов формируется в ходе знакомства с национальными традициями, выявления общих тенденций развития, взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

    Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных и межличностных отношений осуществляется на основе постижения произведений разных направлений жанров, стилей музыки. Вхождение в позицию героя, сопереживание его действиям способствует воспитанию у ребенка симпатии и оказывает непосредственное влияние на построение школьниками собственных жизненных смыслов, целей и перспектив.

    Развитию у ребенка диалектического подхода к осмыслению явлений жизни способствует наблюдение за становлением образов во времени, их сопоставлением, столкновением, преобразованием в характере.

    Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте обеспечивается приобщением к вершинным достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры в исполнением выдающихся музыкантов, лучших музыкальных коллективов России и мира.

    Формирование у школьников познавательных универсальных учебных действий обеспечивается содержанием учебного материала и системой методов организации учебных занятий школьников. Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи способствует изучение произведений, в которых отстаиваются главные ценности жизни: свобода и независимость своего народа, родной земли, счастье родных и близких. Методика работы предусматривает взаимодействие между учащимися в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом; в объединении усилий при выполнении творческого задания; в совместном поиске ответа, требующего догадки, коллективно-распределительной деятельности при работе в группах; проведении экспериментов, выполнении заданий направленных на выработку привычки прислушиваться к мнению одноклассников.

    Регулятивные универсальные учебные действия формируются в ходе выполнения заданий, в которых школьники учатся: по значкам-заголовкам и заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу; контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности.

    Эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.

    Формировать познавательные универсальные действия учащихся можно и на уроках и во внеурочное время, предлагая им разнообразные задания творческого характера. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира.

    Для осуществления развивающих целей обучения я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.


    3.  Разработка системы оценки достижения планируемых результатов в рамках ФГОС второго поколения.

    По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.

    Изучила необходимый уровень достижения личностных результатов, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, спланировала изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий. На уроках включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам обнаруживать и формулировать учебную проблему.

    Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

    Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:

    1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
    2) 
    положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

    3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

    4) занимательность, необычное начало урока,  игровые и соревновательные формы, юмористические минутки. 

    Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю

    1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
    2) 
    предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашнего заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
    3) 
    практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

    Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок)

    1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок".

    2) необычная форма преподнесения материала.

    3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;

    4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

    5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;

    6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

    Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающему в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.

    Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет мне наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем. 

    Использую и другие методы. Это исследовательский метод, метод практических ситуаций на уроке, метод моделирования, дискуссионный метод, сюжетные игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей. 

    Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников, по моему мнению, является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие, дидактические.

    III. Заключение.

    Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

    Все дети могут успешно учиться если школа умеет учить.  Д. Левитас. Работая в школе, убеждаешься в том, что она сегодня очень быстро меняется, стремится идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения.

    Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения.

    Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

    IV. Список литературы:


    1. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007

    2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. – Ростов н/Д., 2000. 

    3 . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова. М., 2010г.

    4. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998

    5. Планируемые результаты начального общего образования./Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М., 2010г.

    6..Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006 

    7. А.В.Стасько «Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся» с.42-44. . Начальная школа» №1-2011г.

    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г.

    9. В.В. Шаповалов, « О познавательном интересе и приёмах его активизации», «Начальная школа» №7-2009г. с.26-29.

    10 Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерная Программа развития универсальных учебных действий в начальной школе

    Этот материал, сообщение и презентация, приготовлены на заседание РМО....

    ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к самора...

    Программа развития универсальных учебных действий

    Методика изучения сформированности личностных  УУД. Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивацииН. Г. Лускановой1.     Тебе нравится в школе?а) не...

    ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В презентации представлено: содержание стандартов второго поколения, функции УУД и их развитие....

    «Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального и основного общего образования»

    Выступление на  педагогическом совете по теме "Психологический  мониторинг уровня  развития универсальных учебных действий у обучающихся , осваивающих основную образовательную программу...

    "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" авторы Мой университет

    Содержание:ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО   ОБРАЗОВАНИЯ...

    Программа развития универсальных учебных действий для обучающихся начальной ступени обучения.

    Данная  программа является основой контроля за качеством деятельности по  формированию УУД, может быть использована при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов....