Уроки фантазирования
классный час (3 класс) на тему

Перетятько Елена Александровна

Урок учит фантазировать детей на разные темы. Урок построен на выполнении заданий: "Сказка"  или "не-сказка", "Думай о другом", "Да-нетки". Учащиеся познакомятся с понятием ПИ - инерция и выполнят упражнения, демонстрирующие ПИ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_fantazirovaniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:УРОКИ ФАНТАЗИРОВАНИЯ

Цель: учиться фантазировать

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.

  1. Введение в тему.

Инсценировка отрывка из рассказа Н.Носова «Фантазёры».

Вопросы для беседы:

- Чем занимались мальчики?

-Нравилось ли им это занятие?

-Зачем им нужно было фантазировать?

- Любите ли вы фантазировать?

- Многие люди любят читать и смотреть о том, чего не бывает: дети – сказки, взрослые – фантастику… Как вы думаете, почему?  

- Трудно или легко выдумывать – это мы узнаем сегодня на уроке?

4 . Выполнение задания «Сказка» или «не-сказка»?

- Для начала ответьте, чем отличаются сказки от не-сказок? (есть волшебство или волшебники, сказочные герои, предметы и т.д.)

- Чтобы наглядно продемонстрировать это узнайте, где будет сказка, а где нет.

Например:

«Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой яичница вкусная на завтрак»

«Пошла девочка в лес и напал на нее волк и съел»

«Во время урагана девочка перенеслась вместе с домиком в другой горо, потом за ней приехали родители и забрали домой».

_Ну, с этим заданием вы легко справились. А получится ли у вас сделать наоборот: из рассказа сделать сказку, добавив в неё волшебство.

Задание на карточках записан исходный сюжет.

1

«Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошёл в школу…»

2

«Сели дети смотреть телевизор. Посмотрели и выключили…»

3

«Пошла мама в магазин. Купила хлеб, масло, сметану и вернулась домой…»

  1. Выполнение задания «Думай о другом»

- На доске рисунок- это круг. В первой колонке таблицы вы должны сказать, что реально напоминает этот рисунок, во второй – ничего с ними общего. Вам надо подумать и доказать, что слово из второй колонки тоже может напоминать круг и в каких случаях.

Например:

Крокодил - напоминает круг по форме, когда кусает себя за хвост

Линейка - если линейкой очень быстро вращать в воздухе, похоже на круг

Молоток - сбоку торец РУЧКИ молотка круглый

Тетрадь - тетрадь свернута в трубочку

6. Беседа о психологической инерции (12-15 мин).

Цель данного этапа урока - дать понятие о психологической инерции (в дальнейшем - ПИ).

- Машина, даже если нажат тормоз, какое-то время продолжает двигаться, то есть едет «по инерции». Человек 'Гоже, выполняя какое-то действие, не сразу может переключиться на другое - действует «психологическая инерция»: продолжение привычных действий.

Например: ПИ «заставляет» искать карманы в новом пальто на том же месте, где они были в старой куртке; называть маму бабушкой после лета в деревнe; в гостях искать «СВОЮ» комнату на привычном месте; после серии примеров на сложение делать ошибки в примерах на вычитание и т. д.  

Примеры упражнений, демонстрирующие ПИ:

- Как глухонемой может объяснить в магазине, что ему нужен молоток?

(Дети показывают, как забивают гвоздь.)

 - А как слепому попросить ножницы?

(Большинство детей тут же начинает резать пальцами воздух, хотя слепой может и сказать.)

- Кто при Екатерине Второй ходил вверх головой?

(Дети дают ответы: «шут», «мухи» и т. д .), но прозвучало слово «вниз». Правильный ответ: «Все  люди».)

- Какое слово из 11 букв все дети, взрослые даже учителя пишут неправильно? (Конечно, слово «неправильно».)

- Как записать строчку цифр 5, не отрывая рук. (Нужно писать пятерки римскими цифрами.)

 Некоторые ПИ могут быть и несмешными: заигрался - выбежал на дорогу, получил двойку по контрольной, заблудился и др.

- Психологическая инерция помогает человеку выполнять привычные действия: преподносить ложку ко рту, завязывать не глядя шнурки и т. д. Приведите свои примеры

Задания группам

- Поборемся с ПИ. На вопрос, который ПИ отвечает «Да», вы должны ответить «Нет» и доказать свой ответ.

Примеры вопросов:

- Все рыбы плавают?

- Машина всегда обгонит пешехода?

- Днём всегда свело?

- У всех деревьев есть листья?

- Железо всегда тонет?

- Если закаляться, то никогда не заболеешь?

- Нет, не все рыбы плавают. Рыбу можно нарисовать,, она может быть жареная или вообще это может быть как название созвездия.

- Нет, днем не всегда светло. Во время грозы или солнечного затмения - темно, днем можно находиться  в комнате без окон и т. д.

        - К болезням относятся не только простуды. Даже закалённый человек может сломать руку или отравиться

Задачи «Да-нетки»

1.Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит её порезать, но не поперёк, а вдоль. Продавщица спрашивает «Вы что, пожарник?»- «Да» Как она догадалась?

(Он был в форме пожарника)

2. В пригороде Парижа. - кафе на улице. За столик садит молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию :«У  меня в кафе - диверсант». Как он об этом узнал?

(Человек был с парашютом.)

3. Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счетом 32:28. При этом ни один из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть?

(Играли женские команды, и все мячи были забиты баскетболистками.)

4. Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Мы постараемся помочь вам!» Аварии удалось избежать. Как это объяснить?

(Самолет еще не взлетел.)

5. Мальчик рассказывает: «Вчера был ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Укрыться от дождя на расстоянии мили от нашего дома негде - вокруг голая степь». Как такое может быть?

(Отец был лысым.)

6. У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен; потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который почему-то не посчитал нужным вмешаться. Почему?

(Дама шла пешком.)

  1. Итог урока.

- Понравился ли вам урок? Что запомнилось особенно, что вызвало у вас улыбку.

Предлагаю провести такой урок самим с родителями.

Задание 1

Из рассказа сделай сказку, добавив волшебство.

 «Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошёл в школу…»

 Задание 2

Из рассказа сделай сказку, добавив волшебство.

«Сели дети смотреть телевизор. Посмотрели и выключили…»

Задание 3

Из рассказа сделай сказку, добавив волшебство.

 

«Пошла мама в магазин. Купила хлеб, масло, сметану и вернулась домой…»

Как можно ответить на вопрос «НЕТ». Докажи свой ответ.

- Все рыбы плавают?

Как можно ответить на вопрос «НЕТ». Докажи свой ответ.

- Днём всегда свело?

Как можно ответить на вопрос «НЕТ». Докажи свой ответ.

- Если закаляться, то никогда не заболеешь?

Объясни:

1.Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счетом 32:28. При этом ни один из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть?

Объясни:

2. Мальчик рассказывает: «Вчера был ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Укрыться от дождя на расстоянии мили от нашего дома негде - вокруг голая степь». Как такое может быть?

Объясни:

3. Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Мы постараемся помочь вам!» Аварии удалось избежать. Как это объяснить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Возможности использования приёмов фантазирования на уроках русского языка при изучении частей речи

Статья содержит разработанную систему творческих заданий с использованием приёмов фантазирования на уроках русского языка....

Зачем учить фантазированию в начальной школе?

В наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации, когда не надо ничего додумывать, все можно увидеть на экране, далеко не у всех  детей развито воображение.Воображение – э...

Карта факультативного занятия «Юные умники и умницы» Тема: Фантазирование.

Цель: Научить детей фантазировать при помощи различных приемов. Развивать творческое мышление....